Курсовая с практикой на тему Ценовая политика предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 5
1.1 Понятие,
цели и задачи ценовой политики организации. 5
1.2 Виды
ценовой политики и ценовые стратегии. 8
1.3 Методы и
этапы процесса ценообразования. 11
2 АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО
«СПРИНТ». 17
2.1 Краткая
характеристика ООО «Спринт». 17
2.2 Анализ ценовой политики в ООО
«Спринт». 18
2.3 Проблемы в ценовой политике ООО
«Спринт». 24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО «СПРИНТ». 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
Введение:
Актуальность исследования. В
современных экономических реалиях проблема ценообразования на продукцию
предприятий обостряется вследствие нестабильности, изменчивости рыночной
конъюнктуры, динамичности внешней среды, обострение конкурентной борьбы и
других факторов. Поэтому для успешной деятельности каждого предприятия
необходима взвешенная ценовая политика, удачная реализация выбранных
предприятием ценовых стратегий, принятия оптимальных решений в сфере
ценообразования, определения роли государства в формировании ценовой политики
предприятия и других факторов, касающихся ценовой политики предприятия.
Любому коммерческому предприятию,
работающему на рынке, необходима четкая ценовая политика, от которой зависят
результаты его деятельности. Именно цены определяют структуру производства,
движение материальных ресурсов, распределение готовой продукции, уровень
прибыльности и жизнеспособность предприятия.
Анализ отечественных и зарубежных
работ показывает, что определенные достижения в рассмотрении данного вопроса
есть, но существующие теоретические основы ценовой политики предприятия требуют
определенного обоснования, а это свидетельствует о том, что современная научная
мысль еще не определилась с сущностью основных понятий этого направления.
Вопросы ценообразования в условиях развития рыночных отношений привлекают к
себе внимание известных ученых.
Научное обоснование уровня цен в
обязательном порядке должно учитывать преимущества и намерения потребителей,
степень их чувствительности к уровню цены.
Необходимость углубления
теоретических и методологических основ совершенствования ценообразования в
условиях колебаний рыночной конъюнктуры обусловили выбор автором темы,
определили направление исследования, сформировали структуру работы.
Целью курсовой работы является исследование
сущности ценовой политики и разработка рекомендаций по совершенствованию
ценовой политики предприятия в условиях рынка.
Объектом исследования является
ценовая политика ООО «Спринт» в
условиях рынка.
Предметом исследования являются
организационно-практические аспекты формирования и реализации ценовой политики
предприятия в условиях рынка.
Для достижения цели поставлены
следующие задачи:
-изучить понятие, сущность и функции цен и ценовой политики;
-рассмотреть классификацию цен предприятий;
-изучить методы и способы ценообразования предприятий;
-дать организационно-экономическую характеристику ООО «Спринт»;
-осуществить оценку системы ценообразования и ценовой политики ООО
«Спринт»;
-осуществить определение проблем в ценовой политике предприятия ООО
«Спринт»;
-рассмотреть совершенствование ценовой политики ООО «Спринт».
Для достижения поставленной цели в работе использованы
общенаучные методы анализа и синтеза, диалектический метод. А также использован
системный подход к изучению хозяйственных процессов с целью определения
структуры и системы механизма управления ценовой политикой
Заключение:
Наличие в организации системы
ценообразования, основанной на конкретной стратегии ценовой политики,
позволяет:
¾ формировать и контролировать цены, в частности, на наиболее
высокодоходные позиции ассортимента товара систематизировано;
¾ создать эффективную ценовую политику, которая будет обеспечивать
организации максимальную прибыль при условии сохранения конкурентоспособности и
ценовой доступности товаров;
¾ быстро и адекватно реагировать на изменения конкурентной ситуации
на рынке;
¾ снизить риск финансовых потерь организации, связанных с потерей
клиентов (постоянных и потенциальных), а также с негативным влиянием
человеческого фактора и прочее;
¾ создать положительный образ организации в глазах
потребителей.
Все процессы ценовой политики (и не
только) в организации тесно взаимосвязаны, поэтому проводить все преобразования
нужно одновременно и согласованно.
