Социально-культурная деятельность Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Чтение как форма детского досуга в советской России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Чтение как форма досуга в Советской России 5

1.1. Культурно-досуговая деятельность в советский период 5

1.2. Чтение как форма досуга советского человека 8

Глава 2. Чтение как форма организации детского досуга 13

2.1. Формы организации детского досуга в советской России 13

2.2. Становление детской литературы в советской России и ее влияние на досуг детей 17

Заключение 30

Список использованных источников 31

  

Введение:

 

Досуг, или свободное время, является одной из сторон жизни. В раз-ные эпохи был различным, иногда очень противоречивыми. Досуг имеет две функции: во-первых, это восстановление сил человека, поглощенных различными видами труда, а во-вторых — его духовное развитие. Эти же функции могут относится и к детскому досугу. Дети — наиболее уязвимая и зависимая часть общества, которая не может самостоятельно решать, ко-гда, сколько и как использовать свое свободное от основного занятия — учебы.

Чтение является одной из форм детского досуга, с помощью которо-го дети проводят свое свободное время и учатся относиться к жизни так или иначе на примере жизни литературных героев.

Одной из самых популярных форм проведения детского досуга в Советском Союзе было чтение. Традиционным регулятором чтения детей в дореволюционной России была семья. Однако, после революции 1917 года ситуация в корне изменилась

Государственная образовательная политика регулировала чтение де-тей. Комплекс мер по регулированию чтения в 1920-е—1930-е гг. вклю-чал: создание комиссии по детской книге в Наркомпросе; проведение экс-пертизы детских книг; выступление методистов перед педагогами с разъяс-нением модели руководства детским чтением; практику изъятия книг, не соответствующих воспитательным задачам. Специальный отдел комиссии составлял списки книг для внеклассного чтения, что также регулировало нормативное чтение школьников в летний период.

Государственная политика в отношении детского чтения выражалась в развитии и поддержке «правильных» детских периодических изданий. Во многих детских изданиях публиковали письма читателей, которые слу-жили источником информации о практиках досуга детей.

Степень разработанности проблемы. Механизм идейного влияния на подрастающее поколение через школу в той или иной степени рассматри-вался в работах историков и педагогов, сфера же досуга долгое время оставалась вне поля зрения исследователей. Вопросом чтения как формы детского досуга в советской России занимались Г.Д. Деев-Хомяковский, Ю.Г. Салова, А.В. Торшина и др.

Объект исследования: чтение.

Предмет исследования: чтение как форма досуга детей.

Цель: анализ чтения как формы детского досуга в советской России.

Задачи:

1. Выявить формы досуга советского человека;

2. Определить роль чтения как формы досуга советского человека;

3. Выяснить формы детского досуга в советской России;

4. Проследить историю становления детской литературы и ее влия-ние на детский досуг.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из популярных форм проведения детского досуга было чте-ние, которое контролировалось государством.

Регулирование детского чтения стало частью государственной обра-зовательной политики. Комплекс мер в 1920-1930-е гг. включал комиссию по детской книге при Наркомпросе; экспертизу детских книг; выступление методистов перед учителями для разъяснения модели управления детским чтением; практику изъятия книг, не отвечающих учебным задачам. Специ-альный отдел комиссии составлял списки книг для внеклассного чтения, что также стимулировало нормативное чтение школьников в летний пери-од.

Государственная политика в области детского чтения выражалась в развитии и поддержке «правильных» детских периодических изданий. Многие детские периодические издания публиковали письма читателей, которые служили источником информации о досуговых практиках детей.

Тем не менее, книга в советской России развивалась, появлялось множество новых детских авторов. В этих книгах показывались и объясня-лись многие политические процессы, а так же примеры поведения детей, достойных проживания в стране.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Чтение как форма досуга в Советской России

1.1. Культурно-досуговая деятельность в советский период

После революции 1917 года начинается качественно новый этап в развитии отечественной культурно-досуговой деятельности. Все ценности и достижения культуры были объявлены народным достоянием, церковь и государство отделились друг от друга.

Перекосы Пролеткульта начали исправляться после создания в 1920 г. Главполитпросвета, созданного при Наркомпросе. Произошла полити-зация культурно-досуговой деятельности при централизации управления сетью культурно-досуговых учреждений, ставшие одной из основ полити-ческого просвещения масс. На селе в большом количестве стали создавать-ся избы-читальни – будущие сельские клубы. Стали распространятся по-литические агитации как формы культурно досуговой деятельности. Са-мыми распространенными из них стали митинги, митинги-концерты, бесе-ды, читка газет с разъяснением, детские утренники. Стала развиваться ху-дожественная самодеятельность, в которой преобладал театр. Самостоя-тельные театральные коллективы могли включать в себя до 100 участни-ков в одном коллективе. Большое количество участников негативно повли-яло на качество репертуара и уровень деятельности. Об этом свидетель-ствует исследование 242 провинциальных кружков, проведенное Главпо-литпросветом в 1920—1922 гг. Оно отметило отрицательные последствия усиленной политизации общества: «отсекание классики», халтура, пош-лость, отсутствие квалифицированного руководства, отсутствие литерату-ры и др.» . Ставились не только пьесы классического репертуара, но и драматургические произведения советских авторов, инсценировки полити-ческих и революционных событий.

