Курсовая с практикой на тему Ценностные ориентиры и этнокультурные особенности народов в современной России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
-
1.1 Суть ценностей и ценностных ориентаций. 6
1.2. Формирование ценностно-смысловых ориентаций личности. 12
1.3. Понятие этнического самосознания. 19
1.4. Система этнических ценностей. 25
2.1 Организация и методы исследования. 33
2.2. Методики исследования. 34
Введение:
Накопление человеком определенного жизненного опыта в условиях изменяющегося мира обретает свое представление в целях, представлениях, идеалах личности, определяет формирование ценностных ориентаций.
Повышенный интерес исследователей к проблеме ценностей – это результат более глубокого понимания природы человека, его социокультурной обусловленности, целостности. По мнению финского социолога ЭрккиАсп, «ценности – это этические приказы, управляющие действиями людей; это показатель того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям».
Ценностные ориентации – один из важнейших компонентов в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Приоритет ценностей во многом зависит от группы, в которой человек находится (профессиональной, семейной), от культурно-исторических, географических, от поло-возрастных особенностей. Доминирующие ценностные ориентация во многом определяют поведение и образ жизни человека, степень его психологического благополучия.
В новых социокультурных условиях в российском обществе отмечаются изменения в культуре народов России, фиксируемые на шкалах культурных измерений. Проведенные исследования показывают, что уровень социальной адаптации прямо связан с уровнем этнического самосознания и значимостью этнических ценностей. Это подтверждает гипотезу о том, что этнические ценности являются системообразующими, так как они обеспечивают и сохранение единства ценностей субъекта, и определяют направление развития системы ценностей. Этнические ценности в максимальной степени позволяют интегрировать динамические и стабилизирующие тенденции в структуре ценностей личности, создавая условия для реализации личностных возможностей в единстве с ценностями социального окружения.
Актуальность этой работы заключается в том, что этнопсихология — крайне важная, но, в то же время, крайне сложная научная отрасль, поскольку в ней конденсируются все насущные вопросы науки: соотношения не только биологического и средового в человеке, но и культурологического аспекта в человеке. Получается, что этнопсихологическая тематика всегда несет в себе проблематику планетарного масштаба и ставит фундаментальные вопросы психологии на повестку дня. Кроме того, исследователи этой сферы должны быть всегда осторожны и тактичны в изучении этносов, народов, поскольку многие темы щепетильны и опасны, особенно в наши дни.
Цель работы – выявить различия выраженности ценностных ориентаций у представителей разных этнических групп.
Объект исследования – ценностные ориентации, национальное самосознание.
Предмет исследования – особенности выраженности ценностных ориентаций у представителей различных этнических групп.
Гипотезы исследования: у представителей этнического большинства и меньшинства существует различие в системе ценностей.
Задачи работы:
- Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций и национального самосознания в психологии.
- Провести исследование по выявлению этнической принадлежности и отношению к своей этнической группе;
- Провести исследование по выявлению ценностных ориентаций у представителей разных этнических групп;
- Обработать полученные данные и описать результаты;
- Сделать выводы на основании полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили философские и психологические теории о сущности личности и ее развитие в процессе жизнедеятельности (М. Вебер, А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко,) концепция смысловой структуры сознания (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин) принципы системности, целостности, единства и взаемодетерминованости внешнего и внутреннего в психике (К.О. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн); принципы деятельностного, личностного и возрастного подходов к изучению процесса формирования личности (О.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А.В. Петровский, В.Д. Потапова, Л.В. Разживина) выводы исследований потребностно-мотивационной сферы личности (М.И. Алексеева, В.А. Иванников) психологические концепции ценностей и ценностных ориентаций (О.Г. Здравомислов, М.С. Каган, И. С. Кон, Н.И. Лапин, А.Н. Леонтьев, Ш. Шварц).
Для решения поставленных задач использованы методы: теоретический анализ проблемы на базе изучения философской, социологической, психологической и педагогической литературы; психодиагностические методы: в частности, для непосредственного изучения ценностных ориентаций была использована методика:Шкальный опросник О. Л. Романовой, Методика Дж. Финни, методика диагностики уровня развития этнического самосознания (ЭСС), разработанная В. Ю. Хотинец, опросник МТЖЦ (Сопов В.Ф., Карпушина Л.В.), Тест СЖО (Леонтьев Д.А.).
Научная новизна работы состоит в установлении взаимосвязи ценностных ориентаций и особенностей этнического самосознания представителей различных этнических групп.
Теоретическое значение: полученные результаты вносят некоторый вклад в развитие отечественной этнопсихологии, в частности в понимание роли ценностей исследуемых культур, в становлении личностных особенностей.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании теоретических и прикладных курсов социально-гуманитарных дисциплин (в т.ч. курса этнопсихологии). Результаты данной работы могут быть использованы при проведении дальнейших этнопсихологических исследований, сопряженных с проблемами ценностных ориентаций и этнического самосознания.
Заключение:
Развитие общества не стоит на месте, с развитием новых технологии меняются стили и поведения людей, привычки, установки. В связи с этим не только особенности ценностно-смысловой сферы личности людей подвергаются изменениям, но и их этническое самосознание, к какой бы национальности они себя не относили.
Молодёжь, особенно в раннем юношеском возрасте, наиболее подвержена изменениям, происходящим как в экономическом, так и в социальном плане, и их ценностно-смысловая сфера еще не отличается устойчивостью и находится под воздействием случайных, внешних факторов. В новых экономических условиях происходит переоценка ценностной и смысловой сферы, и зачастую не в пользу нравственных ориентиров, что вызывает необратимые потери в духовном развитии молодёжи. Поэтому особую важность сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании молодежи.
Много исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, где достаточно изучены особенности структуры смысла ценностных ориентаций различных групп молодёжи, дифференцированных по социальному, региональному, возрастному и ряду других признаков, но по этническому признаку мало где можно встретить подобные исследования.
Результаты проведенного исследования показали наличие взаимосвязей между характеристиками этнического самосознания и ценностными ориентациями у данных студентов. Студенты, с высоким уровнем дифференциации своего этноса имеют следующие характеристики ценностных ориентаций:
— низкий уровень ценности профессиональной сферы жизни и образования,
-низкий уровень стремления к креативности, социальным контактам, развитию себя. Нерусские студенты с высоким уровнем интеграции в свой этнос имеют следующие характеристики ценностных ориентаций: —
высокий уровень значимости профессиональной сферы,
— высокий уровень стремления к социальным контактам,
— низкий уровень стремления к развитию себя и духовному удовлетворению.
В выборке русских студентов, корреляционный анализ показал наличие взаимосвязей между терминальными ценностями и национального самосознания с терминальными ценностями. Можно предположить, что в выборке российской молодежи особенности национального самосознания в большей степени отражаются на системе ценностных ориентаций. У российских студентов уровень национального самосознания находится, как бы, «на поверхности», он слабо воспитывается с детства и проявляется только при ущемлении каких-то национальных интересов.
Национальное самосознание нерусских студентов тесно связано с ценностными ориентациями. Качественное отличие национального самосознания нерусских студентов проявляется в том, что оно имеет более глубокие корни и проявляется независимо от ситуации.
Повышенный интерес исследователей к проблеме ценностей – это результат более глубокого понимания природы человека, его социокультурной обусловленности, целостности. По мнению финского социолога ЭрккиАсп, «ценности – это этические приказы, управляющие действиями людей; это показатель того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям».
Ценностные ориентации – один из важнейших компонентов в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Приоритет ценностей во многом зависит от группы, в которой человек находится (профессиональной, семейной), от культурно-исторических, географических, от поло-возрастных особенностей. Доминирующие ценностные ориентация во многом определяют поведение и образ жизни человека, степень его психологического благополучия.
В новых социокультурных условиях в российском обществе отмечаются изменения в культуре народов России, фиксируемые на шкалах культурных измерений. Проведенные исследования показывают, что уровень социальной адаптации прямо связан с уровнем этнического самосознания и значимостью этнических ценностей. Это подтверждает гипотезу о том, что этнические ценности являются системообразующими, так как они обеспечивают и сохранение единства ценностей субъекта, и определяют направление развития системы ценностей. Этнические ценности в максимальной степени позволяют интегрировать динамические и стабилизирующие тенденции в структуре ценностей личности, создавая условия для реализации личностных возможностей в единстве с ценностями социального окружения.
Актуальность этой работы заключается в том, что этнопсихология — крайне важная, но, в то же время, крайне сложная научная отрасль, поскольку в ней конденсируются все насущные вопросы науки: соотношения не только биологического и средового в человеке, но и культурологического аспекта в человеке. Получается, что этнопсихологическая тематика всегда несет в себе проблематику планетарного масштаба и ставит фундаментальные вопросы психологии на повестку дня. Кроме того, исследователи этой сферы должны быть всегда осторожны и тактичны в изучении этносов, народов, поскольку многие темы щепетильны и опасны, особенно в наши дни.
Цель работы – выявить различия выраженности ценностных ориентаций у представителей разных этнических групп.
Объект исследования – ценностные ориентации, национальное самосознание.
Предмет исследования – особенности выраженности ценностных ориентаций у представителей различных этнических групп.
Гипотезы исследования: у представителей этнического большинства и меньшинства существует различие в системе ценностей.
Задачи работы:
- Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций и национального самосознания в психологии.
- Провести исследование по выявлению этнической принадлежности и отношению к своей этнической группе;
- Провести исследование по выявлению ценностных ориентаций у представителей разных этнических групп;
- Обработать полученные данные и описать результаты;
- Сделать выводы на основании полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили философские и психологические теории о сущности личности и ее развитие в процессе жизнедеятельности (М. Вебер, А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко,) концепция смысловой структуры сознания (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин) принципы системности, целостности, единства и взаемодетерминованости внешнего и внутреннего в психике (К.О. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн); принципы деятельностного, личностного и возрастного подходов к изучению процесса формирования личности (О.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А.В. Петровский, В.Д. Потапова, Л.В. Разживина) выводы исследований потребностно-мотивационной сферы личности (М.И. Алексеева, В.А. Иванников) психологические концепции ценностей и ценностных ориентаций (О.Г. Здравомислов, М.С. Каган, И. С. Кон, Н.И. Лапин, А.Н. Леонтьев, Ш. Шварц).
Для решения поставленных задач использованы методы: теоретический анализ проблемы на базе изучения философской, социологической, психологической и педагогической литературы; психодиагностические методы: в частности, для непосредственного изучения ценностных ориентаций была использована методика:Шкальный опросник О. Л. Романовой, Методика Дж. Финни, методика диагностики уровня развития этнического самосознания (ЭСС), разработанная В. Ю. Хотинец, опросник МТЖЦ (Сопов В.Ф., Карпушина Л.В.), Тест СЖО (Леонтьев Д.А.).
Научная новизна работы состоит в установлении взаимосвязи ценностных ориентаций и особенностей этнического самосознания представителей различных этнических групп.
Теоретическое значение: полученные результаты вносят некоторый вклад в развитие отечественной этнопсихологии, в частности в понимание роли ценностей исследуемых культур, в становлении личностных особенностей.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании теоретических и прикладных курсов социально-гуманитарных дисциплин (в т.ч. курса этнопсихологии). Результаты данной работы могут быть использованы при проведении дальнейших этнопсихологических исследований, сопряженных с проблемами ценностных ориентаций и этнического самосознания.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты проблемы изучения исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций личности
1.1 Суть ценностей и ценностных ориентаций
Проблема ценностей и ценностных ориентаций занимает одно из главных мест в исследованиях детерминации поведения, выбора и освоения профессии, формирования личности. Многие авторы, рассматривая вопрос о социальной детерминации развития личности, решают его в диалектическом единстве с вопросом о внутренних предпосылках и возможности саморазвития личности.
Центральным образующим понятием в изучении ценностных ориентаций личности является понятие «ценность». Проблема ценностей существует с древних времен, однако, как отмечает М.М. Горбатова [16], до сих пор нет однозначного понимания понятия «ценность». «Ценность – понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личный смысл для индивидов определенных явлений действительности. Ценности служат важным фактором социальной регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» [16].
Проблема ценностей остро проявлялась, прежде всего, в эпохи обесценивания культурных традиций и дискредитации идеологических устоев общества. Понятие «ценности» было введено в философию в середине XIX века, когда человека начали рассматривать как активное существо, превращает действительность.
Ценности определялись как предметы, объекты, явления значимые для человека или группы людей.
В социологию проблематику ценностей ввел немецкий социолог, социальный философ М. Вебер, который считал, что каждый человеческий акт предстает осмысленным только в соотношении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цель [цит. по 15].
Л.В. Баева рассматривает ценности как незыблемые факты бытия человека, приобретает для человека смысла в его жизнедеятельности, является существенным [2].
К. Юнг определяет ценность как степень напряженности: «Когда мы говорим, что какая-то идея или ощущение очень ценные, мы учитывать, что эта идея или чувство представляют существенную силу в плане побуждения и управления поведением» [49].
Как подчеркивает Д.А. Леонтьев, понятие «ценность» можно отнести к трем различным группам явлений и до трех форм существования ценностей:
- Общественные идеалы — сформированы общественным сознанием в общем представлении о совершенстве в различных сферах общественной жизни;
- Реальное воплощение этих идеалов в действиях;
- Мотивационные структуры личности, стимулируя ее к реальному воплощению в поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [27].
Особенность категории ценность заключается в том, что она одновременно является и предметом, и отношением к этому предмету позволяет рассматривать это явление не только с философской, но и с психологической точки зрения. В.П. Тугаринов в своем исследовании указывает на существование иерархии ценностей, двух уровней ценностей: выше — связанные с представлением человека о достоинстве, смысле жизни, свободу; и ценности мимолетного значения, удовлетворяются на уровне потребностей и интересов. В качестве критерия ценности он выделяет полезность. «Ценности суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, полезные, нужные людям исторически определенного общества или класса как действительность, цель и идеал». Из этого определения следует, что ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что еще нужно осуществить, за что надо бороться [цит. по 51]. Другой точки зрения придерживается А. Здравомыслов. Он считает, что к ценностям относятся только духовные стремления, идеалы, принципы, нормы нравственности. Он пишет: «Содержание ценностей обусловлен культурными достижениями общества. Мир ценностей — это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанности — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности» [цит. по 40].
По мнению С.М. Герцина, базовыми ценностями являются, например, такие: потребность в любви, безопасности, уважении» [13]. Многие авторы отмечают, что каждого человека характеризует неповторимое сочетание потребностей, имеющих, впрочем, не одинаковую ценность. Общественная ценность личности во многом и определяется тем, какие потребности у нее преобладают, ради чего живет и действует человек. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [27].