Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Цифровая экономика: проблемы формирования в России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Сущностные (характерные) черты цифровой экономики 5
1.1. Сущность «цифровой» экономики 5
1.2. Регулирование «цифровой» экономики 9
2. Значение развития цифровой экономики 14
2.1. Роль цифровой экономики 14
2.2. «Цифровая» экономика как инструмент стратегического развития национальной экономики 17
2.3. Влияние цифровой экономики на занятость 19
3. Проблемы развития цифровой экономики 24
3.1. Цифровая трансформация РФ 24
3.2. Проблемы цифровизации экономики РФ 32
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 42

 

  

Введение:

 

Актуальность работы обусловлена тем, что «цифровая» экономика уже сейчас является неотъемлемой и важной частью современных экономических систем и является фактором развития экономики практически любой страны.
В узком смысле, «цифровая» экономика, это синтетическая экономика, существующая в многопользовательском виртуальном мире. Однако, на сегодня не существует четко признанного системного понятия цифровой экономики, недостаточно исследованы ее преимущества и недостатки, что значительно снижает уровень восприятия ее обществом и не дает в полной мере использовать ее возможности в важных видах экономической деятельности – все это обуславливает в частности актуальность данной тематики.
Цель работы, заключается в раскрытии сущности и особенностей формирования цифровой экономики в контексте ее влияния на эффективность, конкурентоспособность и развитие национальной и международной экономики.
Задачи:
• изучить сущностные (характерные) черты цифровой экономики;
• исследовать значение развития цифровой экономики;
• выявить проблемы развития цифровой экономики.
Объектом исследования работы является «цифровая» электронная экономика.
Предметом исследования работы являются различные аспекты «цифровой» экономики, а также раскрытие фактического и потенциального положительного и отрицательного влияние цифровых технологий на современный мир, на национальную и международную экономику.
Теоретико-методологической основой работы являются современные методологические парадигмы и доктрины электронной коммерции и экономики, а также комплексное научное использование системно-структурного, сравнительно-экономического, логического методов, а также метода интерпретации новых экономических понятий и концептов.
Проблемы развития цифровой экономики и трансформационных процессов, происходящим в обществе под влиянием цифровизации значительное внимание уделяли отечественные и зарубежные ученые, В частности В. Апалькова, С. Веретюк, П. Друкер, С. Коляденко, И. Карчева, Б. Кинг, Р. Липси, Л. Лямин, И. Малик, В. Пилинский, Ю. Пивоваров, К. Скиннер, Э. Тоффлер, В. Фищук, К. Шваб и др.
Несмотря на многочисленные научные исследования по развитию информационно-коммуникационных технологий и цифровой экономики, вместе с тем в условиях, когда цифровые технологии становятся все более совершенными и интегрированными, вызывая трансформацию общества и глобальной экономики, остаются недостаточно исследованными вопросы влияния цифровых технологий на развитие национальной и глобальной экономики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Резюмируя итоги работы, стоит отметить следующее.
Тотальная цифровизация, автоматизация и внедрение соответствующих технологий является естественным и закономерным процессом, а потому неизбежным. В тоже время сегодня ни у кого нет целостной картины будущего (ни ближайшего, ни отдаленного), а значит, результат предстоящих нам изменений не предопределен.
Рождение «цифровой» экономики настолько тесно связано с развитием новых технологий, что не представляется возможным обсуждать эти две темы отдельно друг от друга. Развитие технологий, безусловно, важно и создает необходимый базис для построения «цифровой» экономики, но является лишь необходимой предпосылкой.
При слиянии реального и виртуального миров образуется новый гибридный мир, в котором работают другие законы и правила, отличные от привычных нам сегодня. С этой точки зрения надо сказать, что нет такого явления как «цифровая» экономика, которое было бы отделено от остальной экономики (именно по этой причине в работе использовать кавычки при написании термина «цифровая» экономика). Итак «цифровая» (электронная) экономика – это экономика, существующая в условиях гибридного мира.
Необходимо признать, что в России сегодня нет условий для стихийного формирования зрелой «цифровой» экономики за приемлемый период времени – в первую очередь из-за технологического отставания и отсутствия критической массы экономических субъектов. Это значит, что государству необходимо стимулировать и направлять развитие «цифровой» экономики.
Цифровая трансформация способствует развитию мировой экономики за счет таких преимуществ, как: расширение масштабов торговли. Интернет позволяет даже новым или крохотным компаниям торговать продуктами по всему миру; повышение эффективности использования капитала. ИТ помогают снижать издержки, и, значит, повышать эффективность и производительность труда практически во всех секторах экономики; развитие конкуренции. Компании могут появляться и расти быстро, с относительно небольшими капитальными инвестициями; создание новых рабочих мест. При этом с развитием интернета возможности для трудоустройства у всех повышаются в разы (дистанционно могут работать, например, инвалиды, жители отдаленных районов и др.); повышение качества услуг и государственных услуг в частности. Например, с электронными услугами все можно сделать быстрее, дешевле. Во многих странах уже работают сервисы приема жалоб от жителей о любых проблемах в городе.
Помимо положительного влияния существуют и недостатки цифровой трансформации мировой экономики: цифровой разрыв между странами; угроза роста киберпреступности; чрезмерная концентрация власти на рынке и усиление монополий; отставание нормативно-правовой базы; существенные издержки, связанные с развитием цифровой инфраструктуры и трансформацией государственного аппарата.
Проанализировав основные аспекты цифровой трансформации экономики, можно сделать вывод: цифровая экономика является важнейшим двигателем инноваций, конкурентоспособности и экономического роста в мире, также характеризуется высокими темпами роста. Данная тенденция несет в себе не только положительные, но и отрицательные моменты. Основной проблемой, вызванной такими быстрыми темпами роста, является отставание правовой базы цифровой экономики от реальных потребностей рынка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Сущностные (характерные) черты цифровой экономики

1.1. Сущность «цифровой» экономики

Одним из феноменов современного мира является формирование и активное развитие цифровой (электронной) экономики. Последние два десятилетия принесли кардинальные изменения в отношениях и коммуникациях между всеми участниками рынка. Основой новых трендов является коммуникационно-информационные цифровые технологии на базе Интернета, которые уже сегодня сформировали сложное виртуальное экономическое пространство. По мере развития этого пространства меняются представления практически в каждом аспекте нашей жизни – от повседневных привычек, установок и потребностей, мотиваций в поведении, в фундаментальных понятиях связанных с личностью, взаимоотношения с другими участниками, с информационной безопасностью. Скорость изменений предъявляет высокие требования к традиционным иерархических институтам и структурам, к крупному бизнесу, заставляя или отвечать запросам современного общества или уйти с рынка.
Начальным этапом зарождения цифровой экономики (в 70-х годах ХХ века) было появление первых виртуальных товаров – компьютерных программ; вторым этапом следует считать перевод на электронные носители книг, аудио- и видеопродукции; третьим этапом, который окончательно создал среду для виртуальной экономики, стало появление сети Интернет с помощью браузеров (в 1991 году – WordWideWеb, в 1993 – Mosaic, в 1994 – Netscape Navigator, в 1994 – InternetWorks, в 1995 г. – Internet Explorer, в 1996 – Opera, в 2003 – Safari, 2004 – Mozilla Firfox, 2008 – Chrome), которая создала идеальную платформу как для распространения, так и для создания новых экономических инструментов – электронных денег, электронной торговли, электронного маркетинга и т.д .
Общеизвестно, что продавать товары с помощью сети можно оптом и в розницу. Покупатель заходит на сайт интернет-магазина и по представленным на нем описаниям товаров и их фотографиями, характеристикам выбирает понравившийся ему товар, используя личную виртуальную корзину. Выбранный товар доставляется покупателю в указанное при оформлении заказа место, или он осуществляет самовывоз товара со склада. Оплата товара в интернет-магазине может осуществляться с помощью пластиковых карт (VISA, Master Card и т.д., наличными средствами, с помощью одной из платежных систем сети Интернет «электронными» деньгами.
К основным характеристикам цифровой экономики относят следующее :
1. Стремительное распространение цифровых информационных технологий. В перспективе они оставят позади двухмерное пространство компьютерных мониторов и глубоко проникнут в сферу современной жизни.
2. Изменения поведения потребителей. Массовое распространение цифровых технологий трансформировало возможности и поведение потребителей. Впервые в истории человечества любой человек может создать электронную информацию, частное виртуальное пространство и владеть им, распространять и получать информацию в режиме реального времени без посредников и ограничений в пространстве и в глобальном виртуальном мире. Отсюда, взаимодействие бизнеса с потребителем в будущем станет принципиально иным. Произойдет переход от маркетинговой модели «проталкивания» продуктов к модели, позволяющей потребителям самостоятельно «вытягивать» необходимы информацию, продукты и услуги, то есть взаимодействием будет управлять потребитель.
3. Интерактивный маркетинг на базе социальных медиа-ресурсов. Новые маркетинговые бизнес-модели в виртуальной среде способствовал построению диалога с каждым потребителем, когда интерактивными и индивидуализированными становятся все этапы создания, предложения и продажи товаров и услуг.
Поэтому, современная экономика фактически становится дуальной. Это гибрид традиционной и новой цифровой экономики, в которой большинство участников взаимодействия представлены и одновременно ведут хозяйственную деятельность в реальном и виртуальном мире.
Цифровая экономика основана на знаниях, где значительная доля валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью, который состоит из обработки, хранения, получения информации и знаний, причем в этой деятельности участвует большая часть занятых работников. Итак, цифровая экономика – это электронная экономическая деятельность, где преобладает хозяйственная деятельность в сфере информационных услуг, их
производства и обмена, где основными ресурсами является информация и знания.
В некоторых источниках такую экономику называют сетевой (так как ее структура формируется из отдельных сегментов-сетей), цифровой или новой . Цифровую экономику можно рассматривать как единство нескольких составляющих:
1) основных сетевых провайдеров;
2) компаний, разрабатывающих программно-техническое обеспечение и ПК;
3) предприятий сетевых брокеров;
4) систем электронного бизнеса;
5) электронных рынков;
6) ИКТ;
7) подразделений ИТ (корпораций, транснациональных компаний, учреждений, предприятий) и др.
Предметом информационной экономики являются экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления информации (товаров и услуг, представленных в цифровом формате), и экономические законы, отражают развитие этих процессов.
Цифровая экономика принципиально иная, нежели экономика производства традиционных материальных благ и услуг: в цифровой экономике разрушаются привычные стереотипы хозяйствования, в том числе не работают ни закон стоимости, ни закон предельной полезности.
Например, в цифровой экономике, вопреки закону стоимости, производство продукта тем дешевле, чем больше накоплено необходимого для того экономического ресурса — информации; вопреки закону предельной полезности, получение дополнительной информации сопровождается уменьшением ее стоимости .
Итак, цифровую экономику отличают от традиционной следующие особенности: повышение оперативности принятия решений; усиление конкуренции на рынках; ускорение динамики, роста и объема бизнес-процессов; повышение роли интеллектуального труда; расширение возможностей предприятий; внедрение электронных платежных систем и систем электронного документооборота; движение ресурсов через телекоммуникационные сети; предоставление товаров и услуг в цифровом виде; появление нового типа предприятий – виртуальных; развитие управления на сетевой основе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы