История Древнего Востока Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Царство Урарту

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Ранние царства мидян и «авестийских ариев» 8
1.2. Образование царства Урарту 11
ГЛАВА 2. РАСЦВЕТ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЦАРСТВА 16
2.1. Расцвет царства 16
2.2. Существование и упадок 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

  

Введение:

 

Обоснование выбора темы и актуальность темы, постановка проблем. В первой четверти I тыс. д.н.э. государство Урарту играло определяющую роль в геополитике той эпохи. Располагалось оно на территории Армянского нагорья от озера ван до озера Севан, а в период своего расцвета, в царствование царя Русы II, занимало и гораздо большие территории.
Исследование этого царства началось в 19 веке и с тех пор многое стало известно. Есть множество ассирийский надписей об Урарту, да и язык урартийцев расшифрован и все их надписи переведены, археологи исследовали многие их города и поселения в Армении, Турции, Иране. Можно сказать, что мы много знаем об этом государстве и его народе, но два момента так и остаются очень спорными — откуда взялись и куда делись.
Проблема в том, что до появления собственно уже сложившегося царства термина «Урарту» не существует. Эта территория в 13-10 веках д.н.э. согласно ассирийским надписям называется страна Наири, с которой ассирийцы частенько воевали. Что за страна, кто ее населял и на каком языке говорили неизвестно. Письменности там не было.
А вот первый известный царь Урарту Араму в надписях царя Салманасара III называется Урартом, хотя сама страна видимо еще нет.
Цель: анализ существования царства Урарту.
Задачи:
1. Охарактеризовать ранние царства мидян и «авестийских ариев».
2. Проанализировать образование царства Урарту.
3. Проанализировать расцвет царства.
4. Проанализировать существование и упадок государство.
Объект исследования: государство Урарту.
Предмет исследования: анализ существования царства Урарту.
Хронологические и территориальные рамки темы. В первой четверти I тыс. д.н.э. государство Урарту играло определяющую роль в геополитике той эпохи. Располагалось оно на территории Армянского нагорья от озера ван до озера Севан, а в период своего расцвета, в царствование царя Русы II, занимало и гораздо большие территории.
Исследование этого царства началось в 19 веке и с тех пор многое стало известно. Есть множество ассирийский надписей об Урарту, да и язык урартийцев расшифрован и все их надписи переведены, археологи исследовали многие их города и поселения в Армении, Турции, Иране. Можно сказать, что мы много знаем об этом государстве и его народе, но два момента так и остаются очень спорными — откуда взялись и куда делись.
XVIII – начала XXI вв. Верхняя граница исследования обусловлена тем, что самые первые работы, касающиеся происхождения армянского народа, появились только в начале XVIII века. Нижняя граница связана с завершением определенного этапа в развитии исторической мысли, наступившего в начале XXI века , связанного с осознанием исчерпания прежних теорий и необходимости историографического осмысления накопленного наукой опыта в решении данной проблемы.
Территориальные рамки исследования. Этногенез армянского народа занимает особое место в исторической науке, ибо он сложился в географической зоне, издавна населённой различными племенами и благоприятной для активных контактов между теми или иными этническими группами. Географические рамки исследования включают территорию Армянского Нагорья, а также рассматриваются и другие сопредельные географические регионы, а именно район Южного Кавказа, Восточной Анатолии и Междуречья.
Методология исследования Методологической основой исследования послужил принцип историзма, позволивший рассмотреть процессы формирования историографии этногенеза армянского народа в ее развитии в реальной исторической перспективе, с учётом специфики состояния научных знаний. Необходимым является и междисциплинарный подход , который может быть применен и в изучении этногенеза народов
Характеристика использованной историографии.
Происхождение цикла легенд об этногенезе армянского народа связано с именем первого армянского историка Мовсеса Хоренаци (V в.), которого по праву называют отцом армянской историографии, положившим начало научной истории Армении .
Подобно античным авторам, Мовсес Хоренаци связывает появление целого народа с именем одного-единственного эпонима, которым он называет Арама, первого потомка библейского мифического героя Яфета. По словам Мовсеса Хоренаци, Арам совершил много воинских подвигов, расширил пределы Армянского царства, и по его имени греки стали называть его страну Армен, а персы и сирийцы – Армини .
