Курсовая с практикой на тему Ценообразование на рынке труда
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы рынка труда 6
1.1. Сущность и классификация рынков труда 6
1.2. Экономические концепции государственного регулирования 11
Глава 2. Особенности ценообразования на рынке труда 17
2.1. Анализ заработной платы 17
2.2. Основные проблемы ценообразования на рынке труда 29
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 43
Приложения 46
Введение:
Актуальность темы исследования. Состояние рынка труда и процес-сы в сфере занятости населения принадлежат к социально-экономическим параметрам, что определяющим образом влияют на общественное развитие и конкурентоспособность национальной экономики. С одной стороны, рынок труда — элемент экономической системы, от которого зависят вектор и темпы макроэкономической динамики, а из другого — он опосредствует влияние макроэкономической политики и макроэкономического развития на благосо-стояние населения и состояние многих социальных процессов, в частности обеспечивает распределение вознаграждения за труд. Рынку труда принад-лежит важная роль в обеспечении успеха рыночных реформ.
Степень научной разработанной проблемы. Заработную плату на рынке рассматривали такие авторы, как: Дж. Гелбрейт, Р. Дорнбут, Дж. Кейнс, П.Самуэльсон, С. Фишера, Р. Шмалензи, Й. Шумпетер, К. Еклауца и др.
Цель и задачи исследования.
Цель курсовой работы является выявление особенности заработной платы на рынке труда и направления совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретический подход к определению рынка труда;
– проанализировать экономические концепции государственного регу-лирования;
– исследовать теории заработной платы;
– выявить основные проблемы ценообразование на рынке труда.
Объектом исследования выступает ценообразование на рынке труда.
Предмет исследования – роль государства в регулировании рынка труда.
Теоретической и методологической основой исследования послужи-ли труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам рынка труда, а также вопросам в области экономики.
Информационной базой исследования стали экономическая литерату-ра, статистическая информация и законодательные и нормативные акты РФ, работы ученых, официальные статистические данные.
В работе использованы нормативно-правовые документы, посвя-щенные проблемам обеспечения рынка труда. В качестве информационной базы использованы данные Госкомстата России, аналитические материалы Министерства финансов России, Минэкономразвития России, публикации в области рынка труда государственной службы при Президенте РФ, другая информация.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приёмы: диа-лектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа и др.
Структура курсовой работы построена в соответствии с целью и зада-чами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Практическая значимость работы состоит в исследовании теоретиче-ских основ сущности ценообразования на рынке труда, а также выявлении наиболее эффективного государственного регулирования рынка труда.
Заключение:
В результате проведенных в курсовой работе исследований можно сформулировать следующие выводы.
Теоретическое осмысление особенностей функционирование нацио-нального рынка труда определяется уровнем развития инфраструктуры, которая допускает кардинально новые методологические подходы к его анализу. На рынке труда постоянно возникают проблемы как экономическо-го, так и социального характера (бедность, безработица, инфляция, социаль-ная напряженность в обществе, современные общественные движения и соци-альные революции и тому подобное), которые он не в состоянии преодолеть самостоятельно, в результате заставляет общество и государство создавать соответствующие институты, деятельность которых была бы направлена на решение этих проблем. Такие институты в их единстве предопределяют об-разование инфраструктуры рынка труда.
Сформированная инфраструктура рынка труда и ее институты в РФ продолжают совершенствоваться, что ведет к поднесению экономической активности человеческой составной части производительных сил.
Определяем важнейшей проблемой рынка труда — деформацию в от-раслевой структуре и профессионально-квалификационном составе. Причи-ной низкого уровня квалификации можно назвать материальную мотивацию, ограниченную возможность трудоустройства, отсутствие гарантии стабиль-ности производственной деятельности по специальности, несоответствие структуры профессионального образования перспективным потребностям рынка труда за квалификационным уровнем и профессиональной структу-рой. Соответственно возникает кадровый дефицит для тех производств, ко-торые позволили себе применение технико-технологических новаций.
Российский рынок труда требует глубокого реформирования для того, чтобы максимально обеспечить возможность собственной реализации науч-ной элиты, которая обеспечит соответствующее инновационное развитие и повышение уровня конкурентоспособности отечественной продукции или услуг. Нужно поощрять возвращение мигрантов на родину и способствовать им в использовании результатов трудовой миграции в интересах развития домохозяйств мигрантов, местных общин, региона и страны в целом. По-скольку РФ является активным участником мировых экономических процес-сов, которые сопровождаются повышением прозрачности государственных границ и размыванием государственных экономических интересов интереса-ми компаний, часто транснациональных, необходимым появляется: обеспе-чить защиту прав российских граждан, которые работают за рубежом; уси-лить роль государства и его органов власти в организации миграционных процессов в интересах и отдельных граждан, и общества в целом, а особенно для минимизации влияния на миграционные процессы организованных кри-минальных группировок, основанных на коррупционных связках, поскольку это является угрозой социальной безопасности российского общества.
На рынке труда РФ также можно выделить такие актуальные пробле-мы, как: проблема конкурентоспособности национального рынка труда; воссоздание человеческого потенциала; проблема мобильности рабочей силы, гендерной дифференциации доходов населения и другие.
Следовательно, вышеизложенный материал дает основания для разра-ботки мероприятий на государственном уровне:
‒ работу Центров занятости направить на совершенствование системы переквалификации работоспособного населения для развития гибкого рынка рабочей силы;
‒ разработка политики регулирования миграции как из экспорта, так и из импорта труда, который обеспечивает защиту национальных интересов РФ;
‒ создание весомых стимулов для квалифицированной рабочей силы, которая ежегодно эмигрирует за границу путем повышения спроса на высококвалифицированную рабочую силу со стороны транснациональ-ных компаний;
‒ обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей си-лы.
Для реализации всех предложенных выше мероприятий государствен-ная политика занятости должна быть соединена с макроэкономической, по-литической и социальной политиками. Это усилит регуляторную роль госу-дарства, направленную в поддержку трудовых ресурсов общества с целью сохранения трудового потенциала страны.
Механизм трансформации рынка труда в условиях распространения рыночной экономики предусматривает комплекс мероприятий для повыше-ния эффективности функционирования рынка труда: обеспечение благопри-ятных условий для развития образования, самообразования и науки, поиск дополнительных источников их финансирования; проведение активной поли-тики занятости населения, в том числе и ее новых форм; дальнейшее развитие сотрудничества научных центров и предприятий конечного производства; государственное стимулирование разработки и производства высокотехни-ческой продукции; обеспечение охраны интеллектуальной собственности и поддержку международного научно-технического сотрудничества. Ком-плексное обеспечение интеллектуально-инновационного развития человече-ских ресурсов в экономике страны требует целостного, системного подхода с целью повышения жизненного уровня населения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы рынка труда
1.1. Сущность и классификация рынков труда
Одной из основных целей национальной экономики является достиже-ние высокого уровня занятости населения. Эффективное использование тру-да и развитие качества рабочей силы — непременное условие устойчивого экономического роста. Рынок труда важнейшие звено рыночной цивилиза-ции, где формируются трудовые ресурсы, которые осуществляют повседнев-ную эволюцию общества.
Известно, что в политико-экономическом понимании рынок — это про-цесс взаимодействия продавцов и покупателей относительно продажи и по-купки товаров на основе определения их цен и количества товара. Он являет-ся инструментом распределения экономических ресурсов — рабочей силы и средств производства — между разными областями их применения, осуществ-ляемого в соответствии с потребностями и запросами их потребителей.
В условиях рыночных отношений общественное воссоздание обслужи-вается системой рынков, а именно: рынками конкретных товаров, услуг и труда. Рынок труда является одной из подсистем национальной экономики, которая, с одной стороны, функционирует за собственными законами, а из другого, — подчиняется общим закономерностям рыночной экономики. В связи с этим возникает пакет вопросов методологического характера, реше-ние которых важно для теоретического осмысления социально-экономической трансформации рынка труда . Рынок труда является систе-мой общественных отношений, которые связаны с покупкой и продажей рабочей силы. Рынок труда – это сфера трудоустройства, формирование спроса и предложения на рабочую силу.
В экономической теории категория «рынок труда» рассматривается как составляющая рыночного механизма, с помощью которой реализуются отношения покупки и продаже рабочей силы. С одной стороны рынок труда рассматривается как рабочая сила, поскольку в качестве предмета покупки-продажи на рынке труда выступает способность к труду на конкретном рабочем месте. С другой стороны говорится, что рынок труда продает и покупает именно труд . Существуют разные методические подходы до трак-товки рынка труда, которые представляют его: системой экономических отношений между продавцами и покупателями рабочей силы; среда взаимо-действия продавца и покупателя рабочей силы; совокупностью владельцев и продавцов рабочей силы.
Рынок труда исследуют разные экономисты, существует значительная научная наработка ученых. Сформулируем определение рынка труда как системы обмена физических способностей и интеллектуального капитала человека к труду на фонд жизненно необходимых ценностей.
Рынок труда, с точки зрения его сути, можно определить как совокуп-ность способов включения, координации и оценки труда. «Рынок труда» и «Рынок рабочей силы» могут использоваться в качестве равнозначные, по-скольку они тесно соединены, взаимно дополняются, переходя в процессе рыночных отношений с одного в другой.
Подобный подход к рынку труда разделяют и некоторые русские эко-номисты, рассматривают сложной системой отношений относительно обмена способностей индивидуума к труду, необходимого для воссоздания рабочей силы, а также относительно размещения работников в системе общественно-го разделения труда за законами товарного производства и обращения.
Таким образом, в данном случае акцент делается на процессах воссо-здания рабочей силы и ее использования за счет соответствующего возна-граждения за труд. Таким образом, обзор упомянутых и других научных источников по исследуемому вопросу позволяет сделать вывод о том, что научное определение понятия «рынок труда» разветвляется за двумя глав-ными направлениями. Первый из них фактически ограничивает рынок труда работоспособными лицами, преимущественно свободными от занятости, то есть безработными. Такой подход правомерен в первую очередь как инстру-мент оперативного решения органами государственного управления теку-щих проблем занятости.
В то же время этот подход суживает проблему занятости в ее нацио-нальном понимании, поскольку игнорирует другие, кроме поиска рабочего места.
В связи с этим целесообразнее является альтернатива — рассматривать рынок труда шире, с точки зрения общественных отношений в системе «ра-ботник — работодатель», которые содержат в себе взаимодействую между ними на всех без исключения стадиях развертывания трудовых отношений. Вполне понятно, что предложенный подход к категории «рынок труда» нивелирует те расхождения, которые имели место на начальном этапе науч-ного осмысления новых, рыночных реалий трудовых отношений, и которые были в первую очередь связаны с догматичным подходом к марксистской традиции трактовки товара «рабочая сила» отдаленно от понятия труд .
Суть общественных отношений, на которых базируется функциониро-вание рынка труда, заключается в том, что способность к труду осознается как носителями рабочей силы, так и работодателями как товар, который может быть эквивалентно обменянным на другие, в первую очередь матери-альные, ценности. При этом стоимость этого эквивалента субъективно опре-деляется личными характеристиками работника. Объективно же она опреде-ляется потребностями в труде, общественно приемлемой, необходимым является существование ряда условий, главной из которых является разви-тость рынка труда.
Рынок труда как стойкий социальный институт — это результат дли-тельного исторического процесса. Из экономической точки зрения, как из-вестно, его основой является беспрестанный количественный рост и осложне-ние производительных сил. Уточняя этот подход с точки зрения собственной концепции, К. Маркс обращает внимание еще на два фактора, которые вхо-дят в определение стоимости рабочей силы. С одной стороны, — расходы на ее развитие, которые изменяются с изменением способа производства, из другого — естественная разница между мужским и женским трудом, трудом взрослых рабочих и подростков.
В современный период категория рынка труда вызывает к себе посто-янно растущее внимание. В числе наиболее актуальных проблем рынка тру-да — массовая и хроническая безработица в новых рыночных экономиках, которые находятся в стадии трансформации своих экономических систем.
Подытоживая в этой связи характер рынка труда, свойственный на это время всем без исключения развитым странам, необходимо выделить следу-ющие объективные характеристики развитости рынка труда :
1) партнерская — закреплена соответствующими экономическими и правовыми нормами равенство сторон трудовых отношений «работник — работодатель». Это значит, что каждая из этих сторон может выдвигать свои требования как условия существования устоявшихся трудовых отношений. Кроме того, социальные партнеры ограничивают свои отношения исключи-тельно экономическими условиями, которые исключают любые формы лич-ной заинтересованности.
2) гуманистическая — связана с общественным признанием уникальной ценности человеческого труда, также зафиксированная в соответствующих правовых актах и социальных институтах.
3) регулятивная — направлена на переориентацию в деятельности государства из функции главного и доминирующего на рынке труда работо-дателя на функцию регулирования отношений в сфере труда и занятости населения страны.
4) институциональная — целеустремленная на создание рядом с госу-дарственным управлением и регулирующими органами новых обществен-ных институтов, связанных с формированием и реализацией трудового по-тенциала, использованием и вознаграждением труда.
5) технологическая — ответственная за создание высокотехнологичных производств для повышения производительности труда при высоких сани-тарно- гигиенических требованиях к процессу производства. Работнику должны обеспечиваться условия для его производственной безопасности, профессионального роста, улучшения социальных условий; работодатель должен иметь пространство и необходимые условия для развития производ-ства, повышения его технического уровня, освоения новых поколений техни-ки.
6) стабилизационная — обеспечение стабильности трудовых отноше-ний (недопустимость длительных перерывов в работе, частого изменения производственных функций
работника, давлению на него из-за факторов непроизводственного ха-рактера).
7) функциональная — направлена на развитие на государственном уровне специальных мероприятий защиты и социальных институтов относи-тельно борьбы с безработицей и ее последствиями, осуществления учебы, переобучения и повышения квалификации лиц, которые имеют проблемы с обеспечением работой, проведения оплачиваемых общественных работ.
Процессу развития и превращения сферы труда могут отвечать, по нашему мнению, следующие трансформационные виды рынка труда.
Инерционный рынок характеризуется переходом от жестких централи-зованных методов управления движением рабочей силы к административно — децентрализующих, накоплением предпосылок и факторов, которые детер-минируют процесс трансформации.
Институциональный рынок отмечается возникновением безработицы, становлением инфраструктуры рынка труда, технической отсталостью и не конкурентоспособностью производства, широкомасштабным дисбалансом спроса и предложения, низкой производительностью труда. Специфика дан-ного рынка заключается в наличии двух основных стохастических направле-ний. Первый направлен на поиск новых форм социально-трудовых отноше-ний, углубления занятости, повышения качественных характеристик рабочей силы; второй — на сохранение существующего состояния.
Структурный рынок представлен кардинальными изменениями на рынке труда, оживлением производства, созданием новых рабочих мест, прерогативой рыночных стимулов роста производства, действенной систе-мой подготовки и переподготовки кадров.
Функциональный рынок характеризуется двумя этапами. Для первого характерный повышенный спрос на рабочую силу, особенно высококвали-фицированную, усилением конкуренции на рынке, углублением процесса сегментации. На втором этапе проходит оптимизация территориальной и отраслевой структуры занятости, четкая взаимная связка систем регулирова-ния процессов на рынке труда .
Три последних вида рынков труда подчинены и согласуются с опреде-ленными в научной литературе главными составляющими политики реформ. Да, институциональный подчинен институциональным превращениям, струк-турный — макроэкономической стабилизации, функциональный — микроэко-номической либерализации.
Таким образом, понятие развитости рынка труда представляет общее направление социально-экономической трансформации рынка труда. Его содержательное наполнение, о котором шла речь выше, содержит в себе определение качественных требований как к состоянию трудовых отношений в обществе, так и к механизмам, которые должны реализовывать эти требо-вания.