Курсовая с практикой на тему Целевые программы в АПК (федеральные) порядок разработки и реализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1
Теоретические основы разработки и реализации федеральных целевых программ в
АПК
1.1 Сущность и значение федеральных целевых программ
1.2 Особенности разработки и реализации федеральных
программ
2
Анализ федеральной целевой программы развития сельского хозяйства
2.2 Мероприятия по улучшению процесса реализации
федеральных целевых программ
Список
использованной литературы
Введение:
Актуальность
исследования обусловлена тем, что важнейшая роль в регулировании
социально-экономических проблем и разработке приоритетных сценариев развития АПК
отведена целевым программам, реализуемым как в масштабах страны, так и на
региональном уровне.
Метод
программно-целевого планирования как один из способов государственного
регулирования в российской экономической практике активно используется с
середины 90-х гг. ХХ века. Востребованность и распространенность данного метода
обусловлена его комплексностью, системностью, а также направленностью на решение
важнейших стратегических задач развития экономики. В современных условиях
программно-целевое планирование обеспечивает достижение прямой взаимосвязи
между распределением бюджетных средств и фактическими результатами их
использования.
Проблемам
формирования, исполнения и оценки целевых программ посвящены научные
исследования многих российских и зарубежных авторов. Разработка
теоретико-методологических основ программно-целевого планирования и управления,
а также поиск механизмов его эффективного применения нашли свое отображение в
работах зарубежных авторов: К. Вейса и М. Скривена, Е. Грамлича, Е. Мишана, А.
Вильямса, П. Долана, Р. Эдлина, М.Ф. Друммонда, Б.Дж. О’Брайна, В. Нельмута и
др.
Вопросы
формирования и оценки федеральных целевых программ в АПК раскрыты в научных
публикациях отечественных ученых: М.П. Афанасьева, А.А. Беленчук, А.И.
Жуковского, Р.А. Кочкарова [5], П.Г. Крадинова, А.И. Кузьмина, А.Г. Лобко, В.Я.
Любовного [6], Б.З. Мильнера, Б.А. Минина, В.Б. Радина, Б.А. Райзберга [9],
И.Ф. Сидориной, Г.Г. Фетисова, Г.П. Хатри, Е.А. Шакиной, Н.Н. Шаш и др.
Цель
работы – исследовать порядок разработки и реализации федеральных целевых
программ в АПК.
В
связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть теоретические основы разработки
и реализации федеральных целевых программ в АПК;
2. изучить Федеральную научно-техническую
программу развития сельского хозяйства на 2017-2015 годы;
3. разработать мероприятия по улучшению процесса реализации
федеральных целевых программ.
Объектом
исследования являются федеральные целевые программы в АПК.
Предметом
исследования является порядок разработки и реализации федеральных целевых
программ в АПК.
Теоретико-методологическая
основа и информационная база исследования состоят из научных положений,
содержащихся в работах отечественных и иностранных ученых и специалистов,
посвященных различным аспектам разработки и реализации федеральных целевых
программ в АПК.
В
работе использованы следующие методы исследования: системный анализ;
функционально-структурный анализ; экономико-статистические методы исследования
(группировки, сравнения).
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать
следующие основные выводы.
Целевые программы являются одним из
важнейших средств реализации структурной политики государства, активного
воздействия на производственные и экономические процессы.
Разработка
и практическая реализация целевых программ предусматривает необходимость
последовательного выполнения следующих этапов работ: отбор проблем для
программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы;
управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
В
качестве инициаторов постановки наиболее актуальных проблем для решения их
программно-целевыми методами на федеральном и региональном уровнях могут
выступать практически любые физические и юридические лица.
Федеральные
целевые программы развития региона, включая подпрограммы развития АПК, как
форма осуществления стратегического планирования и управления должны
выполняться на основе целевого подхода. Основная сущность разработки программы
развития агропромышленного комплекса заключается в определении совокупности
решаемых задач и системы необходимых мероприятий, разработке механизма их
практической реализации (управление, координация действий, правовое
обеспечение, научное обеспечение и др.), исходя из сформулированной цели
развития регионального АПК.
Цель «Федеральной
научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы» – обеспечение стабильного роста производства
сельскохозяйственной продукции, полученной за счёт применения семян новых
отечественных сортов и племенной продукции, технологий производства
высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств
для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического
происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы
генетического материала.
Разработанная программа позволит снизить
высокую зависимость отечественных сельхозтоваропроизводителей от импортных
технологий, которая в среднем составляет более 80%. Научно-техническая
программа также определяет требования к комплексным проектам и
научно-производственным партнерствам.
Разработанные предложения в сфере
совершенствования процедуры формирования и реализации федеральных целевых
программ и Федеральной адресной инвестиционной программы являются начальным
этапом работы, в ходе которой необходимо реализовать ряд мер, перечисленных
ниже:
1. Определить функции, которые
целесообразно реализовывать посредством федеральных целевых программ, на этапе
оптимизации и разграничения функций органов государственного управления.
2. Принимать решение о выборе программного
или сметного финансирования той или иной функции в каждом отдельном случае на
основе обоснованного анализа сравнительной эффективности достижения целей,
стоящих перед ведомством.
3. Предусматривать при формировании
концепций новых федеральных целевых программ и корректировки действующих
различные варианты их реализации.
4. Оценивать при отборе разрабатываемых
федеральных целевых программ и уточнении действующих программ в первую очередь
возможности реализации в заданном интервале времени задач, которые ставятся
перед программой Правительством Российской Федерации.
5. Расширить типологию целевых программ в
части управления федеральными целевыми программами.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы
разработки и реализации федеральных целевых программ в АПК
1.1 Сущность и
значение федеральных целевых программ
Обеспечение продовольственной безопасности
страны объективно вызывает необходимость восстановления управляемости
процессами производства продовольствия. В рыночных условиях использование
административных методов управления поведением хозяйствующих субъектов
ограничено. С другой стороны, рыночные инструменты активного влияния на
продовольственный сектор жестко лимитированы имеющимся объемом финансовых
ресурсов. Эффективное применение государственными органами регулирующих
функций, в основном в виде определения "правил игры" для участников
рынка, требует функционирования систем государственного прогнозирования,
планирования и программирования.
Одним из инструментов, широко используемым
в системе государственного управления, является разработка и реализация федеральных
целевых программ.
Целевые программы являются одним из
важнейших средств реализации структурной политики государства, активного
воздействия на производственные и экономические процессы.
Целевые программы — это один из основных
способов проведения государственных решений в жизнь [9].
В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, А.Б. Воякина
рассматривают целевые программы как наиболее эффективный инструмент решения
комплексных проблем, влияющих на производственный процесс в целом. В книге
«Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию
разработки, финансирования и реализации» определены основные условия
использования программно-целевого подхода как на федеральном уровне, так и на
уровне субъекта хозяйствования. Авторы отмечают, что «дифференциация условий
осуществления программ для различных уровней управления и различных территорий
предполагает дифференциацию механизмов реализации программ для различных
уровней территориального управления. Это должно быть отражено в
нормативно-правовом обеспечении регионального программирования». Несмотря на
то, что анализ регионального законодательства был проведен более 10 лет назад,
замечание остается актуальным и в настоящее время.
В научных трудах С.Н. Рябухина программно-целевое
планирование рассматривается как «разработка и реализация особого,
согласованного всеми участниками документа, называемого целевой программой».
Также обосновываются бюджетные критерии формирования федеральных целевых
программ (далее — ФЦП), методические подходы к оценке целевых программ регионов
и перспективы развития программно-целевого планирования в субъектах Российской
Федерации [6].
Целевые программы можно классифицировать
как в зависимости от присущих им функций, так и по территориальному признаку.
По функциональной направленности целевые
программы делятся на социально-экономические (предназначенные для решения
социальных и экономических проблем); научно-технические (связанные с
разработкой и реализацией новой техники и технологии); инновационные
(предназначенные для внедрения нововведений в производство); производственные
(разрабатываемые для решения отраслевых и межотраслевых задач повышения уровня
и совершенствования структуры производства); экологические (направленные на
осуществление крупных природоохранных мероприятий); комплексного развития
регионов (решающие проблемы хозяйственного освоения территорий или устранения
региональных диспропорций в уровне социально-экономического развития) [16].
По территориальному признаку программы
могут быть международными, реализуемыми в масштабах мирового сообщества;
межгосударственными, разрабатываемыми и реализуемыми с участием нескольких
стран; федеральными, действие которых ограничено территорией Российской
Федерации; региональными, осуществляемыми в республике (в составе РФ), крае, области;
межрегиональными, разрабатываемыми в рамках нескольких
административно-территориальных единиц.
Федеральные целевые программы представляют
собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс
научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,
социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий,
обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного,
экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Указанные программы выступают в качестве одного из важнейших средств реализации
структурной политики государства, обеспечивающего активное воздействие на
производственные и экономические процессы.
К факторам, играющим определяющую роль при
отборе проблем для дальнейшей программной разработки и решения их на
федеральном уровне, относятся [5]:
– производственная и социальная значимость
проблемы;
– невозможность комплексного решения
данной проблемы в приемлемые сроки на основе использования действующего
рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
– наличие принципиальной новизны и высокой
эффективности технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для
широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и
повышения на этой основе эффективности общественного производства;
– необходимость координации межотраслевых
связей технологически связанных отраслей экономики.