Курсовая с практикой на тему Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Роль
бюджета в экономике государства. 6
1.1
Социально-экономическая сущность и функции бюджета. 6
1.2
Характеристика доходов и расходов бюджетной системы РФ. 10
Сбалансированность
бюджетов: бюджетный дефицит и профицит. 10
2. Проблемы формирования федерального бюджета РФ.. 12
2.1 Анализ состояния бюджета РФ в 2017-2020 годах. 12
2.2 Эффективность бюджетной политики в России и пути ее
совершенствования 20
Заключение. 30
Список
использованной литературы.. 32
Приложение. 34
Формирование
федерального бюджета за счет налоговых доходов. 34
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях обеспечение
эффективного функционирования финансовой системы страны подразумевает
стабильность формирования государственного бюджета. В данном контексте особое
значение имеют формирование налоговых доходов государственного бюджета, а
точнее обеспечение своевременного и полноценного поступления налоговых платежей
в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны в целом. Налоговые
поступления составляют основную долю доходов государственного бюджета страны,
поэтому порядок и регламентация их взимания представляют особую важность.
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей
структуры и его расходных статей.
Во
всем мире бюджетно-фискальная политика признается одним из основных
инструментов макроэкономического регулирования, оказывающим решающее
воздействие на стабильность национальной экономики и экономическую конъюнктуру.
В настоящее время от правильности проведения бюджетно-налоговой политики
зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Применение
неверных фискальных мер приводит к формированию негативных тенденций в
национальной экономике, зачастую создает предпосылки к образованию дефицита
государственного бюджета и другие проблемы. Эти факты подтверждают актуальность
темы исследования.
В
условиях глобального финансово-экономического кризиса целесообразно
рассматривать глобальные экономические связи с точки зрения:
1)
устойчивости;
2)
постоянства структуры и сбалансированности.
Государственное
регулирование в таких условиях вынужденно обращаться к более прямым рычагам
регулирования экономики, а именно – через непосредственное вмешательство, в
т.ч. и императивными методами в экономический сектор. Осуществлять такое
вмешательство сравнительно успешно можно лишь с опорой на значительное
государственное участие в воспроизводственном процессе общества (будь то
существенные социальные трансферты с приоритетом национального производителя или
непосредственные госинвестиции).
В
условиях современного динамического развития национальных экономик, расширение
функций государства и роста его потребностей особенно актуальным является
обеспечение государственных бюджетов достаточным объемом средств и их
рациональное использование. Решение этой крайне важной проблемы в значительной
степени зависит от того, насколько эффективно будет осуществляться фискальная
политика государства. Мировая практика показывает, что может быть основой для
общего экономического подъема в стране. Но для этого должна быть создана
благоприятная финансовая среда, что является одной из задач фискальной
политики.
Вопрос бюджетной политики изучался как отечественными,
так и зарубежными учеными. Среди отечественных ученых можно отметить И.М.
Александров, И.А. Белова, А.В. Брызгалин, Д.В. Дементьев, В.М. Мельник, А.В.
Перов, Д.Г. Черник и другие. Среди зарубежных авторов можно отметить С. Фишера,
Д. Вейл и другие.
Цель исследования — изучение теоретических постулатов,
раскрывающих сущность и особенности бюджетной политики, а также оценка структуры
и динамики доходов федерального бюджета в Российской Федерации.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.
Раскрыть социально-экономическую сущность и функции бюджета.
2.
Рассмотреть характеристику доходов и расходов бюджетной истемы РФ.
3.
Провести анализ состояния бюджета РФ на современном этапе.
4.
Определить эффективность бюджетной политики в России и пути ее
совершенствования.
Предметом
рассмотрения являются основные теоретические и практические вопросы реализации бюджетной
политики.
Объект
исследования – бюджетная политика государства.
Методы
исследования. В соответствии с логикой научного поиска в статье использованы
теоретический анализ, включающий рассмотрение отдельных черт и выявление новых
характеристик проблем, проведение аналогий, математические и статистические
методы.
Структура
курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Государственный
бюджет играет важную роль в перераспределении ресурсов в соответствии с
общественных интересов. В условиях рыночного недостатка финансовых ресурсов для
эффективного их размещения применяется, как правило, высокая степень
перераспределения средств, тогда как в развитой рыночные системе наблюдается
уменьшение уровня налогообложения предприятий, передачи частным институтам
функций социальной защиты.
С
помощью бюджетно-налоговой политики осуществляется целевое направление средств,
которое невозможно по соображениям текущей экономической эффективности, но
имеет стратегическое значение для общества: расходы на государственное
управление, оборону, социальную защиту, науки и образование, неприбыльные
стратегически важные производства и тому подобное.
Современное
государство кроме выполнения своих непосредственных властных и социальных
функций несет ответственность за эффективное функционирование рыночной
экономики страны, что в конечном итоге обеспечивает национальную
конкурентоспособность. Поэтому государством осуществляется стимулирование
экономического развития, формирование структуры рынка капиталов, товаров и
услуг. Государственный бюджет является не только сметой поступлений и расходов,
а прежде всего — средством обеспечения макроэкономического сбалансирования и
экономического роста, финансовым планом, который, среди прочего,
предусматривает воссоздание условий для собственного финансирования в
долгосрочном периоде.
В
настоящее время состояние налоговой системы России можно оценить как
сложившееся и стабильное. Это вытекает из проведенного анализа налоговых
поступлений и мер по развитию налоговой системы в России. Налоговые органы РФ в
последние несколько лет ввели ряд информационных сервисов, сформировавших
условия для интерактивной работы с налогоплательщиками. Отрицательным моментом,
выявленным в ходе анализа, является то, что налоговая база большинства регионов
является недостаточной для самостоятельного выполнения основных функций. По
данным налоговой службы выявлено также, что присутствует задолженность по
налогам. При этом наибольшую долю в общей структуре задолженности составила
задолженность по федеральным налогам – 71,9%.
Для
устранения общих недостатков налоговой системы России необходимо, прежде всего,
приведение в соответствие бухгалтерского и налогового законодательства, что
позволит определять объекты налогообложения по данным бухгалтерского учета.
Кроме того важным является совершенствование системы контролю за начислением и
уплатой налогов. С этой целью необходимо оптимизировать количество и частоту
представления налоговой отчетности субъектами хозяйствования. Кроме того
разработать систему показателей отчетности, которая бы давала возможность
камеральными проверками устанавливать недостатки начисления и уплаты налогов.
По отношению к каждому виду налогов необходимо провести ретроспективный и
перспективный анализ их действия и выработать экономически обоснованный подход
относительно функционирования отдельного налога, а также взаимодействия их как
системы.
Фрагмент текста работы:
Государственный
бюджет — это план формирования и использования финансовых ресурсов для
обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, в
течение бюджетного периода. Как экономическая категория бюджет отражает
финансовые отношения по формированию и использования централизованного фонда
денежных ресурсов государства. Государственный бюджет как основной финансовый
план государства, дает органам власти реальную экономическую возможность
осуществления собственных полномочий. Он отражает размеры финансовых ресурсов,
которые необходимы государству и определяет тем самым налоговую политику в
стране. Бюджет фиксирует конкретные направления потраченных средств,
перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что
позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики [1].
Бюджет
является одной из важнейших частей экономики, с помощью которой осуществляется
финансовое регулирование и формирование финансовых ресурсов. Изучение бюджетной
системы позволяет получить конкретное представление о том, откуда и в каких
количествах приходят денежные средства, на какие цели они направляются и в
каких объѐмах они расходуются. Бюджет государства – это денежные отношения,
складывающиеся у органов государственной власти и у органов местного
самоуправления по поводу перераспределения национального дохода на
экономические, социальные и политические интересы общества [7, с. 37].
Как
экономическая категория, бюджет представляет собой систему финансовых отношений
между государством и другими субъектами экономики. Данные отношения направлены
на образование, распределение и расходование денежных ресурсов, которые
обеспечивают функции государственной власти по предоставлению населению услуг.
Бюджет
государства имеет различные организационно-правовые формы проявления:
федеральный, республиканский, областной, краевой, национального округа,
автономной области и др.
Согласно
статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система нашего государства состоит из
бюджетов следующих уровней [1]:
—
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
—
бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов;
—
местные бюджеты.
Бюджетные
отношения возникают в процессе деятельности органов государственной власти и
органов местного самоуправления, которая направлена на финансовое обеспечение
общегосударственных, региональных и местных программ. Данные программы
подразумевают собой регулирование экономики, содержание и развитие социальной
сферы, обеспечение общественного порядка, национальной безопасности и др.
На
основании данных отношений формируются государственные и муниципальные
финансовые ресурсы, которые направляются во все сферы государства. Для этого
необходимо органам власти выполнять определѐнные функции бюджета.
Выделяют
две основные функции бюджета государства как экономической категории:
распределительная и контрольная. Также можно выделить такие дополнительные функции,
как воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, плановую, фискальную и
социальную [12, с. 78].
Первой
главной функцией является распределительная функция, которая представляет собой
перераспределение денежных доходов между различными сферами деятельности,
уровнями государственного управления и др. Границы действия данной функции
достаточно широки, поскольку в бюджетных отношениях участвует большое
количество лиц общественного производства.
Контрольная
функция – это процесс выявления всех отклонений в движении бюджетных средств и
процесс контроля результатов расходования бюджетных и финансовых средств [6, с.
173].
Задача
контрольной функции заключается в выявлении финансового положения определѐнных
экономических субъектов, отраслей народного хозяйства и территориальных
образований. Но стоит отметить, что не все финансовые ресурсы данных субъектов
проходят через бюджет.
Данная
функция позволяет проанализировать своевременность и полноту финансовых
ресурсов, и их поступление в распоряжение органов государственной власти и
органов местного самоуправления. Также происходит исследование точности
сбалансированности пропорций бюджетных средств [18, с. 15].
Дополнительные
функции также имеют свое значение в работе бюджетной системы и несут в себе
определенные цели. Например, воспроизводственная функция бюджета балансирует
реализацию на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и
потребления. С помощью федерального бюджета и выполнения данной функции
поддерживается экономический рост, происходит развитие отраслей хозяйства,
изменяется структура экономики и ускоряется научно-технический прогресс.
Процесс
распределения и перераспределения финансовых ресурсов как между различными
уровнями государственной власти, так и между подразделениями общественного
производства характеризуется выполнением регулирующей функцией. Содержание
данной функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета
и их использования для проведения экономической политики государства [7, с.
109].
Еще
одной дополнительной функцией является стимулирующая функция, проявляющаяся в
поддержке передовых отраслей экономики. Также необходимо использовать
поощрительную систему оплаты труда.
Плановая
функция бюджета связана с установлением баланса развития экономики, ее отраслей
и организаций, объемов денежных средств, которые выделяются на разные
направления общественного воспроизводства.
Обеспечение
государства финансовыми ресурсами для выполнения прямых управленческих,
оборонных, внешнеполитических и социальных задач заключается в фискальной
функции. Данная функция подразумевает собой создание условий для эффективного
размещения и использования государственных финансовых ресурсов, а также для
поддержания экономической активности [11, с. 24].
Одной
из главных целей фискальной политики является сокращение бюджетного дефицита до
уровня основных макроэкономических целей, например, контроль над инфляцией,
повышение инвестиционной активности финансовых ресурсов, рост экономического
потенциала. Данные цели направлены на увеличение объема государственных услуг и
обеспечение прироста доходов в бюджете.
Одна
из дополнительных функций бюджета, социальная функция, охватывает все сферы
общественного развития. С помощью федерального бюджета происходит
финансирование как материальной, так и нематериальной сферы (образование,
здравоохранение, культура и др.). Выполнение данной функции направлено на
ускорение развития человеческого потенциала.