Курсовая с практикой на тему Бунтарство и трагедийность в творчестве Полежаева.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА А.И. ПОЛЕЖАЕВА 5
1.1. Биография А.И. Полежаева. 5
1.2. Творчество А.И. Полежаева в русской критике и
публицистике. 9
Выводы по 1 главе. 15
2. ОЦЕНКА БУНТАРСТВА И ТРАГЕДИЙНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И.
ПОЛЕЖАЕВА 17
2.1.Влияние русской литературы на элементы бунтарства и
трагедийности в творчестве А.И. Полежаева. 17
2.2. Элементы бунтарства и трагедийности в творчестве А.И.
Полежаева. 21
Выводы по 2 главе. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 31
Введение:
Курсовая работа посвящена характеристике бунтарства
и трагедийности в творчестве Полежаева.
Актуальность выбранной темы исследования
обусловлена тем, ХIХ в. в развитии культуры Российского государства именуют
«золотым веком» российской поэзии и веком русской литературы в мировом
масштабе. Данный период характеризовался взлетом культуры и науки, культурным
подъемом, который полагает справедливо называть ХIХ в. периодом отечественного
Ренессансом. ХIХ в. в полной мере выразил синтезирующий, а также собирательный
и философско-моральный характер российской культуры, ее патриотический и
идеологический характер. Одним из выдающихся представителей культурной среды ХIХ
в. стал А.И. Полежаев, творчество которого было связано с освободительным
движением. Однако, в отличие от творчества иных поэтов творчество А.И.
Полежаева не было детально исследовано ни современниками, ни более поздними
исследователями. Вместе с тем, литературное творчество А.И. Полежаева оказало
приоритетное влияние на русскую литературу.
Анализ специальной литературы позволяет
сделать выводы о том, что выбранная тема исследования охарактеризована
современными исследователями. В частности, нами были проанализированы работы
таких авторов, как Васильев Н.Л., Жаткин Д.Н., Воронина Н.И., Чулков В.И.,
других авторов.
Цель исследования − провести комплексное
исследование бунтарства и трагедийности в творчестве Полежаева.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать биографию А.И.
Полежаева.
2.Выявить особенности творчества А.И.
Полежаева в русской критике и публицистике.
3.Указать влияние русской литературы на
элементы бунтарства и трагедийности в творчестве А.И. Полежаева.
4.Проанализировать элементы бунтарства и
трагедийности в творчестве А.И. Полежаева.
Предмет исследования − элементы бунтарства
и трагедийности в творчестве А.И. Полежаева.
Объект исследования − творчество А.И.
Полежаева.
В рамках первой главы охарактеризована
биография А.И. Полежаева; выявлены особенности творчества А.И. Полежаева в
русской критике и публицистике.
В рамках второй главы указано влияние
русской литературы на элементы бунтарства и трагедийности в творчестве А.И.
Полежаева; проанализированы элементы бунтарства и трагедийности в творчестве
А.И. Полежаева.
Методология исследования представлена
общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование).
Теоретическая значимость исследования
заключается в проведении комплексного исследования бунтарства и трагедийности в
творчестве А.И. Полежаева.
Практическая значимость исследования
заключается в возможности использования результатов исследования в рамках
преподавания дисциплины «Литература».
Структура курсовой работы обусловлена
задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Анализ выбранной темы исследования
позволяет сделать следующие выводы:
1. Характеризуя биографию А.И. Полежаева,
отметим, что А.И. Полежаев родился в 30 августа 1804 г. в с. Покрышкино
Пензенской губернии. По данным биографов он являлся внебрачным сыном
пензенского помещика Л.Н. Струйского, а также дворовой женщины Аграфены
Федоровой. Сразу после рождения сына она была выдана замуж за мещанина г.
Саранска И. Полежаева, который стал отчимом А.И. Полежаева. Вместе с тем, поэт
не длительный период времени жил в семье. Через несколько лет после женитьбы
отчим бесследно исчез. В 1816 г. умирает мать поэта. В этой связи в августе
1816 г. он был перевезен в Москву, где впоследствии обучался в рамках
губернской гимназии и частном пансионате).
В силу своего правового положения, то
есть незаконнорожденности, А.И. Полежаев по окончании частного пансиона, не был
принят администрацией университета на обучение. Поэтому в сентябре 1820 г. он
был принят в качестве вольнослушателя словесного отделения Московского
университета. За время обучения А.И. Полежаев находился в дружеских отношениях
с представителями либерально-демократического разночинного студенчества. В 1827
г. он стал членом тайного революционного кружка братьев Критских, по делу
которых впоследствии и привлекался А.И. Полежаев. Развитие оппозиционных
настроений будущего поэта было обусловлено и финансовой нуждой. Семья Струйских
практически не финансировала обучение и жизнь А.И. Полежаева после смерти его
отца, в этой связи ему приходилось постоянно прерывать обучение.
2. Характеризуя литературное
творчество А.И. Полежаева, отметим, что впервые упоминания о поэтических опытах
А.И. Полежаева были сформированы в 1826 г. Однако, они были в большей степени
связаны с анонсирование изданий, в которых были напечатаны литературные
произведения молодого поэта. Только в 1833 г. после выхода в печать трех
сборников литературного творчества А.И. Полежаева, критики заговорили о нем как
о поэте, выделили его литературное творчество из общего потока текущей
литературы, А.И. Полежаеву как поэту прочили большое литературное будущее.
Критики и исследователи, которые оценивали литературное творчество А.И.
Полежаева, единодушно отмечали талант поэта, выделяя его на фоне всей
эпигонской литературы 1830 гг., а также уровень свежести его поэтического
восприятия общественных событий.
Вместе с тем, исследователи отмечали и некоторые
недостатки творчества А.И. Полежаева. Подчеркивалось, что в его творчестве
присутствует некоторая небрежность в написании стихов, присутствуют элементы
тривиальности и пошлости, по их мнению, были присущи автору ввиду его условий
жизни и деятельности. Достаточно сдержано были проанализированы и оценены
стихотворные повести, а также сатирические и заказные стихи, написанные А.И.
Полежаева. Однако, литературное творчество А.И. Полежаева отдельно взятыми критиками
было своеобразно, они характеризовали творчество А.И. Полежаева как
послепушкинскую литературную волну.
3. Обозначая влияние русской
литературе на наличие элементов бунтарства и трагедийности в рамках творчества
А.И. Полежаева, отметим, что на литературное творчество А.И. Полежаева оказали
влияние творчество, принадлежавшее М.В. Ломоносову, Г.Р. Державину, А.Н.
Радищеву. Так, в частности, влияние творчества М.В. Ломоносова выразилось в
ориентации А.И. Полежаева на классическую поэтику военной героики, в также на
представителей философско-религиозной лирики. Воздействие поэзии Р.Г. Державина
на А.И. Полежаева было более многогранно и многопланово. Оно, в частности,
детально прослеживается в рамках линии философско-теологических размышлений в
произведениях: «Гений», «Провидение», «Восторг — дух божий», «Водопад»,
«Красное яйцо»). Наблюдаются также некоторые лирические самоизлияния («Раскаяние;»),
отчасти просветительства («Имапкозел»). Несомненно, обращает на себя
пристальное внимание и привлечение А.И. Полежаевым обширных цитат их
произведений Р.Г. Державина. Они используются для формирования иронии, а также
привнесения в свое литературное творчество элемента литературной шутки
(например, в рамках поэмы «Сашка»).
Имеется и связь литературного творчества А.И.
Полежаева и литературного творчества А.И. Радищева. Имеются некоторые идейные
взаимосвязи, которые основы на некотором пересечении их судеб, а также
наблюдаются многочисленные пересечения художественного плана, которые
выделяются на уровне форм. Исследователями подчеркивается, что А.И. Полежаева в
литературном творчестве А.И. Радищева привлекали следующие черты: верность
своим идеалам и представлениям, некоторая лирическая исповедь в рамках
произведений («К друзьям»), свободолюбие («Арестант»), вызов угнетателям
(«Цепи», «Четыре нации»). В ряде произведений, в частности, в произведении «Видение
Брута», наблюдается неподдельный интерес к античной проблематике, как
приоритетному способу отражения политических вопросов и проблем современности.
Фрагмент текста работы:
1. ХАРАКТЕРИСТИКА БУНТАРСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. ПОЛЕЖАЕВА 1.1. Биография А.И. Полежаева Характеризуя биографию А.И. Полежаева,
отметим, что А.И. Полежаев родился в 30 августа 1804 г. в с. Покрышкино
Пензенской губернии[1]. По
данным биографов он являлся внебрачным сыном пензенского помещика Л.Н.
Струйского, а также дворовой женщины Аграфены Федоровой. Сразу после рождения
сына она была выдана замуж за мещанина г. Саранска И. Полежаева, который стал
отчимом А.И. Полежаева. Вместе с тем, поэт не длительный период времени жил в
семье. Через несколько лет после женитьбы отчим бесследно исчез. В 1816 г.
умирает мать поэта. В этой связи в августе 1816 г. он был перевезен в Москву,
где впоследствии обучался в рамках губернской гимназии и частном пансионате).
В силу своего правового положения, то
есть незаконнорожденности, А.И. Полежаев по окончании частного пансиона, не был
принят администрацией университета на обучение. Поэтому в сентябре 1820 г. он
был принят в качестве вольнослушателя словесного отделения Московского
университета. За время обучения А.И. Полежаев находился в дружеских отношениях
с представителями либерально-демократического разночинного студенчества. В 1827
г. он стал членом тайного революционного кружка братьев Критских, по делу
которых впоследствии и привлекался А.И. Полежаев. Развитие оппозиционных
настроений будущего поэта было обусловлено и финансовой нуждой. Семья Струйских
практически не финансировала обучение и жизнь А.И. Полежаева после смерти его
отца, в этой связи ему приходилось постоянно прерывать обучение.
Одним из занятий А.И. Полежаева во
время обучения стало литературное творчество. Так, впервые в печати А.И.
Полежаев появился в 1826 г. в рамках журнала «Вестник Европы». В нем был
представлен стихотворный перевод легендарного кельтского барда Оссиана. Отметим,
что для стихотворного перевода А.И. Полежаева были характерны антимонархический
пафос, а также некоторые элементы политической злободневности, в связи с
наличием в нем откликом на события, произошедшие в 1825 г. В целом,
стихотворному переводу был присущ торжественно обличительный характер.
Помимо стихов и переводов стихов в
разное время в рамках «Вестника Европы» А.И. Полежаев опубликовал несколько
повестей в стихах, которые получили признание среди представителей студенческой
среды. В частности, в 1825 г. была издана поэма «Сашка», которая имела
пародийный характер и была стилизована под первую главу Евгения Онегина А.С.
Пушкина («Мой дядя человек сердитый…»). Поэма была наполнена дерзким юмором,
остроумными и достаточно едкими характеристиками как выдающихся лиц и
происходящих в стране общественных явлений. Также в рамках произведения
наблюдались выпады сатирического характера против университетов, иных
институтов и представителей самодержавия, в которых главный герой является
студентом-повесой, плебеем, а также наблюдательным человеком, который выступает
против проявлений ханжества религиозной и светской морали, а также проявлений
лицемерного социума. Это подтверждается следующими строками из произведения:
«…Но ты, козлиными брадами лишь
пресловутая земля,
Умы гнетущая цепями, Отчизна глупая
моя!
Когда тебе настанет время очнуться в
дикости своей,
Когда с себя ты свергнешь бремя своих
презренных палачей?..».
В 1826 г. поэма «Сашка» была представлена императору
Николаю I. Автор читал поэму императору вслух. 28 июля 1826 г.
А.И. Полежаев по приказу императора был отдан в солдаты. А.И. Полежаев служил в
Бутырском пехотном полку в Москве. Впоследствии по делу кружка братьев критских
он был отправлен в подземный каземат при Спасских казармах. Также А.И. Полежаев
принимал участие в военных действиях на территории Северного Кавказа, в районе
крепости Грозная, а также в 1829-1833 г. участвовал в военных действиях на
территории современного Дагестана и Чечни. В октябре 1831 г. А.И. Полежаев за
мужество, проявленное в бою, был представлен к производству в офицеры. Вместе с
тем, указанные события выступили в качестве биографического фона нового этапа
литературного творчества А.И. Полежаева. Оно было напитано скорбью
изгнанничества и отверженности со стороны общества. Также в литературном
творчестве А.И. Полежаева присутствуют элементы религиозной медиативности и
мятежности. Они явно проявились в следующих произведениях: «Песнь пленного
Ирокезца», «Арестант», «Духи зла». Ряду литературных произведений А.И.
Полежаева присущи сатирико-инвективные аспекты. К ним стоит отнести «Четыре нации»,
«Послание другу А.П. Лозовскому». [1] Васильев Н.Л. А. И. Полежаев в творчестве Н. П.
Огарева // Н. П. Огарев: Проблемы творчества. cборник научных трудов.
редколлегия: Н. Л. Васильев, А. А. Илюшин, Н. Б. Ипполитова, Г. С. Комарова, С.
С. Конкин, В. Е. Соколова, А. В. Сыркина. Саранск: 2019. С. 93.