Курсовая с практикой на тему Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 6
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ 6
1.2 СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 11
1.3 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 16
2. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 20
2.1 АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РФ 20
2.2 АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 28
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА И ПУТИ РЕШЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях обеспечение эффективного функционирования финансовой системы страны подразумевает стабильность формирования государственного бюджета. В данном контексте особое значение имеют формирование налоговых доходов государственного бюджета, а точнее обеспечение своевременного и полноценного поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны в целом. Налоговые поступления составляют основную долю доходов государственного бюджета страны, поэтому порядок и регламентация их взимания представляют особую важность. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Во всем мире фискальная политика признается одним из основных инструментов макроэкономического регулирования, оказывающим решающее воздействие на стабильность национальной экономики и экономическую конъюнктуру. В настоящее время от правильности проведения бюджетно-налоговой политики зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Применение неверных фискальных мер приводит к формированию негативных тенденций в национальной экономике, зачастую создает предпосылки к образованию дефицита государственного бюджета и другие проблемы. Эти факты подтверждают актуальность темы исследования.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса целесообразно рассматривать глобальные экономические связи с точки зрения:
1) устойчивости;
2) постоянства структуры и сбалансированности.
Государственное регулирование в таких условиях вынужденно обращаться к более прямым рычагам регулирования экономики, а именно – через непосредственное вмешательство, в т.ч. и императивными методами в экономический сектор. Осуществлять такое вмешательство сравнительно успешно можно лишь с опорой на значительное государственное участие в воспроизводственном процессе общества (будь то существенные социальные трансферты с приоритетом национального производителя или непосредственные госинвестиции).
В условиях современного динамического развития национальных экономик, расширение функций государства и роста его потребностей особенно актуальным является обеспечение государственных бюджетов достаточным объемом средств и их рациональное использование. Решение этой крайне важной проблемы в значительной степени зависит от того, насколько эффективно будет осуществляться фискальная политика государства. Мировая практика показывает, что может быть основой для общего экономического подъема в стране. Но для этого должна быть создана благоприятная финансовая среда, что является одной из задач фискальной политики.
Вопрос бюджетной политики изучался как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди отечественных ученых можно отметить В.В. Алексеев, И.А. Василенко, А.В. Брызгалин, Д.В. Дементьев, А.М. Годин, В.М. Мельник, А.В. Перов, Д.Г. Черник и другие. Главной проблемой как отечественной, так и зарубежной научной мысли в плоскости поднятого вопроса является отсутствие чёткого содержательного определения бюджетно-налоговой (фискальной) политики и размытость границ научного исследования с переходом в сферы финансов или публичного управления.
Цель исследования — изучение теоретических постулатов, раскрывающих сущность и особенности бюджетной политики, а также оценка структуры и динамики доходов федерального бюджета в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть социально-экономическую сущность и функции федерального бюджета РФ.
2. Изучить характеристику доходов и расходов бюджетной системы РФ.
3. Раскрыть определение бюджетного дефицита.
4. Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2018-2019 гг.
5. Определить пути роста доходов федерального бюджета.
Предметом рассмотрения являются основные теоретические и практические вопросы реализации бюджетной политики.
Объект исследования – доходы и расходы федерального бюджета РФ.
Методы исследования. В соответствии с логикой научного поиска в статье использованы теоретический анализ, включающий рассмотрение отдельных черт и выявление новых характеристик проблем, проведение аналогий, математические и статистические методы.
Информационная база исследования. В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так, в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Корнаи Я., Гладких В.И., Курчеев В.С., Иногамов-Хегай, Л.В. Рарога, А.И. Чучаев, А.И., Козаченко И.Я., Комиссаров В.С., Краслянская Н.В., Мухаев, Р.Т. и другие.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Бюджетный дефицит может завязаться по причине серьезного спада производства и экономического кризиса. В этом месте дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Однако дефицит может предстать и как результат экономической политики государства: уменьшение налогов для стимулирования производства.
