Курсовая с практикой на тему «Человек советский» как особый тип личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
Историография понятия. 8
2. Сущность понятия. 14
3. Происхождение понятия и его развитие в исторической
перспективе. 24
4. Роль комсомола в формировании «советского человека». 29
5. Понятие «человек советский» в культурной политике. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
Введение:
Понятие
«человек советский» по своей сути обозначает тип личности, формирование
которого связано с Октябрьской революцией 1917 года. По иронии судьбы, два
варианта сложившихся на основе этого понятия определений (причём даже с теми же составляющими, просто
по-разному сформулированными) означают прямо противоположные значения,
соответствующие, на наш взгляд, разным путям, которыми шло формирование такого
типа личности. Мы
имеем в виду два определения: официальное «советский человек», обозначающее то
новое, что вкладывалось в личность с утверждением нового общественного строя,
причём это, как правило, несло в себе положительное начало и формировалось на
основе, в самом деле, тех положительных начал, которые исповедовались новыми
властями, и «homo
soveticus»
(в просторечии – «совок») – подразумевающее негативные начала в самом человеке,
которые формировались негативными тенденциями в самой власти. Попробуем
объяснить такое, на первый взгляд, противоречивое утверждение. Мы
исходим из того, что оценки советской власти и советского общественного уклада
как изначально, по определению негативных и разрушительных, крайне некорректны.
Жизнь изначально двояка, противоречива, и именно эта противоречивость и её
преодоление и составляют движущую силу истории. Исходя
из этого положения, мы утверждаем, что формирование «советского человека» не
носило однозначно негативного оттенка. Очень многое из того, что произошло в
20-м веке, в том числе и положительного, было обязано именно Октябрьской
революции и установившейся советской
власти. Фактически
революция имела корни в многовековых чаяниях людей о свободе и справедливости,
возможности такой жизни, где можно было бы жить счастливо, без угнетения
человеческого достоинства и реализовывать, раскрывать свои таланты. Наиболее
уродливым проявлением несправедливости было существование рабства во всех его
формах (в частности, в России – крепостничество), то есть когда одними людьми
точно такие же генетически, как и они сами, люди не считались за людей и
составляли по сути дела бесправную собственность первых, в силу определенных
представлений считавших себя «сливками общества», или аристократией. О
преодолении этого мечтали и к этому стремились многие поколения мыслящих,
чувствующих и совестливых людей, начиная с социал-утопистов типа Т.Мора,
Т.Кампанеллы и др., в том числе и конца XIX века. За
это поднимались всевозможные общественные движения, в том числе и в нашей
стране. Весь XIX
век
был, по сути, сплошной борьбой с правящим режимом за справедливость. Отдельный вопрос – то, что сопровождало установление нового
строя и его развитие. Безусловно, революция, последовавшая
Заключение:
Таким образом, мы можем сделать выводы, что изначально
нигилистическое отношение к понятию и явлению «человека советского» как к
результату «селекции» злонамеренных правителей, совершивших в 1917 г.
антинародный переворот, является ненаучным. Более
беспристрастное и вдумчивое изучение этого предмета заставляет сделать выводы: Во-первых,
формирование «нового», «советского» человека не является изобретением новой
власти в России после 1917 года. Разного рода подходы к более рациональному
формированию устройства жизни общества прослеживались на протяжении ещё XIX и начала XX веков и были присущи многим
передовым странам мира. Во-вторых, при
всём гнёте государственной власти, включая репрессии второй половины 1930-х
годов, всё-таки формирование не просто понятия, но и самого явления «советского
человека» основывалось на гуманизме общественной мысли и общественных ожиданий,
и во многом строилось именно на преодолении прежних, сковывающих представлений
и стереотипов о человеке и обществе, и опыт советской власти показал, что
основной части общества благодаря такой государственной политике удалось
раскрыть свои таланты и защитить и свою страну и общество от опасности извне (к
сожалению, в конце века в результате ошибочного государственного курса все
достижения были выхолощены, оставшись только в памяти живших тогда людей).
Фрагмент текста работы:
1. Историография понятия Понятие
«человек советский», по общему мнению специалистов[1], наиболее обстоятельно
рассмотрена в работах Ю.Левады[2], М.Геллера[3] и А.Зиновьева[4], причём очень
своеобразный, чисто авторский взгляд на проблему у каждого из них даёт вместе
диапазон основных подходов к рассмотрению этой темы вообще. Понятие
в виде «homo
soveticus»
возникло в середине ХХ века в зарубежной науке, которая стремилась описать и
объяснить это новое социальное явление. Так, это определение фигурировало в работах Клауса Менерта (1958),
исследовавшего понятие в контексте социальной психологии, и Йозефа Новака, у
которого словосочетание («Homo Sowjeticus») присутствовало в названии книги
(1962). Популярным это
определение сделал А.А.Зиновьев, отечественный философ со сложной судьбой и
парадоксальной эволюцией взглядов на советский строй, назвав именно так одну из
своих работ, выпущенную в годы вынужденной эмиграции в Мюнхене в 1982 г. Обстоятельное,
хотя и несправедливое, тенденциозно-критическое, с нашей точки зрения,
исследование, выполнил М.Геллер (впервые издана в 1988 г.). [1] «Новый человек»: проект
и процесс конструирования // Раннесоветское общество как социальный проект
(1917-1930-е гг.). Часть 2. Советское общество: культура, сознание, поведение.
– Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2019. – С. 180-188. См. также: https://ru.wikipedia.org/wiki/Homo_Soveticus [2] Левада Ю.
«Человек советский»: проблема реконструкции исходных форм // Мониторинг. –
2001. — № 2. Эл. адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-sovetskiy-problema-rekonstruktsii-ishodnyh-form/viewer.
Его же: Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. –
М., 1993. [3] Геллер М. Машина
и винтики. История формирования советского человека. – М., 1994. [4] Зиновьев А. Гомо
Советикус. – Мюнхен, 1982.