Курсовая с практикой на тему Бухгалтерский учет и анализ расчетов с дебиторами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Сущность, виды дебиторской задолженности организации 7
1.2. Методика учета дебиторской задолженности организации 13
1.3. Методика анализа расчетов с дебиторами организации 18
2. СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МУРМАНСКАВТОТРАНС» 23
2.1. Общая характеристика организации 23
2.2. Анализ системы учета и контроля дебиторской задолженности организации 26
2.3. Оценка эффективности управления дебиторской задолженностью организации 32
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ В ПУБЛИЧНОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «МУРМАНСКАВТОТРАНС» 37
3.1 Проблемы в учете и анализе расчетов с дебиторами на предприятии 37
3.2 Мероприятия по совершенствованию снижения дебиторской задолженности организации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Введение:
Для организации очень важно не допустить необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов, избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска, вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты и своевременно принимать меры по истребованию просроченной задолженности. В то же время нужно очень внимательно относиться к расчетам с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами, что говорит об актуальности этой темы.
Дебиторская задолженность естественное явление для существующей в России системы расчетов между организациими. Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне — и долгосрочной перспективе.
Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние организации.
Состояние дебиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации
Оценка дебиторской задолженности является обязательной процедурой при оценке бизнеса в различных целях, а так же предметом отдельной оценки как самостоятельного актива для определенных целей.
Актуальность темы курсовой работы, касающейся дебиторской задолженности объясняется тем, что в современных условиях платежного кризиса на предприятии из-за хронических неплатежей, которые напрямую зависят от платежной дисциплины и их взаимоотношений с кредиторами, необходим аккуратный учет расчетов, который позволит рационально использовать финансовые ресурсы предприятий и национальной экономики в целом.
Объектом исследования работы становится Публичное акционерное общество «Мурманскавтотранс».
Предметом исследования выступает дебиторская задолженность организации Публичное акционерное общество «Мурманскавтотранс».
Целью курсовой работы является совершенствование системы учета расчетов с дебиторами.
Исходя из цели, курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы учета и анализа расчетов с дебиторами организации.
2. Охарактеризовать методику анализа дебиторской задолженности компании.
3. Провести анализ системы учета и контроля дебиторской задолженности на предприятии.
4. Выделить проблемы и разработать мероприятия по совершенствованию снижения дебиторской задолженности организации.
Теоретической и методической базой исследования явились законодательные и нормативные правовые акты РФ, учебно-методическая и учебно-практическая литература, публикации в профессиональных изданиях для бухгалтеров и аудиторов по вопросам, относящимся к области исследования темы курсовой работы.
Практической базой выполнения курсовой работы послужила деятельность организации Публичное акционерное общество «Мурманскавтотранс», зарегистрированного в качестве юридического лица в г. Мурманск.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что основные теоретические выводы и предложения курсовой работы по (Бухгалтерский учет и анализ расчетов с дебиторами) деятельности организации Публичное акционерное общество «Мурманскавтотранс» доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы в его повседневной деятельности.
Основы организации бухгалтерского учет и анализа расчетов с дебиторами в организации рассматривается многими авторами: Абдрахманова Д. М., Егорова М. С., Н.П. Абаева, Г.И. Искакова, О.А. Алексеева, А.А. Науменко, Буздалина О.Б, В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев и др. Авторы достаточно полно и качественно отражают вопросы исследуемой темы курсовой работы, что говорит о высокой степени значимости данного исследования как теоретической, так и практической для создания информационной базы по данной проблематике.
Структура курсовой работы включает в себя три главы. Первая глава содержит теоретические основы учета и анализа расчетов с дебиторами организации. Вторая – система учета и контроля дебиторской задолженности на предприятии ПАО «Мурманскавтотранс» Третья – совершенствование системы учета расчетов с дебиторами в Публичном акционерном обществе «Мурманскавтотранс». В заключении подведены итоги и сделаны выводы по проблеме исследования.
Заключение:
Управление дебиторской задолженностью организации предполагает поддержание ее оптимальной величины с учетом «качества» дебиторской задолженности. Это достигается за счет:
• преддоговорной работы, когда будущий дебитор тщательно проверяется на предмет его платежеспособности;
• юридического сопровождения заключения договоров и их исполнения;
• полного и своевременного учета дебиторской задолженности организации;
• контроля величины, состава и структуры дебиторской задолженности;
• претензионной работы с дебиторами.
На этапе заключения договора с будущим дебитором организация может предусмотреть в договоре различного рода санкции за нарушение сроков оплаты (например, штрафы за неуплату и проценты за просрочку). Это будет дополнительным стимулом для должника не затягивать с оплатой долгов.