К тем же «традиционным» источникам (если принять терминологию А.Е. Петросяна) можно отнести сведения грузинского историка Леонти Мровели (XI в.), у которого первопредок армян Хайк, убийца Нимрода, выступает как старший брат и повелитель эпонимов-прародителей грузин и некоторых других кавказских племён .
В отдельную группу нарративных источников можно отнести труды древнегреческих авторов, первым из которых можно назвать труд «отца» .
Под «традиционными» источниками автор понимает армянские, греческие, грузинские, арабские легенды о происхождении и начальной истории армянского народа.
Важной для нас является информация Геродота о том, что жители Армении, «переселенцы из Фригии», вооружались, как фригийцы, и имели вождём некого Артохма , женатого на дочери царя Дария (Herod. VII . 73).
Некоторые сведения об армянах мы можем получить в труде автора III в. до н.э. уроженца о. Родос Эвдокса «Землеописание» в 9 книгах, который дошёл до нас в переложении Стефана Византийского.
Очевидно, что сведения, полученные у Эвдокса, легли в основу «Описания народов», составленного Стефаном Византийским. По его словам, Армения – страна вблизи Персии, названная так от Армина, уроженца острова Родос, после чего со ссылкой на вышеупомянутый труд Эвдокса повторяются те же идеи о том, что армяне родом из Фригии и в их языке много фригийского. Легендарные сведения о происхождении армян мы находим у известнейшего географа античности Страбона (Strab. IX. 4. 8.).
Краткий рассказ об Армении и её границах содержится у Юстина, который писал, что Армения была основана Арменом, спутником Ясона (Just. XLII. 2) .
Следующим армянским источником можно назвать «Ашхарацуйц» – «Географию», как время создания, так и авторство которого длительное время было предметом дискуссии . Главным достоинством данного источника является то, что он содержит описание Армянского нагорья, даёт информацию о его административно-территориальном делении.
Сведения об Армении сохранились в труде Дионисия Периегета «Землеописание», которые дошли в комментариях митрополита Евстафия из г. Фессалоники (XII в.).
Одним из древнейших источников, позволяющих изучить этническую историю Армянского нагорья и в некоторой степени – процесс происхождения армянского народа, являются урартские надписи, которые стали известны в 1828-1829 гг., но были расшифрованы только к концу XIX века .
Первые попытки историографического обобщения исследуемой темы относятся уже к началу ХIX века. Так, в работе братьев Якова и Давида Арзановых предпринята первая попытка критического обзора зарубежной, в основном французской литературы, касающейся этногенеза армянского народа. В числе таких авторов Арзановы упоминают труды П. Лебрюня, Э. Ментелля, аббата Бартелеми, О. Калме, Р. Рейнеция и других авторов.
Однако обобщения гораздо более высокого уровня (что естественно, учитывая нынешний уровень развития науки) отличают современный этап развития историографии. Речь идёт, прежде всего, о работах Л.А. Барсегяна , В.А. Шнирельмана и А. Петросяна .
В капитальной монографии Л.А. Барсегяна дан обширный историографический обзор литературы (в основном – армяноязычной) по теме, начиная с XVIII века и до 80-х годов XX века. Однако некоторым недостатком данного исследования можно назвать то, что автор является лингвистом и в его работе превалируют лингвистические данные .
В противовес работе Л. Барсегяна историографический очерк, содержащийся в работе В.А. Шнирельмана, полностью игнорирует армяноязычную литературу, вобрав в себя лишь русскоязычные и англоязычные работы армянских авторов.
Характеризуя современный этап исследования интересующей нас проблемы, можно отметить, что, как и ранее, здесь продолжают существовать две противоположные точки зрения: первая, опирающаяся на данные античной исторической традиции и доказывающая фрако-фригийское происхождение армян, а следовательно, пришлый характер армянского народа (Л.С. Клейн), и вторая, учитывая данные лингвистики и топонимики, доказывает автохтонный характер происхождения армянского народа и обосновывает исконность проживания армян на своей территории (А.Е. Петросян )6. Исходя из указанных положений, авторы строят свои историографические обзоры; фактор политизированности отмечается всеми историографами, но нередко он может заявляться имплицитно, без достаточного основания и прослеживаться односторонне. Факторы внутреннего развития науки также не всегда рассматриваются в достаточной мере системно. Тем самым, комплексное рассмотрение изучения вопроса является еще неразрешенной задачей, для чего и требуется данное исследование.