Можно выявить следующие источники финансирования дефицит бюджета:
— регулирование налоговых ставок, однако, надо учесть негативные стороны подобного явления, которые привлекут к наиболее основательному спаду финансовой активности, а в результате к росту самого дефицита;
— реализация государственных внутренних заимствований, однако, в данном случае случится рост долговой нагрузки на бюджет и рост расходов по обслуживанию долга;
— оптимизация бюджетных расходов. Данные метод выступает в качестве наилучшего, поскольку дает возможность сократить нерациональные расходы, а также увеличить эффективность имеющихся расходов.
В результате, можно отметить, что сокращение бюджета можно достичь путем рационального роста налогов, а также путем эффективного распределения финансовых средств по важнейшим затратным статьям бюджета. И для России нужно стремиться к такому положению, когда государство сможет минимизировать заемные средства, обеспечивая себя путем собственных средств.
Проведенный анализ проекта федерального закона № 556362–7 «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» свидетельствует о том, что при формировании бюджета были в первую очередь реализованы цели обеспечения его текущей сбалансированности при сохранении сложившейся в 2014–2018 гг. структуры расходов и реализации требований бюджетного правила. С одной стороны, такой подход создает основу для обеспечения стабильности финансирования расходных обязательств Российской Федерации и устойчивости федерального бюджета в среднесрочной перспективе, с другой — снижает результативность государственного финансового регулирования социально-экономического развития страны и не позволяет рассматривать бюджетную политику как активный инструмент реализации основных положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. При этом только часть бюджетных рисков на средне- и долгосрочную перспективу идентифицирована, что не позволяет сформировать финансовые резервы в объеме, достаточном для эффективного управления ими.
Ориентация бюджетной политики преимущественно на решение внутренних проблем функционирования бюджетной системы (в части обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетов) приводит к нарастанию негативных явлений в экономике и социальной сфере страны, что подтверждает и анализ динамики основных макроэкономических и бюджетных показателей в Российской Федерации в 2020–2021 гг.: замедляются темпы экономического роста, сокращаются доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации по отношению к ВВП, снижается количество прибыльных предприятий и т.п.
Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, в современной экономической практике, является программно-целевое финансирование, предполагающее переход к формированию бюджетов в разрезе государственных программ. Это обуславливает введение в бюджетную практику понятий «программного бюджетирования» и программного бюджета.
С целью совершенствования бюджетной политики Российской Федерации необходимо:
1. Для минимизации рисков несбалансированности федерального бюджета в средне и долгосрочной перспективе при формировании расходов федерального бюджета необходимо реализовать устойчивое смещение приоритетов с политики социально и военно-ориентированного бюджета за счет урезания инвестиционных расходов и расходов в человеческий капитал на политику инвестиционно-ориентированного бюджета. Основным приоритетом проекта федерального бюджета на следующий год должно являться результативное распределение ограниченного объема ресурсов, а не их техническое перераспределение между направлениями расходов. При этом в качестве основного критерия результативности необходимо определить повышение уровня инвестиционной и предпринимательской активности российской экономики, ее конкурентоспособности, отражаемой в международных индексах конкурентоспособности национальных экономик.
2. Для обеспечения преемственности бюджетной политики, реализуемой через федеральный бюджет, объективной оценки результатов ее воздействия на экономику и социальную сферу, а также для повышения прогнозируемости бюджетных решений в среднесрочной перспективе считаем необходимым возвращение к трехлетнему бюджетному планированию при составлении федерального бюджета с 2020 г.
3. При выделении средств ФНБ на финансирование инвестиционных проектов необходимо создать прозрачную эффективно работающую систему контроля эффективности расходования этих средств в соответствии с обоснованиями проектных решений и объемом фактически выполненных работ. Считаем, что в условиях вынужденного сокращения финансирования индексации пенсионных выплат ниже уровня прогнозируемой инфляции необходимо использовать средства Фонда национального благосостояния для обеспечения уровня индексации до установленного в пенсионном законодательстве инфляционного уровня. Именно эта цель была поставлена в основу создания Фонда национального благосостояния, который в настоящее время используется для роста благосостояния государственных компаний.
4. Для восстановления конкуренции и оживления инвестиционной активности в российской экономике, с одной стороны, и высвобождения неэффективно работающих средств федерального бюджета, с другой, необходимо сократить финансирование государственного сектора, представленного компаниями с госучастием (квази-государственными компаниями), занимающими монопольное положение на рынке, и государственными корпорациями в форме ежегодных вложений в их уставные капиталы, авансирования крупных инвестиционных проектов на суммы, превышающие объем фактически предусмотренных работ, возмещения их выпадающих доходов и покрытия возросших расходов. Учитывая преимущественно коммерческий характер деятельности указанных типов компаний и их монопольное положение на рынке следует обеспечить им равные конкурентные условия наравне со средним и малым бизнесом.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ
Государственный бюджет — это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, в течение бюджетного периода. Как экономическая категория бюджет отражает финансовые отношения по формированию и использования централизованного фонда денежных ресурсов государства. Государственный бюджет как основной финансовый план государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления собственных полномочий. Он отражает размеры финансовых ресурсов, которые необходимы государству и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления потраченных средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики [2].
Бюджет является одной из важнейших частей экономики, с помощью которой осуществляется финансовое регулирование и формирование финансовых ресурсов. Изучение бюджетной системы позволяет получить конкретное представление о том, откуда и в каких количествах приходят денежные средства, на какие цели они направляются и в каких объѐмах они расходуются. Бюджет государства – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и у органов местного самоуправления по поводу перераспределения национального дохода на экономические, социальные и политические интересы общества [7, с. 307].
Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему финансовых отношений между государством и другими субъектами экономики. Данные отношения направлены на образование, распределение и расходование денежных ресурсов, которые обеспечивают функции государственной власти по предоставлению населению услуг [9, с. 38].
Возникновение бюджета стало возможным благодаря длительному историческому процессу развития человеческого общества, модернизации и развития натурального хозяйства и его переход к государственному устройству. Современный бюджет представляет собой сложную экономическую структуру, без которого невозможно представить ни одно государство.
Необходимость существования бюджета в государстве вызвана тем, что в стране с рыночной экономикой требуется перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, субъектами государства по причине неравномерности их развитии, а также между некоторыми слоями населения для своевременного обеспечения финансами наиболее уязвимых категорий. Бюджет, в современном виде, является областью столкновения интересов экономики и политики, а также необходимой частью социально-экономического развития общества [26, c. 172].
Бюджет концентрирует в себе интересы, как государства, так и субъектов хозяйствования. Между данными категориями получателей финансирования постоянно происходит соревнование за присвоение части общественного продукта. Таким образом, функция бюджета заключается в балансе интересов всех субъектов государства.
В соответствии с финансовой политикой, при помощи бюджета осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта по подразделениям производства, отраслям экономики, административно-территориальным единицам общества и слоям населения.
По структуру бюджет, с одной стороны, является сферой формирования и расходования ресурсов, а с другой – сметой оборота финансов для обеспечения задач в финансовом отношении при реализации полномочий государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.
Следуя логике формирования бюджет, можно отметить, что бюджет, являясь экономической единицей финансовой политики страны, обеспечивает решение следующих задач:
— перераспределение ВВП;
— удовлетворение потребностей общества по содержанию властного аппарата, органов, обеспечивающих безопасность государства и общества;
— регулирование экономической и социальной активности субъектов хозяйствования и положительной динамики формирования и функционирования инфраструктуры областей;
— решение проблем освоения новейших способов производства;
— обеспечение обязательств по договорам с другими государствами;
— осуществление контроля над формированием и использованием финансовых фондов, имеющих централизованную структуру и т.д. [25, c. 520].