Текущий контроль дебиторской задолженности предполагает, к примеру, что на основе составленных графиков погашения дебиторской задолженности производится ежедневный мониторинг своевременности оплаты долгов. Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности немаловажную роль играет мотивация сотрудников. Система оплаты труда в организации может предусматривать выплату дополнительного вознаграждения работникам, которые эффективно работают с должниками и договариваются об оплате «зависших» долгов.
В вопросах управления дебиторской задолженности важны расчет и анализ основных показателей, характеризующих состав, структуру и состояние дебиторской задолженности. К примеру, может рассчитывается и анализироваться в динамике коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Снижение показателя может быть дополнительным сигналом к тому, что эффективность работы с дебиторами нужно повысить.
Вопросами управления дебиторской задолженности в организации занимаются различные подразделения. В зависимости от масштабов организации и специфики ее деятельности это могут быть договорной или юридический отдел, бухгалтерия или отдел продаж. Как правило, эффективный процесс управления дебиторской задолженностью обеспечивается за счет слаженного взаимодействия всех подразделений организации, которые в той или иной степени работают с дебиторами.
Управление дебиторской задолженностью предполагает в числе прочего реструктуризацию долгов. Она может предусматривать, к примеру, предоставление скидок при быстром погашении дебиторской задолженности, прощение части долга при условии быстрой оплаты оставшегося долга или уступку дебиторской задолженности другим организациям.
В организации также должна быть поставлена претензионная работа в отношении тех должников, которые просрочили оплату, и когда единственный путь погашения задолженности – взыскание дебиторской задолженности.
Напомним, что бухгалтерия в вопросах управления дебиторской задолженности играет немаловажную роль. Именно благодаря ей в отчетности будет представлена реальная величина дебиторской задолженности. Ведь по сомнительной задолженности в бухучете должен создаваться соответствующий резерв, а безнадежные долги и вовсе подлежат списанию с баланса. Поэтому нереальная к получению дебиторская задолженность в балансе показана не будет, а величина сомнительных долгов будет скорректирована. А, значит, на основе отчетности пользователь, как правило, сможет сделать обоснованные выводы о реальной величине дебиторской задолженности организации и качестве работы с ней.
Публичное акционерное общество «Мурманскавтотранс» (далее, ПАО «Мурманскавтотранс») — крупнейший пассажирский перевозчик в Мурманской области.
Бухгалтерский учет в ПАО «Мурманскавтотранс» ведется в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Законом «О бухгалтерском учете» и «Положением о ведении учета и отчетности в РФ», Планом счетов бухгалтерского учета и положениями, регулирующими порядок учета различных объектов.
Бухгалтерский учет организации представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движении путем непрерывного, сплошного и документального учета всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями и на основании действующего законодательства РФ.
Организацией разработан и используется рабочий план счетов, составленный на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета РФ и содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
Расчеты с разными дебиторами на предприятии осуществляются постоянно, носят массовый характер, следовательно, правильный их учет оказывает большое влияние на достоверность бухгалтерского учета в целом.
У организации ПАО «Мурманскавтотранс» присутствует краткосрочная задолженность.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом величина краткосрочной дебиторской задолженности повысилась на 36994 тыс. руб., в том числе расчеты с покупателями и заказчиками повышалась на 26961 тыс. руб. или на 194,3% , расчеты с поставщиками и подрядчиками повысились на 9140 тыс. руб.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом величина краткосрочной дебиторской задолженности понизилась на 21680 тыс. руб. или 23 %, в том числе задолженность от покупателей и заказчиков — на 25162 тыс. руб. или 61 %, сумма прочей дебиторской задолженности повысилась — на 2842 тыс. руб. или на 184%.
Для устранения проблем дебиторской задолженности исследуемого организации необходимо провести следующие мероприятия:
— проведение претензионной работы с покупателями и заказчиками за просрочку платежей;
— принятие мер по увеличению уровня оплаты денежными средствами путем использования прибыльного портфеля заказов;
— введение в практику взаимоотношений с неплательщиками возможности индексации просроченных платежей с целью обеспечения защиты денежных средств от инфляции и повышения заинтересованности покупателей и заказчиков в своевременных расчетах;
— разработка технических мероприятий, обеспечивающих возможность индивидуального воздействия на потребителя в зависимости от его платежеспособности (отказ от заказов неплатежеспособным покупателям);
— разработка и реализация мероприятий, связанных с поиском дешевых источников оборудования путем установления связей с промышленными производствами;
— проведение мероприятий по обеспечению бесперебойной деятельности организации путем улучшения материально-технического снабжения;
— увеличение количества машин для повышения объема грузооборота исследуемой организации;
— увеличение оборачиваемости оборотных средств и его отдельных элементов за счёт сокращения нахождения их в сумме отвлечённой дебиторской задолженности;
— уменьшение кредиторской задолженности путем реструктуризации налогов.
После выполнения представленных расчётов необходимо составить прогнозный баланс включая активы и пассивы и провести оценку изменения финансового состояния.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность, виды дебиторской задолженности организации
Редкое предприятие может похвастаться отсутствием дебиторской задолженности. Это обусловлено производственной необходимостью и особенностями конкурентной среды. Покупателю выгодно приобретать товар или услуги в рассрочку, а продавцу интересно расширять свою клиентскую базу посредством предложения лучших условий. В результате возникает ситуация когда товары уже отгружены, а оплата за них еще не получена [5, С. 120-121].
Также дебиторскую задолженность увеличивают суммы авансовых платежей, перечисленных поставщикам в качестве предоплаты. Сюда же относят излишне уплаченные суммы в налоговые органы и страховые взносы во внебюджетные фонды. Если говорить простыми словами, то любая предоплата или отпуск товара в долг образует дебиторскую задолженность.
Отдельной строкой отражаются расчеты с персоналом организации. Это может быть как переплата по зарплате, так и выданные под отчет суммы. Последние будут отражаться в качестве долга до предоставления сотрудником авансового отчета с указанием приобретенных товаров и документов, подтверждающих факт расходов.
Ввиду многогранности экономической природы дебиторской задолженности у отечественных и зарубежных ученых-экономистов существуют разные подходы к терминологии.
Горбулин В.Д. и Фокина О.Н. под дебиторской задолженностью рассматривают сумму долгов, причитающуюся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними [2, С. 10]. В основе данного утверждения заложено балансовое уравнение, т. е. отражение хозяйственной операции по дебету и кредиту разных счетов в одинаковой сумме. Таким образом, наблюдается система двойной записи, и организация соответственно выступает как в роли дебитора, так и в роли кредитора.
Семенова И.М. и Ивашкевич В.Б. под дебиторской задолженностью рассматривают сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных операций между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами [4, С. 18]. Крейнина М.Н. и Пятов М.Л., как и ряд других авторов, определяют дебиторскую задолженность как сумму долгов за приобретенные товары, работы или услуги покупателями [5, С. 25; 9, С. 210].
Есть и другой подход. Дебиторская задолженность рассматривается как правовая категория, т.е. обязательство, где субъектом выступают кредитор и должник, объектом служит действие обязанного лица, выраженное в форме прав требований (дебиторской задолженности) и соответствующих обязанностей — долга (ст. 307 ГК РФ). Исходя из сказанного выше, право на получение дебиторской задолженности — имущественное право, а дебиторская задолженность — часть имущества организации. Данного подхода придерживаются Лапуста М.Г. и Скамай Л.Г. [6, c. 283].
В процессе хозяйственной деятельности фирма может выступать одновременно и дебитором, и кредитором. Сумма долгов организации, а также долги ее контрагентов — основные финансовые показатели, характеризующие способность хозяйствующего субъекта [7, С. 141-142]:
‒ грамотно распоряжаться собственными средствами;
‒ своевременно расплачиваться по своим обязательствам;
‒ обеспечивать текущую и инвестиционную деятельность компании путем соблюдения структурных соотношений между суммами дебиторской и кредиторской задолженности;
‒ поддерживать оптимальный объем оборотных денежных средств посредством грамотной работы с дебиторами;
‒ использовать заемные средства без ущерба для текущей деятельности, развития, расширения, модернизации, переоснащения, внедрения новых технологий и т. д.
Отслеживать изменение уровня задолженности фирмы, оценивать ее и анализировать важно для любой компании вне зависимости от специфики и масштабов деятельности. Подробнее о целях и задачах такого анализа расскажем далее.
Необходимо понимать, что пользоваться терминами «дебиторская задолженность» необходимо правильно. Если вы напишете покупателю претензию следующего содержания: «Просим оплатить дебиторскую задолженность по договору поставки», ваш контрагент не поймет сущность просьбы, т. к. задолженность перед вашей компанией у него числится как кредиторская задолженность [8, С. 116-117].
При оформлении юридически значимых документов не обозначайте задолженность как кредиторскую или дебиторскую, используйте понятия, определенные в договоре.
Дебиторская задолженность – это финансовые и товарные активы компании, работающие на контрагента в результате сделки, договора и т.п. В роли контрагента могут выступать покупатели, подрядчики и другие подотчетные лица. Дебиторская задолженность относится к имуществу компании (ее активам) и подлежит инвентаризации независимо от срока погашения [9, С. 120].
Для эффективного анализа, учета и управления дебиторской задолженностью необходимо правильно ее классифицировать и, в соответствии с этим, принять меры по предотвращению возникновения дебиторской задолженности и минимизации ее сумм.
Критерии разделения дебиторской задолженности на виды [15, С. 165]:
1. В зависимости от сроков погашения суммы долга дебиторская задолженность делится на:
• Текущую или краткосрочную задолженность — сюда относятся долги, которые должны быть погашены в течение финансового года;
• Долгосрочную задолженность – к ней относятся выплаты, ожидаемые не ранее чем через год.
2. В зависимости от объекта возникновении задолженности:
Дебиторская задолженность за товары, услуги, работы (включая не оплаченные в установленные договором сроки);
Дебиторская задолженность по векселям полученным;
Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
Дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;
Прочая дебиторская задолженность (например, долги филиалов, дочерних фирм, зависимых компаний, долги по взносам в уставной капитал и т.д.).
3. В зависимости от поступления оплаты:
— Нормальную — окончательный срок возврата долга, что ранее был указан в договоре, еще не наступил.
— Просроченную — задолженность не была погашена в установленные сроки.
В частности просроченная задолженность дебиторов делится на сомнительную и безнадежную (нереальную к взысканию) дебиторскую задолженность.
Сомнительная дебиторская задолженность — задолженность перед налогоплательщиком, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Безнадежная дебиторская задолженность возникает, когда срок давности сомнительной уже истек и долг является нереальным к взысканию [16, С. 202]:
• Истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
• Прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает: стихийными бедствиями, особыми природными, социальными, политическими и иными условиями (ст. 416 ГК РФ);
• Прекращение обязательства на основании акта государственного органа, в результате чего исполнение обязательства становится невозможным (ст. 417 ГК РФ);
• Ликвидация юридического лица (должника), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ);
• Смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
В зависимости от вида дебиторской задолженности существует несколько вариантов «борьбы» с дебиторской задолженностью, которые несут определенные последствия и издержки для организации.
Начинать необходимо с оценки платежеспособности, правильного выбора формы и оплаты поставки, определения предельно допустимой величины дебиторской задолженности. Для того чтобы не допускать существенных просрочек платежей, необходимо обладать достоверной информацией об их существовании. Поэтому дебиторскую задолженность необходимо тщательно отслеживать.
Контролировать дебиторскую задолженность можно начинать уже тогда, когда вы только собираетесь заключать договор с какой-либо фирмой: условие предоплаты, обеспечения в виде залога, поручительства, банковской гарантии, встречной (кредиторская) задолженность, использование аккредитива и др. [17, С. 217]
При возникновении просроченной дебиторской задолженности основным вариантом «борьбы» является обращение в суд, с проведением предварительного досудебного урегулирования вопроса с организацией-должником путем переговоров, переписки, письменной претензии. Если и после такого мер должник не возвращает долг, то можно начинать подготовку документов к суду. При этом нужно убедиться, что срок исковой давности (3 года) не просрочен. [18, С. 116]
Если же дебиторская задолженность признается безнадежной, и подтверждена документально, тогда она может быть уменьшить расходы по налогу на прибыль. [19, С. 125]
Осуществлять борьбу с дебиторской задолженностью можно не только в судебном, но еще и в страховом порядке, в порядке уступки права требования (цессии), в порядке перевода долга, в порядке договора-поручения об истребовании долгов.
Обеспечение грамотного управления дебиторской задолженностью – не простая задача. Она должна не только контролировать стабильность возвратов сумм дебиторской задолженности, правильность составления договоров и состояние дебиторов, но при этом так же стимулировать расширение объемов производства.
Состояние дебиторской задолженности оказывает сильное влияние на финансовое состояние фирмы и ее контрагентов. Именно по этой причине необходимо уделять этому виду оборотного актива особое внимание.
Задолженность делится на 2 большие группы: нормальную и просроченную.
К первой категории относят [20, С. 145-146]:
— Отгруженные товары или оказанные услуги, расчеты по которым произойдут через некоторое время согласно договору.
— Денежные средства, выданные сотрудникам на текущие хозяйственные расходы.
— Авансовые платежи поставщикам и подрядчикам.
Просроченная дебиторская задолженность включает в себя:
Долги за выполненные работы и поставленные товары, не оплаченные в установленное договором время.
Суммы на руках у сотрудников, срок предоставления авансового отчета по которым истек.
Просроченная задолженность, в свою очередь, бывает сомнительной и безнадежной. В эти две категории редко попадают подотчетные лица, поскольку их долги легко закрыть путем удержания растраченных средств из зарплаты. Поэтому основная доля просроченной задолженности приходится на расчеты с контрагентами.
Не обеспеченные залогом или поручительством сделки, срок оплаты по которым истек, формируют структуру сомнительной дебиторской задолженности. Если компания в течение трех лет не сумела вернуть свои средства, то сомнительный долг переходит в статус безнадежного и списывается в убыток.
Таким образом, дебиторская задолженность представляет сумму долговых обязательств, которые причитаются организации со стороны должников. В их роли выступают различные дебиторы – клиенты, партнеры, поставщики, заемщики, государство.