Курсовая с практикой на тему Борьба с коррупцией : роль и значение права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррупции в Российской Федерации: сущность, причины и последствия 6
1.1. Исторический аспект феномена коррупции 6
1.2.Сущность, виды и показатели коррупции в Российской Федерации 9
Глава 2. Актуальные проблемы и пути противодействия коррупции в современной России 19
2.1. Понятие, проблемы и задачи антикоррупционной политики в государственном управлении 19
2.2. Современная антикоррупционная политика: пути совершенствования 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
Введение:
Коррупция является одним из самых древних явлений, т.к. разрастаться оно стало с появлением у человека различных материальных благ. С развитием времён сменялись исторические эпохи, менялась власть, но такое явление как коррупция существовало на протяжении всех периодов развития любого государства, в том числе и России. Борьба с коррупцией в России продолжалась и продолжается на протяжении долгих лет. Современная коррупция приобрела многообразие форм и видов, в связи с чем ей все проще оказывать негативное воздействие на протекающие общественные процессы. Противодействие коррупционным правонарушениям на протяжении достаточно долгого времени остается актуальным направлением политики не только российского государства .
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» характеризует понятие коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Отрицательная динамика в борьбе с коррупцией прослеживается в статистических данных. Так, за последние три года согласно Индексу восприятия коррупции неправительственной организации, Transparency International Российская Федерация поднялась со 135 на 138 место из 180 государств в рейтинге восприятия коррупции, в котором увеличения места в рейтинге отражает усиление коррупциогенных проявлений .
В целом по стране на 9,8 % (с 3 188 до 3 499) возросло число деяний, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки), на 15 % (с 2 272 до 2 612) увеличилось число преступлений, предусмотренных статьей 291 УК РФ (дача взятки), на 20,9 % (с 810 до 979) возросло число деяний, предусмотренных статьей 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), в том числе поэтому выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной .
Коррупция является серьёзным препятствием для устойчивого экономического и социального развития, как на международном, так и национальном уровне. Несмотря на принимаемые в России меры, борьба с коррупцией, остается актуальной на всех уровнях власти и управления . В субъектах Российской Федерации в настоящее время разрабатываются и принимаются планы и программы противодействия коррупции. Использование антикоррупционных программ на региональном уровне позволяет внедрить комплексные подходы в работе по противодействию коррупции, направленном, прежде всего на выявление её причин и условий, на основе проведения мониторинга5. Ежегодный мониторинг эффективности мероприятий по противодействию коррупции позволяет актуализировать необходимость тех или иных мероприятий плана противодействия коррупции. С использованием программ противодействия коррупции появилась возможность апробации качественно новых средств, в борьбе с коррупционными проявлениями.
Предметом в данной работе является взаимодействие государства и бизнес-сообщества в борьбе против коррупции.
Объектом является противодействие коррупции в органах государственной власти и бизнеса.
Целью данной курсовой работы является теоретическое осмысление и исследование процесса коррупции как негативного социального явления, его природы и форм проявления, а также анализ взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в вопросах противодействия коррупции.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты исследования и нормативно-правовые основы коррупционных проявлений и антикоррупционной политики;
– проанализировать основные причины появления и развития коррупции в Российской Федерации;
– дать оценку коррупционным рискам;
– выявить роль государственных органов, гражданского общества и бизнес-сообщества в сфере противодействия коррупции.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-юристов, специалистов в области теории государства и права, уголовного права, административного права, а именно: Л.Д. Гаухмана, А.Ф, Галузина, А.А. Гогина, В.Г. Гриб, Н.Г. Деменкова, Н.Н. Вопленко, А.В. Малько, А.В. Миротина, В.Г. Клейнер, Д.А. Липинского, Е.В. Охотского, П.Н. Панченко, Я.М. Развина, С.Е. Чанова, Е.В. Черепанова.
В качестве эмпирической базы выступили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты.
В работе были использованы такие методы исследования, как анализ, дедукция, сравнение.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в различных коммерческих организациях, что будет способствовать снижению уровня коррупции в бизнес-сообществе, улучшению бизнес-климата и повышению инвестиционной привлекательности, а также как ознакомительный материал в высших учебных заведениях.
Структура работы представляет собой введение, 2 главы с параграфами, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Коррупция является многоуровневым, системным исторически сложившимся многоаспектным социальным явлением, органически интегрирующем в себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и политическую составляющие. Она проникает во все сферы жизнедеятельности общества и затрагивает интересы всех его элементов: граждан, бизнеса, государства в целом. Данное явление поражает экономику и политику, социальную и культурную сферы, образуя раскол в обществе и подрывая стабильность и суверенитет государства.
Проведенное исследование показало, что существует множество причин, которые способствую распространению коррупции в России. К ним стоит отнести несовершенство законодательства, сниженный уровень ответственности в случае выявления коррупционных правонарушений. Взаимодействие государственных органов власти и бизнес-сообщества. Нередким является ситуация, когда лицо, находящееся на государственной службе, имеет бизнес-интерес, связанный с данной должностью. Решением данной проблемы видится в запрете занимать государственные должности лицам, чьи родственники являются владельцами крупного бизнеса. Также важно поставить под запрет возможность участия работника законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний или компаний, в которых есть какое-либо участие государства.
На шестой сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции состоялась конференция «Практика взаимодействия государства и бизнеса в противодействии коррупции» . В рамках данной конференции были выделены ряд методов, которые бы способствовали снижению уровня коррупции в сфере бизнеса – улучшение регуляторной бизнес-среды, снижение налоговой нагрузки, снижение роли государства в тех сферах, где присутствие не является необходимым, разработка механизмов, которые бы способствовали сотрудничеству малого и среднего бизнеса с крупными компаниями.
Безусловно, бизнес-сообщества в Российской Федерации сталкиваются со значительным количеством проблем, связанных с успешным и прибыльным ведением бизнеса. Огромное влияние на состояние бизнеса оказывает не только внешняя среда (экономика, законодательство, политическая обстановка). Но и личные качества, которыми обладает бизнесмен. Ведь и от личных качеств, в том числе во многом зависит ведение бизнеса.
Президент России В.В. Путин отметил, что на данном этапе происходит эффективная борьба с коррупцией, но в основном жесткими репрессивными мерами. Для того, чтобы такая борьба была более эффективной, по мнению Президента, необходимо создание такого морально-психологического климата в государстве, при котором коррупция будет исключением, а не нормой жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы коррупции в Российской Федерации: сущность, причины и последствия
1.1. Исторический аспект феномена коррупции
Коррупция представляет собой достаточно древнее явление, которое уходит в глубокое прошлое. Злоупотребление полномочиями чиновников, хищения государственных средств происходит еще с появления первых государств.
Такое явление как коррупция проявлялась и в древнем Египте, Римской Империи и Древнем Китае. Коррупция проявлялась в то время в форме казнокрадства или мздоимства (взяточничества). Еще в Моисеевом законодательстве было предусмотрено наказание за взяточничество.
В трудах Геродота описывается наказание за казнокрадство. Так, царь Персии Камбиз обнаружил подкуп одного из судей. Казнил его и в качестве примера другим, приказал другим казнокрадам покрыть судейское кресло кожей, снятой со взяточника.
Причины коррупции искали многие мыслители всех времен. Так, китайский философ и реформатор Ван Аньши (Ван Цзефу, Ван Баньшань), труды которого были посвящены коррупции, в качестве основного источника коррупции называл «плохие законы и плохие люди». Его методы борьбы с коррупцией включала в себя концепцию легизма, то есть опору на законы, а также применение жестких мер к нарушителям. («суровые наказания даже за малые нарушения») .
В России разница между оплатой за труд и взяткой всегда имела достаточно условные границы. Еще в IX – X веках был широко распространен институт «кормления», когда князья посылали своих представителей в провинцию. Воеводы или наместники руководили провинцией без какого-либо вознаграждения. Но не запрещалось обогащение за счет должностных полномочий.
К сожалению, в дальнейшем такая практика привела к тому, что мздоимство широко распространилось среди чиновников России.
В летописях Древней Руси XIII – XIV веков существуют упоминания коррупции в термине «посула», то есть вознаграждения, полученного незаконно.
При царе Иване IV Грозном «мздоимство» среди чиновников и бояр стало носить повсеместный характер. Поэтому Иван Грозный в 1561 году ввел «Судную грамоту». Согласно данному документу за получение взятки чиновниками суда или местного земского управления грозила смертная казнь. Именно во времена правления Ивана Грозного система «кормлений» была отменена. «Кормления» были заменены содержанием, которое было положено должностным лицам, состоящим на службе .
Существовавшие условия, к которым можно отнести Централизованную административную иерархию, жесткий контроль над всеми сферами и существующая незащищенность «низших сословий» порождала практику подношений, что способствовало тому, что чиновники занимались поборами. Не стоит говорить, что верховная власть была безучастна к происходящим в государстве поборам. Стоит отметить, что на протяжении многих веков, имея разную по своему роду интенсивность, в государстве продолжалась борьба со взяточничеством.
Уже начиная с правления Петра I был введен Воинский устав, согласно которому взяточничество рассматривалось с трех сторон: простое получение взятки; нарушение служебного долга ввиду получения взятки; совершение преступления за взятку .
Князь Меншиков брал взятки и обворовывал целые города, но его так и не казнили.
Можно предположить, что взяточничество на государственной службе в то время было связано, прежде всего, с недостаточным материальным обеспечением, а также недостаточным денежным стимулированием службы должностных лиц.
Победить проблему взяточничества без установления достойного материального обеспечения, даже, учитывая ужесточение карательных мер (уголовное наказание, смертная казнь), не представлялось возможным.
После смерти Петра I коррупция расцветала. Коррупция стала настолько всеобъемлющей, что чиновники использовали в качестве финансовой поддержки помощь, которую оказывали другие страны. Но только служащих государственной службы обвинять в этом не следует. Ведь в Российской Империи веками существовало крепостное право, согласно которому своего рода подношения хозяину считались нормой, вошли прочно в менталитет российского народа. «Традиция подарков» перенеслась и во взаимоотношения граждан и государственной власти. Люди приносили различного рода подношения и рассматривали их исключительно как подарок, а не как взятку должностному лицу. Тем самым все больше развращали чиновников .
В 1884 году Александр III ввел «Правила о совмещении государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах», согласно которому совмещение государственной службы и предпринимательской деятельности становилось невозможным. (формально).
За время правления Романовых коррупция представляла собой одну из приоритетных статей доходов сановников и мелких служащих. Так, например, канцлер Бестужев-Рюмин получал жалование за службу Российской Империи в размере 7 тысяч рублей в год, а также 12 тысяч рублей в год от Британской империи в качестве «агента влияния»,
Уже к XX веку коррупция охватила не только государственных служащих, но и была среди всех офицеров высших чинов. Хотя жажда наживы была им несвойственна, ранее пропагандировалась доблесть, достоинство и честь. Доверие было подорвано, что привело к ряду государственных измен.
Во время революции 1917 года на первый взгляд могло показаться, что коррупция была искоренена, но, к сожалению, она приобрела лишь новые черты. В СССР был постоянный дефицит продуктов, оборудования, не было возможности купить жилье и многое другое. Поэтому та часть населения, которая находилась на каких-либо постах, считало достаточно обычными отпускать дефицитные товары, оборудование, назначать на должности и скрывать различного рода махинации .