К концу гражданской войны в культурно-досуговых учреждениях распространились театрализованные формы: «живая газета», «политсуды» над Колчаком, Деникиным, Антантой и т. д. Распространились передвиж-ные формы культурно-досуговой деятельности: агитпоезда, агитпароходы, агитповозки и т. д.

В 20—30-е годы XX в. в СССР получили распространение идеи кон-структивизма в самых различных сферах жизни общества: архитектуре, переустройстве быта и досуга, что повлияло на развитие культурно-досуговой деятельности. Попытки создания домов-коммун явились наглядным воплощением популярности реконструкции быта и досуга на коллективистских основаниях. Здоровый социалистический быт и досуг предпочитались различным вредным привычкам и занятиям (например, пьянству, азартным играм). Распространялся предельный рационализм и обобществление всех форм жизнедеятельности.

В период НЭПа (1921—1925 гг.) культурно-досуговая деятельность получила новый толчок, связанный с усилением просветительного компо-нента вместо прямого агитационного воздействия. Формы культурно-досуговой деятельности очень изменились: появились коллективные чте-ния, вечера воспоминаний, вопросов и ответов, иллюстрированные докла-ды, политаукционы, политтир, политлотерея и т. д. Стал пропагандиро-ваться здоровый быт, организации отдыха и развлечений. Появились но-вые праздники и обряды, семейные вечера, вечера молодежи. В художе-ственной самодеятельности стал популярным классический репертуар.

В период после НЭПа до Великой Отечественной войны произошла полная реорганизация на селе изб-читален в сельские клубы. Художе-ственная самодеятельность стала копировать профессиональное искусство. На смену «синей блузе» и «живой газете» приходят театры рабочей моло-дежи (ТРАМы). Появляется «шефство» профессионального искусства над любительским, расширяется жанровый состав художественной самодея-тельности. Вместе с драматическими, хоровыми, музыкальными коллекти-вами распространились изостудии, танцевальные коллективы . Перед вой-ной появиласьформа активизации самодеятельного творчества — смотр ху-дожественной самодеятельности.

Сеть культурно-досуговых учреждений типа в советский период зна-чительно изменилась. В послевоенный период культурно-досуговая дея-тельность стала осуществляться в рабочих и сельских клубах, Домах куль-туры, позже в литературных и молодежных кафе, клубах работников ис-кусств, молодежных центрах досуга и т. д. После социалистической рево-люции культурно-досуговые учреждения стали катализаторами влияния культуротворческой деятельности на процессы жизнетворчества «по зако-нам добра и красоты». Благодаря этому в 20-е гг. XX в. появилась клуб-ная драматургия как способ переработки литературно-художественных произведений для клубов и самодеятельных театров: «коллективное созда-ние сюжета, воспроизводимого во время действия и связанного со злобо-дневными жизненными проблемами самих участников театра» .

Театр пронизывал всю культурно-досуговую деятельность, способ-ствуя созданию социокультурной среды как эстетической формы освоения действительности. Даже в решении задач новой экономической политики стали появляться самодеятельные эстрадные театры «Синяя блуза», агит-бригады.

В послевоенный «доперестроечный» период основной акцент в куль-турно-досуговом «жизнестроительстве» делался уже на мифологизации и поэтизации советского прошлого и настоящего для обеспечения социаль-ного воспроизводства все новых поколений строителей коммунизма.

В послевоенное время появилась такая театрализованная форма ра-боты как тематические вечера, синтезирующие документальный, «жизнен-ный» материал и разнообразные художественные средства. Огромной по-пулярностью среди телезрителей стали пользоваться своеобразные теле-версии этой формы — телепередачи «От всей души», посвященные про-славлению «обычных» современников, являющихся в то же время героями и подвижниками.

Получила широкое распространение и организация культурно-досуговой деятельности по месту жительства; большое внимание уделя-лось при этом досугу детей и подростков. Создавались детско-подростковые клубы по месту жительства; детские спортивные и игровые площадки во дворах микрорайонов. Достаточно разнообразной была сеть культурно-досуговых учреждений, ведущих работу с детьми, подростками и молодежью: Дворцов и Домов пионеров, Домов пионеров, Домов моло-дежи и т. д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы