Курсовая с практикой на тему Бюджетная политика РФ: сущность, цели, задачи и перспективы развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ.. 5
1.1 Сущность, задачи и роль бюджетной политики. 5
1.2 Инструменты и роль бюджетной политики. 11
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ РФ.. 15
2.1 Анализ реализации бюджетной политики РФ.. 15
2.2 Проблемы
реализации бюджетной политики РФ.. 20
3
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
Введение:
Тема, которую активно
обсуждают в стране – резкое падение рубля и непростая экономическая ситуация в
России. Да и во всём мире. Экономика России переживает не лучшие времена.
Бюджет в 2020 году будет дефицитным.
Российская валюта
дешевеет. Основным негативным фактором для рубля стало падение нефти и снижение
интересов глобальных инвесторов к рисковым активам. Из-за этого, бюджет может
потерять 3 триллиона рублей. Но, по словам экономистов, нам удастся держать
экономическую ситуацию под контролем. Благодаря фонду национального
благосостояния.
Однако нынешняя
экономическая ситуация выглядит не так страшно по сравнению с 2014-2016 годами.
Тогда в России наблюдался Валютный кризис. т.е. резкое ослабление российского
рубля по отношению к иностранным валютам.
Оптимизация
государственных финансов и рациональное распределение полученных налогов,
сборов с целью обеспечения планомерного экономического развития страны,
несмотря на все негативные внутренние и внешние факторы – это главная задача
бюджетной политики РФ. Не исключено, что в этот период объем поступлений в
бюджет может существенно сократиться, в связи с чем придется закрыть отдельные
социальные программы, рассчитанные на поддержку определенных категорий граждан.
Объектом исследования
курсовой работы является бюджетная политика РФ.
Предметом исследования
курсовой работы являются общественные, правовые и экономические отношения,
возникающие при реализации бюджетной политики РФ.
Целью курсовой работы
является анализ особенностей, современных проблем и перспектив бюджетной
политики РФ.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность,
задачи и роль бюджетной политики;
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
1. Бюджетная политика
представляет собой комплекс мер в области регулирования бюджетных отношений,
которые реализуются для финансового обеспечения государства и финансирования
особо важных сфер жизни общества.
Бюджетная политика
осуществляет постановку целей и наиболее важных задач в сфере обеспечения
государства финансами, формирует инструмент пополнение бюджета государства,
определяет статьи расходов бюджета, регулируют другие важнейшие сферы: экономическую
финансовую, налоговую и т.д.
Главным механизмов
действия бюджетной политики является, конечно, фискальная область, то есть
система налогообложения, с помощью которой пополняется бюджет страны,
регулирование финансовых расходов страны, то есть необходимо рационально и
эффективно распределить полученные денежные средства государственного бюджета
между сферами жизни.
Основной задачей
бюджетной политики РФ служит повышение уровня жизни населения. Для достижения
главной цели бюджетной политики выделены общие ориентиры ее реализации:
пополнение доходов бюджета; рациональное использование бюджетных средств;
создание эффективной финансовой системы; реализация эффективной системы
межбюджетных отношений; минимизация угроз национальной, финансовой и
экономической безопасности государства.
2.
Бюджетная политика
является ключевой составной частью общей экономической политики, которая
позволяет решать важные задачи, в числе которых функционирование социальной
сферы, поддержание обороноспособности государства, развитие регионов и т.д. От
сбалансированности бюджетной сферы будет зависеть решение и других не менее
важных задач, стоящих сегодня перед нашей страной.
3.
В целом, итоги исполнения расходов федерального бюджета в 2019 г. указывают, что
финансирование одних статей (национальные проекты, социальные расходы)
осуществлялось в ущерб другим статьям расходов, в результате чего суммарный
объем расходов оказался ниже планового уровня, а стимулирующий эффект от
расходов в целом оказался снижен.
В
результате пандемии COVID-19 произошло сокращение доходов бюджета и ослабление
рубля. За пять месяцев 2020 года федеральный бюджет показал дефицит в размере
406,6 млрд. рублей по сравнению с профицитом в размере 1283,3 млрд. рублей за
аналогичный период 2019 года. На фоне снижения аппетита инвесторов к рисковым
активам на мировых финансовых рынках, дополнительно усугубившегося обвалом цен
на нефть, курс рубля с начала 2020 года упал на 11%.
Бюджет
расширенного правительства в 2020-2022 годах, как ожидается, станет дефицитным.
С учетом падения цен на нефть ниже цены отсечения бюджетного правила,
равной 42,4 доллара США за баррель, прогнозируется, что в 2020-2022 годах
консолидированный бюджет будет сведен с дефицитом в размере 7,2%, 1,6% и 0,5%
ВВП соответственно. Риски
для российской экономики следующие: более затяжной характер пандемии с
продлением ограничительных мер; медленное и неполное восстановление мировой
экономики; дальнейшее падение цен на сырьевые товары; длительное воздействие на
положение домохозяйств и предприятий; разрывы глобальных цепочек создания
добавленной стоимости.
4.
Как и во многих странах, пандемия существенно влияет на уровень жизни людей,
включая такие сферы, как школьное обучение, медицинские услуги и мобильность. В
краткосрочной перспективе сильнее всего оказались затронуты люди, занятые в
розничной торговле, туристической отрасли, индустрии гостеприимства и индустрии
развлечений, — из-за введенного режима самоизоляции и ограниченной возможности
работать в удаленном формате.
Фрагмент текста работы:
Согласно теории А. Смита, он указывает, что
государство несёт ряд обязанностей и государство направляет своё внимание к
следующим трем областям с точки зрения финансирования из государственного
бюджета:
1. расходы на
оборону;
2. расходы на
справедливость (имеется в виду социальное равенство);
3. расходы на
общественные работы и общественные учреждения.
Говоря о расходах на оборону, понимаются
осуществление и необходимость военных расходов государством и в период мира.
Под осуществлением расходов на справедливость имеется в виду материальная
поддержка населения. Говоря о финансировании общественных учреждений, следует
подчеркнуть, что государственные расходы на базовое образование и
профессиональное направление имеет важное место. А. Смит[1]
подчёркивает, что рынок не сможет обеспечить мир или социальную справедливость
без государственного вмешательства. С этой точки зрения, имеет особое значение
его мысль о том, что самый лучший бюджет — это сбалансированный бюджет.
Следует отметить, что бюджетные расходы являются
текущим экономическим показателем, его существование обусловлено появлением
задач в ответственности государства. По нашему мнению, теоретические аспекты
бюджетной политики отражены в работах А. Смита и в них отражаются
концептуальные основы необходимости финансирования социально-экономических
задач государства. В работах А. Смита наряду с политической стабильностью,
имеющей первостепенное значение для государства, указаны и издержки социальной
сферы.
В целом, бюджетные расходы обеспечивают сбалансированное
распределение определенной части путем перераспределения добавленной стоимости
в государстве на саму экономику. Объективная причина этого может быть объяснена
недопущением приватизации деятельности, направленную на обеспечение мира или
социальной справедливости.
Ряд исследований, посвященных
научно-теоретическим основам, бюджетной политики, были также проведены учеными.
Авторы исследовали роль государственного бюджета в рыночной экономике.
Указывается три принципа при управлении государства через бюджет, они:
эффективность, стабильность и социальная справедливость. Также подчеркивается,
что разделение полномочий расходов основываются на определенные принципы при
обеспечении устойчивости бюджета. В частности, они следующие[2]: [1] Смит А. "Исследование о природе и
причинах богатства народов". 1776 г. – С.55. [2] Власов С.А. Бюджетная политика и
макроэкономическая устойчивость // Финансы. — 2020. — № 1. — С.
10-17.
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы бюджетной политики: сущность, цели, задачи и перспективы развития 5
1.1. Бюджетная политика: понятие, сущность и место в фискальной политике государства 5
1.2. Цели и задачи бюджетной политики 8
2. Анализ бюджетной политики Российской Федерации 10
2.1. Оценка бюджетной политики в 2020 и плановом периоде 10
2.2. Проблемы бюджетной политики 18
3. Разработка предложений по совершенствованию системы управления бюджетной политикой 21
3.1 Предложения по совершенствованию бюджетных процессов 21
3.2. Пути развития бюджетной политики 24
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 34
Введение:
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в со-временных условиях бюджет является основным инструментом государ-ственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления государ-ственной политики в экономической или социальной сфере требует соот-ветствующих ресурсов. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.
В работе будет использована литература таких авторов как: В. Д. Базилевич, Е. Ф. Борисов, В. И. Видяпин, А. И. Добрынин, Л. С. Тарасе-вич, Г. П. Журавлева и др.
Объектом исследования работы является бюджетная политика.
Предмет исследования – роль бюджетной политики в государствен-ном регулировании экономики России.
Цель работы – изучить бюджетную политику РФ: сущность, цели, задачи и перспективы развития.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи рабо-ты:
изучить бюджетную политику: понятие, сущность и место в фискальной политике государства;
раскрыть цели и задачи бюджетной политики;
дать оценку бюджетной политики в 2020 и плановом периоде;
раскрыть проблемы бюджетной политики;
разработать предложения по совершенствованию бюджетных процессов;
предложить пути развития бюджетной политики.
Методологической и теоретической основой исследования являются фундаментальные концепции и теории, представленные в работах отече-ственных и зарубежных исследователей в рамках исследуемой темы.
Методология исследования базируется на использовании общенауч-ных методов научного абстрагирования, системного, структурно–функционального и сравнительного анализа.
Информационно–эмпирической базой исследования послужила оте-чественная и зарубежная монографическая литература, публикации в пе-риодической печати, нормативные правовые акты.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литера-туры.
Заключение:
Государственный бюджет – это смета государственных расходов и доходов за определенный период времени (обычно за год), разработанная с указанием источников доходов и целевых направлений расходования полученных средств.
В проекте бюджета до 2022 года, представленном Минфином сфор-мулированы приоритеты государственной политики на ближайшие 3 года.
После периода бюджетной консолидации в 2016–2018 гг., когда рас-ходы бюджета в номинальном выражении оставались практически ста-бильными с точки зрения адаптации к изменившимся условиям нефтяного рынка, правительство вернулось к активному росту расходов с 2019 г. (+9,5%), и эта тенденция сохранится в 2020–2022 гг. (в среднем +6% в год).
В результате экономика должна получить достаточно заметный сти-мул от бюджета, расходы которого вырастут с 16,1% ВВП в 2018 году до 17,3% ВВП в 2020 году.
Медленное исполнение бюджетных расходов в 2019 году может при-вести к их переносу на 2020 год.
В результате эффект фискального стимулирования может быть скон-центрирован в 2020 году, что повышает вероятность роста экономики ближе к 2% в 2020 году, что выше нашего текущего прогноза в 1,5%.
В рамках обобщения отметим основные проблемы и риски, прису-щие российской экономике на современном этапе:
1. Нестабильность цен на нефть и волатильность обменного курса, поддерживаемая влиянием западных экономических и политических санк-ций, оказывают ключевое влияние на основные параметры российской бюджетной системы.
2. Сокращение расходов федерального бюджета в 2017–2019 годах может привести к следующим проблемам: неисполнению отдельных обяза-тельств по социальным расходам, в том числе сокращению (отмене) индек-сации заработной платы работников бюджетной сферы, сокращению госу-дарственных инвестиций, неисполнению обязательств перед внутренними и внешними кредиторами и др.
3. Уменьшение размера Фонда национального благосостояния при сохранении дефицита бюджета в среднесрочной перспективе оказывает косвенное влияние на увеличение государственных заимствований и рас-ходов на обслуживание государственного долга, что будет способствовать увеличению общей суммы государственного долга.
Бюджетный прогноз до 2036 года содержит 2 сценария–базовый и консервативный, которые отличаются «набором внешних и внутренних условий».
Эти сценарии, как указано в документе, соответствуют сценариям прогноза социально–экономического развития, утвержденного в конце 2018 года.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы бюджетной политики: сущность, цели, задачи и перспективы развития
1.1. Бюджетная политика: понятие, сущность и место в фискальной политике государства
Бюджетно–налоговая политика играет важную роль в жизни любого государства и является эффективным инструментом, способным повлиять на экономический рост страны. Бюджетно–налоговая политика – это си-стема регулирования экономики путем внедрения изменений государ-ственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета.
Бюджетно–налоговая политика представляет собой комплекс мер, который предпринимает государство, преследуя цели стабилизации эко-номики посредством изменения величины доходов или расходов бюджета. На сегодняшний день Российская Федерация характеризуется достаточно неэффективным использованием бюджетно–налоговых инструментов. Со-временная налоговая система России представляет собой совокупность пошлин, налогов и других платежей, взимаемых с физических и юридиче-ских лиц на территории РФ (приложения 1, 2) .
Она включает в себя около 50 видов различного рода сборов с насе-ления: налог на добавленную стоимость, на доходы и имущество физиче-ских лиц, на прибыль юридических лиц и так далее, которые в совокупно-сти поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Налоговая система включена в систему экономической и финансовой без-опасности, во–первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках госу-дарства, во–вторых, как инструмент воздействия на экономические и соци-альные процессы, в–третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.
Современное государство использует средства, полученные с нало-гов, как главную экономическую силу. Следствием этого является особое внимание государственного аппарата к системе налогов и достаточно большое влияние фискальной политики на жизнь общества. Фискальная политика (по К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю) – это сознательное манипу-лирование налогами и государственными расходами, осуществляемое ор-ганами власти для стимулирования экономического роста, контроля над инфляцией и изменения реального ВВП и уровня занятости населения страны. В Российской Федерации фискальная политика является одним из главных аспектов экономической политики государства и включается в се-бя несколько форм (рис. 1).
Рис. 1. Виды фискальной политики
Безусловно, вопрос об увеличении стабильного прироста государ-ственного бюджета и повышении эффективности государственных расхо-дов остаётся и, на наш взгляд, будет всегда оставаться одним из главных для экономики любой страны.
Существует несколько видов фискальной политики, проводимой гос-ударством: Дискреционная налогово–бюджетная политика – это созна-тельное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономиче-ской активности.
Данный вид предполагает то, что органы власти сознательно регу-лируют систему налогообложения и бюджетные расходы для того, чтобы улучшить экономическое положение страны в определённый период. К примеру, во время кризиса, государственные органы снижают налоги, что, в свою очередь, способствует увеличению покупательской активности сре-ди населения. Выделяют сдерживающую и стимулирующую дискрецион-ную фискальную политику: Сдерживающая дискреционная политика пред-ставляет собой повышение налогов и уменьшение государственных расхо-дов, что приводит к росту консолидированного бюджета страны.