Среди более пятисот научных работ Бориса Пиотровского выделяются труды, посвященные истории и культуре царства Урарту, существовавшего на Армянском нагорье в IX–VI веках до н.э. К 1930-м годам сведения о нём получали в основном из клинописных надписей ассирийского времени, а культура урартов была совершенно неизвестна. Раскопки урартской крепости Тейшебаини на холме Кармир-Блур близ Еревана, которыми в 1939–1971 годах руководил Борис Пиотровский, открыли миру это древнее государство. Исследование и историческая интерпретация найденного там богатейшего археологического материала стали основой нового самостоятельного направления в науке — урартологии.
Специалист по археологии Закавказья, Борис Борисович начинал свой путь в науку как египтолог. Он увлёкся Древним Египтом ещё в школе. В 1922 году 14-летний подросток пришёл в Эрмитаж на занятия египетской иероглификой с Натальей Флитнер. Позже он вспоминал: «Я настолько страстно хотел попасть в Египет, что завидовал перелётным птицам, их возможности посидеть на пирамидах, на развалинах древних храмов». В 1931 году после окончания университета Борис Борисович поступил младшим научным сотрудником в Эрмитаж. В его стенах он пережил бури политических чисток, трагедию распродажи музейных ценностей советским правительством, в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника пожарной охраны Эрмитажа. Блокадной зимой 1941/1942 Борис Пиотровский работал над книгой «История и культура Урарту», по которой в 1944 году защитил докторскую диссертацию. С 1949-го он был заместителем директора Эрмитажа по научной части, продолжал раскопки на Кармир-Блуре, читал лекции в Ленинградском государственном университете.
В 1964 году Борис Пиотровский был назначен директором Эрмитажа. На этом посту он пробыл 26 лет. В эти годы, наполненные административной, научной, преподавательской и общественной работой, Борис Борисович создал стратегию развития Эрмитажа как универсального музея истории мировой культуры.
Утверждая приоритет культуры, Борис Борисович говорил в одном из интервью: «Культура не даётся человеку от рождения. Путь один: обучение и воспитание. Насколько осознано пропущено через сердце и ум и переосмыслено наше культурное наследие, настолько можно говорить и о культуре каждого нового поколения и каждого отдельного человека».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Урарту (ассирийское название; урартское — Биайнили, библейское — «царство Арарат») — государство в Передней Азии в IX-VI веках до н. э., охватывавшее в период своего могущества всё Армянское нагорье .
Население Урарту — урарты. Земли урартов, входившие ранее в состав царства Митанни, после его падения (XIII век до н. э.) подверглись нашествиям ассирийцев. В XIII-XI веках до н. э. ассирийские цари вели войны с рядом крупных союзов урартских племен (уруатри, наири). В конце 2 — начале 1-го тысячелетия до н. э. на территории Урарту развивался процесс классообразования, приведший в середине IX века до н. э. к возникновению царства Урарту со столицей в г. Тушпа (современный г. Ван в Турции), в которой при царе Сардури I велось большое строительство.
Конец IX и 1-я половина VIII веков до н. э. — время расцвета царства Урарту. В период царствований Менуа, Аргишти I и Сардури II в результате войн территория Урарту значительно расширилась. Захватив районы Северной Месопотамии и Северной Сирии и закрыв доступ Ассирии к малоазийским базам снабжения металлами, Урарту способствовало ослаблению Ассирии. Урарту подчинило себе области южнее озера Ван, а также области в районе озера Урмия. Цари Урарту завоевали также обширную территорию в Южном Закавказье (районы Карса и Эрзурума, озер Чалдыр и Севан, Араратскую долину). В завоеванных областях были построены крепости (г. Менуахинили на северном склоне Арарата; Эребуни — ныне холм Аринберд на окраине Еревана; Аргиштихинили на левом берегу Аракса).
В начале VI в. до н.э. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590 г. до н.э. полностью прекращает свое существование. В начале VI в. до н.э. отмечается значительное развитие области Арме-Шуприя и здесь возникло независимое древнеармянское царство, вошедшее затем вместе с другими областями бывшего Урартского царства в состав Персидской державы. Урарту не смогли сохранить этнической целостности и в течение веков растворились среди армян, картвелов, иранцев, ассирийцев и др.
Изложенный материал свидетельствует не просто о наличии бесспорных связей между Урарту и Восточным Кавказом, а о прямом участии Урартского царства в становлении и дальнейшем развитии государств Кавказа. В свете последних открытий, сделанных в Восточном Закавказье, а также на Северо-Восточном Кавказе, можно уверенно сказать, что путь переднеазиатского, в том числе урартского влияния шел через Восточное Закавказье в Дагестан и далее в остальные регионы Северного Кавказа.
Большинство древних государств все-таки что-то оставляли после себя. Или народы (ассирийцы, копты, греки…), или языки (латынь и романские языки), или даже на их основе возникали новые царства, считающие себя продолжением старых (Иран). А вот Урарту и его народ исчезли как в никуда, в одночасье.
В научных кругах долгое время идет полемика о том, является или современная Армения предком Урарту. Урарту как государство пришло к закату в VI веке до нашей эры, в то время как этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. В V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, а также хеттов и лувийцев. Конечно, генетический компонент урартов до сих пор присутствует в генетическом коде армян, однако не больше, чем генетический компонент других народностей. О связи армян с урартами говорят языковые заимствования армянского языка, взятые из урартских и хурритских диалектов. Кроме того, испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного царства.
Не исключались и человеческие жертвоприношения. Урарту было богатейшим и могущественнейшим государством на карте Древнего мира, оказавшим огромное влияние на формирование культуры многих народов того времени, оставляет еще множество неразгаданных загадок для современных ученых.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Ранние царства мидян и «авестийских ариев»

В первой половине I тыс. до н. э. ассимиляция аборигенного населения Ирана шла по нарастающей. На основе слияния пришлых иранцев с местными кутийскими племенами в начале IX века до н. э. в долине Кызыл-Узена сложился мидийский союз племен. Его территория рассматривалась в качестве срединного ареала ираноязычных племен, населявших Иранское плато.
В армянской исторической традиции и в народной памяти сохранился только Араму, который считался у армян армянским царем. Все остальные урартские цари были напрочь забыты, хотя именно Армения возникла на этой территории после падения Урарту.
Однако надо сразу сказать, что урарты не были армянами. Это был народ близкий к хурритам по языку, а из современных языков его ближайшими родственниками являются языки нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Но вот на каком языке говорили в стране Наири и был ли Араму действительно урартом вопрос открытый. Вполне вероятно, что смена династии после Араму была и сменой доминирующего этноса. А до того на этой территории доминировал некий индоевропейский народ, вполне возможно, что и протоармяне.
Почти 300 лет существовало это царство и представляло собой значительную силу. В период расцвета оно доминировало в Передней Азии. Вот как охарактеризовал одного из урартских царей его противник, царь Ассирии Салманасар IV
Однако все когда-нибудь заканчивается. Рухнуло и Урарту. Буквально за 100 лет это государство исчезло и было полностью забыто. О нем ничего нет даже у вездесущих античных историков. На его месте возникает Армения. Но ведь это совсем другой народ. Армяне индоевропейцы по языку, а урарты кавказцы.
Об этом спорят до сих пор, но в целом уже сложилась достаточно логичная и обоснованная концепция. Урарты, протоармяне и другие более мелкие народы этого региона слились в единый этнос при культурном и языковом доминировании индоевропейцев — протоармян и начиная с VI века д.н.э на этой территории фиксируется один этнос — армяне.
То, что урарты были просто ассимилированы подтверждается значительным пластом урартских заимствований в армянском языке и не только словарных, но и, что более существенно, грамматических и фонетических. Да и генетики утверждают, что население на этой территории не менялось с каменного века.
Области других племен, живших к югу, западу и востоку от мидян, получали названия от иранского корня «парс » («бок») – «Окраинная земля».
Известно три иранские «Окраины»: Парсуа в долине реки Дияла; Парса при горах Загроса, между Эламом и Мидией; Парфия в предгорьях Копетдага. История Северо-Западного и Центрального Ирана на протяжении веков сводилась к обороне от нашествий ассирийцев. В 834–788 годах до н. э. ассирийская армия систематически вторгалась на территорию мидян. К концу периода, при Адад-нерари III (810–783 годы до н. э.) Ассирии покорились все земли региона до Каспия и Дешт-и-Кевира. Только резкое ослабление Ассирийской державы в 70-х годах VIII века до н. э. под ударами Урарту привело к освобождению мидян. Однако очередная серия ассирийских походов в 744–713 годах до н. э. привела к повторному включению Мидийского союза в Ассирийскую державу, причем в виде провинций, а не просто зависимых владений .
На востоке региона в начале I тыс. до н. э. сложилась ранняя держава авестийских ариев. Ее правители носили титул «кави » (изначально верховный жрец общинного культа и всей общины), что определяло их связь со структурами общины. Оседлые авестийские арии были принуждены вести постоянные войны против совершавших набеги с севера кочевников, потомков андроновских племен. Воспоминания об авестийских царях и их борьбе с туранцами формируют важнейший содержательный пласт «Авесты» .
Авеста – это собрание священных текстов зороастризма. Археологам хорошо известна «линия фронта» этой борьбы, лежавшая между Сырдарьей и Амударьей: граница между северным и южным вариантами раннего железного века. Авестийские арии свои походы направляли и на запад, против аборигенов Юго-Восточного Прикаспия, но не добились успеха; Эти области в результате были иранизированы со стороны центрально-иранского очага расселения иранцев.
Рождение Мидийского царства Появление на северо-западе Ирана Скифского царства угрожало могуществу Ассирии и дало импульс к очередному витку политогенеза у мидийских племен. Уже в 673 году до н. э. подвластные Ассирии мидяне при помощи скифов свергли ассирийское господство и сформировали государство со столицей в Экбатанах. Первым правителем стал Хшатрита (673–653 годы до н. э.). Мидия объединила Северный Иран, но неожиданно скифы заключили союз с Ассирией. Когда в 653 году до н. э. Хшатрита напал на нее, осадив Ниневию, скифы его разгромили и подчинили Мидию себе, став главной силой на севере Передней Азии. В течение десятилетия они контролировали значительную часть Закавказья, набегами опустошая Урарту и Малую Азию, где полностью победили и затем уничтожили киммерийцев (643 годы до н. э.), а затем выступили против Ассирии и в 30-х годах VII века до н. э. разорили ее западные провинции .
В это время на Ближнем Востоке никто не мог противостоять скифам, однако их мощь оказалась эфемерной: в 625 году до н. э. скифские вожди были истреблены во время празднества взбунтовавшимися местными предводителями. Этот подвиг впоследствии приписывался правителю Мидии Киаксару. Взлет Мидийского царства при Киаксаре Все завоеванные скифами страны в конце VII века до н. э. обрели независимость, и от этого больше всех выиграла Мидия. Ее царь Киаксар (625–585 годы до н. э.) организовал регулярную армию по ассирийскому образцу, заменив ею племенное ополчение, и приступил к широкомасштабным завоеваниям .
В первое десятилетие он покорил значительную часть Иранского нагорья, в том числе Элам и Персию. Заклятый враг мидян Ассирия в это время увязла в войне с восставшей Вавилонией. Киаксар вмешался в войну, в 615 году до н. э. напав на Ассирию, а в 614 году до н.э. заключив с вавилонянами антиассирийский союз и разрушив древнюю ассирийскую столицу Ашшур. К 605 году до н. э. Ассирия была уничтожена, а ее территорию разделили Вавилония и Мидия. В то же время Киаксару покорились царства Армянского нагорья: Скифское царство, Урарту и Армину. Разделив ассирийское наследство Вавилония и Мидия оказались на грани войны друг с другом. В начале VI века до н. э. начались приграничные конфликты: царь Элама, вассал Мидии, напал на Вавилонию, но оказался разгромлен Навуходоносором, сумевшим захватить Сузиану. Полномасштабная война казалась неизбежной, но обе стороны оказались вовлечены в другие войны: Мидия с Лидией, а Вавилония с Египтом. Воспользовавшись напряженным моментом, Лидия решила оспорить у Мидии власть над Армянским нагорьем, укрыв скифов, взбунтовавшихся против Киаксара, и заключив военный союз с Арминой; Киаксар отреагировал немедленным объявлением войны.
Решающее столкновение Ирана и Месопотамии было отсрочено на полвека, а кровопролитная война мидийцев с Лидией (590–585 годы до н. э.) завершилась сражением, в разгар которого началось солнечное затмение. Изнуренные войной стороны узрели гибельное предзнаменование и предпочли заключить союз, скрепив его браком сына Киаксара Астиагом и лидийской царевны. Граница была проведена по реке Галис; тем самым Мидия присоединила Каппадокию .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы