Курсовая с практикой на тему Бихевиористическая концепция научения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ БИХЕВИОРИЗМА 5
1.1. Сущность бихевиоризма 5
1.2. Поведение как совокупность реакций на стимулы 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ БИХЕВИОРИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ 16
2.1. Тренинговая форма работы как метод формирования поведенческих паттернов 16
2.2. Результаты тренинговой работы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Введение:
Актуальность. В настоящее время существует теория о том, что поведение – это объективное положение, обуславливающее на уровне психического устройства социальные отношения.
В частности, существуют теории о том, что поведение – это процесс вполне «обучаем», то есть, его при определенных усилиях можно привить в другом или воспитать в себе. Интересно, что такая концепция является противоположной психоанализу, где изучаются не внешние стимульные реакции, а внутренние процессы. И эта принципиальная разница обуславливает исследовательский интерес к проблеме, в частности. Перед нами ставится следующие вопросы:
— как поведение влияет на атмосферу в социальной среде?
— Как поведением можно регулировать те или иные ситуации?
В целом же можно сказать о том, что концепция бихевиорестического представления заключает в себе достаточно весомый смысл: поведение представляет собой совокупность рефлекторных реакций, которые в том числе могут являться следствием прошлого прожитого опыта.
Бихевиоризм относится к психологическому подходу, который подчеркивает научные и объективные методы исследования. Подход касается только наблюдаемого поведения «стимул-реакция» и утверждает, что все виды поведения изучаются через взаимодействие с окружающей средой.
Бихевиористское движение началось в 1913 году, когда Джон Уотсон написал статью под названием «Психология с точки зрения бихевиоризма», в которой изложен ряд базовых предположений, касающихся методологии и поведенческого анализа. Как положительное, так и отрицательное подкрепление увеличивают вероятность повторения предшествующего поведения. Напротив, наказание (как положительное, так и отрицательное) снижает вероятность повторения предшествующего поведения. Положительный указывает на применение стимула; Отрицательный указывает на удержание стимула. Поэтому обучение определяется как изменение поведения ученика.
Соответственно, проблема данного исследования заключается в том, что научение поведенческим паттернам – этот процесс неопределенный, который требует уточнения и более подробного рассмотрения.
Объект исследования: бихевиорестическая концепция.
Предмет исследования: научение поведенческим паттернам.
Цель исследования: провести тренинговую работу в направлении научения поведенческим паттернам.
Исходя из поставленной цели исследования необходимо решить ряд исследовательских задач:
— изучить сущностные особенности бихевиоризма;
— представить поведение как совокупность реакций на стимульные ощущения;
— представить суть тренинговой работы;
— представить результаты тренинговой работы.
Теоретическая база исследования. За основу нами были взяты бихевиорестические теории следующих исследователей: И.П. Павлова, Б. Скиннера, Д. Роттера, А. Бандуры.
Практическая база исследования: отделение областного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям» г. Москва.
Респонденты: 14 студентов 1 курса (18-19 лет) и 14 студентов 4 курса (21-22 года); педагог-куратор.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, основную часть, которая состоит из двух глав, заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
В ходе решения первой задачи нами была представлена сущность биохевризма. Нами было выяснено, что следует обратить внимание на то, что бихевиорестическая концепция построена на цепочке «стимул-реакция», то есть, любое действие обуславливает поведенческие стереотипы, которые формулируют реальность и пространственное окружение.
В ходе решения второй задачи было выяснено, что поведение – это реакция на субъектное воздействие извне, реакция, которая аналогичным образом воздействует на что-то своим паттерном. Поведение проецируется тем или иным действием, которое подается извне, являясь тем самым внешним стимулом. Все это в совокупности обуславливает поведенческие паттерны, являющиеся показателем сложившейся ситуации в социальном взаимодействии.
В ходе решения третьей задачи мы представили план тренинговой работы с группами студентов первого и четвертого курса, причем, вторы являлись своеобразным примером поведенческих паттернов и их применения. То есть, задача заключалась в том, чтобы адаптировать к бесконфликтному поведению студентов первого курса.
В ходе решения четвертой задачи были представлены результаты работы. В частности, было выяснено, что были закреплены определенные паттерны поведения, первокурсникам стало понятно друг о друге гораздо больше, и это понимание стало обуславливать как саморефлексию, так и другие моменты, которые касались непосредственно контроля собственных слов и действий по отношению к другому человеку. Таким образом можно избежать конфликтных ситуаций.
Так, задачи данной работы решены.
Цель исследования является достигнутой
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ БИХЕВИОРИЗМА
1.1. Сущность бихевиоризма
Бихевиоризм представляет собой определенное направление в педагогике, пропагандирующее исследование не сознания, а поведенческих стимулов и реакций, что представляется как концепция, противоположная психоанализу. Человек с точки зрения бихевиоризма представляется, в первую очередь, как реагирующее существо, которое обучаемо, а также подвержено программированию на определенные действия и реакции в поведении (Дж. Уотсон, Б. Скиппер, К. Халл, Э. Толмен и др.).
Согласно воззрениям основоположника бихевиористической теории Дж. Уотсону можно сказать о том, что поведение индивидов вполне может быть трактовано с позиции отношений между физическими раздражителями и ответными реакциями. То есть, акцент делается на системном понимании цепочки «действие-реакция». В частности, рассматривая на практике возможность управления и формирования реакции страха на нейтральный стимул, автор теории заключил о том, что эмоциональным поведением управлять извне достаточно просто.
На работы Уотсона и, соответственно, на основные концептуальные разработки бихевиоризма достаточно сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. В частности, следует обратить внимание на то, что именно Павловым было описано то, что в современной психологии можно называть классическим, или же непосредственно Павловским научением.