Теория и методика музыкального образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Церковь, искусство и педагогика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕРКОВЬ И ИСКУССТВО 5
1. Библия об искусстве. Ветхий завет 5
2. Искусство в истории Церкви 8
ГЛАВА 2. ИСКУССТВО В ПЕДАГОГИКЕ 12
1. Формы и методы развития восприятия искусства у младших школьников 12
2. Опыт 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 25

 

  

Введение:

 

Актуальность. Искусство – это творческое воспроизведение мира в художественных образах. Через эту сферу духовной жизни фиксируется и передается другим поколениям житейский, нравственный, духовный и поведенческий опыт. Религия и искусство связаны давними и глубокими корнями.
В истории живописи, музыкального творчества и литературы имеется большое количество произведений на религиозные темы. К примеру, многие картины, представленные в Государственном Эрмитаже или в любом художественном музее мира непонятны, если не знать сути библейских сюжетов. Колоссальную роль в христианских богослужениях играет музыка, которая обладает большой силой воздействия. О том, что авторы великих произведений живописи, музыки и литературы вдохновлялись религиозными чувствами и библейскими сюжетами, является известным историческим и культурологическим фактом.
Церковь не выступает против искусства. Более того, оно обогащает личность, делая ее более целостной и более чувствительной к тонким материям мира. Искусство возникло в органической связи с религией. Соответственно, необходимо и детей воспитывать на восприятии образов искусства, поскольку духовно-нравственное развитие личности представляется компонентом внешнего восприятия.
Духовно-нравственное воспитание, в частности, утверждение идеалов нравственности, здравоохранение детей младшего школьного возраста в настоящее время очень важны на государственном уровне.
Данное строится на примере о том, что закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации» рассматривают задачу их решения как одну из приоритетных при обеспечении национальной безопасности страны.
Образование, как полагают Е.В. Бондаревская, А.С. Запесоцкий и другие, является сегодня базовым фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания личности. Очень важно в такой ситуации понимать, что на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как значимую перспективу развития современной педагогической науки и практики.
Соответственно, встает проблема интеграции искусства, Церкви и образования.
Объект данного исследования: искусство как преобразовательная деятельность.
Предмет данного исследования: восприятие искусства как способ формирования духовно-нравственной личности.
Цель исследования: выявить педагогические особенности в восприятии искусства детей младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели необходимо сформулировать следующие исследовательские задачи:
— рассмотреть взаимосвязь Церкви и искусства;
— исследовать значение искусства в педагогическом процессе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, в которой имеется две части, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании были решены следующие задачи:
— рассмотрена взаимосвязь Церкви и искусства;
— исследовано значение искусства в педагогическом процессе.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что библия уделяет искусству достаточно много внимания, в частности, художественному и музыкальному видам искусств. В Ветхом завете существует двадцать девять наименований, которые связаны со сферой музыкального инструментария. В целом, отношение к художественным и музыкальным видам искусства в Ветхом завете является положительным, однако, театральное искусство не признавалось Церковью, поскольку это подражание образам, бесстыдное копирование. Театр и христианство не могут отождествляться.
Визуальные образы искусства описаны достаточно подробно, к тому же, к таким произведениям искусства относятся иконы. Музыкальное искусство имеет свое положительное значение, поскольку оно наполняет личность творчеством.
В ходе решения второй задачи были представлены формы и методы развития восприятия искусства. Нами было выяснено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным, поскольку именно в этот период закладываются основы духовно-нравственных ценностей. Искусство помогает младшим школьникам воспринимать образы, которые передаются искусством в иллюстрациях и музыкальных композициях, определяясь на уровне синтеза личностного восприятия и восприятия авторского замысла.
В процессе проведения занятий у младших школьников происходит формирование личностных качеств, которые посредством восприятия искусства закладываются как компоненты духовно-нравственного уровня.
Таким образом, задачи данного исследования решены.
Цель исследования достигнута.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЦЕРКОВЬ И ИСКУССТВО

1. Библия об искусстве. Ветхий завет

На горе Синай Бог одновременно дал десять заповедей и повелел Моисею построить скинию так, что в ней нашли применение практически все формы изобразительного искусства. Моисей получил от Бога особые инструкции. Бог приказал ему собрать у израильтян золото и серебро, лучшие ткани и высушенные бараньи шкуры, лучшую древесину, драгоценные камни и т.д. Затем Бог сказал: «Все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте» (Исх.25:9). Откуда взялся этот образец? От Бога.
Что же это были за повеления? Их было много, но мы остановимся лишь на тех, которые касаются искусства в скинии, в месте поклонения. «И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (Исх.25:18). Возникает большое количество различных вопросов: Кто такие херувимы? Это члены небесного воинства. Что повелевается Моисею? Создать произведение искусства. Какого искусства? Изобразительного. В святая святых – месте, куда всего лишь один раз в год будет приходить один единственный человек, первосвященник, – нужно было поместить скульптурное изображение херувимов по повелению Самого Бога.
Дальше мы встречаем указание Бога о светильнике: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветки его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него. Шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами. Так на всех шести ветвях, выходящих из светильника» (Исх.25:31-33); описание продолжается и далее.
Таким образом, мы имеем еще одно произведение искусства – светильник. При этом интересно обратить внимание на то, что оно украшено изображениями уже не ангелов, а того, что мы видим в природе: цветов, яблок, то есть земной красоты. Затем дается описание одежд священника: «По подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурного и червленого цвета, вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом» (Исх.28:33).
Таким образом, когда священник заходил в святая святых, на его одежде были изображены дары природы, и он носил это изображение перед лицом Господа. Я думаю, это убедительный аргумент в ответ на возражения тех, кто считает искусство несовместимым с поклонением Богу.
Музыка тоже отнюдь не отвергается Библией. Должно быть, один из самых великолепных образцов музыкального искусства — песнь евреев, спетая ими после спасения от войск фараона. Эта песнь приводится в Исх.15. Представьте себе огромное множество израильтян – сотни тысяч людей – собравшихся на берегу Красного моря и поющих прекрасную двухголосную песнь. Мы видим, как мужчины во главе с Моисеем поют стансы (Исх.15:1-18), и как женщины, направляемые Мариамь, поют хором.
Подумайте о радости избавления от притеснения и представьте все великолепие сцены исполнения этих песен. Музыка присутствовала и в храме. В 1Пар.23:5 читаем, что Давид назначил в храм «четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления».
Далее летописец добавляет: «И разделил их Давид на череды по сынам Левия — Гирсону, Каафу и Ме-рари» (ст. 6). Иными словами, Давид разделил певцов на группы, составляющие то, что мы бы назвали хором. Искусство крепло и развивалось во всей своей красе, силе и величии.
Из фигурирующих в Ветхом Завете двадцати девяти наименований, связанных со сферой музыкального инструментария, двадцать одно типологически атрибутировано с большей или меньшей степенью точности. Это:
— духовые инструменты, куда входят рога (шофар, керен, йобел, карна), трубы (хацоцра) и деревянные духовые (халил, угаб, машрокита). Самое первое упоминание о музыкальных инструментах мы находим в 4-й главе «Бытия», где говорится, что Иувал – «отец всех играющих на гуслях и свирели».
С древнейших времен музыкальные орудия использовались вместе с танцами и пением, на праздниках, и в царских дворцах (Быт. 31:27;Исх. 15:20; 2Цар. 19:35). С другой стороны, музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иер. 9:17; Матв. 9:23);
— струнные щипковые, включающие лиры (киннор, катрос), арфы (небел, саббха), цитры (асор), а также струнные ударные, к которым относится тип цимбал (псантерин);
— ударные, состоящие из мембранных (тоф) и самозвучащих шумовых (менааним, шалишим, целцелим\мецилтайм, мциллот и паамоним). Идентификация остальных восьми названий (сумпониа\сипониа, махол, шеминит, аламот, негинот, нехиллот, гиттит, шушан) весьма спорна. Поскольку рассмотрение спорных терминов требует длинных рассуждений, мы ограничимся обзором только основного корпуса библейских инструментов, но прежде приведем сводную таблицу в Приложении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы