Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему «Ценностно-мотивационная сфера старшеклассников Z».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты ценностно-мотивационной сферы старшеклассников поколения «Z» 6

1.1. Теория поколения в работах Штрауса и Хоу 6

1.2. Особенности формирования ценностно-мотивационной сферы в подростковом возрасте 11

Выводы по 1 главе 15

2. Исследование ценностно-мотивационной сферы подростков поколения Z………………………………………………………………………………………17

2.1. Организация и методы исследования 17

2.2. Результаты исследования 19

Выводы по 2 главе 31

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Приложение 38

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что социально-экономические изменения, происходящие в России, обуславливают смену жизненных ориентиров и ценностей, оказывают влияние на формирование мировоззрения современных подростков.

Наиболее важным и центральным новообразованием в подростковом возрасте является самоопределение, характеризующееся активным процессом понимания самого себя, своего места в мире. В связи с этим принципиально значимым, является изучение и развитие ценностно-мотивационной сферы подростков, поскольку будущее общества неразрывно связано с молодежью и теми изменениями, которые происходят сейчас в духовно-нравственной сфере.

Исследователи различных направлений указывают на то, что тема смысла жизни, мотивов и ценностей в старшем школьном возрасте должна стать приоритетной во всех отношениях. Проблеме ценностно- мотивационной сферы посвящены труды В.Г. Алексеевой, С.И. Григорьева, Е.И. Головахи, А.А. Козлова, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др. Ученые подчеркивают значимость успешного формирования ценностно- мотивационной сферы для гармоничного развития личности, указывая возможность воздействия на мотивационную сферу.

Особенно актуально изучение ценностно-мотивационной сферы у подростков поколения Z, т.к. это поколение отличается своими взглядами на жизнь, особенностями восприятия и мышления.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в плане развития ценностно- мотивационной сферы определили выбор темы данного исследования.

Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера подростков поколения Z.

Предмет исследования: ценностно-мотивационной сферы у подростков поколения Z.

Цель исследования: теоретически обосновать особенности ценностно-мотивационной сферы у подростков поколения Z.

Гипотеза исследования: ценностно-мотивационная сфера у подростков поколения Z может изменитьсяя, если будут проведены специалные коррекционные меропрития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теорию поколения

2. Определить особенности ценностно-мотивационной сферы у подростков поколения Z в психологоической литературе.

3. Выявить особенности ценностно-мотивационной сферы у подростков поколения Z.

4. Проанализировать результаты исследования.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы исследования:

— теоретические

— эмпирические (констатирующий и формирующий экперимент), тестирование по следующим методикам (тест ценностно-мотивационной сферы (СЖО) Д.А. Леонтьева, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича);

— методы количественной обработки (методы описательной статистики, t-критерий Стьюдента).

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ. В экспериментальном исследовании участвовал 10 класс, численностью 26 человек. Возраст испытуемых 16-17 лет. Из них 9 мальчиков и 17 девочек.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные рекомендации, предложенные в работе для развития и формирования ценностно-мотивационной сферы у подростков поколения Z могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов.

Так же основные выводы и теоретические положения могут в дальнейшем послужить основой для дальнейшего исследования ценностно-мотивационной сферы у подростков поколения Z.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование развития ценностно-мотивационной сферы у старших подростков достигло своей цели, задачи были решены, гипотеза подтверждена, что позволило сделать следующие выводы.

Анализ состояния проблемы ценностно-мотивационной сферы позволил прояснить понятия: «смысл жизни» — как единица сознания и деятельности индивида, характеризующие направление, отношение к миру, к себе и к другим люди.

Д.А. Леонтьев показывает содержание этого явления следующим образом. Смысложизненные ориентации как сложные социально-психологические образования порождаются реальными содержательными жизненными отношениями субъекта и бытия, они имеют отношение ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), определяют вектор и границы самооценки, реализация личности как субъекта жизненного пути через жизненные цели структурной организации — ценности.

Изучение развития ценностно-мотивационной сферы у старших подростков проходило в три этапа (поисково-подготовительный, экспериментально-экспериментальный, контроль-обожание).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение); эмпирический (установление эксперимента, формирование эксперимента, беседы); психодиагностика (тест осмысленных ориентаций Д. А. Леонтьева, методология ценностных ориентаций Рокича).

В экспериментальном исследовании участвовали ученики 10 класса, насчитывающий 26 человек. Возраст составляет 16-17 лет. Из них 9 мальчиков и 17 девочек.

Установленный эксперимент проводился с целью выявления нынешнего уровня всех показателей формирования значимых ориентаций у старших подростков.

Результаты диагностики ценностно-мотивационной сферы у старших подростков указывают на высокий, средний и низкий уровень их развития. Есть ученики, которые имеют высокий и средний уровень показателей для проверки значимых ориентаций Леонтьева, но в то же время низкий уровень формирования терминальных ценностей «ответственность» и «образование». Поэтому было решено, что все учащиеся будут участвовать в процессе формирования эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагал проведение психологической диагностики (входного контроля), затем реализацию психолого- педагогической программы развития ценностно-мотивационной сферы у старших подростков, после чего повторное проведение психологической диагностики (выходного контроля).

По результатам повторного диагностического обследования была произведена оценка эффективности реализации программы в процессе развития ценностно-мотивационной сферы у старших подростков.

Анализ динамики проявления всех показателей ценностно-мотивационной сферы у старших подростков до и после эксперимента осуществлялся с помощью t-критерия Стьюдента. Интенсивность сдвигов значима, т.е. уровень развития старших подростков изменился в результате реализации психолого-педагогической программы.

Реализация психологической программы развития оказалась эффективной в отношении большинства показателей ценностно-мотивационной сферы у старших подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты ценностно-мотивационной сферы старшеклассников поколения «Z»

1.1. Теория поколения в работах Штрауса и Хоу

Теория поколений была впервые научно обоснована и сформулирована американскими учеными Нилом Хоу и Уильямом Штраусом в 1991 году. Она возникла на стыке экономики, демографии и истории. Ключевым тезисом такой междисциплинарной теории является тот факт, что период времени, в который родился человек, влияет на его мировоззрение, его систему ценностей [3; 4]. Ученые обратили внимание на «конфликт поколений», который вовсе не связан с возрастными противоречиями. Люди, достигая определенного возраста, не приобретают возрастных ценностей, характерных для этого периода, поскольку дети, достигая возраста своих родителей, не становятся такими же, как они, их отношение к жизни все еще другое [5]. В результате Н. Хоу и В. Штраус доказали, что каждые 20 лет появляется новое поколение с иной шкалой ценностей и поведением, отличным от его предшественников. По мнению ученых, доминирующее влияние на формирование ценностей поколения оказывает принятая в семье модель воспитания, а также такие факторы, как политические, экономические, социальные и технологические события, произошедшие с детьми в возрасте до 11-12 лет [6; 7; 8]. Именно эти ценности влияют на поведение человека на протяжении всей его жизни — его отношение к работе, мировоззрение, потребительское поведение и так далее [5].

Следует отметить, что вопрос о реальном научном значении теории поколений остается открытым. В течение многих лет в научных кругах развернулась широкая критика этого подхода, ссылаясь на спекулятивность и недостаточную эмпирическую обоснованность этой теории [9].

Несмотря на то, что изначально теория поколений Штрауса и Хоу была направлена на изучение англо-американской истории, позже она получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России.

Предложенная модель была адаптирована к российской действительности социологами Ю.А. Левадой, В.В. Гаврилюком, Н.А. Трикозом, психолингвистом Э. Шамисом и психологом А. Антиповым. Они определили ключевые глобальные и локальные события для российских граждан, повлиявшие на формирование поколений (табл. 1) [10].

Согласно данным, приведенным в таблице, именно эти ключевые события и явления в мире и стране повлияли на мировоззрение отечественных поколений.

Расширяя и уточняя концепцию Н. Хау и У. Штрауса, доктор психологических наук В.И. Пищик в исследовании социальной психологии менталитета поколений предлагает несколько иную трактовку поколений в современной России (табл. 2) [11].

Основываясь на периодизации обоих вышеперечисленных подходов и в контексте нашего исследования, важно отметить, что представителями поколения Z сегодня являются дети и молодые люди в возрасте от 0 до 20 лет.

Анализируя современные источники, можно выделить ряд тенденций в формировании психологических характеристик подростков, современных мальчиков и девочек как неотъемлемой части поколения Z.

Термин «поколение Z» появился благодаря теории поколений, описывающей экономическое развитие государств и его влияние на психологические особенности людей.

Теория была разработана учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хоу в конце 20-го века. Описывая жизненные пути представителей предыдущих поколений, они заметили, что сценарии часто повторяются. Исследователи предположили, что изменения в экономике, социальных и политических режимах влияют на судьбу людей, населяющих страну.

Ученые описали американское общество, уделив каждому поколению около 20 лет. Однако эта теория прижилась и в других странах, включая Россию, претерпев незначительные изменения. Вот приблизительные временные рамки, связанные с нашими современниками:

• Поколение X (1967-1984);

• Поколение Y (1984-2000);

• Поколение Z (2000-2013).

Поколение Z (zoomers) в России начинает заявлять о себе — некоторые представители уже достигли совершеннолетия и вступают во взрослую жизнь, а некоторые все еще дети и подростки.

Поколение Z состоит из людей, которые не представляют себе жизни без Интернета. Если «Игрек» хотя бы отдаленно помнят жизнь без онлайн-игр и компьютеров, то «зеты» буквально родились и выросли с гаджетом в руках.

цифровое поколение

Рассмотрим основные особенности поколения Z.

Зумеры воспринимают Интернет и гаджеты как продолжение реальной жизни — это уже не вспомогательный инструмент для решения практических задач, а место, где строятся личные отношения, создаются рабочие места и репутация.

Учеба, общение, спорт, творчество — все аспекты жизни «Зетов» связаны с новейшими технологиями. Поколение Z интересуется изобретениями в области IT, быстро делает их частью своей жизни.

Благодаря Интернету зумеры рано получают возможность самостоятельно зарабатывать деньги — даже в подростковом возрасте представители поколения Z имеют доступ к различным источникам дохода (например, ведение блогов и управление проектами).

Зеты легко монетизируют хобби, умеют совмещать приятное с полезным, зарабатывая на любимом деле.

Классическое образование не очень интересует поколение Z, но они осознают важность информации и тянутся к ней, изучая онлайн-курсы, занимаясь самообразованием.

Большинство представителей этого поколения без лишних напоминаний понимают, что их успех в жизни зависит от знаний. Им не нужно объяснять, как важно быть эрудированным человеком.

Дети поколения Z рано начинают понимать, что человечество и планета в целом находятся в опасности. Они говорят об этом вслух, призывают политиков более серьезно взглянуть на проблемы экологии и социального неравенства.

Зумеры тонко чувствуют несправедливость мирового порядка и пытаются преодолеть препятствия: сократить число бедных, предотвратить загрязнение океанов, устранить гендерные предрассудки.

Зеты считаются самым толерантным поколением в мире: они уважают индивидуальность других, избегают расизма, сексизма, любых форм ксенофобии и стремятся к всеобщей справедливости.

Зумеры уверены, что каждый человек уникален и неповторим, и они терпимо относятся к особенностям других людей.

Представители поколения Z не хотят работать по расписанию, как это делали их родители, бабушки и дедушки. Им нравится ненормированный график работы, удаленная работа для себя.

В то же время для них важно не только работать, но и полноценно отдыхать, путешествовать, пробовать разные виды деятельности, творчески самовыражаться. Работа больше не является единственным признаком налаженной жизни.

Давайте сосредоточимся на положительных качествах, которыми обладают зеты.

Чтобы перестроить свою жизнь, зумерам не нужна длительная подготовка — они внутренне готовы к переезду, смене места жительства, школы и основных классов.

Они любопытны, не опасаются нововведений, поэтому перемены не вызывают такого сильного стресса, как у представителей других поколений.

Благодаря Интернету зеты хранят в своей памяти много интересных деталей, что делает их интересными собеседниками.

Зумеры следят за последними новостями, стараются всегда быть в курсе последних событий — это вошло у них в привычку.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы