Курсовая с практикой на тему Центральный банк РФ, его задачи и функции. Денежно-кредитное регулирование экономики России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Денежно-кредитная система: понятие и структура 7
1.2 Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования: функции и полномочия 9
2 ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОМ РОССИИ 15
2.1 Оценка состояния денежной сферы Российской Федерации 15
2.2 Анализ регулирующего воздействия Центрального банка на деятельность кредитных организаций в России 15
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
3.1 Современный подход к денежно-кредитному регулированию экономики России 23
3.2 Новый механизм совершенствования денежно-кредитного регулирования экономики России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Введение:
В настоящее время мировая экономика испытывает определенные трудности. Не до конца оправившись от последствий мирового финансового кризиса 2008 года, национальные экономики стран испытывают на себе новые потрясения. Экономика России не является исключением. Надежность и стабильность, в которых в настоящее время нуждается российская экономика, во многом обеспечивает банковская система страны, которая, в свою очередь, основывается на состояние отдельных банков, формирующих её структуру. Исходя из этого, можно сделать вывод о зависимости экономики и уровня развития реального сектора от стабильной деятельности коммерческих банков.
Эта стабильность формируется посредством действий регулятора сектора, в качестве которого выступает Банк России.
В первую очередь значение имеет качество нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование банковской системы в целом и отдельных коммерческих банков. Это обусловливает необходимость оценки её структуры и полноты. Анализ нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что особое значение в деятельности банков имеют документы Банка России – именно они наиболее глубоко, четко и однозначно регламентируют отдельные сферы банковской деятельности.
Во-вторых, при ухудшении внешней и внутренней экономической ситуации, ослаблении национальной валюты, неконтролируемого роста цен именно Банком России применяются меры, призванные стабилизировать банковский сектор и экономику в целом. Действия, которые Банк России применяет в этой сфере, нацелены на построение эффективной банковской системы посредством повышения эффективности деятельности каждого отдельного банка, который входит в систему.
В-третьих, Банком России формируются условия, направленные на постоянное стабильное развитие банковской системы России в нормальных экономических условий. Это представляет важным с позиций того, что стабильно и эффективно функционирующая банковская система снижает негативный эффект от кризисных явлений и позволяет в краткосрочный период ликвидировать последствия кризисов.
Подтверждением тому, что Банк России в последние годы особое значение придает качеству кредитных организаций, служат участившиеся проверки банков со стороны Банка России, значительно сокращение числа банков, обусловленное отзывом лицензий у них.
Одновременно стоит сказать о проблеме источников по данному вопросу. Ввиду значимости темы само количество источников велико, однако информация в них зачастую является разрозненной или устаревшей, поскольку банковская система страны развивается стремительными темпами, Банком России внедряются новые требования и стандарты, призванные усовершенствовать систему и повысить эффективность. Это требует определенных усилий в части её систематизации и анализа актуальности.
Денежно-кредитная политика очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы, но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Деление банковских операций на активные и пассивные базируется на влиянии их на образование и размещение ресурсов банка, представляющих собой денежные средства, которыми он вправе распоряжаться, которые могут быть использованы для проведения активных операций.
Пассивными банковскими операциями называют совокупность операций, которые обеспечивают создание ресурсной базы коммерческого банка, которая может быть сформирована как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств. Посредством осуществления пассивных операций возрастают остатки средств на счетах баланса, называемых пассивными, на которых учтены остатки на депозитных счетах физических и юридических лиц-клиентов банка, банковские фонды, прибыль и задолженность по кредитам, выданным другими банками.
Ключевой составляющей пассивных операций являются депозитные операции, существенные аспекты которые прописываются в его депозитной политике, которая представляет собой политику в области эффективного управления привлечением от вкладчиков денежных средств, включающая тактику и стратегию в части привлечения ресурсов. Депозитная политика каждого конкретного банка индивидуальна, поскольку на нее оказывает влияние множество факторов, политических, экономических, социальных и прочее, поэтому её разработка и реализация основана на анализе множества этих факторов и степени влияния каждого из них.
