Курсовая с практикой на тему Бюджетный дефицит и источники его финансирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
1. Теоретические
основы бюдженого дефицита. 5
1.1. Понятие, значение и виды бюджетного дефицита. 5
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита. 8
2. Анализ
бюджетного дефицита федерального бюджета Российской Федерации 13
2.1. Особенности правового
регулирования дефицита федерального бюджета 13
2.2 Факторный
анализ структуры и динамики источников финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации. 15
3. Перспективы
управления дефицитом федерального бюджета Российской Федерации. 21
3.1 Стратегические цели и задачи управления дефицитом
федерального бюджета Российской Федерации. 21
3.2 Механизм достижения целевых индикаторов дефицита
федерального бюджета Российской Федерации. 24
Заключение. 30
Список
использованных источников. 31
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Вопросы
сбалансированности бюджетов представляли теоретическую и практическую
значимость на всех этапах экономического развития общества. Традиционно
сбалансированность рассматривалась как результирующий показатель,
характеризующий состояние общественных финансов государства или региона. В
зарубежной практике целевые параметры сбалансированности, в том числе
показатели структурного баланса и фискального разрыва, принимают за основу при
составлении долгосрочных и сверхдолгосрочных бюджетных прогнозов. Актуальным
направлением современной российской науки является исследование
сбалансированности бюджетов в контексте экономической безопасности систем
макро- и мезоуровня.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний
день вопросы финансирования бюджетных дефицитов становятся чрезвычайно важными,
ведь разбалансированность бюджета негативно влияет на все сферы общественного благосостояния
и способствует углублению финансовой нестабильности, а в условиях глобализации экономического
развития и интернационализации мирохозяйственных связей бюджетный дефицит является
фактором повышения риска экономической деятельности, несёт потенциальный риск монетизации
и дефолта.
Вопрос сбалансирования государственного и местных бюджетов
рассматриваются в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди отечественных
исследователей следует выделить Ю. Бескид, В. Зайчикова, Ф. Ярошенко, Н. Кравчук
и др.
Среди западных ученых особого внимания заслуживают работы
Дж. Кейнса, А. Лернера, А. Алесины, А. Смита, Дж. Крейга, Я. Корнаи, Дж. Сакса и
др..
Теоретическим основам дефицита бюджета посвятили свои
научные работы украинские ученые-экономисты ─ В. Андрущенко, В. Федосов, С. Юрий,
А. Мороз, Т. Вахненко и многие другие.
Среди российских специалистов можно выделить исследования
Д. Боголепова, М. Соболева, А. Александрова, В. Лаврова, Н. Любимова, А. Скачко
т.п.
Однако, принимая во внимание сложность и неоднозначность
такого экономического явления как дефицит бюджета, далеко не все вопросы являются
решенными и требуют своего дальнейшего рассмотрения.
Целью данной работы является изучение особенностей бюджетного
дефицита как экономического явления, причин его возникновения и методов регулирования.
Предметом исследования в данной работе выступают методы
финансирования бюджетного дефицита.
Объектом исследования является государственный бюджет
России и зарубежный стран, в частности их несбалансированность и возникновение дефицита.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие
задачи:
− исследование сущности бюджетного дефицита
и его видов;
− провести анализ динамики бюджетного
дефицита в России;
− анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также внутреннего
и внешнего государственного долга;
− Определить действенные методы по сокращению бюджетного дефицита.
Методы исследования в работе:
наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация;
анализ.
Структура
работы: работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Охарактеризованы
взгляды ученых на проблему дефицита бюджета дают основания систематизировать их
отношение к этому экономического явления. Они рассматривают бюджетный дефицит как:
− подтверждение расточительства центральных органов
государственной власти;
− фактор экономической
нестабильности;
− инструмент экономического
развития;
− показатель расширения
масштабов деятельности государства;
− политический инструмент
манипулирования в период избирательных кампаний и др.
С
этим возникает необходимость дальнейшего тщательного изучения всех аспектов проблематики
дефицита государственного бюджета и определение путей ее эффективного решения.
Для
бюджетной практики РФ наложения самоограничений является новым. Однако, при составлении
главной сметы страны его пытаются придерживаться, хотя указанная норма не является
прописанной в главном документе, регламентирующем бюджетный процесс – Бюджетном кодексе.
Стратегическая
задача при решении проблем сбалансирования бюджета должно стать повышение эффективности
общественного производства, которое будет способствовать росту объемов финансовых
ресурсов общества, которые являются основным источником доходов бюджетов. Достичь
практической реализации поставленной задачи возможно только путем проведения экономических
реформ (налоговой, бюджетной, пенсионной, административно-территориальной) и проведения
антиинфляционной, открытой и понятной обществу политики, что будет способствовать
развитию экономики и социальной сферы, в результате чего можно достичь оптимизации
сферы государственной экономики.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы бюдженого дефицита 1.1. Понятие, значение и виды бюджетного
дефицита Согласно БК РФ — дефицит
бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.[1]
Вопросы сбалансированности бюджетов представляли теоретическую
и практическую значимость на всех этапах экономического развития общества.