ООО «Спринт» входит в
группу компаний «EZ PHONE MOBILE». Данная организация работает в
телекоммуникационной индустрии более 10 лет и запускает проект международного
MVNO оператора на основе уникальной технологии, позволяющей сделать
инновационный прорыв в области организации роуминга и доступности услуг связи.
Прибыль от реализации за 2020 год снизилась на 5129 тыс. руб., снижение на 19859 тыс. руб. произошло за
счет роста себестоимости, на 709 тыс. руб. за счет увеличения коммерческих
расходов, на 5960 тыс. руб. за счет роста управленческих расходов. При
этом рост цен увеличил прибыль на 14402 тыс. руб.
ООО «Спринт» имеет
ряд проблем в ценообразовании, с которыми ей необходимо бороться для достижения
высоких доходов.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, цели и задачи ценовой политики организации Теории
трудовой стоимости и предельной полезности не приспособлены для практики
ценообразования, а определение цены как денежного выражения стоимости товара
характеризует ее как абстрактную категорию[1].
Если цена может быть связана с определенным уровнем и субъектом экономических
отношений, конкретным местом и временем формирования, сферой экономики и видом
хозяйственной деятельности, то ее можно считать конкретной категорией и
использовать для практического ценообразования.
Поскольку
цены охватывают все уровни экономических отношений, обслуживающих все сферы экономики,
играют активную роль в выполнении многих социально-экономических задач, то для
более четкого понимания сущности, функций и роли цены как конкретной
экономической категории предлагаем выделить подходы к определению ее содержания
и природы в соответствии с уровнем и субъекта экономических отношений, а именно
рассмотреть цену как: составляющую рыночной экономики; элемент рынка; параметр
деятельности предприятия[2].
Для характеристики цены как элемента рынка
используем определение цены Ива В.А., в котором цена характеризуется суммой, за
которую продавец желает продать, и которую покупатель добровольно уплачивает
продавцу за 1 ед. товара, при условии, что оба являются независимыми и
руководствуются только коммерческими
соображениями. Это определение содержит все необходимые и достаточные признаки
(явные и неявные) цены как элемента рынка, а именно речь идет о:
-фактической сделке
купли-продажи; [1]Глазьев С.Ю. Теория
долгосрочного технико-экономического развития / С.Ю. Глазьев. – М.: Влад-Дар,
2017. – с. 56. [2] Алферов Н.П.
Управление качеством. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2016. — с. 85.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИНА ПРЕДПРИЯТИЯ. 5
1.1 Понятие, цели и задачи ценовой
политики организации. 5
1.2 Виды ценовой политики и ценовые
стратегии. 11
1.3 Методы и этапы процесса
ценообразования. 17
2 АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО
«СПРИНТ». 25
2.1 Краткая характеристика ООО
«Спринт». 25
2.2 Оценка показателей хозяйственной
деятельности ООО «Спринт». 26
2.3 Анализ ценовой политики в ООО
«Спринт». 32
2.4 Проблемы в ценовой политике ООО
«Спринт». 39
2.5 Пути решения проблем в ценовой
политике ООО «Спринт». 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 54
Введение:
Актуальность
исследования. В современных экономических реалиях проблема ценообразования на
продукцию предприятий обостряется вследствие нестабильности, изменчивости
рыночной конъюнктуры, динамичности внешней среды, обострение конкурентной
борьбы и других факторов. Поэтому для успешной деятельности каждого предприятия
необходима взвешенная ценовая политика, удачная реализация выбранных
предприятием ценовых стратегий, принятия оптимальных решений в сфере
ценообразования, определения роли государства в формировании ценовой политики
предприятия и других факторов, касающихся ценовой политики предприятия.
Любому
коммерческому предприятию, работающему на рынке, необходима четкая ценовая
политика, от которой зависят результаты его деятельности. Именно цены
определяют структуру производства, движение материальных ресурсов,
распределение готовой продукции, уровень
прибыльности и жизнеспособность предприятия.
Анализ
отечественных и зарубежных работ показывает, что определенные достижения в
рассмотрении данного вопроса есть, но существующие теоретические основы ценовой
политики предприятия требуют определенного обоснования, а это свидетельствует о
том, что современная научная мысль еще не определилась с сущностью основных
понятий этого направления. Вопросы ценообразования в условиях развития рыночных
отношений привлекают к себе внимание известных ученых.
Научное
обоснование уровня цен в обязательном порядке должно учитывать преимущества и
намерения потребителей, степень их чувствительности к уровню цены.
Необходимость
углубления теоретических и методологических основ совершенствования
ценообразования в условиях колебаний рыночной конъюнктуры обусловили выбор
автором темы, определили направление исследования, сформировали структуру
работы.
Целью
курсовой работы является исследование сущности ценовой политики и разработка
рекомендаций по совершенствованию ценовой политики предприятия в условиях
рынка.
Объектом
исследования является ценовая политика ООО
«Спринт» в условиях рынка.
Предметом
исследования являются организационно-практические аспекты формирования и
реализации ценовой политики предприятия в условиях рынка.
Для
достижения цели поставлены следующие задачи:
— изучить понятие, сущность и
функции цен и ценовой политики;
— рассмотреть классификацию цен
предприятий;
Заключение:
Наличие в организации системы ценообразования, основанной на
конкретной стратегии ценовой политики, позволяет:
¾ формировать и
контролировать цены, в частности, на наиболее высокодоходные позиции
ассортимента товара систематизировано;
¾ создать эффективную
ценовую политику, которая будет обеспечивать организации максимальную прибыль
при условии сохранения конкурентоспособности и ценовой доступности
товаров;
¾ быстро и адекватно
реагировать на изменения конкурентной ситуации на рынке;
¾ снизить риск финансовых
потерь организации, связанных с потерей клиентов (постоянных и потенциальных),
а также с негативным влиянием человеческого фактора и прочее;
¾ создать положительный
образ организации в глазах потребителей.
Все процессы ценовой политики (и не только) в организации
тесно взаимосвязаны, поэтому проводить все преобразования нужно одновременно и
согласованно.
Особенность современного маркетингового
ценообразования заключается в том, что оно является ориентированным на
потребительские возможности и преимущества, конъюнктуру и специфику рынка,
использует системный и гибкий подход к назначению цены. Это означает, что цена
рассматривается маркетологами как инструмент воздействия на покупателя и
одновременно как объект исследования с учетом всех доступных для изучения
факторов и взаимосвязей. Расходные и производственные возможности фирмы
воспринимаются как естественные границы маркетингового ценообразования, их
учитывают или пытаются за необходимости преодолеть.
ООО «Спринт» входит в группу компаний «EZ
PHONE MOBILE». Данная организация работает в телекоммуникационной индустрии
более 10 лет и запускает проект международного MVNO оператора на основе
уникальной технологии, позволяющей сделать инновационный прорыв в области
организации роуминга и доступности услуг связи. Прибыль от реализации за 2019
год снизилась на 5129 тыс. руб., снижение на 19859 тыс. руб. произошло за счет
роста себестоимости, на 709 тыс. руб. за счет увеличения коммерческих
расходов, на 5960 тыс. руб. за счет роста управленческих расходов. При
этом рост цен увеличил прибыль на 14402 тыс. руб.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИНА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, цели и задачи ценовой политики организации Теории трудовой стоимости и предельной полезности не приспособлены
для практики ценообразования, а определение цены как денежного выражения
стоимости товара характеризует ее как абстрактную категорию. Если цена может
быть связана с определенным уровнем и субъектом экономических отношений,
конкретным местом и временем формирования, сферой экономики и видом
хозяйственной деятельности, то ее можно считать конкретной категорией и
использовать для практического ценообразования.
Поскольку цены охватывают все уровни экономических отношений,
обслуживающих все сферы экономики, играют активную роль в выполнении многих
социально-экономических задач, то для более четкого понимания сущности, функций
и роли цены как конкретной экономической категории предлагаем выделить подходы
к определению ее содержания и природы в соответствии с уровнем и субъекта
экономических отношений, а именно рассмотреть цену как: составляющую рыночной
экономики; элемент рынка; параметр деятельности предприятия[1].
Как составляющая часть рыночной экономики цену, по нашему мнению,
может характеризовать ее определение как эквивалента обмена товара на деньги.