Она должна быть соотнесена с кредитной и инвестиционной политикой, поскольку привлекаемые банком ресурсы размещаются по различным направлениям для извлечения прибыли, причем доход от последних, учитывая основную цель деятельности как получение прибыли, должен превышать расходы банка по привлечению ресурсов. Политика в области пассивных операций банка должна быть соотнесена с политикой в области активных операций.
Вышеперечисленное объясняет выбор темы работы и подтверждает её актуальность в настоящее время.
Объектом работы является Банк России как регулятор банковского сектор. Предметом – его сущность, деятельность в рамках банковской системы, место в банковской системе. Помимо этого, в качестве объекта работы также выступают коммерческие банки как элементы банковской системы, на которых направлено воздействие Банка России.
Целью работы является выявление роли Центрального банка Российской Федерации в повышении эффективности функционирования денежно-кредитного регулирования экономики России. Для её достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть денежно-кредитную систему Российской Федерации.
2. Провести оценку основных тенденций организации денежно-кредитного регулирования Банком России.
3. Охарактеризовать пути совершенствования денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации.
Структура работы состоит из четырёх частей, а именно из введения, трех глав и заключения, для чего были использованы сведения на основе нормативно-правовых документов, включая Конституцию страны, федеральные законы, положения Банка России и иные нормативные документы, материалах учебников и учебных пособий таких авторов как О.И. Лаврушин, И.П. Николаева, Е.П. Жарковская, Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили, Е.А. Звонова и прочих, источниках периодической печати и информации Банка России.
Заключение:
Денежно-кредитное регулирование – это совокупность государственных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Темп прироста ВВП в 2019 г. будет несколько выше уровней базового сценария и составит 1,5 — 2,0%. Действие бюджетного правила и стабильные, превышающие базовый уровень, мировые цены на нефть будут способствовать формированию профицита бюджета в 2018 г. и на всем прогнозном горизонте.
Динамика кредитных и денежных агрегатов также не покажет существенных изменений по сравнению с базовым сценарием. Темпы прироста кредита экономике, а вслед за ним и денежной массы сложатся вблизи оценок базового сценария, составив 8 — 12% в 2019 г. и 7 — 12% в среднесрочной перспективе. Сохранение мировых цен на нефть на более высоком уровне, чем в базовом сценарии, окажет дополнительную поддержку динамике стоимостных объемов экспорта, тогда как динамика импорта будет близка к базовому сценарию. В результате сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2019 — 2021 гг. превысит уровень базового сценария и составит 5 — 6% ВВП на всем прогнозном горизонте. Сальдо финансового счета по частному сектору также сложится выше, чем в базовом сценарии, и составит около 2% ВВП в 2019 — 2021 годах. Этому будет способствовать несколько большее расширение иностранных активов российских компаний и банков в условиях более существенного роста доходов от экспорта на фоне сохранения высокой цены на нефть.
Дополнительно Банк России рассматривает рисковый сценарий, в котором заложены предпосылки о значительном ухудшении внешних условий для российской экономики, более слабой динамике роста мировой экономики и объемов международной торговли по сравнению с базовым сценарием. К их числу относятся существенное расширение внешнеторговых ограничений, ухудшение макроэкономической ситуации в странах с развивающимися рынками и повышение оттока капитала из них, риски дальнейшего расширения международных санкций в отношении России.
Усиление оттока капитала в совокупности с давлением на текущий счет под влиянием ухудшения условий торговли может привести к краткосрочному сокращению внутреннего спроса, ослаблению рубля, росту курсовых и инфляционных ожиданий. Инфляционные риски обусловят необходимость ужесточения денежно-кредитной политики для ограничения роста инфляционных ожиданий и стабилизации финансовых рынков. Помимо изменения ключевой ставки, Банк России может использовать и другие инструменты для смягчения последствий усиленного оттока капитала и стабилизации ситуации на финансовых рынках. В 2019 г. при условии реализации рискового сценария вероятно более существенное ускорение роста цен, чем в базовом сценарии, а также выход темпов прироста ВВП в отрицательную область.