Традиционно сбалансированность рассматривалась как результирующий показатель,
характеризующий состояние общественных финансов государства или региона. В
зарубежной практике целевые параметры сбалансированности, в том числе
показатели структурного баланса и фискального разрыва, принимают за основу при
составлении долгосрочных и сверхдолгосрочных бюджетных прогнозов.
Разнообразие теоретических и прикладных задач, решение
которых обеспечивает анализ сбалансированных бюджетов, определяет наличие
нескольких подходов к определению его содержания.
Существуют различные подходы к определению
сбалансированного бюджета. Например, в своей работе по экономической
безопасности субъектов Российской Федерации Л. Б. Мохнаткина предлагает
рассматривать баланс в широком и узком смысле этого слова. Исходя из подхода,
разработанного Л. Б. Мохнаткиной, отметим, что по шкале бюджетной системы можно
выделить три «уровня» баланса: [2]
1) макроуровень – сбалансированность
консолидированного бюджета государства;
2) мезоуровень – вертикальная сбалансированность
(соответствие расходных обязательств каждого уровня публичной власти его
бюджетному потенциалу);
3) микроуровень – сбалансированность отдельных
бюджетов.
Согласно Бюджетному кодексу, дефицит
бюджета — это превышение бюджетных расходов над его доходами (с учетом разницы между
предоставлением кредитов из бюджета и возвратом кредитов из бюджета). Утверждение
бюджета с дефицитом допускается при наличии разумных источников финансирования бюджета.
Комплексное исследование дефицита
бюджета проводится в работах известного ученого досоветского периода М. Митилина.
Первопричиной бюджетного дефицита он считал неоправданное расходование государственных
средств и тщеславие правителей. Анализируя способы сбалансирования бюджета, М. Митилин
отметил, что «короли начали прибегать к варварским способам покрытия своего дефицита.
Например, система продажи государственных постов была слишком распространена во
Франции, чтобы покрыть дефицит. Описывая источники оптимизации дефицита бюджета,
изложенные в работе «Основы финансовой науки», можно выделить наиболее используемые,
а именно:
— повышение уровня налогообложения;
— продажа государственного имущества;
— замена монет на бумажные деньги
и их широкий выпуск;
— использование судов для конфискации
имущества банкиров и биржевых игроков;
— продажа обвиняемым «писем об
освобождении»;
— бесконечное привлечение кредитов;
— амортизация денежной единицы.
Отметим, что долгое время это явление
не привлекало внимания отечественных ученых, считавших, что дефицит бюджета существует
только в капиталистических странах. В частности, профессор Н. Любимов утверждал,
что чаще всего дефицит «отвечает основным финансовым планам капиталистических государств»,
и поэтому правительства этих стран, чтобы сбалансировать такие бюджеты, выпускают
бумажные деньги, привлекают заемные ресурсы или увеличивают налоговое бремя. В результате
наблюдается неконтролируемый рост государственного долга и дисбаланс государственной
финансовой системы. Ученый А. Скачко отстаивал более радикальную позицию, утверждая,
что «дефицит бюджета является одним из наиболее ярких проявлений финансового кризиса»,
а его причинами являются проблемы, возникающие в промышленности и сельском хозяйстве.
В то же время дефицит бюджета приводит к нарушению функционирования денежной системы
и стимулирует инфляцию. Аналогичное мнение высказал российский исследователь В.
Лавров, резюмируя: «Одним из индикаторов экономических проблем капиталистических
государств является хроническая недостаточность их бюджетов». [1]
БК РФ Статья 6. Понятия и
термины, применяемые в Бюджетном Кодексе // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478437cd89cd864ee8e6e5/ [2] Mokhnatkina
L. B. Sbalansirovannost’ byudzheta i gosudarstvennyi dolg kak indikatory
finansovo-byudzhetnoi bezopasnosti regiona [Budget balance and governmental
debt as indicators of region’s financial and budgetary security], Finansovy’i
zhurnal [Financial Journal], 2018, I. 2, pp. 106-119.
Содержание:
Глава 1.
Теоретические аспекты бюджетного устройства государства
1.1.
Бюджетное устройство Российской Федерации
1.2.
Классификация доходов и расходов федерального бюджета
1.3 Причины
возникновения дефицита бюджета и его роль в экономике
Глава 2.
Анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2014-2019 гг.
2.1. Анализ
структуры и динамики доходов и расходов за 2014-2019 гг.
2.2. Анализ
эффективности федерального бюджета за 2014-2019 гг.
