Зарубежная литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Черты литературы ужасов в рассказе Ганса Эварса «Паук»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Литература о сверхъестественном: теория и история вопроса. 5

1.1 Категория
ужасного в истории и теории литературы.. 5

1.2 Жанровая
характеристика литературы ужасов. 10

1.3 Влияние
эстетики Э. По и О. Уайльда на творчество Г. Эверса. 17

Выводы по
первой главе. 21

Глава 2.
Рассказ Г. Эверса «Паук» как классический образец литературы ужасов  22

2.1 Эволюция
мифа об Арахне в рассказе. 22

2.2 Специфика
хронотопа рассказа. 25

2.3 Онтология
страха. 27

Выводы по
второй главе. 32

Заключение. 33

Библиография. 35

  

Введение:

 

Внутренний мир любого
художественного литературного произведения характерен целостностью, поскольку
его элементы переплетаются друг с другом, образуя своеобразное единство. Литература
ужасов отличается своей востребованностью и распространенностью в современном
мире. Она также представляет собой полноценный отдельный жанр, который обладает
своими отличительными характеристиками.

Актуальность
исследования
связана с тем, что в современной
литературе ужасов широко распространена образность, связанная в том числе и с мифологией,
лежащей в основе всей европейской цивилизации. Однако, особенного внимания
заслуживают более ранние образцы художественных произведений этого жанра,
поскольку таким образом можно понять, что лежит в основе современной
«хоррор»-литературы.

Объектом
настоящего
исследования является рассказ Г. Эверса «Паук». Предметом исследования
являются черты литературы ужасов в рассказе Г. Эверса «Паук».

Цель
исследования
состоит в том, чтобы выявить в рассказе
Г. Эверса «Паук» черты, типичные для литературы ужасов.

Поставленная цель
подразумевает решение следующих задач:

1)   
Определить, как проявлялась категория
ужасного в истории и теории литературы.

2)   
Выявить жанровые особенности литературы
ужасов.

3)   
Обозначить особенности эстетики Э. По и О.
Уайльда в контексте развития литературы.

4)   
Рассмотреть образ Арахны в рассказе «Паук».

5)   
Определить специфику хронотопа рассказа
«Паук».

6)   
Рассмотреть особенности описания страха в
рассказе «Паук».

Методология
исследования
включает в себя изучение
исследовательской литературы, метод сплошной выборки, примененный для сбора
материалов для анализа, лингвопоэтический анализ, направленный на выделение
элементов текста, формирующих своеобразие литературы ужасов, метод
компонентного анализа, метод семантических исследований, описательный метод.

Степень изученности темы
представлена работами следующих исследователей: О.В. Акимова, Г.В. Заломкина,
Ж.В. Курдина, Р.М. Самарин, Д.А. Хапаева, В Фриче,
A. Milbank, K. Prendergast и др.

Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что работа основана на комплексном подходе к
изучению рассказа «Паук», через призму мифологии, общей истории развития
литературы жанра ужасов. Акцент при этом также делается на хронотопе и способе
изложения произведения.

Практическая
значимость
исследования связана с тем, что полученные результаты
важны в контексте изучения теории и истории литературы, в рамках своеобразия
жанра литературы ужасов. Анализ одного из ранних образцов литературы ужасов
позволяет установить специфику жанра литературы ужасов, особенности проявления
его особенностей в художественном произведении. Кроме того, проведенное исследование
доказывает, что мифология является ярким источником для создания произведений
литературы ужасов.

Структура
работы
обусловлена поставленной целью и задачами.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 


Подводя&nbspитог,&nbspважно&nbspотметить,&nbspчто&nbspистория&nbspразвития&nbspжанра&nbspлитературы&nbspужасов&nbspнапрямую&nbspсоотносится&nbspс&nbspмистическим&nbspсевероевропейским&nbspфольклором&nbspи&nbspс&nbspевропейским&nbspготическим&nbspроманом.&nbspНаибольшей&nbspпопулярностью&nbspлитература&nbspо&nbspсверхъестественном&nbspпользовалась&nbspв&nbspмоменты&nbspкризиса&nbspв&nbspобществе,&nbspв&nbspмоменты&nbspперехода&nbspот&nbspодной&nbspсистемы&nbspценностей&nbspи&nbspмировоззрения&nbspк&nbspдругой,&nbspнапример,&nbspв&nbspэпоху&nbspРенессанса,&nbspв&nbspпериод&nbspрасцвета&nbspромантизма,&nbspа&nbspтакже&nbspэпоху&nbspмодерна&nbspи&nbspдекаданса.

Литература&nbspужасов&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspсамобытный&nbspспецифический&nbspжанр,&nbspкоторый&nbspимеет&nbspглубокие&nbspкорни&nbspв&nbspистории&nbspкультуры&nbspи&nbspлитературы.&nbspЛитература&nbspужасов&nbspхарактеризуется&nbspналичием&nbspопределенных&nbspособенностей,&nbspцель&nbspкоторого&nbsp–&nbspразвлечь&nbspи&nbspнапугать&nbspчитателя.&nbspНапример,&nbspречь&nbspидет&nbspоб&nbspописании&nbspстрахов&nbspсмерти,&nbspпотери&nbspблизких,&nbspфизической&nbspболи,&nbspутраты&nbspволи,&nbspа&nbspтакже&nbspи&nbspо&nbspраспространенных&nbspсреди&nbspлюдей&nbspфобий.

Важно&nbspотметить,&nbspчто&nbspтворчество&nbspГ.&nbspЭверса&nbspкак&nbspважной&nbspфигуры&nbspв&nbspконтексте&nbspразвития&nbspжанра&nbspлитературы&nbspужасов,&nbspнаходится,&nbspс&nbspодной&nbspстороны,&nbspпод&nbspвоздействием&nbspромантизма&nbspЭдгара&nbspПо,&nbspа&nbspс&nbspдругой&nbsp–&nbspпод&nbspвлиянием&nbspмодернизма&nbspи&nbspдекаданса,&nbspсвойственного&nbspэстетике&nbspлитературы&nbspОскара&nbspУайльда.&nbsp

Поскольку&nbspназвание&nbspрассказа&nbsp–&nbsp«Паук»,&nbspа&nbspсам&nbspрассказ&nbspотносится&nbspк&nbspжанру&nbspлитературы&nbspужасов,&nbspто&nbspво&nbspмногом&nbspон&nbspоснован&nbspна&nbspмифе&nbspоб&nbspАрахне.&nbspТак,&nbspэтот&nbspмиф&nbspлег&nbspв&nbspоснову&nbspобраза&nbspдевушки&nbspКларимонды,&nbspкоторая&nbspвсем&nbspсвоим&nbspвидом&nbspнапоминала&nbspбольшого&nbspпаука,&nbspиграла&nbspв&nbsp«игру»&nbspс&nbspлюдьми,&nbspподчиняя&nbspих&nbspсвоей&nbspволе,&nbspчто&nbspсходно&nbspс&nbspпопаданием&nbspжертв&nbspв&nbspпатину&nbspпаука.&nbspГерои&nbspрассказа&nbspоканчивали&nbspжизнь&nbspсамоубийством&nbspчерез&nbspповешение,&nbspчто&nbspтакже&nbspотносит&nbspчитателя&nbspк&nbspмифу&nbspоб&nbspАрахне.

Специфическим&nbspявляется&nbspи&nbspхронотоп&nbspрассказа&nbspГ.&nbspЭверса&nbsp«Паук»,&nbspкоторый&nbspбыл&nbspпостроен&nbspкак&nbspдневник&nbspглавного&nbspгероя,&nbspв&nbspкотором&nbspон&nbspежедневно&nbspделал&nbspзаписи&nbspо&nbspсвоих&nbspнаблюдениях&nbspи&nbspощущениях.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspчитатель&nbspвидит&nbspвсе&nbspпроисходящее&nbspглазами&nbspглавного&nbspгероя&nbsp–&nbspРишара&nbspБракемона.