В части бюджетной политики в рисковом сценарии существует неопределенность с исполнением планов по финансированию дефицита, в том числе в части рыночных источников финансирования, что связано с ограниченными возможностями размещения ОФЗ и еврооблигаций в запланированных объемах. При этом, даже несмотря на стабилизирующее действие бюджетного правила в части компенсации из Фонда национального благосостояния выпадающих нефтегазовых доходов, в целом бюджетная политика будет оказывать умеренно сдерживающее влияние на внутренний спрос.
Фрагмент текста работы:
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Денежно-кредитная система: понятие и структура
Банковская система представляет собой общую совокупность разного рода национальных банков и кредитных организаций, которые действуют в рамках общего денежно-кредитного механизма. Согласно другому определению, такой считается сложившаяся исторически и закрепленная на законодательном уровне система организации банковского дела в определенной стране. Выделяют три основные функции банковской системы: трансформационную, эмиссионную и стабилизационную [3, с. 121].
Банковской системе свойственны определенные признаки, среди которых выделяют специфичность, взаимозаменяемость элементов, единство целей, динамичность, закрытость, саморегулируемость и управляемость.
Как и любая система, банковская характеризуется функциями, которые она выполняет. В целях их понимания следует проанализировать функции системы в целом и функции составляющих ее структурных элементов.
Трансформационная функция основана на функции коммерческих банков – трансформации сбережений в инвестиционный капитал, однако нельзя сказать, что она является суммой их функций по двум причинам. Во-первых, активное включение в трансформационный процесс центрального банка, активно осуществляющего на межбанковском уровне все виды трансформационных процессов. Во-вторых, за счет системности сильно возрастает трансформационный потенциал узкоспециализированных банков, которые в рамках системы выполняют эту функцию в кооперации с банками универсальными, чем обеспечивается полный комплекс трансформации денежного капитала [4, с. 185].
Эмиссионная функция является ключевой функцией банковской системы и заключается в образовании платёжных средств и регулировании денежного оборота. Её суть состоит в оперативном изменении банковской системой массы денежных средств в обороте, осуществляя её увеличение или уменьшение в зависимости от спроса на деньги. Эмиссионная функция системы качественно отличается от эмиссионной функции отдельно взятого коммерческого банка. Последний, исходя из основной цели своей деятельности, нашедшей отражение в отечественном законодательстве, то есть извлечения прибыли, заинтересован в расширении своей деятельности и оказывает влияние на формирование предложения денег, однако осуществление этой функции с учетом адекватных границ может быть осуществлено лишь с участием незаинтересованных сторон [5, с. 125-126].
Стабилизационная функция заключается в обеспечении стабильности банковского сектора и денежного рынка. Функционируя в основном за счет капитала третьих лиц – вкладчиков и кредиторов, банки порождают огромный риск дестабилизации экономики вследствие неадекватных действий и событий. Аккумулируя большую часть денежных средств страны через денежные потоки, банки являются агентами различных государственных контрольных и надзорных служб в рамках налогового, валютного и иного законодательства. Эта функция проявляется, во-первых, в принятии законов и иных нормативных актов, которые регламентируют функционирование составляющих банковской системы, во-вторых, в создании адекватного механизма контроля и надсмотра за исполнением данных законов и в целом за деятельностью банков.
Банковская система в зависимости от типа её построения может включать в себя Центральный банк, коммерческие банки и небанковские кредитные организации. В России в настоящее время существует двухуровневая система, которая подразумевает соответствующее распределение полномочий между первым уровнем – Центральным банком и вторым, представленным кредитными организациями, представительствами и филиалами иностранных банков.
Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки [7, с. 147].
В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику [8, с. 164].
Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.
В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет и проводит ЦБ.