Курсовая с практикой на тему Бодрящая гимнастика и её использование в работе с детьми дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
§1. ЗНАЧЕНИЕ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ 6
§2. ВИДЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 16
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время для специалистов по работе с детьми дошкольного возраста актуальной задачей является оздоровительная работа, что связано с тревожной тенденцией ухудшения физического и психического здоровья прежде всего детей, в том числе и дошкольников. Многие дети этого возраста приходят в учреждение дошкольного образования со слабым иммунитетом. Они в большей степени подвержены частым респираторным заболеваниям, сопровождающимися продолжительным кашлем и насморком, как правило имеют слабую мускулатуру и не очень развиты физически.
Педагоги, родители и медицинские работники очень часто отмечают несоответствие нормам в развитии детей дошкольного возраста, различные отклонения в физическом и психическом развитии, болезненные изменения в виде отставания или задержки развития, что в дальнейшем приводит к низкому уровню готовности детей к обучению в школе, или, как сейчас называют: «школьной зрелости».
Согласно ФГОС ДО «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности». [1]
В связи с этим в последнее время приобретает актуальность меры для исправления негативной тенденции, на основе старых, забытых методик оздоровления дошкольников, разрабатываются новые инновационные оздоровительные методики, адаптированные к современным реалиям современной жизни, которые затем апробируются на практике. Для создания современных оздоровительных методик требуются совместные действия специалистов различных областей, но главными организаторами реализаторами данных проектов становятся педагоги по работе с детьми дошкольного возраста.
Оздоровительная работа по укреплению физического и психического здоровья детей включает в себя комплекс мер по развитию физических качеств у дошкольников таких как физкультурные и гимнастические занятия, подвижные игры, прогулки, физкультминутка и другие.
Бодрящая гимнастика является неотъемлемой формой физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста, которая в последнее время была не заслужено забыта. Потенциал бодрящей гимнастики для укрепления здоровья ребенка не раскрыт до конца. Часто бодрящую гимнастику используют исключительно для поэтапного постепенного перехода от сна к бодрствованию, что значительно облегчает детскому организму совершить этот переход, так как роль дневного сна в физическом и психическом развитии дошкольника очень важна. Дневной отдых необходим для детей дошкольного возраста, но после него у детей расслаблен мышечный тонус, чувствуется вялость, слабость и сонливость, системы (дыхательная, нервная, сердечно- сосудистая и т.д.) и органы ребенка не подготовлены к вечерней деятельности, у них низкая работоспособность. Для быстрого и комфортного пробуждения после дневного сна с детьми проводится бодрящая гимнастика.
Бодрящая гимнастика приводит к улучшению самочувствия ребенка, к повышению умственной и физической активности и работоспособности, у детей повышается тонус нервной системы, укрепляется мышечный тонус, улучшается самочувствие.
Важнейшей задачей педагогов и работников учреждений дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, для этого в современных условиях дефицита свободного времени в режиме дня детей становится важным не только вышеописанная роль бодрящей гимнастики для комплексного перехода от сна к бодрствованию, но и ее оздоровительная функция. Для этого важна профессиональная грамотность будущих специалистов детских дошкольных учреждений.
Понимание процессов физического и психического развития детей дошкольного возраста, знание процессов роста и функции детского организма является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагогов. Воспитатели дошкольных учреждений должны знать обширный комплекс оздоровительных мероприятий, обладать огромной программой игровой двигательной методиками, в том числе и современными новейшими методам профилактики заболеваний и оздоровительной работы.
Эти проблемы поднимались в трудах таких ученых, как А.И. Быкова, Е. Г. Леви- Гориневская, Г.Н. Сперанский, И. М. Сеченов, А.Ф. Тур, М.С. Маслов и другие.
Цель курсовой работы – изучение занятий бодрящей гимнастикой и ее использование в работе и с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования – методика занятий бодрящей гимнастикой в детском саду.
Предмет исследования – физическая подготовленность детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— изучить научно- методическую и педагогическую литературу по теме исследования;
— проанализировать значение физических упражнений бодрящей гимнастики для организма дошкольника;
— охарактеризовать виды бодрящей гимнастики после дневного сна;
— изучить методику и организацию бодрящей гимнастики.
Методы исследования: анализ понятийного аппарата, изучение научно-методических источников.
Заключение:
Подводя итоги заметим, что в наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.
Сейчас гимнастика после дневного сна в детских дошкольных учреждениях– это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.
Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.
Фрагмент текста работы:
Термин гимнастика появился в Древней Греции, но широко применялась и у других народов. Упоминания о гимнастических упражнениях находим в Древнем Китае, но гимнастика как комплекс лечебных упражнений приобрела значение в Индии, где зародилась всем известная система йога. В России тоже всегда ценились физически сильные люди, но больше значение гимнастике придавали в уже более позднее время, так Петр I вводит гимнастические упражнения как обязательные занятия в армии.
С появлением детских садов и других образовательных учреждений для детей большое внимание уделяется физическому воспитанию, и гимнастике в том числе. Согласно 273- ФЗ РФ «Об образовазовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, статья 64: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.» [2] Уже в более современное время начинает уделяться внимание бодрствующей гимнастике, как комплекс упражнений, способствующих облегчению перехода детского организма от сна к бодрствованию. В последнее время разрабатывались ряд методик, которые также придавили бодрящей гимнастике оздоровительный характер. [4]
Как как при переходе от сна к бодрствованию наблюдается заторможенность центральной нервной, дыхательной, сердечно- сосудистой и других систем в течение от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от уровня утомления детского организма до сна, а также и от количества и качества самого сна, то следует отметить негативное последствия от последующих физических и умственных нагрузок для детского организма. Также в течение этого времени наблюдается снижение физической и интеллектуальной работоспособности, что в свою очередь влияет на скорость реакции.
Поэтому нужен комплекс мероприятий для устранения таких последствий от сна, как сонливость, вялость и другие, и для увеличить активность основных систем детского организма и в частности повысить тонус нервной системы для стимуляции остальных, что позволяет постепенно и в тоже время достаточно быстро активизировать умственную и физическую деятельность для подготовки детского организма к психическим и физическим нагрузкам.
Совокупность мероприятий для наилучшего результата, при котором негативные симптомы в виде сонливости, вялости, слабости ребенка исчезают, а положительный эффект в виде физическая и умственная активности, улучшенного самочувствия и настроения достигается через правильное возбуждение нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, должен содержать в своем активе задачу по профилактике простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей и повышения иммунитета детского организма.[12]
Для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей и повышения иммунитета дошкольника необходимо включение в бодрящую гимнастику после дневного сна небольшой комплекс мероприятий, имеющих закаливающий эффект и стимулирующие защитные функции организма ребенка. Такие мероприятия в сочетании с упражнениями бодрящей гимнастики наиболее эффективны. [3]
Для более быстрого перехода организма ребенка из состояния сна к состоянию бодрствования важен комплекс мероприятий, который положительно влияет на скорость перехода и облегчает процессы во время переходного состояния.
В первую очередь быстрой адаптации ребенка эффективно способствует комплекс мероприятий, которые в нервной системе активизируют процессы возбуждения. Этот комплекс включает в себя большой многообразие внешних сигналов, которые как внешне, так и через другие органы стимулируют нервную систему ребенка дошкольного возраста. Интенсивность, количество и частота этих сигналов влияет на скорость и величину возбуждения центральной нервной системы.
К стимулирующим нервную систему сигналам относятся: [6]
• звуковые сигналы, такие как музыка;
• зрительные сигналы, свет желательно солнечный;
• импульсация от различных органов организма (кожи, мышц и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом)