Курсовая с практикой на тему Целесообразность подготовительных упражнений при обучении аудированию на английском языке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ
АУДИРОВАНИЮ
1.1 Аудирование
как вид речевой деятельности
ГЛАВА 2.ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ
2.1 Система упражнений по
обучению аудированию
2.2 Подготовительные упражнения при обучении
аудированию на английском языке
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое
владение иностранным языком проблеме понимания речи на слух придается большое
значение. Аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной
деятельности, используется в любом устном общении. Без овладения этим видом
деятельности невозможно выучить язык и владеть иностранным языком на том
уровне, который необходим на современном этапе развития общества в связи с требованиями,
которые повысились, по владению речевыми навыками и умениями.
В последние годы проблема аудирования все больше привлекает внимание
методистов и существуют труды по методике обучения аудированию таких авторов
как М.Л. Вайсбурд [2], Н.Д. Гальскова [27], Н.И. Гез [5], Н.В. Елухина [6, с.
9-20], З.А. Кочкина [10, с.12-18], G.
Brown [26], J. Harmer [28]. Однако до
настоящего времени практическое применение аудирования в преподавании
сравнительно небольшое. Одной из основных причин недостаточного внимания к
аудированию со стороны методистов и преподавателей является тот факт, что до недавнего
времени аудирование считалось легким умением. Несостоятельность этой точки
зрения была доказана как теорией, так и практикой. Приобретение
навыков аудирования не может быть исключено из контроля уровня формирования
коммуникативной компетенции английского языка, поскольку оно является
неотъемлемой частью коммуникативной компетенции иностранного языка. Более того,
аудирование всегда должно быть связано с лексическим материалом, которое
представлено в рамках общеобразовательной деятельности. В связи с этим аудирование можно назвать основным видом
речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка [3, с.80-83]. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что
проблема подготовки к аудированию на различных этапах обучения иностранному
языку является актуальной, и данный аспект требует своего детального изучения.
Объектом исследования
нашей работы является процесс формирования навыков
аудирования английской речи в средней школе.
Предметом исследования следует
считать систему упражнений по обучению аудированию на уроках английского языка у
старших школьников.
Цель данной работы – доказать
целесообразность использования подготовительных упражнений при обучении
аудированию на английском языке в средней школе.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать характеристику
понятий «аудирование»;
— выявить трудности формирования
навыков аудирования на английском языке;
-определить типы упражнений, используемые для
контроля формирования у учащихся англоязычной компетенции по аудированию;
— проанализировать
эффективность используемых упражнений для аудирования на уроках английского
языка.
Для решения поставленных задач использованы
следующие методы исследования: общенаучные:
-анализ теоретических
положений, которые предусмотрены по действующей программе по формированию навыков
аудирования,
-анализ научной
литературы по методике обучения иностранным языкам.
-моделирование
подготовительных упражнений по теме рассматриваемых в тексте для аудирования;
— наблюдение за
процессом формирования навыков аудирования у
учащихся;
— оценка
эффективности подготовительных упражнений перед прослушиванием текста для аудирования.
Теоретической основой работы
являются исследовательские материалы А.
И. Щукина, Е. Н. Солововой,
Н.Д. Галльской, Г. В. Роговой, И. Ю. Пашкеевой, А.С. Комарова и др.
Практическое
значение работы заключается в возможности использования ее результатов и
материалов в разработке и преподавании таких лекционных курсов, как методика
обучения говорению.
Теоретическая
значимость в том, что данный материал можно использовать при разработке теоретических курсов,
спецкурсов по методике обучения
аудированию, так как разработаны типологии заданий, которые можно использовать на этапе предпрослушивания.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первый раздел
посвящен теоретическим основам аудирования и говорения и их значениям для
эффективного обучения. Для этого глава разделена параграфы, связанных с процессом
аудирования, важности и трудностей навыков аудирования на иностранном языке..
Во втором разделе рассматриваются подготовительные упражнения,
которые используются для снятия лексических, фонетических и грамматических
трудностей перед аудированием различных
текстов в средней школе в процессе речевой активности на
английском языке.
В заключении
подводятся итоги исследования.
Заключение:
Аудирование играет важную
роль в процессе обучения на всех его этапах и дает широкие возможности для
достижения воспитательной, образовательной и развивающей цели. Следует
отметить, что аудирование тесно связано со всеми видами речевой деятельности:
говорением, чтением, письмом. Выделяют два основных вида аудирования:
аудирование с полным пониманием и аудирование основного содержания услышанного.
Цель аудирования научить учащихся внимательно слушать речь, формировать умение
предвосхищать содержание, и таким образом, воспитывать культуру слушания.
