Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Бюджетный профицит и дефицит, причины возникновения бюджетного дефицита

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетного профицита и дефицита 5
1.1 Понятие профицита и дефицита бюджета 5
1.2 Причины образования бюджетного дефицита 10
1.3 Источники покрытия бюджетного дефицита 13
ГЛАВА 2. Анализ бюджета РФ 16
2.1 Оценка динамики и структуры государственного бюджета РФ 16
2.2 Проблема бюджетного дефицита в РФ 22
2.3 Пути решения проблем сбалансированности государственного бюджета 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

 

  

Введение:

 

Проблема сбалансированности бюджета является актуальной для любого государства. Особо она обострилась в период мирового финансово-экономического кризиса (с 2008 года), когда произошел спад мировой экономики и доходы бюджетов резко сократились. Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любой страны. Он представляет собой финансовый план государства на весь год и приравнивается к законодательному акту.
Вопросы правового регулирования бюджета и его основных характеристик дефицита и профицита в современных социально-экономических условиях являются одними из самых дискуссионных в юриспруденции и экономике, так как термины «бюджет», «дефицит бюджета», «профицит бюджета», «сбалансировать бюджета» – экономико-правовые категории, последняя из которых представляется самой малоисследованной.
Проблема дефицита государственного бюджета и поиска способов его финансирования находились в центре внимания экономистов на всех этапах эволюции экономической мысли. Исследование причин несбалансированности государственного бюджета можно найти в работах Агаповой Т.А, Андреевой О.В, Воронина Ю, Гордина В.И, Басовский Л.Е и др.
Цель исследования – на основе теоретических аспектов провести анализ государственного бюджета РФ и предложить пути решения проблемы его сбалансированности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы бюджетного профицита и дефицита.
2. Провести анализ государственного бюджета РФ.
3. Выявить проблемы сбалансированности бюджета и предложить пути их решения.
Объект исследования – бюджетный профицит и дефицит.
Предмет исследования – проблемы сбалансированности бюджета.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды и разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области оценки государственного бюджета, законодательные и нормативные акты.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
Государственное регулирование процесса формирования сбалансированного бюджета заключается прежде всего в механизме распределения затрат между уровнями бюджетной системы и финансовой поддержке бюджетов. Проблема сбалансированности бюджетов затрагивает различные уровни бюджетной системы и решается, прежде всего, с помощью системы межбюджетного выравнивания.
Законодательно установлено, что расходы бюджета не могут превышать его доходов. Дефицит бюджета РФ должен быть меньше 5% от объема всех его доходов. Денежные средства из источников финансирования могут быть направлены только на инвестиционные расходы, ими нельзя оплатить, например, долг субъектов РФ. Если говорить о местных бюджетах, то их дефицит не должен превышать 3% от доходов. Точно также как и в первом случае, ими нельзя оплачивать муниципальный долг. Источники погашения дефицита устанавливаются ежегодно на законодательном уровне на будущий финансовый год.
На сбалансированность бюджетной системы РФ влияют как внешние, так и внутренние факторы. Для бюджетов и бюджетной системы в целом большое значение имеет бюджетный потенциал территории.
Исследование показало, что общий объем поступления доходов федерального бюджета превысил законодательно утвержденный в ноябре 2018 года прогнозируемый объем на 509,3 млрд. рублей, или на 2,7 %, что является самым высоким показателем за последние 6 лет. Это превышение сложилось за счет роста ненефтегазовых доходов на 308,6 млрд. рублей и нефтегазовых доходов на 200,7 млрд. руб.
Отмечается самый низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 10 лет (95,5 %). Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 785,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза. При этом в 1,5 раза увеличились остатки бюджетных ассигнований федерального бюджета, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели.
На низком уровне исполнены расходы по межбюджетным трансфертам 8 главными распорядителями (менее 90 %). При этом наибольший объем межбюджетных трансфертов по-прежнему перечисляется регионам в IV квартале – 38,1 % общего объема трансфертов, в том числе в декабре – 22,5 %, что создало риски их неисполнения в полном объеме.
Причинами, негативно влияющими на низкий уровень исполнения расходов, являются:
– сложившаяся практика внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в части увеличения расходов в конце года, в том числе на осуществление закупок товаров (работ, услуг);
– длительные сроки проведения конкурсных процедур, позднее заключение государственных контрактов;
– длительные сроки принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете. В связи с этим не предоставлены субсидии отдельным юридическим лицам;
– несвоевременные сроки заключения соглашений с субъектами Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
До сих пор не существует единой точки зрения относительно сбалансированности бюджета, есть сторонники как профицита, так и дефицита. Несмотря на то, что отрицательное сальдо является негативным явлением, оно способствует мобилизации определенных секторов экономики. В тоже время бюджетный дефицит уменьшает, в первую очередь, расходы на социальную сферу, образование, здравоохранение и другие отрасли, которые нуждаются в государственной поддержке.
Необходимо формировать и закреплять подходы, в соответствии с которыми в долгосрочной перспективе обеспечивалось бы в максимально возможной степени сбалансированное распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы с учетом необходимости создания базовых условий для обеспечения эффективного исполнения расходных полномочий. Достижение этой цели требует, в частности, повышения уровня финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также совершенствования разграничения расходных полномочий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетного профицита и дефицита

1.1 Понятие профицита и дефицита бюджета
Государственный бюджет — это финансовый план доходов и расходов страны на определенный период времени (обычно на один год). Государственный бюджет включает в себя две взаимозависимые части: доходную и расходную. Доходная часть отражает денежные средства, поступающие в бюджет на безвозмездной основе и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходная часть определяет цели, на которые поступившие денежные средства планируется потратить .
Разница между доходной и расходной частью составляет сальдо государственного бюджета. Целью правительства является балансирование расходной и доходной части, при котором сальдо будет равно нулю. Если доходы государства превышают расходы, сальдо считается положительным (профицит государственного бюджета). Если же расходная часть превышает доходную, то в бюджете данной страны преобладает дефицит и сальдо является отрицательным.
Дефицит бюджета ― ситуация, которая наиболее часто встречается в экономике. При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов .
Размер бюджетного дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году .
Размер бюджетного дефицита субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер бюджетного дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации .
Экономисты считают, что отсутствие положительного бюджетного сальдо не всегда связанно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства по осуществлению крупных государственных вложений в развитие отраслей хозяйства для достижения прогрессивных сдвигов общественного производства. С другой стороны, дефицит бюджета может отражать кризисные ситуации в экономике страны, ухудшать показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования РФ, нарушать экономические связи внутри страны и за ее пределами. Для исключения кризисных ситуаций необходимо принимать своевременные меры по стабилизации экономики, состоящие в реформировании кредитно-финансовой системы и корректировке бюджетной политики.
Считается, что допустимое и наименее опасное значение бюджетного дефицита не должно превышать 2‒3% суммы доходов. Такой дефицит считается временным. Бюджетный дефицит, составляющий до 10% суммы доходов, ― допустимый. При достижении же указанным показателем значения 20% дефицит становится критическим .
Наличие дефицита бюджета, как правило, считается явлением негативным, но это не всегда так. Бюджеты большинства государств в настоящее время являются дефицитными. Если государство будет стремиться ежегодно принимать бюджет без дефицита, то в будущем это усугубит циклическое колебание экономики за счет того, что сократятся важные затраты и повысятся налоговые поступления. Поэтому при планировании государственного бюджета на будущий год следует учитывать, как текущие задачи страны, так и ее долгосрочные приоритеты.
Профицит — это превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит бюджета – это термин из сферы экономики, который значит, что доходы бюджета превышают его расходы. Проще говоря, профицит бюджета – это положительное сальдо . Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета, с одной стороны экономика расцветала и средств хватало для того, чтобы покрыть долги. Однако с другой стороны показатели консолидированного бюджета говорили о дефиците. Поэтому такая ситуация оценивалась двояко, некоторые придерживались мнения, что профицит – это достижение, другие же считали, что это упущение со стороны правительства.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) определены понятия и термины, применяемые в нем, устанавливается, что термин «профицит» бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами, т.е. – это дефинитивная норма.
БК РФ использует указанный термин всего лишь 9 раз бессистемно и в различных вариациях :
– во-первых, в «чистом виде» (только как профицит);
– во-вторых, как дефицит (профицит), фактически уравнивая эти термины, однако они не являются синонимами, в то время как по содержанию они выступают в качестве скорее антиподов;
– в-третьих, «подразумевающийся» профицит (например, ст. 232 БК РФ рассматривает использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете).
Следует отметить, что к основным направлениям бюджетной политики, проводимой Министерством финансов РФ, относится поэтапное, в течение трех лет, снижение дефицита бюджета на 1% ВВП в год. Однако законодательное определение бездефицитного бюджета отсутствует.
Безбюджетный дефицит определяется как не имеющий дефицита, характеризующийся превышением доходов над его расходами или их равенством, при котором нет недостатка чего или в чем-либо.
Таким образом, термин «бездефицитный» бюджет можно рассматривать в узком смысле – как «нулевой вариант», т.е. равенство доходов и расходов, и в широком смысле – как превышение доходов над расходами, т.е. синоним термину «профицит» бюджета. Н.А. Поветкина справедливо ставит под сомнение «идеальное» равенство доходов и расходов, так как оно практически не достигается и бюджет формируется либо с дефицитом, либо с профицитом «урегулирование которого на законодательном уровне отсутствует».
В связи с чем, следует указать на неопределенность законодателя в сфере правового регулирования профицита бюджета. Ученые-экономисты считают, что профицитный бюджет, наряду с постоянно растущим притоком нефтяной ренты, низкими процентными ставками и «бумом» потребления остались «в прошлом» , однако это противоречит государственной политике и статистике. Так, по данным Федерального казначейства РФ, в первом полугодии 2016 года 33 субъекта РФ из 85 исполнили консолидированный бюджет с профицитом (общая сумма профицита свыше 276,5 миллиона рублей), что в процентном соотношении составляет 38,8 процента.
Необходимо отметить, что приведенные статистические данные не отражают реальной объективной ситуации в субъектах РФ: даже на фоне профицитных бюджетов социально-экономическое положение российских граждан ухудшается. Нередко отношения по правовому регулированию сбалансированности бюджета создаются искусственным путем. Например, в Смоленской и Рязанской областях впервые в истории сумели уравнять доходы и расходы. Смоленский губернатор А. Островский, комментируя данную ситуацию, отметил, что «это настойчивое требование министерства финансов…и иные показатели понудили нас сформировать его бездефицитным». Перед Правительством Республики Крым Министерством финансов РФ в 2017 году также поставлена задача формирования бездефицитного бюджета.
Таким образом, прослеживается политика «навязывания» субъектам РФ превышения доходов над расходами, т.е. «искусственного» профицита бюджета без реальной экономической основы, что нарушает такие принципы российской бюджетной системы, как: принцип достоверности бюджета, принцип сбалансированности бюджета.
Проблемы правового регулирования профицита бюджета являются актуальными не только для Российской Федерации, но и для других государств, которые формируют бюджет с дефицитом, а также с профицитом (например, Германия).
В связи с отсутствием в России четкого правового регулирования профицита бюджета, необходимо формирование единой Концепции управления профицитом бюджета с целью совершенствования законодательства или путем закрепления норм, регулирующих отношения в данной сфере в БК РФ или в федеральном законе «Об управлении профицитом бюджета».
В зависимости от обслуживания долга, бюджетный профицит принято разделять на первичный и вторичный.
Первичный профицит — это превышение доходов над расходами, которое не включает расходы на обслуживания долга .
Вторичный профицит — это превышение доходов над расходами, которое учитывает выплаты по заимствованиям.
К функциям профицита относятся :
— направление денежных средств на погашение вторичных обязательств;
— уменьшение доходов от продажи имущества, как государственного, так и муниципального;
— увеличение расходов;
— сокращение налоговых доходов посредством изменения налогового законодательства.
Таким образом, бюджетный дефицит — это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов. Бюджетный профицит — это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту). Составление профицита в бюджете — это одна из возможностей вывода государства из кризисного дефицитного состояния бюджета. Это достаточно редкая ситуация приемлема при изыскании возможностей сокращения государственного долга (первичный профицит) и при выработке программы по ликвидации многолетнего национального бюджетного дефицита.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы