Курсовая с практикой на тему Ценовая дискриминация принципы и проблемы регулирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕНОВОЙ
ДИСКРИМИНАЦИИ
1.1 Понятие и виды ценовой дискриминации
1.2 Воздействие ценовой дискриминации на благосостояние
общества
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Особенности регулирования ценовой дискриминации в
России
2.2 Анализ применения ценовой дискриминации в России
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность
темы курсовой работы обусловлена тем, что в практику современного образования
цен отечественных и зарубежных компаний, которые основаны на производстве
продукта или услуги, вошли механизмы, базирующиеся на принципах ценовой
дискриминации. С усилением конкуренции со стороны различных компаний, в
процессе реализации ценовой политики, фирмам, нужно разрабатывать ценовые стратегии,
а также следить за временем перемены этих стратегий, чтобы компания могла быть
успешной в производстве своего продукта и чётко знать, в каком направлении
двигаться. Только тогда можно быть динамичным в экономической среде. В
Российской Федерации и в странах мира, данные механизмы являются объектом
антимонопольного регулирования.
Данная
тема является одной из главных тем для дискуссий и обсуждений в маркетинге, в
теории отраслевых рынков и в микроэкономике. Экономическая и социальная
значимость проблемы свидетельствуют об актуальности данной проблемы, что
обусловило выбор автором темы.
Диапазон
применения ценовой дискриминации является достаточно распространенным.
Значительное внимание ценовой дискриминации в научных исследованиях уделяют
Р.М. Нуреев, В.М. Гальперин, С. М. Игнатьев, П.И. Гребенников, В. И. Моргунов и
другие известные российские экономисты.
Цель
курсовой работы – исследовать основные причины и последствия ценовой
дискриминации, а также мер борьбы с ней.
—
раскрыть понятие и виды ценовой дискриминации;
—
определить воздействие ценовой дискриминации на благосостояние общества;
—
рассмотреть особенности регулирования ценовой дискриминации в России;
—
провести анализ применения ценовой дискриминации в России.
Объект
исследования – ценовая дискриминация.
Предмет
исследования – причины, последствия и меры борьбы с ценовой дискриминацией.
Структура курсовой
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким
образом, в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
—
раскрыто понятие и виды ценовой дискриминации;
—
определено воздействие ценовой дискриминации на благосостояние общества;
—
рассмотрены особенности регулирования ценовой дискриминации в России;
—
проведен анализ применения ценовой дискриминации в России.
На
основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:
Ценовая
дискриминация – это ситуация на рынке, где один и тот же товар, услуга
продаётся различным покупателям по различным ценам. А. Пигу – английский
экономист, представитель неоклассической школы выделил три степени ценовой
дискриминации и представил её в современный вид. Первым видом является совершенная
ценовая дискриминация, которая осуществляется тогда, когда каждая единица
продукции продаётся по максимально возможной цене, которую покупатель готов
заплатить. Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение
различных цен в зависимости о покупаемого объёма. И ценовая дискриминация
третьей степени осуществляется на основе деления рынка на сегменты, где
выделяются группы покупателей, каждой из которых назначаются определённые цены.
Все три степени имеют свои определённые условия.
Проведение
ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу
наличия у монополиста власти над ценой.
С
целью недопущения недобросовестной конкуренции в России существует
антимонопольное законодательство.
В
Российской Федерации существует специальный уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в лице федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС
осуществляет принятие нормативных правовых актов, контролирует соблюдение
антимонопольного законодательства, оказывает услуги для государственных нужд и
множество других функций. Деятельность Федеральной антимонопольной службы
руководит Правительство РФ. А также Федеральная служба по тарифам РФ,
осуществляющая государственное регулирование цен на продукцию и контроль их
соблюдения, согласно законодательству Российской Федерации. Помимо
законодательного антимонопольного регулирования в государствах с рыночной
системой используются нормативно-ориентирующие пути воздействия, выраженные в
правительственных заказах, налогах, процентах и государственных субсидиях. Так,
например Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ,
устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции в условиях
рыночной экономики. Использование этих рычагов помогает государству оказывать воздействие
на интенсивность конкурентной среды в различных отраслях рынка.
В
целом по итогам обобщенного рассмотрения современного состояния
антимонопольного регулирования можно констатировать, что на сегодняшний день
программные направления государственной политики по развитию конкуренции
сформулированы достаточно четко и имеют хорошие перспективы по выполнению. При
этом организационные мероприятия в данной сфере, предусмотренные в программных
документах президента, должны сопровождаться совершенствованием законодательства
о конкуренции и естественных монополиях, так как его нынешнее состояние по
отдельным вопросам нуждается в корректировке.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
1.1. Понятие и виды ценовой дискриминации
Практику
установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в
ценах не связаны с затратами понимают под термином ценовая дискриминация.
Термин «дискриминация» образован от латинского «discrimination», означая
различие, различение. Это явление свойственно, прежде всего, рынку
несовершенной конкуренции и прежде всего монополизированному, так как для
осуществления ценовой дискриминации нужно иметь достаточно высокую рыночную
власть и степень влияния на рынок в целом.
Дискриминационные
цены – это различные цены на один и тот же товар для разных покупателей[1].
Чтобы
реализовать названные предпосылки на практике, фирме необходимы определенные
условия.
Во-первых,
у продавца должна быть возможность контролировать цены. Легче всего это сделать
монополисту, поэтому ценовая дискриминация рассматривается в контексте
монопольной структуры рынка. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар
дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана
также с количеством противостоящих с продавцом покупателей. Если покупателей
мало, уход каждого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового
диктата ограничены.
Во-вторых,
у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле.
Ограничение
возможностей покупать блага по низким ценам лично или пользуясь услугами тех,
кто имеет доступ на дешевые рынки, достигается по-разному. На рынке услуг
существует естественная граница, разделяющая покупателей. Нельзя перепродать по
сходной цене собственную прическу или исцеления. На товарных рынках, если
географическая удаленность не останавливает перекупщиков или потребителей,
могут использоваться искусственные ограничения перепродажи (таможенные барьеры
и др.).
Отметим,
что выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для продавцов конкурентных
рынков. Так, продавец винограда на рынке может назначить на свой товар разную
цену, определяя платежеспособность покупателя на глаз.
В-третьих,
расходы на внедрение дискриминационной политики не должны превышать выгод от
такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его
платежеспособность, контролировать персонал, имеющий возможность самостоятельно
определять цены, — все это дело дорогое и не всегда оправдана.
Итак,
ценовая дискриминация происходит при следующих условиях:
1)
если продавец владеет достаточно высоким уровнем монопольной власти, которая
обеспечивает ему контроль над производством и ценами;
2)
если есть возможность сегментации рынка, то есть распределения покупателей на
разные группы, которые имеют разную эластичность спроса по цене;
3)
если тот, кто покупает товар дешевле, не может потом его перепродать дороже[2].
Цены
могут отличаться в зависимости от:
—
качества товара или услуги;
—
объема потребления (скидки оптовым покупателям);
дохода
покупателя, если он известен продавцу;
—
времени покупки (ночной, праздничные или выходные дни, в разгаре или в конце
сезона).
Понятие
ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию английским
экономистом А. Пигу, хотя это явление было известно и раньше. Пигу предложил
три вида ценовой дискриминации: совершенную, второй степени, третьей степени
(таблица 1).