Подводя итог
вышесказанного, следует отметить, что аудирование является целью и средством обучения иностранного
языка. Аудирование является основой овладения общением, усвоения фонетического,
лексического и грамматического материала.
В процессе овладения
аудированием на иностранном языке учащиеся встречаются с трудностями
объективного и субъективного порядка. К объективным относят лингвистические и
экстралингвистические трудности. Трудности лингвистического плана – это
фонетические, лексические и грамматические, а также трудности, связанные с
самим текстом, его тематикой, содержанием, структурой, объемом, формой
изложения − монологической и диалогической.
Система упражнении, с
помощью которых можно произвести контроль сформированных навыков можно разделить на подготовительные и
коммуникативные.
К подготовительным можно
отнести:
1.Предсказывающее
упражнение. Учащиеся читают название и пытаются угадать, о чем будет рассказ.
Оно также будет развивать их коммуникативные навыки.
2. Обсуждение перед
аудированием. Некоторые вопросы можно задать перед прослушиванием рассказа,
чтобы обсудить проблематику текста для прослушивания. Ознакомить с незнакомыми лексическими
единицами с их семантикой и употреблением в разных речевых ситуациях.
Аудирование дает
положительные результаты, когда оно включает в себя:
а) обязательное предварительное
прослушивание преподавателем аудиоматериала с целью дальнейшей эффективной организации
деятельности учащихся для снятия трудностей;
б) обсуждение картинок
или тем, связанных с содержанием аудирования;
в) предварительная работа с незнакомой лексикой,
с реалиями и датами;
г) предварительная работа
с грамматическими явлениями и конструкциями, которые встречаются в тексте;
д) привлечение учащихся к
обсуждению прослушанного и высказывания своих впечатлений;
е) использования аудиотекста
в полной мере в процессе его проработки.
Целессобразность
подготовительных упражнений в том, что они помогают снять лексические, фонетические и грамматические
трудности восприятия текста на слух.
Для прогнозирования
содержания текста можно показать картинки с изображениями предметов и животных,
семантизировать новую лексику, или активизировать знания по уже знакомой
лексике.
До прослушивания текста
необходимо активизировать языковые знания учащихся, что будет способствовать
предвосхищению содержания текста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ
1.1
Аудирование как вид речевой
деятельности
Аудирование является комплексной умственной
речевой деятельностью, в основе которой лежат сложные психические процессы и
психофизиологические механизмы. Оно выполняет ведущую роль и является одним из определяющих
аспектов изучения иностранного языка. В реальных условиях аудирование занимает
40-50% времени занятия и является одним
из основных источников языковых знаний в области профессионального направления
[30, с.120].
Аудирование является комплексной
речевой умственной деятельностью, которая включает в себя ряд психических
процессов, таких как: восприятие на слух, внимание, распознавание,
сопоставление речевых средств, их идентификация. Именно они лежат в основе
психологических аспектов аудирования.
Как отмечает А. Р. Лурия, слушающий запечатлевает
предъявляемую информацию, изменяя ее. Он перекодирует и трансформирует воспринятый
на слух материал в более удобную для хранения в памяти форму [11].
Начинается процесс аудирования с
восприятия устной речи на слух. По определению А.Р. Лурия, аудирование «…начинается
с восприятия внешней, развернутой речи, затем переходит в понимание общего значения
высказывания, а далее — и в понимание подтекста этого высказывания» [11, с. 217]. На этой фазе происходит внутреннее
проговаривание, то есть слушатель превращает услышанные звуковые образы в
артикуляционные, иными словами, слушатель про себя имитирует услышанное. Этот
момент является очень важным. Ведь от того насколько точной будет «внутренняя
имитация» во многом зависит и будущее понимание. Вместе с тем, правильное
озвучивание про себя зависит от произносимых навыков во внешней речи. И
возможно это только за счет одновременного развития аудирования с говорением и
чтением вслух, что способствует установлению связей между артикуляционными и
слуховыми ощущениями.
На следующем этапе аудирования
информация попадает в кратковременную память. Здесь воспринятая информация
содержится в сознании слушателя в течение определенного времени, необходимого
для осмысления фразы или фрагмента.
Таким образом, происходит сравнение
и сопоставление идущих отрывков речи
друг за другом. Чтобы речевая информация воспринималась верно, слушатель
должен «получать» слова и фразы,
связывать услышанное в данный конкретный момент с тем, что слышал до этого,
переводить последовательный ряд сигналов в одновременный.
Следует отметить, что аудирование
как вид речевой деятельности стало изучаться в методической литературе
сравнительно недавно. Однако в практическом аспекте в обучении иностранному
языку аудирование присутствует как цель и как средство обучения, где цель
обучения аудированию определяется общими целями курса и этапа обучения [3,
с.80-83].
Е.Н. Соловова в своем труде описывает
различные методы и приемы, используемые в процессе обучения аудированию [23,
с.129-139].
А. И. Щукин исследует проблему
обучения аудированию и устной речи [25]. Н. Пруссаков раскрывает проблематику
трудностей при обучении аудированию текста, звучащего на иностранном языке [19,
с.57-62]. Много трудов посвящает использованию аудиоматериалов С. Гапонова, в
которых подает образцы аудиотекстов для обучения аудированию, а также обращает внимание
на развитие личности в процессе обучения.
И. Ю. Пашкеева рассматривает влияние
песен и их использование во время обучение иностранному языку [18, с.361-365].
Аудирование выполняет ведущую роль и
является одним из определяющих аспектов
изучения иностранного языка [30]. Главная задача аудирования — научить учащихся
адекватному пониманию речи. Находясь в
образовательном процессе как средство обучения, аудирование помимо своей
основной роли (коммуникативной роли) выполняет множество вспомогательных,
педагогических функций. Так аудирование
обеспечивает определенный контроль за процессом обучения; стимулирует речевую
активность учеников; используется для ознакомления их с новым языковым, речевым
материалом, выступает средством формирования навыков во всех видах речевой
деятельности; помогает поддерживать достигнутый уровень владения речью и
повышает эффективность обратной связи и самоконтроля.
Исходя из актуальности проблемы
использования аудирования как метода обучения иностранному языку, можно
отметить необходимость учета следующих особенностей аудирования: оно реализует
устное непосредственное общение; способствует пониманию на слух, что является
важной частью мыслительной деятельности; по своей роли в процессе общения
является реактивным видом речевой деятельности;
оно усиливает внимание, распознавание и сопоставление языковых ресурсов,
обобщение услышанной информации, аргументацию, а значит, воспроизведение чужого
мнения и адекватную реакцию на него [3, с.80-83].
Аудирование в рамках установочных фраз используется почти
на каждом уроке. Разучивание рифмовок, определенных фраз для составления текста
происходит последовательно, а также с последующей отработкой в монологической и
диалогической речи и чтении текста по
заданной теме.
В
своей работе «Лингвопсихология речевой деятельности», И. А. Зимняя отмечает следующие психологические особенности
аудирования:
1)
по характеру речевого общения аудирование –
это вид устной речи;
2)
по направленности речевого действия аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности;
3)
по роли в процессе общения аудирование – это реактивный вид речевой деятельности;
4)
по способу формирования и формулирования мысли аудирования – это вид
речедеятельности, в котором реализуется внутреннее проговаривание;
5)
по характеру выраженности аудирование — это внешне не выраженный процесс
внутренней активности, вызванный необходимостью формирования и формулирования
заданного извне смыслового содержания [15].
Е.Н. Соловова отмечает, что практически невозможно на уроке формировать
лишь один речевой или языковой навык. Например, при работе с аудиотекстом
одновременно отрабатываются лексические, грамматические, фонетические навыки
[23, с.129-139]. Даже термин «устная речь» включает как навыки аудирования, так и навыки
говорения. Диалог как форма устноречевого общения невозможен без хорошо
сформированных навыков аудирования и говорения.
В отечественной методике выделяют
четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное
прогнозирование, механизм артикулирования [23, с.129-139].
Сам процесс формирования умений
аудирования предполагает такие три аспекта:
1. аудирование при вводе нового
материала, когда особенно интенсивно формируются звуковые образы новых языковых
элементов. На этом этапе значительное внимание уделяется не только пониманию
услышанного, но и осознанному восприятию фонетико-акустических особенностей
этих языковых единиц.
2. Аудирование как элемент
диалогической речи. Этот элемент является попутным в плане формирования умений
говорения и фактически обусловлен необходимостью: без аудирования не бывает
общения.
3.Аудирование как специальная
разновидность иноязычных упражнений, то есть как специальная форма общения.
Речь идет о слушании речи учителя или диктора, которое включает как диалоги
разных лиц и монологические тексты (рассказы, чтение рассказов) [23, с.129-139].
Практическая цель обучения
аудированию заключается в том, чтобы научить учеников понимать на слух
иностранный язык, предлагаемый в нормативном темпе учителем или записи. Аудирование
даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным
составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование предполагает
изучение новых слов, звуков, интонем. Эту структуру учащиеся слушают и
повторяют вслед за учителем или за диктором. Ее же используют в микро-диалогах
с учителем или товарищем. Когда таких
структур в рамках учебной ситуации становится достаточно, то их можно соединять
в небольшие монологи и диалоги.