Курсовая с практикой на тему Черты викторианской готики в романе Брэма Стокера «Дракула». Рассмотрим и на образах и на декорациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Готический роман как основа творчества Брэма Стокера. 5
1.1. Понятие готического романа. 5
1.2.
Жанрово-стилевые черты готических произведений. 8
Глава 2.
Готические мотивы в романе Брэма Стокера «Дракула». 12
2.1. Пейзаж викторианской готики в романе. 12
2.2.
Готические герои в романе. 20
Заключение. 26
Список
литературы.. 27
Введение:
Актуальность данного
исследования определяется необходимостью понимания британской литературы,
которая отражает направление социокультурных исследований в мировой литературе
и вносит важный вклад в формирование приоритетов общечеловеческих ценностей.
Научная новизна работы
обусловлена недостаточной изученностью творчества Брэма Стокера с одной
стороны, и ростом интереса к викторианскому готическому роману с другой.
Готическая традиция
является одним из важнейших элементов развития американской литературы на
протяжении XVIII–XX веков, на разных этапах истории американской словесности.
Это устойчивый
исторический литературный феномен, зародившийся во второй половине XVIII –
начале XIX вв., когда в зарубежной литературе зародился «готический роман»,
сочетающий в себе желание изобразить современный мир с желанием показать
загадочный, мистический, сверхъестественный и страшный мир, восходящий к
таинственному прошлому.
Кризис традиционного
культурно-исторического сознания вызвал поиск новых художественных приемов,
сюжетов и персонажей и неизбежно привел к появлению принципиально новых явлений
в американской художественной жизни. Одним из наиболее радикальных открытий
является появление и формирование важных и продуктивных так называемых
готических традиций в американской литературе следующих столетий.
По словам Т. Н Денисовой:
«характерными чертами «новейшей готики» являются: творческое переосмысление и
обновление жанровых доминант, отдельных стереотипов и штампов, устоявшихся в
рамках данной литературной традиции, акцентирование кризисных состояний
человеческого разума, психики, описание деградации, распада мира, разрушение и
саморазрушение» [3].
Среди писателей, которые
относятся к готической традиции в литературе, можно выделить: Эдгара Аллана По,
Говарда Филлипса Лавкрафта, Брэма Стокера, Стивена Кинга, Уильяма Фолкнера,
Фланнери О’Коннор, Юдору Уэлти, Натаниэля Готорна, Мэтью Грегори Льюиса.
Актуальным проблемам
эволюции готической традиции в мировой американской литературе посвящены труды
отечественных, российских и зарубежных ученых, таких как: В. Э. Вацуро, Т. Н.
Денисова, Г. В. Заломкина, Я. Н. Засурский, Н. В. Колядко, М. Ю. Лотман, Е. М.
Макарова.
Целью работы является
выявление основных идейных тенденций и эстетических основ творчества Брэма
Стокера на основе анализа проблематики, специфики художественного метода,
жанровой природы и стиля ее романов экспериментального готического цикла.
Для достижения данной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. Привести обзор процесса становления
готического романа.
2. Выделить ключевые художественные
особенности готического романа, приводимые исследователями.
3. Определить отличительные черты
индивидуальной писательской манеры Брэма Стокера.
4. Выявить специфику готической составляющей
в творчестве писателя,
5. Изучить жанрово-стилевые черты готической прозы
Брэма Стокера.
Объектом исследования является
роман Брэма Стокера «Дракула». Предмет исследования – отражение
готических тенденций в романе Брэма Стокера «Дракула».
Новизна работы
заключается в рассмотрении готических приемов в викторианском романе Брэма
Стокера «Дракула».
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы,
приложения.
Заключение:
Подводя итог данной
работе, отметим характерные особенности типично готического романа, которые
легли в основу «Дракулы» Брэма Стокера. Они заключены, несомненно, в декорациях
– робы, полуразрушенный замок, дикая, далекая страна. Но основное отличие в
готическом романе, как и во всех ранних произведениях готики видится в рождении
новой женщины, столь не характерной для викторианской эпохи.
Это можно рассматривать
как достижение само по себе для Мины, потому что ее работа была признана мужчинами
в ее обществе. Поэтому Мина может стать воплощением Новой Женщины в будущем.
Она символизирует как лидера, так и материнскую фигуру, поэтому она берет на
себя как домашние, так и независимые роли для женщин. Она приводит мужчин к
Дракуле благодаря своей выдающейся работе; и когда эта часть закончена, она
возвращается к своей домашней жизни и выбирает стать женой и матерью.
В заключение очень
интересно отметить, как Стокер обращается к страху общества перед идеей Новой
Женщины через персонажа Мины. она, кажется, осмеливается на патриархальную цепь
и становится равной мужским персонажам в своем обществе, потому что она
является причиной убийства графа Дракулы.
Что заставляет ее бросить
вызов традиционному или патриархальному определению женщины, так это тот факт,
что она не убита к концу романа. Напротив, мы видим, как она возвращается домой
к своей жизни и становится послушной женой. Таким образом, она бросает вызов
традиционному определению домашней женщины, потому что она не наказана и не
принесена в жертву, и потому что она интеллектуально сильна и равна мужчинам в
своей жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Готический роман как основа творчества Брэма Стокера 1.1. Понятие готического
романа Готические романы расширяют
понимание человеческой психологии. Они открывают новую эстетическую концепцию,
которая выходит за рамки традиций эпохи Просвещения, обогащая при этом
литературную традицию.
Готический
роман – произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя,
романтический «чёрный роман» в прозе с элементами таинственных приключений,
фантастики, сверхъестественных «ужасов» и мистики (семейные проклятия и
привидения).
Тема загадочного и
сверхъестественного издавна привлекала к себе человека, составляла предмет его постоянных размышлений, заставляла
осмысливать себя в форме мифов, легенд и преданий, эпических песен и сказаний, самых разнообразных фольклорных форм с
самого начала существования человеческой культуры. Постепенно эта тема нашла свое
отражение в искусстве, литературе и культуре в целом, реализуясь в выдающихся памятниках мировой культуры.
Интересен следующий вопрос: чем
объясняется популярность готической литературы во всем мире, ведь готическая
эстетика напрямую связана с образом смерти. Ответ достаточно прост.
Привлекательность «литературы ужасов» объясняется приятным чувством страха. И,
как это ни странно, чувство это для многих людей является очень притягательным,
и заставляет их возвращаться к этой теме вновь и вновь. Говард Лавкрафт в своем
исследовании «Сверхъестественный ужас в литературе» (“Supernatural Horror in
Literature”) писал: «Страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств, а
самый древний и самый сильный страх – страх неведомого [13].
Чувство страха, как ничто другое, толкает человека
к глубоким размышлениям, открывает путь к философии и религии. Ни одно из
чувств не может лишить человеческий мозг рассудочности и способности к действию
в такой степени, в какой способен это сделать страх.