Глава 3.
Основные направления оптимизации расходов федерального бюджета
3.1. Проблемы бюджетной политики РФ
3.2.
Направления снижения дефицита бюджета в России
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных
условиях обеспечение эффективного функционирования финансовой системы страны подразумевает
стабильность формирования государственного бюджета. В данном контексте особое значение
имеют формирование налоговых доходов государственного бюджета, а точнее обеспечение
своевременного и полноценного поступления налоговых платежей в бюджеты различных
уровней бюджетной системы страны в целом. Налоговые поступления составляют основную
долю доходов государственного бюджета страны, поэтому порядок и регламентация их
взимания представляют особую важность. Налоги как основной элемент доходов бюджета
обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Вопрос бюджетной политики изучался как отечественными,
так и зарубежными учеными. Среди отечественных ученых можно отметить В.В.
Алексеев, И.А. Василенко, А.В. Брызгалин, Д.В. Дементьев, А.М. Годин, В.М.
Мельник, А.В. Перов, Д.Г. Черник и другие. Главной проблемой как отечественной,
так и зарубежной научной мысли в плоскости поднятого вопроса является отсутствие
чёткого содержательного определения бюджетно-налоговой (фискальной) политики и размытость
границ научного исследования с переходом в сферы финансов или публичного управления.
Цель исследования – раскрыть понятие, причины и пути
покрытия дефицита федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих задач:
1. Рассмотреть бюджетное устройство РФ.
2. Изучить характеристику доходов и расходов бюджетной
системы РФ.
3. Раскрыть определение бюджетного дефицита.
4. Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета
РФ за 2014-2019 гг.
5. Определить пути роста доходов федерального бюджета.
Предметом рассмотрения являются основные теоретические
и практические вопросы реализации бюджетной политики.
Объект исследования – доходы и расходы федерального бюджета РФ.
Методы исследования. В соответствии с логикой научного
поиска в курсовой работе использованы теоретический анализ, включающий рассмотрение
отдельных черт и выявление новых характеристик проблем, проведение аналогий, математические
и статистические методы.
Информационная база исследования. В научной литературе
эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так, в процессе работы в качестве теоретических
материалов были использованы труды таких авторов, как Корнаи Я., Гладких В.И., Курчеев
В.С., Иногамов-Хегай, Л.В. Рарога, А.И. Чучаев, А.И., Козаченко И.Я., Комиссаров
В.С., Краслянская Н.В., Мухаев, Р.Т. и другие.
Структура курсовой работы состоит из введения,
основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
По
итогам исследования можно сделать следующие выводы.
1. С введением в действие НК РФ количество
налогов и сборов, в том числе федеральных, резко уменьшилось (на 1.01.2001 г.
было – 18, сейчас – 9).
2. Ставки прямых налогов снижаются или остаются
неизменными, ставки косвенных налогов имеют тенденцию к увеличению, что
повышает долю косвенного налогообложения. Из косвенных налогов в наибольшей
степени пересматриваются в сторону повышения ставки акцизов, что приводит к
росту цен на отдельные виды товаров, а также к инфляции. Причем цены на товары
растут быстрее, чем повышение ставок акцизов, так как акциз дополнительно
облагается НДС.
Повышение
ставки НДС с 18 до 20 % в 2019 г. приведет в большей степени к росту цен на
товары с большей добавленной стоимостью.
3. По бюджетообразующим налогам нормативы
зачисления налогов в бюджет установлены в пользу федерального бюджета (НДС,
акцизы на автомобили, на табачную продукцию, НДПИ по газу горючему, на спирт
этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого и др. зачисляются в
федеральный бюджет по нормативу 100 %).
За
2005–2019 гг. налоговые доходы федерального бюджета увеличились в 7,1 раза,
налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – в 5,2 раза.
4. Российской налогово-бюджетной системе
свойственна централизация финансовых ресурсов в федеральном бюджете с
последующим перераспределением их значительной части между нижестоящими
бюджетами в виде межбюджетных трансфертов. Так, в бюджете на 2016 год
предусматривалась концентрация финансовых средств в центре в размере 70,8 %,
выделение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности 71 субъекту из 85
(Федеральный закон от 02.12.2013 №349-ФЗ) [6].
5. В отличие от бюджетов других уровней
налоговые доходы федерального бюджета полностью формируются за счет налогов,
закрепленных за федеральным бюджетом.
6. При среднегодовом темпе роста поступлений
налогов на 47,3 % опережающими темпами растет поступление платы за природные
ресурсы (109,3 %), их доля в налоговых доходах федерального бюджета составляет
34,2 %.
7. Федеральный бюджет в основном формируется
за счет 4-х налогов: НДС, акцизы, плата за природные ресурсы, налог на прибыль
организаций. Указанные налоги в консолидированном бюджете РФ составляют 111 451
243,8 млн руб., из которых в федеральный бюджет поступает 73,5 %, а на
консолидированные бюджеты субъектов РФ остается всего 26,5 %.
8. Значительна в федеральном бюджете доля
неналоговых доходов (40,1 %). Значительную часть их занимают доходы от
внешнеэкономической деятельности (более 75 %).
9. В целом за 2005–2019 год федеральный
бюджет является дефицитным (7,9 % от всей суммы доходов бюджета за указанный
период). В этих условиях альтернативным источником доходов может стать также
сокращение доли теневой экономики в стране [10].
10. Из числа налогов, закрепленных за
федеральным бюджетом, все налоги, как правило, зачисляются в федеральный
бюджет, за исключением НДФЛ, распределяемого по нормативам между бюджетами
субъектов РФ и местными бюджетами.
11. В 2019 г. по сравнению с 2003 годом ВВП
страны увеличился в 7 раз, налоговые доходы федерального бюджета – в 7,1 раз,
что свидетельствует в целом о стабильности налоговой нагрузки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного устройства
государства
1.1. Бюджетное устройство Российской
Федерации
Федерации
Бюджетное устройство государства определяется его государственным
устройством, закрепленным в Конституции РФ.
Бюджетное устройство – определяется государственным устройством и
включает в себя три составляющих элемента:
а) бюджетную систему;
б) принципы построения бюджетной системы;
в) бюджетную классификацию.
Государственный бюджет — это план формирования и использования
финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной
власти, в течение бюджетного периода [25, c. 172].
Бюджет государства – это денежные отношения, складывающиеся
у органов государственной власти и у органов местного самоуправления по поводу перераспределения
национального дохода на экономические, социальные и политические интересы общества
[7, с. 307].
Бюджет государства имеет различные организационно-правовые
формы проявления: федеральный, республиканский, областной, краевой, национального
округа, автономной области и др.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система
нашего государства состоит из бюджетов следующих уровней [2]:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
— местные бюджеты.
Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, которая направлена на
финансовое обеспечение общегосударственных, региональных и местных программ. Данные
программы подразумевают собой регулирование экономики, содержание и развитие социальной
сферы, обеспечение общественного порядка, национальной безопасности и др.
На основании данных отношений формируются государственные
и муниципальные финансовые ресурсы, которые направляются во все сферы государства.
Для этого необходимо органам власти выполнять определенные функции бюджета.
Выделяют две основные функции бюджета государства как экономической
категории: распределительная и контрольная. Также можно выделить такие дополнительные
функции, как воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, плановую, фискальную
и социальную [15, с. 178].
Первой главной функцией является распределительная функция,
которая представляет собой перераспределение денежных доходов между различными сферами
деятельности, уровнями государственного управления и др. Границы действия данной
функции достаточно широки, поскольку в бюджетных отношениях участвует большое количество
лиц общественного производства [13, с. 34].
Контрольная функция – это процесс выявления всех отклонений
в движении бюджетных средств и процесс контроля результатов расходования бюджетных
и финансовых средств [21, с. 173].
Задача контрольной функции заключается в выявлении финансового
положения определенных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства и территориальных
образований. Но стоит отметить, что не все финансовые ресурсы данных субъектов проходят
через бюджет.
Данная функция позволяет проанализировать своевременность
и полноту финансовых ресурсов, и их поступление в распоряжение органов государственной
власти и органов местного самоуправления. Также происходит исследование точности
сбалансированности пропорций бюджетных средств [16, с. 15].
Дополнительные функции также имеют свое значение в работе
бюджетной системы и несут в себе определенные цели. Например, воспроизводственная
функция бюджета балансирует реализацию на различных стадиях и этапах производства,
распределения, обмена и потребления. С помощью федерального бюджета и выполнения
данной функции поддерживается экономический рост, происходит развитие отраслей хозяйства,
изменяется структура экономики и ускоряется научно-технический прогресс.
Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов
как между различными уровнями государственной власти, так и между подразделениями
общественного производства характеризуется выполнением регулирующей функцией. Содержание
данной функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и
их использования для проведения экономической политики государства [10, с. 109].
Еще одной дополнительной функцией является стимулирующая
функция, проявляющаяся в поддержке передовых отраслей экономики. Также необходимо
использовать поощрительную систему оплаты труда. [23, с. 24].
Плановая функция бюджета связана с установлением баланса
развития экономики, ее отраслей и организаций, объемов денежных средств, которые
выделяются на разные направления общественного воспроизводства.
Обеспечение государства финансовыми ресурсами для выполнения
прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач заключается
в фискальной функции. Данная функция подразумевает собой создание условий для эффективного
размещения и использования государственных финансовых ресурсов, а также для поддержания
экономической активности [11, с. 24].