Курсовая с практикой на тему Ценностные ориентации студенческой молодежи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ.. 6
1.1 Подходы
к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 6
1.2 Значение
формирования ценностных ориентаций в молодежной среде. 15
Выводы по первой главе. 20
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
исследование ценностНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ у студентов. 21
2.1 Методики и процедура исследования ценностных
ориентаций молодежи. 21
2.2 Анализ полученных данных психологического
исследования. 25
Выводы по второй главе. 31
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Введение:
Известно, что социальный ресурс и интеллектуальный
капитал общества — это ценности, которые впоследствии становятся важной
составляющей самосознания человека и регулятором его поведения. На их основе
формируются жизненные установки и разрабатываются жизненные программы человека.
Следует сказать, что в современных условиях студенческая молодежь представляет
собой элитную и социально мобильную часть общества. Повышенный интерес к нему
определяется не только демографическими показателями, но и социокультурными
особенностями. Кроме того, процесс формирования современной студенческой молодежи
происходит в несколько иной социальной реальности, «генетически» не связанной с
советским менталитетом. Сегодня студенческая молодежь признана стратегическим
резервом современного общества благодаря развитию интеллекта и социальной
мобильности в контексте трансформационных процессов, где ей отводится основная
роль в производстве и трансляции ценностно-нормативных структур общества.
Использование интеллектуального потенциала молодых
студентов, как правило, связано с ценностными предпочтениями. Кроме того, не
следует забывать, что система ценностных ориентаций амбивалентна и весьма
противоречива. Кроме того, на систему ценностей влияют различные социальные
субъекты, которые действуют как носители и трансляторы взаимоисключающих норм и
ценностей. Это подтверждает чуткую реакцию сферы жизненных ценностей школьников
на происходящие изменения в обществе, что актуализирует необходимость глубокого
изучения этого социального явления, теоретического понимания социальных
процессов. Все это приобретает научное и практическое значение.
Особенности формирования и функционирования ценностных
ориентиров в студенческой среде остаются актуальными и сегодня. Известно, что
именно в юности активизируется процесс формирования системы ценностных
ориентаций студентов. Юные студенты стремятся сформировать активную внутреннюю
позицию как по отношению к себе, так и к социальной среде. Процесс формирования
мировоззрения, определения жизненных перспектив, проектирования направлений
деятельности продолжается динамично.
Эта система, сформированная из ценностных ориентаций,
комплексно влияет на профессиональную деятельность аспирантов. Основные подходы
к изучению ценностей, их возможностей формирования и трудностей восприятия
структурированы в научной работе Э. Дюркгейм, считавший, что «на основе идеалов
фундаментальных ценностей происходит формирование целых цивилизаций».
Ученый считает, что «любое значение предполагает оценку,
проводимую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств» [10, c. 352]. Согласно Энвери
Л.А., через ценности человек переживает свою принадлежность к социальному
целому, поскольку система ценностных ориентаций определяет качественный аспект
содержания личности [48]. Я. Т. Тощенко утверждает, что «ценностные ориентации
представляют собой многомерное образование, состоящее из трех компонентов:
когнитивного элемента, связанного с процессом познания, эмоционального
элемента, который является эмоциональным компонентом, и поведенческого
элемента, отвечающего за реализацию ценностных ориентаций. в процессе жизни
человека» [35, c.103].
Актуальность работы заключается в том, что при всем
многообразии научных изысканий в теоретическом и эмпирическом плане проблема
формирования жизненных перспектив остается не до конца изученной, а в
определении рассматриваемой научной категории до сих пор нет логической
четкости, ясности, раскрывающей в полной мере ее содержание.
Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций
студенческой молодежи.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет исследования: ценностные ориентации студенческой молодежи.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть
подходы к определению понятий «ценность» и «ценностные ориентации».
2. Изучить
практическое значение формирования ценностных ориентаций в молодежной среде.
3. Выявить различия между ценностными ориентациями юношей
и девушек.
Гипотеза исследования:
ценностные духовно — нравственные ориентации девушек различаются от ценностных
ориентаций юношей (по критерию Q
Розенбаума).
Методы и методики исследования:
I. Теоретические методы: анализ литературы по исследуемой теме.
II. Эмпирические
методы: тестирование с
применением следующих методик:
— Тест «Исследование
психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения»
(Ю. Н. Семенко);
— Исследование ценностей личности (Ш. Шварц).
III.
Методы математической обработки данных: среднестатистические данные критерия Q Розенбаума.
Теоретическая и практическая значимость
работы состоит в том, что
материалы исследования могут использоваться в дальнейшем изучении ценностных ориентаций
студенческой молодежи и, что материалы исследования могут использоваться в
практических исследованиях ценностной ориентации молодежи в качестве статистических
показателей данной проблемы.
Структура
работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,
выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В ходе
курсовой работы нами были рассмотрены подходы к определению понятий «ценность»
и «ценностные ориентации».
Ценности возникают на этапе первичной
социализации в возрасте 18–20 лет и достаточно устойчивы в будущем, хотя могут
претерпевать определенные изменения в связи с кризисными периодами жизни
человека и социальной среды, в которой он живет.
Мы имеем в виду изменение не столько состава
ценностей, сколько их структуры, иерархического упорядочения в сознании
индивида, группы или общества в целом: одни ценности оказываются более
значимыми, другие, наоборот, менее важными.
Изучено практическое значение формирования
ценностных ориентаций в молодежной среде.
Система деления ценностных ориентаций, предложенная А.В. Рябовым и Е.Ш.
Курбангалеевой, определяет ряд «мужских» и «женских» ценностей. В частности, в
число «мужских» ценностей по результатам их исследования попали: законность,
могущество, независимость, природа, профессионализм, равенство, родина,
свобода, сотрудничество, труд, убеждения и удовольствие.
К «женским» оказалось возможным отнести: веру, внимание к людям,
здоровье, милосердие, мир, надежду, образование, покой, порядочность и семью.
Но более интересным, в рамках данного исследования, является выделение
ценностей, которые можно было бы отнести к «молодежным» группам: дружба,
известность, любовь, могущество, независимость, образование, профессионализм,
развитие, свобода, смысл жизни, сотрудничество, удовольствие и успех.
По результатам проведенного исследования по методике Ю.Н. Семенко
«Психологические особенности ценностной ориентации молодежи, как регулятор
поведения» было выявлено следующее:
33% опрошенных считают важными утверждения,
характеризующие важность и значимость профессии в процессе жизни человека. В
этих суждениях профессия рассматривается с точки зрения ее полезности для
общества, ее эмоциональной привлекательности для него и того, является ли
профессия одной из важнейших ценностей для человека.
Эмоциональные и поведенческие аспекты взаимоотношений со
сверстниками оценили, как важные для самих себя 24% испытуемых. Значение,
важность для человека вещей, в которые он одет, предметов, которыми он окружен,
не вызывает сомнений.
Физическое окружение человека (обстановка в квартире,
одежда, которую мы носим, книги, картины, магнитофоны и автомобили, украшения и
т. д.) Были важны для 15% испытуемых. Таким образом, суждения, характеризующие
образ «Я» (человеческое воображение в моральном, волерегулирующем и
информационно-культурном аспектах) важны для 8% респондентов. Основная цель —
достижение социального статуса или престижа, контроля или господства над людьми
и ресурсами у 12% респондентов. Их ценности власти сосредоточены на социальном
уважении, достижении доминирующего положения во всей социальной системе
В ходе математической обработки данных выявлены
различия между ценностными ориентациями юношей и девушек. Наше
предположение, что ценностные мотивации девушек различаются по
морально-этическим показателям от ценностных мотиваций юношей подтвердились.
Таким образом, у девушек преобладает гедонизм, универсализм, доброта,
комфортность. У юношей преобладают традиции, власть, самостоятельность,
стимуляция, достижения (по методике Шварца).
И по
методике Семенко также определились различия между юношами и девушками: у
юношей в приоритете профессия, занимаемое положение; у девушек в приоритете
взаимоотношения со сверстниками, вещевое окружение и образ Я. Таким образом, все поставленные
в курсовой работе задачи, были выполнены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Подходы
к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации» Ценностные ориентации
общества всегда были той основой, на которой строится вся жизнь, социальная
политика и политика в целом. Все зависит от того, сформированы ли ценностные
ориентации молодежи и всех членов общества.
Исследование
ценностей в той или иной степени всегда связано с теоретическими и
методологическими трудностями. «Ценность» столь же фундаментальна, сколь и
чрезвычайно обширна и многогранна. В социологии под ценностью традиционно
понимается значение определенных объектов, явлений, процессов реальности и их
свойств для индивидуальных и коллективных субъектов. Таким образом, ценности воплощаются
в различных концепциях, от абстрактных идей до конкретных материальных
объектов, и выражают индивидуальные и социальные идеалы [9].
Толкование понятия
ценности всегда очень широкое. Социологическая теория использует множество
различных типологий ценностей и ценностных ориентаций. Эти типологии
различаются в зависимости от основных критериев, а также от науки, в которой
типология проводится. Ценности делятся на материальные и духовные,
индивидуальные и социальные, субъективные (цель, оценка, установка) и
объективные (результаты деятельности, объекты ценностных отношений). Также
проводится различие между местными и универсальными, природными и культурными,
абсолютными и относительными, конкретно-историческими, ситуативными,
универсальными («вечными»), моральными, моральными, эстетическими,
религиозными, научными, экономическими, политическими и национальными типами
ценностей (Ручка А.А.) [29].