Курсовая с практикой на тему Бюджетная поддержка субъектов РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы
бюджетной поддержки субъектов РФ.. 5
1.1 Понятие, экономическая сущность, функции доходов бюджета. 5
1.2 Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации. 14
2. Анализ бюджетной
поддержки субъектов Российской Федерации (на примере Республики Тыва) 26
2.1 Анализ исполнения бюджета Республики Тыва. 26
2.2 Сравнительный анализ бюджетной поддержки субъектов
Республики Тыва, красноярского Края и Республики Хакасия. 28
2.3 Проблемы формирования и исполнения доходной части бюджета
Республики Тыва 34
3. Направления решения
проблем формирования и исполнения доходной части бюджета Республики Тыва. 39
Заключение. 45
Список использованной
литературы.. 47
Введение:
Для
эффективной деятельности и выполнения возложенных задач любому институту
необходимо наличие финансовых ресурсов. Особенно важно, когда этот институт —
государство, так как именно государство берет обязательство выполнения
определенных функций и задач перед своими гражданами. Основным централизованным
фондом аккумулирования государственных доходов является — бюджет, который
формируется на всех уровнях бюджетной системы.
Бюджеты
субъектов Российской Федерации, в свою очередь, являются одним из главных
каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Как
известно, одним из ключевых вопросов в бюджетном менеджменте практически для
всех стран мира, независимо от формы государственного устройства (федеративное
или унитарное), является вопрос вертикальных и горизонтальных бюджетных
отношений между государством и местными органами власти. Объективной
предпосылкой таких отношений, то есть перераспределения средств, считается
неоднородность финансово-экономических потенциалов разных сел, поселков,
городов, областей. Проблема объективного и эффективного межтерриториального
перераспределения ресурсов заключается в согласовании интересов государства в
целом, доноров и реципиентов.
Исследования,
посвященные проблемам достижения эффективности и сбалансированности бюджетов, в
последние годы являются одними из наиболее актуальных. Следует отметить, что в
учебной, научно-методической и практической литературе данные вопросы
обсуждаются в течение многих лет и таких публикаций можно привести значительное
количество. Например, вопросы бюджетного менеджмента и частично бюджетного
федерализма освещаются в работах отечественных и российских ученых и работников
высшей школы [1-11].
Проблемам
межбюджетных отношений, а также бюджетного федерализма посвящены труды таких
российских экономистов, как Дробозина Л.А., Ковалева Т.М., Крохина Ю.А.,
Климанов В.В., Лавров А.М., Павлова Л.Н., Пансков В.Г., Поляк Г.В., Родионова
В.М., Романовский М.В., Фетисов В.Д. и другие.
Пути
повышения бюджетной обеспеченности региональных бюджетов рассматривались в
трудах отечественных специалистов: О.Г. Бежаева, Н.Г. Вишневской,
Е.А.Ермаковой, О.С. Кирилловой, В.В. Климанова, В.Г. Панскова, В.М. Родионовой,
А.Г. Силуанова, О.В. Толстой и др.
Цель
исследования – исследование особенностей бюджетной поддержки субъектов РФ. Цель
предопределила выполнение следующих задач:
—
раскрыть понятие, экономическая сущность, функции доходов бюджета;
—
изучить особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации;
—
провести анализ исполнения бюджета Республики Тыва;
—
провести сравнительный анализ бюджетной поддержки субъектов Республики Тыва,
красноярского Края и Республики Хакасия;
—
определить проблемы формирования и исполнения доходной части бюджета Республики
Тыва;
—
разработать направления решения проблем формирования и исполнения доходной части
бюджета Республики Тыва.
Объект
исследования – доходы бюджета Республики Тыва. Предмет исследования — общие
проблемы формирования и исполнения доходов бюджета субъекта Российской
Федерации.
Теоретической и
методологической основой исследования послужили труды отечественных и
зарубежных экономистов в области бюджетного устройства, межбюджетных отношений;
результаты научных исследований ученых в области реформирования региональных финансов.
Заключение:
Россия
является федеральным государством и большинство регионов способны
самостоятельно обеспечить себя и свои муниципальные образования. Доходы
бюджетов всех уровней бюджетной системы прогнозируются на основе прогноза
социально-экономического развития РФ и соответствующих территорий, в условиях
действующего на день внесения проекта закона о бюджете, а также
законодательства РФ, законов субъектов РФ.
Подъем
российской экономики и ее регионального звена невозможен без решения проблемы
формирования доходной базы территориальных бюджетов, снижения зависимости
местных и региональных бюджетов от федерального центра в части безвозмездных
поступлений. Существующая тенденция в сфере налоговых и межбюджетных отношений
не соответствует потребностям экономики опережающего развития, противоречит
принципам бюджетного федерализма. Развитие регионов и иных территорий является
одной из приоритетных задач правительства в условиях ориентации государства на
решение бюджетных проблем и расширение достижений научно-технического
прогресса. Важно, чтобы большая часть местных бюджетов формировалась за счет
собственных налогов, а не благодаря помощи «сверху». Такое положение будет
способствовать тому, что на решение местных вопросов будет выделяться больше
средств, а органы местного самоуправления будут заинтересованы в развитии
экономики муниципальных образований.
Стратегическими
целями Министерства финансов Республики Тыва в сфере бюджетной политики
являются:
1) рациональное управление средствами
областного бюджета;
2) финансовая поддержка муниципальных
образований Республики Тыва в рамках межбюджетных трансфертов;
3) финансирование мер социальной поддержки населения,
проживающего на территории Республики Тыва;
4) улучшение социально-экономических условий проживания
населения Республики Тыва;
5) создание
резерва для финансирования непредвиденных расходов, не предусмотренных в областном бюджете на
текущий финансовый год;
6) оптимизация управления государственным
долгом.
Закон
Республики Тыва об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период является основным инструментом проведения не только, собственно,
бюджетной политики, но и финансовой политики в целом.
Дальнейшее
развитие Республики Тыва будет протекать в следующих направлениях:
— обеспечение долгосрочной
сбалансированности бюджета;
— обеспечение исполнения расходных
обязательств;
— выравнивание уровня
социально-экономического развития территорий Республики Тыва.
Подводя
итог, можно резюмировать, что прогнозирование доходов является сложной задачей,
качество решения которой зависит от качества исходных данных, полноты учета
влияния внешней среды (макро и микроэкономических показателей, изменений в
законодательстве), устойчивости применяемых методик к колебаниям в исходной
информации. Поэтому для полноценного решения задачи прогнозирования доходов
должен использоваться комплексный подход к описанию ситуации, предполагающий
использование вариантного прогнозирования и независимых экспертиз.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы бюджетной поддержки субъектов РФ
1.1 Понятие,
экономическая сущность, функции доходов бюджета
Бюджет
— основа финансовых ресурсов страны, единственный источник финансовых ресурсов,
находящихся в непосредственном распоряжении государственных и муниципальных
органов.
Бюджет
государства должен обеспечивать необходимым финансированием
социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие
потребности [11, c. 18].
В
Бюджетном Кодексе Российской Федерации [2] бюджет определен как форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоупрамвления.
Бюджет субъекта
Российской Федерации (региональный
бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены
для исполнения расходных обязательств субъекта Федерации. В региональных бюджетах
раздельно предусматриваются средства, направляемые
н исполнение расходных обязательств
субъектов Российской Федерации,
возникающих в связи с реализацией полномочий по предметам совместного ведения,
и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет
субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его
состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют
консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Для
выполнения государством возложенных на него функций во всех сферах деятельности
и, в частности, реализации программы социально-экономического развития оно
должно обладать достаточным количеством
финансовых ресурсов, которые формируются преимущественно в денежном
эквиваленте. Вышеупомянутые ресурсы для удобства управления ими концентрируются
в едином фонде денежных средств, которым
на государственном уровне
является бюджет.
Формирование
доходов обусловлено необходимостью осуществления расходов, возникающих в связи
с выполнением государством своих функций и задач.
Общие
принципы формирования доходов бюджетов всех уровней определяются Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
В
Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система,
включающая федеральные, региональные и местные налоги (табл. 1.1).
Таблица
1.1 – Федеральные, региональные и местные налоги и сборы [3] № п/п Название налога Федеральный
бюджет, % Региональный
бюджет, % Местный бюджет,
% Федеральные
налоги 1 Налог на доходы
физических лиц 0 85 15 2 Налог на прибыль
организаций 100 0 0 3 Акцизы и
государственные пошлины 100 0 0 4 НДС 100 0 0 5 Сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов 100 0 0 6 Водный налог 100 0 0 7 Налог на добычу
полезных ископаемых 100 0 0 Региональные
налоги 1 Транспортный
налог 0 100 0 2 Налог на
имущество организаций 0 100 0 3 Налог на игорный
бизнес 0 100 0 Местные налоги 1 Земельный налог 0 0 100 2 Торговый сбор 0 0 100 3 Налог на
имущество физических лиц 0 0 100 Налоговые
доходы носят регулярный характер, таким образом, они всегда прогнозируются в
доходах бюджета [29, с. 157].
Неналоговые
доходы связаны с наличием имущества.
Неналоговые
доходы в части зачисления в бюджет являются собственными доходами бюджета,
таким образом, законодательно закрепляются полностью или частично за
определенным бюджетом.
Разница
между налоговыми и неналоговыми доходами в правах и обязанностей участников
финансовых взаимоотношений, которые осуществляются в связи с выплатой и
перечислением в бюджет неналоговых доходов [35, с. 25].
Часть
неналоговых доходов не планируются, так как они не закреплены в доходах
бюджета. Учитывая вышеизложенное, в доходах бюджета часть неналоговых доходов
указывается общей суммой.
Неналоговые
доходы бюджетов субъектов РФ:
1) задолженность и перерасчеты по отмененным
налогам, сборам и иным обязательным платежам;
2) доходы от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности;
3) платежи при пользовании природными
ресурсами;
4) доходы от оказания платных услуг (работ) и
компенсации затрат государства;
5) доходы от продажи материальных и
нематериальных активов;
6) административные платежи и сборы;
7) штрафы, санкции, возмещение ущерба;
8) прочие неналоговые доходы.
Для
развития рыночной системы характерно совершенствование бюджетного устройства.
Это совершенствование должно осуществляться как по отношению к внутренним,
межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным
показателям. Эти совершенствования способны превратить государственный бюджет в
мощный стимул экономического роста. Ведь только в совокупности эти изменения
способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики
в мощный стимул экономического роста.
Бюджеты
субъектов Российской Федерации или региональные бюджеты – составная часть
финансовой системы Российской Федерации. Как было отмечено выше бюджеты
субъектов РФ составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджет субъекта РФ не существует изолированно – он является составной частью
финансовой системы Российской Федерации.
Каждый
субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного
внебюджетного фонда. Данное положение закреплено в статье 14 БК РФ. Данные
бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.
Бюджеты
субъектов РФ – это система финансовых отношений органов власти и хозяйствующих
субъектов для образования государственного фонда денежных средств в
определенном субъекте РФ вследствие перераспределения национального дохода для
реализации региональных задач, осуществления полномочий РФ, переданных органам
государственной власти субъектов РФ, реализации Указов Президента.
К
бюджетам субъектов РФ относятся бюджеты национально- государственных,
административно-территориальных образований – республик, входящих в РФ, краев,
областей, автономных образований, а также городов федерального значения.
В
состав бюджетов субъектов РФ входят бюджеты 22 республик, 46 областей, 9 краев,
а также города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и
Севастополь, бюджеты 4 автономных округов и 1 автономной области.
Роль
бюджетов субъектов РФ в социально-экономическом развитии заключается в
следующем:
—
централизация финансовых ресурсов в бюджетах субъектах РФ позволяет
представительным и исполнительным органам власти субъектов иметь финансовую
базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. Создание
финансовой базы функционирования органов власти регионов – главная роль
бюджетов субъектов РФ. Посредством бюджетов образуются денежные фонды
административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение
задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления
функций органов власти субъектов РФ;
—
формирование бюджетов субъектов РФ, концентрация в них денежных средств дает
возможность регионам в полной мере проявлять финансовую, хозяйственную
самостоятельность на направление средств на социально- экономическое развитие
территории. Региональные бюджеты позволяют органам власти в субъектах Федерации
создать условия для развития образовательных, медицинских учреждений,
учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства с учетом
необходимости;
—
с помощью бюджетов субъектов РФ осуществляется выравнивание уровней
экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и
реализуются региональные программы экономического и социального развития
регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию
исторических учреждений культуры;
—
органы власти субъектов РФ, располагая бюджетными средствами, способны
регулировать нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и
муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;
—
аккумулируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы
государственной власти регионов имеют возможность централизованно направлять
финансовые средства на решение стратегических задач, развитие в регионе
приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и
социальной сферы. В итоге инвестиции предназначены для формирования
государственной собственности в субъекте, что отразится на укреплении позиций
государства в целом;
—
региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на
оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и
стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а
также создание новых местных производств, что позволяет создавать новые рабочие
места и решать проблемы снижения безработицы в регионе.
Функции
территориальных бюджетов:
—
образование денежных фондов для осуществления деятельности территориальных
органов власти;
—
распределение и расходование денежных фондов между отраслями народного
хозяйства;
—
осуществление надзора над финансово – хозяйственной жизнедеятельностью
организаций, учреждений, подведомственных территориальным органам власти.
Исполнение
бюджета субъекта РФ осуществляется в соответствии с общими принципами, которые
установлены в БК РФ.
Согласно
Бюджетному Кодексу Российской Федерации [2] исполнение бюджета субъекта
Российской Федерации обеспечивается высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнение бюджета
организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет
исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое
обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
осуществляется Федеральным казначейством.
По
соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию
исполнения бюджета субъекта Российской Федерации могут быть переданы
исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при
условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных
доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности
(пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их
осуществления имущества.
Для
кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в
Центральном банке Российской Федерации счета, через которые все кассовые
операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнение
бюджетов по доходам предусматривает:
— зачисление на единый счет бюджета
доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему
Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем
финансовом году со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений
в бюджет;
— перечисление излишне распределенных
сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм
процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов,
начисленных на излишне взысканные суммы;
— зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— уточнение администратором доходов
бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
— перечисление Федеральным казначейством
излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата
(зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов,
сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление
такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых
счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального
казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между
бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном
Министерством финансов Российской Федерации.
Органы
государственной власти субъекта РФ обеспечивают сбалансированность бюджета
соответствующего субъекта РФ и соблюдение установленных федеральными законами и
нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ требований к
регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса,
размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта
РФ, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта РФ.
В
бюджете субъекта РФ раздельно предусматриваются доходы, направляемые на
финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти
субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ и полномочий органов
государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения,
осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта
РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), и субвенции на
обеспечение осуществления полномочий РФ по предметам ведения РФ, а также полномочий
РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, переданных для
осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными
законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций
соответствующие расходы.
Консолидированный
бюджет субъекта РФ – это совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов
муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, без учета
межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
На
схеме (рисунок 1.1) представлена структура консолидированного бюджета субъекта
РФ. Рисунок
1.1 – Консолидированный бюджет субъекта РФ
Консолидированный
бюджет субъекта РФ формируется из регионального бюджета и свода бюджетов
муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта РФ.
В
составе консолидированного бюджета субъекта РФ не учитываются межбюджетные
трансферты между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований,
входящих в состав субъекта РФ, а также бюджет территориального государственного
внебюджетного фонда.
Консолидированный
бюджет не утверждается законодательным органом. Он представляет собой свод
бюджетных показателей, которые отражают обобщенные данные по расходам и
доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их
использования на соответствующей территории.
Данные
консолидированного бюджета используются для экономико- статистических расчетов
и анализа (например, бюджетные расходы на одного жителя на образование,
медицинское обслуживание), а также в целях перспективного планирования (в том
числе бюджетного планирования).
Закон
о бюджете субъекта РФ является важнейшим правовым актом, регулирующим бюджетные
отношения на территории субъекта, определяющим финансовое обеспечение развития
экономики субъекта за счет средств бюджета субъекта.
Бюджеты
субъектов РФ состоят из доходов и расходов. Расходы осуществляются в формах,
которые предусмотрены действующим законодательством. Органы государственной
власти ведут реестры расходных обязательств, а, в случаях, установленных
федеральным законодательством, из тех или иных бюджетов субъекта РФ могут
предоставляться субсидии для софинансирования расходных обязательств страны в
целом.
Доходы
бюджета субъекта РФ – это денежные поступления, складывающиеся из доходов от
региональных и федеральных налогов и сборов. Кроме того, доходы бюджета
субъектов РФ формируются за счет доходов от использования имущества субъекта
РФ, а также штрафов, взимаемых за нарушение федерального и местного
законодательства.
Таким
образом, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов
доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.