Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Цели и методы протекционизма. Особенности российской внешнеторговой политики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Протекционизм: сущностные характеристики 4
1.1. История протекционизма 4
1.2. Современное понимание и проявление протекционизма 5
Глава 2. Внешнеторговая политика России 12
2.1. Протекционизм как основа внешнеторговой политики России 12
2.2. Россия в системе внешнеторговых отношений 17
2.3. Международный протекционизм и внешнеторговая политика России 20
Заключение 28
Список литературы 30

  

Введение:

 

В настоящее время протекционизм становится все более популярным. И тому, следует признать, есть объективные предпосылки. Действительно, в условиях трансформации мировой экономики, меняющихся правил игры на мировом рынке, усиливающейся международной конкуренции повышенного внимания требуют вопросы защиты национальных интересов. Можно утверждать, что в периоды трансформации мировой экономической системы, возникновения новых факторов развития экономики идеи меркантилистов и протекционизм приобретают популярность и притягивают к себе внимание. Протекционизм отражает стремление органов власти защитить внутренний рынок страны от дестабилизирующего внешнего вмешательства. Так, появление на мировом рынке более успешных с экономической точки зрения моделей формирования добавленной стоимости, предоставляет отдельным государствам конкурентные преимущества. В странах, не располагающих этими возможностями, возникает стремление защитить свой рынок от конкуренции через систему ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер.
Целью исследования является изучение особенностей протекционизма и его использования во внешнеторговой политике. Задачи:
 изучить сущностные характеристики протекционизма;
 рассмотреть протекционизм как основу внешнеторговой политики РФ;
 рассмотреть РФ как участника системы торговых преференций;
 охарактеризовать протекционизм в торговой политике в рамках ЕАЭС.
Объектом исследования является протекционизм как государственная торговая политика. Предметом исследования являются инструменты протекционизма и его применение в России, странах ЕАЭС и участниках ВТО.
Теоретическая база исследования представлена информационными источниками по вопросам применения протекционизма в экономиках развивающихся и развитых стран.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный протекционизм может рассматриваться как определенная парадигма экономического развития. Условия, в которых применяются меры защиты внутреннего рынка, и методы защиты национальных интересов образуют определенный набор принципов, формирование и соблюдение которых может рассматриваться как некий стандарт, образец экономического мышления, зная о котором можно делать выводы о содержании государственной экономической политики, которая будет проводиться участниками международных экономических отношений.
Протекционная политика обладает трудным механизмом реализации, свидетельством чего выступает исторический опыт и современные тенденции формирования протекционизма. Протекционизм прошел путь трансформации от категории торговой политики к категории политики по обеспечению национальной безопасности. На новом этапе развития, под влиянием современных факторов развития мировой экономики, использование классического протекционизма становится малоэффективным. Используются чаще его скрытые формы. Применение мер протекционизма требует гибкости и учета текущих как политических, так и общих социально-экономических факторов и обстоятельств.
Современная внешнеторговая политика Российской Федерации в целом, и каждого ее субъекта в отдельности, во многом зависит от политических факторов, определяющих вектор социально-экономического развития.
Пакет санкций против РФ формируется и продлевается на протяжении 2014–2019 годов Конгрессом США, лидерами стран Европейского союза на соответствующих саммитах. Санкции ограничивают доступ отечественных компаний и банков к инвестициям из ЕС, снижают экономическую активность в сырьевой сфере, авиастроении и ВПК. Данные обстоятельства значительно ухудшили показатели протекционистского статуса Российской Федерации. Санкции имели политическое происхождение при этом, несмотря на нежелание ВТО рассматривать подобные прецеденты при наличии отсылки к исключениям по соображениям принятия мер безопасности, санкции фактически выводят Россию из общепринятых правил международной торговли, легитимизируют нарушения этих правил, сдерживают экономическое развитие стран-партнеров. Это приводит к увеличению издержек импортно-экспортных операций и создает серьезные преграды для развития внешнеэкономической деятельности российского корпоративного сектора.
Напряжения во внешнеторговом взаимодействии привели Россию к более активному формированию связей с развивающимися странами, Китаем, Индией, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Основная проблема России заключается в том, что российская экономическая модель давно себя изжила. Эта модель основана прежде всего на добыче углеводородного сырья и продаже мало переработанного продукта. С 2003 по 2008 годы Россия получала огромные прибыли от продажи нефти и газа, что многими официальными и неофициальными лицами воспринималось как «долгоиграющий» тренд. Теперь, в условиях усиления международного протекционизма, стало окончательно ясно одно: какие бы положительные тенденции во внешней торговле РФ ни наблюдались, России крайне необходимо системно заниматься переформатированием собственной экономики вне зависимости от внешней конъюнктуры.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Протекционизм: сущностные характеристики
1.1. История протекционизма
Как известно, начало государственной политике протекционизма, направленной на защиту внутреннего рынка и «своего» производителя, положили меркантилисты еще в XV веке — ранняя стадия теории меркантилизма. Правда, на этой стадии превалировала практика накопления золотых и серебряных монет в конкретной стране в условиях лишь зарождавшейся промышленности в современном понимании этого слова .
Речь идет о периоде господства аграрной экономики. В этот период промышленное производство пока еще не стало движущим фактором развития мировой экономики. Под политикой протекционизма в этот период понимается целенаправленная деятельность органов власти по продвижению своих национальных интересов, опираясь на наиболее перспективные механизмы экономического развития .
На поздней стадии меркантилизма (XVII– XVIII вв.) акцент делался на внешнюю торговлю, или, говоря иначе, на развитие мануфактурной промышленности, производящей продукцию для ее последующего экспорта. Поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса стало важнейшей задачей государства во многих странах Европы и Востока (например, в Японии), что означало стремление как можно больше продавать за рубеж и как можно меньше импортировать зарубежную продукцию .
Смена приоритетов во внешней торговле произошла вместе с развитием промышленного производства, распространением идей, известных под общим названием «классической экономической теории». Эти трансформации происходят в XIX в. и связаны с распространением идей свободы торговли — «фритредерства» .
В процессе формирования системы разумного протекционизма государства проходят определенные ступени развития: охота и собирательство; кочевое скотоводство; земледельческий период; агрокультурный и мануфактурный период; период агрокультуры, мануфактуры и торговли .
«Великая депрессия» 1929–1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации в решении проблем макроэкономической политики на многостороннем уровне. В этом плане отметим, что в послевоенный период были предприняты попытки по созданию универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая могла бы на международном уровне регулировать решение таких социально-экономических вопросов, как вопросы внешнеторговой политики, экономического развития, занятости, инвестиций, миграции капиталов и т.д.
Такая организация и была создана 1 января 1995 года на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле. Деятельность ВТО основана (во всяком случае, была основана) на либерализации международной торговли при одновременном контроле выполнения многосторонних международных соглашений и регулировании торговых споров и претензий .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы