Курсовая с практикой на тему Цифровые образовательные ресурсы и их возможности на уроках истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы использования цифровых образовательных ресурсов на уроках
истории. 5
1.1. Понятие и виды
цифровых образовательных ресурсов. 5
1.2.
Использование разных форм цифровых образовательных ресурсов на уроках истории. 9
Выводы по первой
главе. 15
Глава 2.
Опытно-практическая работа по применению цифровых образовательных ресурсов на
уроках истории. 16
2.1. Диагностика
знаний учащихся по истории. 16
2.2.
Содержание работы на уроке с использованием цифровых образовательных ресурсов. 21
2.3. Анализ
результатов опытно-практической работы.. 25
Выводы по второй
главе. 27
Заключение. 28
Список использованной
литературы.. 30
Приложения. 33
Введение:
Актуальность. Использование цифровых образовательных
ресурсов как одного из основных направлений информатизации российского
образования определено в качестве приоритетного. Цифровой образовательный
ресурс – это информационный источник, содержащий графическую, текстовую,
цифровую, речевую, музыкальную, видео -, фото- и иную информацию, направленную
на реализацию целей и задач современного образования. В связи с этим необходимы
новые подходы к организации обучения и воспитания. Компьютерные и
коммуникационные технологии прочно вошли в образовательную практику педагогов.
Учащиеся лучше вступают в контакт, если видят в учителе компетентного,
современного человека.
В школе
многие преподаватели сталкиваются с проблемой не усвоения учащимися учебного
материала. А в контексте цифровых образовательных ресурсов знания приобретают
совершенно иные формы. Применение современных цифровых технологий позволяет
сделать урок интересным и более запоминающимся, что, в итоге, способствует
лучшему усвоению программного материала и успеваемости.
На
сегодняшний день в познавательном пространстве современной школы созрело
противоречие между тем, что сообщество требует от школы информатизации на
уроках истории и тем, что проблема формирования знаний учащихся к изучению
истории при помощи цифровых образовательных ресурсов разработана недостаточно.
Степень изученности проблемы
исследования. На
сегодняшний день практические проблемы информационного обеспечения учебного
процесса, разработки ЦОР представлены в работах В.В.Голубова, М.И. Жалдака,
Н.Д. Жилиной, В.М. Зуева, Е.В.Кашириной, A.B. Осина, H.A. Резник и др.
Объект исследования – процесс обучения истории.
Предмет исследования – цифровые образовательные ресурсы и
их возможности на уроках истории.
Цель исследовании – теоретически обосновать и
практически проверить возможности цифровых образовательных ресурсов на уроках
истории.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды цифровых образовательных ресурсов.
2. Изучить использование разных форм цифровых образовательных
ресурсов на уроках истории.
3. Провести диагностику знаний учащихся по истории.
4. Представить содержание работы на уроке с использованием
цифровых образовательных ресурсов.
5. Проанализировать результаты опытно-практической работы .
Методологическая основа исследования. Работы в сфере современных
информационных технологий в образовании (О.В. Бондаренко, Е.С. Полат, В.С.
Дятлова, Д.И. Хамидуллина); работы, рассматривающий применение цифровых
образовательных ресурсов (О.В. Алешина, А.А. Корженок, О.А.Миничи др.); научные
труды по разработке цифровых средств обучения (М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А.
Краснова и др.).
Гипотеза исследования: формирование у учащихся знаний на
уроках истории будет осуществляться более успешно, если в процессе обучения
использовать цифровые образовательные ресурсы.
Методы исследования: исследование литературы;
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для
определения научных основ исследования, методы изучения коллективных
педагогических явлений (анкетирование), диагностический срез знаний и умений
учащихся, апробация экспериментальных приемов обучения, обработка
экспериментальных данных с применением количественных (статистических и
математических) методов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Проанализировав
понятие и виды цифровых образовательных ресурсов, можно отметить, что цифровой
образовательный ресурс – это образовательный ресурс, который представляет собой
законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение
дидактической цели или на решение определенных учебных задач. Существуют разные
подходы к классификации и типологии цифровых образовательных ресурсов: в
соответствии с назначением, в соответствии с видом обучения, в соответствии с
методическим назначением, в соответствии с функциональным назначением, в
соответствии с дидактическими целями и в соответствии с формой организации
занятий.
Использование
цифровых образовательных ресурсов на уроке помогает повысить мотивацию обучения
детей, психологически облегчить процесс усвоения материала обучающимся,
расширить общий кругозор детей, повысить интерес к изучению истории и
успеваемости.
Применение
цифровых образовательных ресурсов способствуют повышению не только мотивации у
обучающихся к истории, но и повышению качества их обученности. Цифровые
образовательные ресурсы позволяют обучающимся не только получать новые знания,
но и развивать коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого,
оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. ЦОР способствуют
установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают работать как
в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая
испытывать чувство защищенности и взаимопонимания.
Итак, можно
отметить, что мы пришли к следующей гипотезе: формирование у учащихся знаний на
уроках истории будет осуществляться более успешно, если в процессе обучения
использовать цифровые образовательные ресурсы.
На
первоначальном этапе опытно-практической работы был проведен контрольный срез
знаний. В опытно-практической работе приняли участие учащиеся 8 класса в
количества 21 человека. Контрольный срез представлен в виде теста по теме
«Крымская война». В соответствии с результатами теста определяются 3 уровня
знаний учащихся: высокий, средний, низкий.
На
констатирующем этапе преобладает средний уровень знаний у детей по истории по
теме «Крымская война». Для того чтобы выяснить, как относятся учащиеся к
применению учителем ЦОР на уроках, какие виды работы, задания вызывают у них
интерес, было проведено также анкетирование среди учащихся. В анкетировании
также приняли участие 21 учащийся. Исходя из полученных данных в анкетировании,
можно сделать вывод, что использование цифровых образовательных ресурсов на
уроках истории необходимо, так как они играют ключевую роль в формировании учебных
навыков через мотивацию и развитие навыков мышления.
Вторым этапом
опытно-практической работы стал формирующий этап. На этом этапе с учащимися 8
класса был проведен урок с использованием ЦОР на тему «Крымская война».
С целью
определения эффективности проведенной работы по изучению истории Крымской войны
было проведено повторное диагностирование участников эксперимента. Был
использован тест с констатирующего этапа.
Исходя из
результатов теста на контрольном этапе, можно отметить, что было выявлено 4 учащихся
(19%) с высоким уровнем знаний по истории, 14 учеников со средним уровнем
знаний (66,7%). Также было выявлено 3 ученика с низким уровнем знаний по
истории, таких детей в тесте было 6 и более ошибок. Следовательно, заметна
положительная динамика по уровню знаний у детей по истории по теме «Крымская
война».
Итак, применение
ЦОР, активизировало учебно-познавательную деятельность учащихся, способствовало
развитию интереса к учебе.
Таким
образом, гипотеза подтверждена. Задачи решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования цифровых образовательных
ресурсов на уроках истории
1.1. Понятие и виды цифровых образовательных
ресурсов
В обстоятельствах
использования Федеральных государственных образовательных стандартов современный
педагог должен достаточно эффективно применять все актуальные средства, ресурсы
и интернет-сервисы для обеспечения достижения учащимися личностных, предметных
и метапредметных образовательных результатов.
Одним из
компонентов информационной образовательной среды большинства образовательных
учреждений в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом – это множество информационно-образовательных ресурсов, включая цифровые
образовательные ресурсы.
Под образовательным
ресурсом можно понимать запас, источник, средство, возможность для реализации образовательного
процесса. Выделяют три вида образовательных ресурсов: информационный,
электронный и цифровой [12].
Существует
несколько определений для цифровых образовательных ресурсов. Цифровой
образовательный ресурс – это образовательный ресурс, который является
законченным интерактивным мультимедиа продуктом, направленным на достижение
дидактических целей либо на решение определенной учебной задачи [3].
Еще одно
определение цифрового образовательного ресурса выделяет данные ресурсы в
качестве одного из видов электронных образовательных ресурсов. Цифровые
образовательные ресурсы — это подмножество электронных образовательных
ресурсов, которые воспроизводятся на компьютере [10].
В свою очередь
в своих работах Роберт И.В. и Лавина Т.А. под электронными образовательными
ресурсами (ЭОР) подразумевают совокупность научно-педагогической,
учебно-методической, нормативно-правовой, инструктивно-технологической
информации, представленной в электронных форматах, а также программных средств
и систем образовательного назначения [16].
Доктор
педагогических наук Горохова Л.И. под цифровым образовательным ресурсом понимает
представленные в цифровой форме фото-, видеоролики, статические и динамические
модели, объекты виртуальной реальности и интерактивы, карты, звук, текст и другие
образовательные материалы, нужные с целью организации образовательного процесса
[6].
Цифровой
образовательный ресурс является оперативным средством для визуализации в образовании,
помощником в отработке практического навыка учащегося, в организации и
актуализации знаний учащегося, а также в контроле и оценке выполнения домашних
заданий, в работе с диаграммами, таблицами, графиками, в редактировании текстов
и исправлении ошибок в творческих работах учащегося. Применение цифрового
образовательного ресурса открывает достаточно новые возможности для усиления
эффективности образовательного процесса [13].
Применение
цифрового образовательного ресурса в области обучения дает возможность учителям
качественно поменять содержание, методы и организационные образовательные формы.
Усовершенствуются инструменты образовательной деятельности, усиливается
качество и эффективность образования [9].
Цель любого цифрового
образовательного ресурса заключается в укреплении интеллектуальной возможности учащегося
в условиях информационного социума, а вместе с тем повышение качества
образования на всех уровнях образовательной системы [4].
Существуют
разные подходы к классификации и типологии цифровых образовательных ресурсов: в
соответствии с назначением, в соответствии с видом обучения, в соответствии с методическим
назначением, в соответствии с функциональным назначением, в соответствии с дидактическими
целями и в соответствии с формой организации занятий. Важно заметить, что указанные
классификации довольно условны и могут включать пересечения в разных классах
технологий.
Простые цифровые
образовательные ресурсы – это ресурсы, которые используются в качестве единого
целого, и не допускают делений на компоненты. К числу «простых» цифровых
образовательных ресурсов можно отнести: документации в формате MS Office, HTML,
PDF и др., изображения в формате JPEG, аудиозаписи, видеозаписи, отдельные
объекты образовательного курса, разработанного на определенных программных
платформах [8].
Сложные цифровые
образовательные ресурсы – это ресурсы, которые включают элементы, используемые
отдельно в качестве самостоятельных образовательных ресурсов. К числу «сложных»
цифровых образовательных ресурсов можно отнести: электронные учебные курсы по
определенному предмету (программе), систему тестирования, тематические каталоги.