Эквивалент свидетельствует о наличии количественной характеристики товара в
денежных единицах, то есть денежного измерения, без которого невозможно
нормальное функционирование экономики. А также об общественном признании товара
(удовлетворение потребности) посредством обмена (что является главным
содержанием и сущностью рыночных отношений), потому что только на основе
определенного равновесия спроса и предложения возможен эквивалентный обмен[2].
Для
характеристики цены как элемента рынка используем определение цены Ива В.А., в
котором цена характеризуется суммой, за которую продавец желает продать, и
которую покупатель добровольно уплачивает продавцу за 1 ед. товара, при
условии, что оба являются независимыми и руководствуются только коммерческими соображениями. Это
определение содержит все необходимые и достаточные признаки (явные и неявные)
цены как элемента рынка, а именно речь идет о:
— фактической сделке купли-продажи;
— свободный рынок: продавец (субъект предложения) предлагает этот товар или
услугу любому покупателю, а покупатель (субъект спроса) выбирает продавца;
— индивидуальная цена на конкретный товар;
— сбалансирование — путем нахождения компромисса — платежеспособного спроса и
стоимости реализованных товаров и услуг, что позволит зафиксировать объем
товарооборота суммой рыночных цен[3].
Цену как параметр деятельности предприятий можно охарактеризовать,
на наш взгляд, как денежное выражение расходных свойств товара.
Расходные свойства определяются количеством и качеством затраченных
на изготовление товара ресурсов. Итак, это определение содержит основные
факторы, которые определяют все направления деятельности и обусловливают ее
результаты.
Из приведенных определений сущности цены как категории
практического ценообразования следует необходимость и целесообразность
использования цены в управлении. Цена как инструмент управления, по нашему
мнению, является средством, экономическим рычагом, с помощью которого можно
изменять экономическое положение объекта, ориентировать его на достижение целей
развития. [1]
Алферов Н.П. Управление качеством. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2016. — с. 85. [2]Глазьев
С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С.Ю. Глазьев. – М.:
Влад-Дар, 2017. – с. 56. [3]
Ива В. А. Подсистема управления развитием на предприятии концептуальные основы
создания и функционирования. Стратегия развития Украины (экономика, социология,
право). – М.: Книжное изд-во НАУ, 2017. – Вып. 1-2. – С. 404-411.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные теоретические подходы к формированию ценовой политики предприятия
1.1. Цена, ее виды и классификация
1.2. Сущность ценовой политики предприятия
1.3. Методология процесса ценообразования и формирование ценовой стратегии предприятия
2. Анализ ценовой политики предприятия на примере ООО «Зооритм»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Зооритм»
2.2. Анализ системы ценообразования и ценовой политики ООО «Зооритм»
3. Совершенствование ценовой политики предприятия на примере ООО «Зооритм»
3.1. Методика ценообразования и конкурентная стратегия
3.2. Рекомендации по совершенствованию ценовой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Введение:
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс. Оно подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании. От уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты.
Неверная или неправильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться неценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для разной клиентуры. Каждая фирма подходит к проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов.
На решения руководства фирмы в области ценообразования оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары или услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Независимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара.
Заключение:
В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.
Установление цены — один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.
Следует заметить, что в условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.
Ценовая политика предприятия входит в состав маркетинга, представляющего собой систему, направленную на выявление и удовлетворение нужд и потребностей потребителя. Кроме политики ценообразования он включает в себя товарную, коммуникационную политику и политику распределения, которые тесно связаны между собой. Ценовая политика занимает ключевое место в комплексе маркетинга, т. к. рассматривает вопросы формирования товарного ассортимента, изучает динамику спроса в зависимости от цен и эти оказывает влияние на товарную политику, которая позволяет предприятию четко ориентироваться в необходимости и количестве закупки того или иного вида продукта. Ценовая политика заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
Фрагмент текста работы:
Основные теоретические подходы к формированию ценовой политики предприятия
1.1. Цена, ее виды и классификация
Понятие цены подразумевает многогранное экономическое явление, ведущую рыночную категорию. Процессы изменения цен часто связаны с серьезнейшими социальными, экономическими, а также политическими последствиями. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен — самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
-индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
-маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена — это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена — важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена — инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена — это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена — мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена — это орудие конкурентной борьбы.
Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя.