Курсовая с практикой на тему Центральная избирательная комиссия РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Правовые основы деятельности Центральной избирательной комиссии РФ 8
1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности Центральной избирательной комиссии России 8
1.2 Полномочия и функции Центральной избирательной комиссии России 17
Глава 2. Организационные основы деятельности Центральной избирательной комиссии России 26
2.1. Правовые акты Центральной избирательной комиссии России 26
2.2. Порядок формирования и особенности кадрового состава избирательных комиссий 28
Глава 3.Основные направления и результаты деятельности Центральной избирательной комиссии России 33
Заключение 44
Библиографический список 48
Введение:
Опыт построения демократического государства напрямую связан с практикой проведения свободных выборов, главная цель которых заключается в реализации принципа народовластия, обеспечении равного доступа к государственному управлению различных политических сил, гарантировании легитимности власти. Уже сейчас можно говорить о том, что Российская Федерация прошла через несколько этапов становления избирательной системы и сейчас выходит на новый виток своего развития.
Ключевыми элементами, обеспечивающими работу механизма избирательного процесса, безусловно, выступают избирательные комиссии. Во многом от их профессионализма зависит уровень доверия граждан к институту выборов, а, значит, и доверия к власти.
Актуальность изучения гражданско-правовых аспектов статуса избирательных комиссий обусловлена тем, что в условиях динамично происходящей трансформации всей избирательной системы возникает необходимость модернизировать институт избирательных комиссий. Основы их современного правового статуса были заложены 25 лет назад, то есть именно в тот период, когда в Российской Федерации только формировались механизмы проведения свободных и демократических выборов. С этого самого момента избирательные комиссии столкнулись с проблемой неопределённости своего положения в системе органов, наделённых властными полномочиями, которая во многом связана со спецификой деятельности, направленной на подготовку и проведение выборов.
Неоднозначность подхода к вопросу конкретизации статуса избирательных комиссий изначально могла быть вызвана тем, что на уровне федерального руководства отсутствовало единое представление о формате, в котором должна была существовать избирательная система. Перед законодателем стояла задача «вписать» избирательные комиссии в структуру органов управления Российского государства с учётом таких их характерных особенностей, как непосредственная связь с механизмами институционализации суверенитета народа, обособленность и независимость от влияния трёх классических ветвей государственной власти в пределах их компетенции, взаимодействие с гражданским обществом.
Необходимость соединить все вышеназванные элементы в одной структуре привела к тому, что отличительной чертой правового статуса избирательных комиссий стала его «многослойность»: они существуют одновременно как коллегиальные органы с элементами общественного представительства, как государственные или муниципальные органы, а также как юридические лица. При этом отдельная избирательная комиссия может сочетать в себе различным образом указанные статусные характеристики.
Накопленный к настоящему моменту опыт проведения многочисленных избирательных кампаний в нашей стране говорит о том, что механизм взаимодействия избирательных комиссий разного уровня в своих наиболее существенных аспектах сформирован и отработан практически до автоматизма. Однако в рассматриваемом случае система работает, скорее, благодаря присущему ей логичному стремлению к самоорганизации и выстраиванию эффективной внутренней иерархии, а не потому, что избирательные комиссии наделены многочисленными статусами. На современном этапе развития избирательной системы такая множественность, напротив, вносит деструктивное начало в механизм взаимодействия избирательных комиссий.
Соответственно, подробное рассмотрение темы гражданско- правовых аспектов статуса избирательных комиссий позволяет определить, насколько целесообразно сохранять все закреплённые за избирательными комиссиями организационные формы существования, а также оценить возможность проведения их модернизации в целях повышения эффективности деятельности.
Объектом исследования выступили урегулированные нормами права общественные отношения в сфере конституционно-правового гарантирования организации и функционирования избирательных комиссий в РФ.
Предмет исследования составили конституционные и иные правовые нормы, определяющие гарантии организации и функционирования избирательных комиссий в РФ.
Заключение:
Изучение темы гражданско-правовых аспектов статуса избирательных комиссий показывает, что в настоящее время сохраняется проблема неопределённости их положения в правовом поле Российской Федерации.
Причина такой неоднозначности кроется в исключительном характере той сферы, в которой избирательные комиссии осуществляют свою непосредственную деятельность.
Отечественная модель управления избирательным процессом построена таким образом, что учёные единогласно заявляют о невозможности отнести избирательные комиссии ни к одной из ветвей государственной власти, которые традиционно выделяют в теории государства и права. В этой связи логично предположить, что существующее представление о слагающих государственной власти в определённой степени устаревает по мере того, как совершенствуются и усложняются механизмы управления государством. Очевидно, что сфера избирательного процесса, в которой реализуется принцип народовластия, в силу своего государственно-общественного характера уже может быть выделена в отдельную ветвь избирательной власти.
Помимо этого, причина неоднозначности правового положения избирательных комиссий во многом кроется и в подходе к их формированию. Значительный удельный вес членов комиссий с правом решающего голоса, назначенных от политических партий и разнообразных собраний избирателей, по замыслу должны обеспечивать определённую меру общественного контроля за избирательным процессом. К сожалению, существует риск, что в условиях неустойчивого правосознания населения избирательные комиссии могут превратиться в очередное поле борьбы между различными политическими силами.
В то же время избирательный процесс немыслим без государственной составляющей, которая воплощается и в процедуре формирования избирательных комиссий, и в том, что выполнение задачи по подготовке и проведению выборов ресурсозависимо от государства: финансирование деятельности комиссий осуществляется за счёт бюджетных средств, их материально-техническое обеспечение гарантируется также посредством привлечения государственной материальной базы.
Характерные для системы избирательных комиссий полиморфизм и кластерность также обусловлены необходимостью обеспечить подготовку и проведение выборов различных уровней в ситуации, когда органы, ответственные за правовое и техническое сопровождение избирательных кампаний, обладают разными, порой несовместимыми статусами. С этой точки зрения федеральный законодатель поступил целесообразно, закрепив в Федеральном законе № 67-ФЗ лишь перечень действующих на территории государства избирательных комиссий, не выстроив их в порядке соподчинения.
Исходя из этого, мы не можем говорить о существовании в Российской Федерации строгой, единой системы избирательных комиссий. С одной стороны, гибкость построения их системы является преимуществом, так как позволяет им легко трансформироваться и подстраиваться под каждую индивидуальную избирательную кампанию.
Однако с юридической точки зрения такой подход к построению избирательной системы является фактором, тормозящим развитие института избирательных комиссий на этапе, когда избирательная система Российской Федерации во всей полноте составляющих её элементов проходит стадию модернизации.
Соответственно, в настоящее время существует необходимость разработать подход, в рамках которого избирательные комиссии будут характеризоваться однородностью своего статуса, наличием достаточной компетенции для проведения как выборов в органы государственной власти, так и выборов в органы местного самоуправления, а также смогут осуществлять функции публично-властного свойства параллельно со своим существованием в плоскости, направленной на реализацию своей гражданско-правовой правоспособности, без потребности в умножении количества своих статусов.
Ключевым решением для достижения подобной цели может стать переход на внедрение в теорию и практику избирательного процесса термина «публичный орган» в отношении территориальных избирательных комиссий.
Данный шаг позволит создать дополнительные условия для юридически грамотной передачи полномочий по проведению выборов в органы местного самоуправления от избирательных комиссий муниципальных образований к территориальным избирательным комиссиям.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Правовые основы деятельности Центральной избирательной комиссии РФ
1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности Центральной избирательной комиссии России
Выборы как институт, присущий народовластию и конституционализму, является неотъемлемой частью демократической формы правления. В Российской Федерации полномочия по организации и проведению выборов возложены на избирательные комиссии. Однако данное организационно- правовое решение не нашло отражения в действующей Конституции РФ, в которой отсутствует упоминание об избирательных комиссиях .
Вместе с тем, в Основном законе РФ закреплены такие термины как «референдум» и «свободные выборы» (ст. 3), «право избирать» и «быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 32), «порядок выборов Президента Российской Федерации» (ст. 81), «порядок выборов депутатов Государственной Думы» (ст. 96), что характеризует функцию по подготовке и проведению выборов как самостоятельную сферу государственно-властной деятельности .
Данное правовое явление позволило ряду отечественных правоведов прийти к выводу, что сам термин «избирательная комиссия» не является конституционным . С другой стороны, закрепление организационно-правовых основ деятельности избирательных комиссий в текущем законодательстве предоставило законодателю более широкую возможность разрабатывать и совершенствовать законодательство о выборах и референдумах.
В определении понятия «избирательные комиссии», закрепленном в федеральном законодательстве, четко не обозначено место, которое занимают избирательные комиссии в системе разделения власти .
Таким образом, законодатель пошел по пути создания специализированной системы избирательных комиссий, которая организационно не входит в классическую триаду разделения властей, действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательные комиссии (кроме участковых избирательных комиссий и окружных избирательных комиссий) наделены статусом государственных (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии) и муниципальных органов (избирательные комиссии муниципальных образований), а в основу их деятельности положен коллегиальный принцип работы. Некоторые избирательные комиссии обладают статусом юридического лица и некоторыми другими важными индивидуализирующими их признаками .
Избирательная система РФ начала складываться в 1993 году в ходе выборов в Федеральное Собрание РФ и организации конституционного референдума, когда соответствующим Указом Президента были определены виды избирательных комиссий, на которые были возложены полномочия по подготовке и проведению выборов . Принятый в 1994 году Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определил правовой статус каждой избирательной комиссии и дополнил функциональную структуру системы избирательных комиссий . С этого момента, помимо ЦИК России, стали действовать избирательные комиссии субъектов РФ, а также были заложены основы их взаимодействия, что предопределило дальнейшее развитие системы избирательных комиссий .