Страх&nbspв&nbspрассказе&nbspГ.&nbspЭверса&nbsp«Паук»&nbspприсутствует&nbspкак&nbspнеотъемлемая&nbspособенность&nbspописания,&nbspкак&nbspхарактерная&nbspжанровая&nbspчерта,&nbspтипичная&nbspдля&nbspлитературы&nbspужасов.&nbspОнтология&nbspстраха&nbspв&nbspпроанализированном&nbspисточнике&nbspформируется&nbspсразу&nbspна&nbspфизическом&nbspуровне:&nbspотвращение&nbspи&nbspстрах&nbspперед&nbspсамоубийством&nbspи&nbspсамоубийцами,&nbspа&nbspтакже&nbspи&nbspна&nbspментальном&nbspуровне:&nbspпревращение&nbspцелеустремленного&nbspмолодого&nbspчеловека&nbspв&nbspбезвольное&nbspсущество,&nbspа&nbspтакже&nbspформирование&nbspощущения&nbspприсутствия&nbspсверхъестественного&nbspи&nbspнепонятного.

Таким&nbspобразом,&nbspможно&nbspговорить&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspрассказ&nbsp«Паук»&nbspГ.&nbspЭверса&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspхарактерный&nbspпример&nbspлитературы&nbspужасов,&nbspпоскольку&nbspв&nbspнем&nbspприсутствуют&nbspключевые&nbspжанровые&nbspособенности&nbspэтого&nbspтипа&nbspлитературы&nbsp–&nbspстрах&nbspперед&nbspсмертью,&nbspстрах&nbspперед&nbspсверхъестественным,&nbspописание&nbspбезвольного&nbspчеловека,&nbspне&nbspспособного&nbspпротивостоять&nbspсудьбе,&nbspобраз&nbspпаука.&nbspКроме&nbspтого,&nbspв&nbspрассказе&nbspярко&nbspвыражено&nbspвлияние&nbspдревнегреческого&nbspмира&nbspоб&nbspАрахне,&nbspчто&nbspтакже&nbspотсылает&nbspчитателя&nbspк&nbspобразам&nbspдалекого,&nbspантичного&nbspпрошлого.

_x000C_

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Литература о сверхъестественном: теория и история вопроса

 

1.1  Категория
ужасного в истории и теории литературы

 

Истоки литературы ужасов лежат в сформировавшемся в
конце
XVIII
века жанре готического романа. Термин «готический» происходит от итальянской
лексемы «gotico», которая первоначально означала нечто «непривычное,
варварское» и имело отрицательную коннотацию. Тем не менее, в ходе развития
литературных жанров, в контексте формирования романтического направления, этот
термин перестает восприниматься исключительно как негативный.

И.В. Вершинин указывает, что «именно предромантики
открывают эстетическое богатство народного творчества, опровергают устоявшуюся
мысль о «невежестве» народа, о «грубости» и «неэстетичности» его произведений»[1].

Кроме того, стоит отметить, что часто авторы готической
прозы привлекаются таинственностью средневековых сказаний и легенд, обращаясь к
сюжетам и культовым образам, характерным для рыцарских романов. При этом заимствуется
и особенный колорит, связанный с мистицизмом и интригами. 

А.Г. Разумовская указывает, что готические тексты
характеризуются общим стремлением проникнуть в глубину неведомого, раскрыть
некогда запретные для просветительской мысли тайны[2].

Важно отметить, что в целом начало готической традиции
в зарубежной литературе положил роман английского писателя Г. Уолпола «Замок
Отранто»[3]
(1764г.), который в результате оказал непосредственное воздействие на эстетику
ужасного. Следует отметить, что использованные в романе технические приемы,
композиционные элементы, которые призваны воссоздавать атмосферу кошмарного и
сверхъестественного, были широко растиражированы последователями писателя[4].
 Тем не менее, именно Г. Уолпол является
родоначальником этого литературного жанра в полной мере.

Кроме того, в контексте возросшего интереса к
литературе страха и ужаса было создано множественного литературных
произведений, которые отличаются своим мистицизмом и таинственностью. Прежде
всего, следует отметить романы А. Радклиф[5],
фантастическую повесть «Ватек» У. Бекфорда[6],
«Мельмот Скиталец» Ч.Р. Метьюрина[7],
«Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли[8],
и др.

Кроме того, следует особо отметить и роль в развитии
литературы ужасов романа «Монах» М. Г. Льюиса[9],
который шокировал своих современников ярким изображением табуированных реалий,
чудовищных происшествий и откровенных сцен. Роман принес М. Г. Льюису скандальную

известность,
но вместе с тем расширил жанровые границы готической литературы, до известной
степени повысил градус сверхъестественного ужаса, а также породил более
высокоразвитого с психологической точки зрения героя, обуреваемого целой
палитрой противоречивых чувств и страстей[10].

         Стоит отметить, что готический роман
как первооснова литературы ужасов обладает следующими отличительными
особенностями:

1)    место
действия – старинный особняк или монастырь;

2)    осознанное
нагнетание таинственности;

3)    наличие
проклятия или злого рока;

4)    сверхъестественные
обстоятельства;

5)    яркая
эмоциональность героев;

6)    эротизм;

7)    попавшая
в беду девушка[11].

Кроме того, следует отметить и очевидные различия в
восприятии и усвоении культуры «мрака и кошмара» в германской и романской
литературных традициях. Важно помнить, что ужас прочно вошел в культуру Европы,
поскольку он был неизменным атрибутом различных колдовских обрядов и магических
ритуалов, а вера в сверхъестественное среди населения, особенно в эпоху
Средневековья, была настолько сильна и непоколебима, что присутствие в
устно-поэтическом творчестве наших предков упоминаний о неведомых и внеземных
силах имело вполне резонное основание[12].



[1] Вершинин И.В. Предромантические тенденции в
английской поэзии XVIII века и "поэтизация" культуры : монография /
И. В. Вершинин ; М-во образования Рос. Федерации, Сам. гос. пед. ун-т. — Самара
: Изд-во СПГУ, 2003. –
350 с.

[2] Разумовская А.Г.
Сады российской поэзии (от символизма до постмодернизма) [Текст] : монография /
А. Г. Разумовская ; Ин-т русской лит. (Пушкинский Дом) Российской акад. наук,
Псковский гос. ун-т. — Санкт-Петербург : НП-Принт, 2014. –
433 с.

[3] Уолпол Г. Замок Отранто / Г. Уолпол. — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние,
1967. — 294 с.

[4] История
зарубежной литературы XVIII века : Учеб. для студентов вузов / [Е. М. Апенко,
А. В. Белобратов, Т. Н. Васильева и др.]; [Под ред. Л. В. Сидорченко]. — 2.
изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк. : Academia, 1999
. – 319
с
.

[5] Радклиф А. Удольфские тайны : Роман / Анна Радклиф; [Пер. с англ. Л. Гей;
Худож. Л. Чернышев]. — М. : Изд. центр "Терра", 1996. – 575 с.

[6] Бекфорд У. Ватек : [перевод] / Уильям Бекфорд. — Москва : Ридерз Дайджест,
печ. 2012. — 88 с.

[7] Метьюрин Ч.Р. Мельмот скиталец / Чарльз Роберт Метьюрин. — М. : Терра -Кн.
клуб : Терра, 2001. – 419 с.

[8] Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей; Новеллы ; Эссе : [перевод
с английского] / Мэри Шелли. — Москва : Э, 2016. – 477 с.

[9] Льюис М.Г. Монах : роман / Мэтью Г. Льюис ; [пер. с англ. И. Г. Гуровой]. —
Москва : ACT ; Владимир : ВКТ, 2010. – 378 с.

[10] Самарин Р.М.
Зарубежная литература : [Учеб. пособие для филол. спец. вузов] / Р. М. Самарин.
— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 1987
– 366 с.

[11] История
зарубежной литературы XVIII века : Учеб. для студентов вузов / [Е. М. Апенко,
А. В. Белобратов, Т. Н. Васильева и др.]; [Под ред. Л. В. Сидорченко]. — 2.
изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк. : Academia, 1999.
– 319 с.

[12] Михайлов А.Д.
Средневековые легенды и западноевропейские литературы / А. Д. Михайлов. —
Москва : Языки славянской культуры, 2006.
– 263 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы