Курсовая с практикой на тему Бюджетная система России и ее оценка на современном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы
построения бюджетной системы в Российской Федерации. 5
1.1
Сущность государственного бюджета, его функции и структура. 5
1.2.
Понятие и сущность бюджетной системы Российской Федерации. 9
1.3.
Структура бюджетной системы Российской Федерации. 13
Глава 2
Анализ современной бюджетной системы России. 17
2.1 Анализ доходов бюджета РФ.. 17
2.2 Расходная
часть бюджета Российской Федерации. 20
Глава 3 Зарубежный опыт
функционирования бюджетной системы.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Актуальность
исследования. Основой финансовой системы государства и его важнейшим
институтом является бюджетная система. Бюджетная система имеет длительную
историю развития, на каждом из этапов которой сформирована система
централизованного финансового обеспечения. Бюджетная система дает возможность
осуществлять регулирование экономических и социальных процессов. Тема является
актуальной, поскольку рассмотрение структуры и функционала бюджетной системы
определяет условия экономического развития нашей страны. Бюджетная система РФ строится
на совокупности правовых и финансовых норм федерального бюджета,
республиканских, областных и краевых, иных бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов.
Бюджетная система Российской федерации состоит из трех
взаимосвязанных уровней:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
— местные бюджеты.
Бюджет является средством формирования и расходования
денежных средств, направленных на финансовое обеспечение задач и функций
реализуемых государством и органами местного самоуправления. Властные структуры
государства получают финансовые ресурсы для содержания государственного
аппарата, оборонных структур, осуществления социальной политики и выполнения текущих
и стратегических задач.
Принципы построения бюджетной системы являются довольно
популярной в научно–академической сфере. В качестве методологической основы
исследования бюджетной системы, как условия функционирования государства были
взяты научные труды М. Портера и С. Штерна, Р.Солоу, К. Фримэна, Б.–А.
Лундвалла, Л. Лейдесдорфа и Г. Ицковица, Ю. Караянниса и Д. Кэмпбэлла.
В качестве работ отечественных ученых, в исследовании были
приведены работы Гурвич Е.Т., Исмаилова Т.А., Кузнецова В.В. и Крайнюкова А.Н.,
Н.И.Ивановой, Авдокушина Е.Ф, Сергеева В.М. Нечаева В.Д., Киященко Л.П.,
Катукова Д.Д., и Малыгина В.Е и др. авторов.
Объектом исследования в работе выступает бюджетная система
РФ.
Предмет исследования – система управления бюджетом РФ, в
контексте структурного построения доходной и расходной части.
Цель работы состоит в последовательном изучении специфики и
принципов построения бюджетной системы Российской Федерации, в определении
условий и методологии формирования бюджета, а также проведении практического
анализа структуры и показателей Федерального бюджета.
Достижение поставленной цели определяет необходимость
решения нижеперечисленных задач:
— рассмотреть теоретические основы построения бюджетной системы
в РФ;
— изучить понятие и сущность бюджетной системы;
— определить структуру бюджетной системы РФ;
— изучить зарубежный опыт функционирования бюджетной
системы;
— проанализировать показатели федерального бюджета 2017 –2019
гг.;
— охарактеризовать бюджеты субъектов Российской Федерации
— рассмотреть основные направления совершенствования бюджетной
системы РФ;
— предложить меры повышения системы контроля на всех уровнях
распределения бюджетных средств.
Методы исследования. В работе использованы методы научного
познания. системного и статистического анализа, прогнозирование и синтез
полученных результатов.
Заключение:
Благодаря
бюджетной системе Российской Федерации, государство в полной мере имеет право
реализовывать свои полномочия, обеспечивать бесперебойную работу социальной
сферы, оборонного комплекса, культурной отрасли, промышленности и производства,
а так же осуществлять внешнеэкономическую деятельность, занимая
конкурентоспособную позицию. С
одной стороны бюджетная система в форме федерального бюджета и его
функционирования является лишь инструментом ведения государственной политики,
которую формирует вышестоящая власть. Объем
доходов и расходов бюджета всецело зависит от уровня развития экономики страны,
от масштабов производства и промышленности, от работы налоговой системы и
уровня жизни населения.
Однако,
именно бюджет, демонстрирует величину необходимых государству финансовых
ресурсов и фактически имеющихся резервов, формирует налоговый климат страны,
определяет стратегические направления расходования средств, долевое соотношение
расходов по сферам и регионам, является прямым и четким определением
экономической политики государства.
Бюджетная система является механизмом регулирования и стимулирования
экономики, инвестиционной активности, улучшения производительности труда, через
бюджет реализуются проекты социальная политика.
Как
и любой государственный механизм, бюджетная система Российской Федерации
основана на принципах, важнейшим из которых является сбалансированность
бюджета, поскольку именно он определяет и контролирует соотношение уровня
дохода и расходов бюджета. Данный принцип достигается за счет источников
формирования бюджета и средств и способов его исполнения.
Бюджетная
система Российской Федерации свою деятельность осуществляет в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации.
В
бюджетной системе Российской Федерации существует ряд проблем, которые могут
быть решены лишь путем комплексного реформирования бюджетной системы, внедрения
эффективных методов и форм ее реализации зарубежных стран, необходимо
пересмотреть налоговую систему, пути и
источники пополнения бюджета, осуществлять строгий и регулярный контроль за
грамотным распределение бюджетных средств по регионам и их дальнейшее
применение.
Общество
не может существовать без разработанной и эффективно функционирующей бюджетной
системы, поскольку она аккумулирует финансовые ресурсы и в дальнейшем
направляет их на реализацию общественных потребностей.
В
ближайшие годы необходимо предпринять и внедрить меры по реформированию и
совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации, это повлечет за собой
новые веяния в развитии государства, улучшить многие показатели общественной и
финансово-хозяйственной деятельности.
Рассмотрев
тему дипломной работы, следует обозначить, что бюджетная система Российской
Федерации – это гигантский, бесперебойно работающий финансовый механизм,
структура которого включает в себя: налоги, государственный кредит,
государственные расходы, и полностью регулирует и определяет работу и эффективность
развития экономической, социальной и политической жизни страны. Однако,
со сложившейся ситуацией в мире из-за коронавируса, устойчивость и стабильность
бюджетной системы России может в скором времени пойти на убыль.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы построения бюджетной системы в Российской Федерации 1.1 Сущность
государственного бюджета, его функции и структура
Центральное место в любой финансовой
системе занимает бюджет (от английского слова budget – кошелек, сумка).
Так в Англии в Средние века под словом «бюджет» понимали, как отчет канцлера
Казначейства (министра финансов) в Парламенте счетов. В этом документе были
отражены цифры об истекшем финансовом годе и планы на следующий. На сегодняшний
день в российском законодательстве понятие бюджет определено следующим образом:
«Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
[1]
Сущность государственного бюджета
реализуется в его функциях. Выделяют три основные функции: распределительная,
контрольная, поддержание
функционирования государства.
Распределительная
функция государственного бюджета проявляется в том, что в бюджетные отношения
вступают почти все участники производства. Благодаря распределительной функции
денежные средства, концентрирующиеся в руках государства, используются для удовлетворения
потребностей общества. Так бюджетный фонд распределяется на производственную и
непроизводственную сферы, происходит перераспределение межтерриториальное и
межотраслевое. Также государством формируются фонды специального назначения.
Например, в Российской Федерации действуют Пенсионный фонд, фонд социального
страхования, фонд медицинского страхования. Созданы также фонды для социальной
защиты инвалидов, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Не стоит
забывать и том, что из государственного бюджета формируются местные.
При межотраслевом и
территориальном распределении бюджетного фонда учитываются потребности и
перспективы экономического и социального развития регионов и отраслей. [2]
Распределительная
функция также используется государством для вмешательства в общественное
производство. Оно не только распределяет национальный доход, но и предпринимает
попытки в его стимулировании. Так государство контролирует хозяйственную
деятельность предприятий, контролирует темпы экономического роста, повышает
хозяйственную активность у предпринимателей. Последнее добивается путем,
например, налоговых льгот для малого бизнеса. Отметим, что
непроизводственная сфера, хотя ничего и не производит (не создает национальный
доход), но активно потребляет денежные средства из государственного фонда. Эти
расходы идут на выплату заработных плат работником этой сферы, содержание
учреждений (здравоохранение, образование и др.).
При распределении
средств государственного бюджета важное место занимает их социальная направленность.
В социальной политике государства приоритетами являются поддержка наименее
защищенных слоев населения (студенты, малообеспеченные семь, инвалиды,
пенсионеры), решение жилищных проблем, поддержание функционирования и развития
непроизводственной сферы.
Контрольная функция проявляется в том,
что бюджет объективно – через стать доходов и расходов – отражает экономические
процессы, которые протекают в звеньях экономической структуры. Данная функция
дает возможность государству контролировать все протекающие экономические
процессы. Так оно контролирует сбор налогов, налоговую базу, злоупотреблением
налоговыми льготами. Также государство следит за мобилизацией неналоговых
поступлений для бюджетного фонда. Расходы бюджета контролируются с точки зрения
их целесообразности и эффективности использование.
И так можно выделить три основные цели
бюджетного контроля:[3]
— мобилизация денежных
средств;
— соблюдения режимов
экономии при составлении росписи расходов;
— повышение эффективного
использования бюджетного фонда.
Государство должно следить, чтобы
бюджетный фонд грамотно, целесообразно распределялся между отраслями. С помощью
доходов прибыльных отраслей можно и нужно поддерживать отрасли с низкой
рентабельностью, так как они наряду с передовыми необходимы для удовлетворения
многообразных и постоянно растущих потребностей общества. Например, доходы из
промышленности перемещаются на расходы для сельского хозяйства.
Также содержание учреждений непроизводственной
сферы за счет государственного бюджета играет важную роль в воспроизводстве
рабочей силы.
Финансовый контроль осуществляется за
производством, перераспределением и потреблением национального дохода и
внутреннего валового продукта. Равным образом контролируются и пропорции,
которые складываются при перераспределении этого денежного фонда.
Еще одной функцией государственного
бюджета является поддержка существования государства. Бюджет –
материально-финансовая база государства. Так как часть его расходуется на
работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, поддержание
обороноспособности и так далее (подробнее рассмотрим статьи расходом в третьей
главе).
Таким образом, можно сделать вывод, что
государственный бюджет – это основной рычаг государства для воздействия на
экономическую и социальную ситуацию в стране.
Структура бюджета страны зависит
напрямую от ее территориального устройства. [1] Афанасьев
М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / под
ред. М. П. Афанасьева. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 780 с. [2] Тукач
В.С. Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на основе опыта ФРГ
/ В. С. Тукач. — Текст : непосредственный, электронный // Вопросы экономики и
управления. − 2016. − № 5.1 (7.1). − С. 136-139. − URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1588/
(дата обращения: 04.11.2020). [3] Нешитой
А.С. Бюджетная система Российской Федерации / А.С. Нешитой. − М.: Дашков и Ко,
2017. − 336 c.