Курсовая с практикой на тему Ценностные ориентации современного учителя как компонент педагогической культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Структура педагогической культуры
учителя и место ценностных ориентаций в ней
1.2 Ценностные ориентации педагога и
их своеобразие
Глава 2.
Эмпирическое исследование ценностных ориентаций современного учителя
2.1 Организация и методы
исследования, процедура проведения (условия)
2.2 Анализ результатов диагностики
Введение:
Актуальность темы. Изменения
в общественно-политической жизни нашей страны нуждаются в уходе от унификации
воспитательной работы, многих устаревших форм и методов и перехода от
количественных показателей в этой деятельности к поиску нового и утверждения и
ориентации на педагогическое сотрудничество ученика и педагога, ориентации на
самоуправление учителей и творческого сотрудничества, на саморазвитие личности
учителя, уважения его достоинства. В Конституции РФ отмечается, что человек
признается высшей ценностью. Поэтому целью образования является общее и
психическое развитие человека как личности и наивысшей ценности общества:
развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких
моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному
выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного
потенциала народа, повышение его культурного уровня, обеспечения народного
хозяйства квалифицированными специалистами [11, с.5].
Новые
реалии педагогической действительности объективно создают предпосылки для
совершенствования подготовки будущих педагогов, овладения современными
педагогическими технологиями системой знаний, умений и навыков необходимых для
формирования ценностных ориентаций у будущих учителей начальных классов.
Эффективная реализация любых изменений ценностных ориентаций в обществе плотно связана
с модернизацией системы образования как мощного социального института влияния
на сознание граждан и формирование общественной мысли.
Именно
поэтому особое значение приобретает модернизация системы педагогического
образования во всех ее звеньях и выполнения задания скорейшей ориентации
педагогов на реализацию потребностей быстро изменяющегося общества и его
граждан.
Практическая
реализация этих задач зависит, прежде всего, от учителя, способного свободно
ориентировались в социальных и природных условиях, понимать особенности
развития культуры, овладевать научной информацией. Профессионал в области
образования имеет глубоко осознавать место и роль образовательных процессов,
систем в мировом культурном пространстве, в исторических закономерностях и
этнологических формах, сочетать глубокие теоретические знания и практическую
подготовку.
Отметим,
что понимание сущности культуры как философской категории рассматривается в
трудах многих ученых, таких как Е. Баллер, С. Газман, В. Давидович, С.
Иконникова, Е. Ильенков и др. Раскрытию общих основ развития профессиональной
культуры посвятили свои работы Н. Крылова, Н. Ничкало, В. Правоторов, Г.
Соколова и др. Общие вопросы формирования личности учителя исследовали С.
Архангельский, Е. Барбина, В. Войтко, Е. Гришин, С. Гончаренко, О. Дубасенюк,
И. Зязюн, М. Евтух, Н. Кичук, Н. Кузьмина, Т. Яценко и др.
Объект исследования — педагогическая
культура учителя.
Предмет исследования
– ценностные ориентации современного учителя.
Цель курсовой работы – исследовать ценностные ориентации современного
учителя как компонента педагогической культуры
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Рассмотреть структуру педагогической культуры
учителя и место ценностных ориентаций в ней.
2.
Определить ценностные ориентации педагога и
описать их своеобразие.
3.
Выявить ценностные ориентации современного
учителя.
Решение
задач достигалось следующими методами:
— теоретическими: обобщение и систематизация
теоретического материала;
—
эмпирическими: тестирование, наблюдение, методы математической статистики.
Заключение:
Таким
образом, ценности относятся к общественной значимости, выполняющие роль регуляторов
действий педагогического персонала в рамках корпорации, как в узком(учебное
заведение), так и широком смысле (образовательная общность). С их помощью идет
процесс интеграции педагогического персонала в единую социально-профессиональную
общность и дифференциации персонала по системе особых различий, характеризующих
неповторимый «корпоративный дух» каждого учебного заведения, каждого
образовательного учреждения.
Социальные
ценности являются доминирующей основой для взаимопонимания и стремления для
создания и использования единых критериев идентичности в решении проблем качества
образования. Поддержка и ориентация на них усиливает корпоративную составляющую
в ресурсных затратах учебных заведений и ведет к эффективному решению
учебно-воспитательных задач.
Обнаружена средняя
положительная корреляционная зависимость между шкалой «Аутосимпатия» методики
самоотношения и шкалой «Интеграция стилей жизни». Это говорит о том, что
педагоги, симпатизирующие себе, самодостаточные и ориентированы на
сбалансированность всех сторон жизни.
Результаты эмпирического
исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1.Группы педагогов,
отобранные для проведения основного исследования, существенно различаются по
следующим показателям:
1. Педагоги со стажем в
большей степени ориентированы на социальное одобрение, для них более значимо
общественное мнение. Они более близки к своему Я и в большей степени
интересуются своим внутренним миром. Для них важно управлять различными
сторонами деятельности учреждения. В работе они ориентированы на реализацию
альтруистических ценностей. В ситуации конфликта педагоги чаще проявляют
реакции враждебности, порицания, обвинения, сарказма. Об этих особенностях
говорят более высокие средние значения по шкалам «Ожидание положительного
отношения от других» методики самоотношения (при р < 0,05);
2. Молодые специалисты в
своём поведении чаще проявляют такие черты как дипломатичность,
эгоцентричность, низкую подчиняемость и конформность; враждебность,
обидчивость, подозрительность. В то же время они более гибки в контактах,
коммуникабельны. В конфликтных ситуациях они чаще, чем педагоги со стажем,
тревожатся, не замечают трудностей фрустрирующей ситуации или вовсе отрицают
её, а также более склонны к отрицанию собственной вины и ответственности.
3. Самоуверенные,
некритичные к себе, активные самодостаточные педагоги склонны к лидированию и доминированию.
Самоуверенность таких педагогов
достоверно положительно коррелирует с эгоцентричностью, доминантностью,
независимостью в межличностном общении (при р < 0,05).
4. Неуверенность в себе,
неуважение себя в группе молодых специалистов положительно коррелирует в
межличностных отношениях с пассивностью, застенчивостью, тревожностью (при р
< 0,05). Кроме того, во фрустрирующих ситуациях они склонны к враждебности,
порицаниям и сарказму в ситуациях конфликта (при р < 0,05).
5. В обеих исследуемых
группах выявлены отрицательные достоверные взаимосвязи между компонентами
самоотношения («Самоуважение», «Саморуководство, самопоследовательность») и
«Зависимым стилем межличностных отношений» (при р < 0,05).Таким образом,
педагогам обеих исследуемых групп с высокими навыками саморуководства, высоким
самоуважением не свойственно применять зависимый стиль межличностных отношений
с окружающими.
6. Педагоги со стажем,
которые уважают себя и не склонны к самообвинению, ожидают разрешения конфликта
от окружающих. Так, например, выявлены достоверная положительная взаимосвязь
между шкалами «Самоуважение», и фактором «е» (экстрапунитивная реакция с
фиксацией на разрешении ситуации) (r=0,45;р<0,05) и отрицательная
взаимосвязь между шкалой «Самообвинение» и фактором «е» (r= -0,45; р <0,05).
7. Для молодых специалистов, которые хорошо к
себе относятся и ожидают одобрения от окружающих, характерно самим браться за
разрешение конфликтных ситуаций (при р < 0,05).
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретическое исследование ценностных
ориентаций современного учителя как компонента педагогической культуры
1.1 Структура
педагогической культуры учителя и место ценностных ориентаций в ней
педагогической культуры учителя и место ценностных ориентаций в ней
Отметим,
что в структуре компетентности учителя педагогическая культура занимает особое
место, а сам учитель приобретает своего настоящего смысл только тогда, когда он
достаточно владеет общей культурой, поскольку только в поликультурной среде
могут сформироваться специалисты, способные свободно и критически мыслить,
воспроизводить духовные и интеллектуальные ценности, которых всегда нуждается
общество и школа как одна из его главных социальных институтов.
В
общем, человек культуры — это личность, обогащенная духовными сокровищами,
которая обладает творческими способностями, преданный своему делу, захвачена ею
[3,с.304]. Поэтому формирование такой личности предполагает, прежде всего,
развитие духовных потребностей, потребности в самопознании, смысла жизни,
красоты, общения, творческой деятельности, наличия гуманистического идеала,
счастье. Воспитание такого человека требует кардинального изменения содержания
педагогического образования, которая ориентировала бы будущего учителя на
общечеловеческие и национальные ценности, мировую и национальную духовную
культуру и включала студентов в процесс осмысления основ философской мысли
человечества, культурологии, аксиологии, эстетики, человековедения, психологии,
педагогики и других гуманитарных наук.
Субъект
культуры (человек) является, прежде всего, гуманной личностью, поскольку именно
гуманность является средоточием морали, в которой любовь к людям является
основой общественной жизни, что, в свою очередь, предполагает милосердия,
отзывчивость, доброту, эмпатию, способность к опеке и защиты слабых, пожилых
людей, понимание ценности и индивидуальности каждого индивида, а также
толерантного отношения к представителям других национальностей и четкого
понимания социального статуса каждой личности в обществе. Педагогические
аспекты формирования такой личности заключаются, прежде всего, в разносторонней
гуманитаризации содержания образования, гуманизации ее методов, всего комплекса
воспитательных и правовых отношений.
Такой
человек есть, прежде всего, творческой личностью, которая постоянно
развивается, духовно обогащается. Она отличается толерантным мышлением, не
останавливается на достигнутом, способна обладать развитым стремлением к
творчеству (собственно, творчество находит проявление во всех сферах
жизнедеятельности такой личности: в учебе, труде, общении, быту, организации
досуга и т. д.). Все психолого-педагогические ориентиры личности должны
направляться на развитие его способностей, потребностей в учебной и
предметно-преобразовательной деятельности, совершенном уровне усвоенных знаний,
умений, сочетании аналитического и интуитивного мышления, способности и
стремлении к жизнетворчества.