Курсовая с практикой Гуманитарные науки Библиотековедение

Курсовая с практикой на тему Библиотека как центр общественной жизни села

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА I. СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ИНСТИТУТ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА 4
1.1.Возникновение и развитие народных библиотек 4
1.2.Функции и задачи сельской библиотеки 9
ГЛАВА II. СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО 10
2.1. Сохранение традиций и инновационное развитие сельской библиотеки 10
2.2. Социокультурная деятельность современной сельской библиотеки: подходы и направления 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25

 

  

Введение:

 

Библиотека в селе – это платформа для культурного развития сельской общины. Современная сельская библиотека должна быстро адаптироваться потребностям читателей, их запросам и увлечениям. Кредо современной сельской библиотеки: «Быть полезными и востребованными для общества».
Условиями успешного функционирования сельской библиотеки должны стать количественные и качественные показатели работы, а это, прежде всего, результативность, эффективность, реклама, положительный имидж. В профессиональной литературе можно найти множество разных суждений о роли и функциях библиотеки в современном обществе, о настоящем и будущем библиотек, реальном и виртуальном пространстве библиотек, его организации. Общее в этих суждениях то, что библиотеки стремительно меняются. Сохраняя свое традиционное назначение, современная библиотека больше акцентировала деятельность на удовлетворении информационных потребностей пользователя, чем на сборе и хранении печатных богатств. В результате подобных преобразований библиотека приобретает новые черты, отражающие социокультурную ситуацию современного общества. Из этого определения видно, как библиотечное пространство делится на две части: физическую, или реальную, и виртуальную, физически не ощущаемую. В условиях информационно-технологической трансформации социальный статус библиотек существенно меняется. Современная библиотека представляет собой сложный, развивающийся организм, изменения которого связаны с обширным внедрением информационных технологий, компьютерных сетей, мультимедийных ресурсов. Они позволяют заново переосмыслить образ библиотечного пространства, ориентированного на сохранение и передачу духовно-культурного наследия, а также на удовлетворение потребностей читателей и их информационных нужд, формирования культуры личности.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена особым состоянием информационного пространства современного общества и той ролью, которую играет библиотека, и сельская в частности, как социальный институт в создании и функционировании этого пространства. С ростом информационной значимости, возрастает роль библиотеки в удовлетворении и формировании информационных потребностей. Все больше обуславливается необходимость переосмысления положения института библиотеки в условиях совершенствования его структуры и перехода к новым информационным реалиям.
Теоретико-методологические основания исследования. До революции изучением общедоступных библиотек занимались в ракурсе «внешкольного образования» исследователи не из области библиотечного дела, а чаще деятели народного образования, такие как: Акимов [1, С. 11 – 61], И. П. Белоконский [4, С. 181 – 187], В. П. Вахтеров [5], Е. А. Звягинцев [11, С. 74 – 79], Н. А. Корф [14, С. 15 – 18], Н. А. Рубакин [20], С. О. Серополко [22, С. 32 – 38], Н. В. Тулупов [25], Г. А. Фальборк [26], Л. Б. Хавкина [27], В. И. Чарнолуский [28] и другие. Намного позже, с развитием советского библиотечного дела появляются труды по истории библиотечного дела, среди которых учебник К. И. Абрамова и В. Е. Васильченко с первой попыткой обобщения истории создания и развития библиотек всех типов. Хотя, в основном разработки касались городских библиотек. Некоторые аспекты деятельности народных библиотек отражены в диссертации Т. Д. Маниловой, которая касается вопросов создания библиотечных сетей земствами. М. Ю. Матвеев в своем диссертационном исследовании рассматривает наряду с деятельностью публичных библиотек обслуживание читателей народными библиотеками.
Объект исследования – библиотека как социокультурный институт и центр социокультурной жизни села. Предмет исследования – роль библиотеки, как социокультурного института и персонально библиотекаря в формировании культуры личности в современных условиях.
Цель исследования – определить место и роль сельской библиотеки в общественной жизни села, охарактеризовать основные тенденции ее развития в современных условиях.
Задачи исследования: рассмотреть историю и этапы и способы возникновения и развития народных и сельских библиотек; выявить тенденции изменения функций и роли сельской библиотеки в современном обществе; определить значение сельской библиотеки как социокультурного пространства села.
Практическая значимость работы определяется выявлением места и роли библиотек в социокультурном пространстве как социального института в условиях современного информационного общества, способствующего развитию и формированию культуры личности. Полученные при исследовании результаты могут быть использованы при реализации библиотечной политики, в системе профессионального образования, преподавании учебных курсов, связанных с развитием библиотеки как социального института, играющего важную роль в формировании культуры личности, а также при разработке методических материалов для практической библиотек.
Объем и структура работы. Работа состоит из двух глав: раскрываем историю зарождения народных библиотек и роль современных библиотек, как социальных институтов, играющих важную роль в формировании культуры личности и роль библиотекаря, как посредника в библиотечном пространстве между библиотекой и пользователями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, целью нашей работы было определение роли и места сельской библиотеки в общественной жизни села. В процессе исследования нам удалось выяснить ряд задач.
Прежде всего, мы рассмотрели предпосылки появления сельских библиотек и их дальнейшее становление. Нам удалось выяснить, что народные библиотеки появились вначале на базе школ. Это было связано с тотальной неграмотностью населения. Как таковой специальности библиотекаря также не было. В целях экономии средств на обслуживание и обучение дополнительного персонала, функции библиотекаря закреплялись за учителями. Кроме того библиотеки организовывались при церковно-приходских школах, избах-читальнях и на основании пожертвований меценатов и самого населения.
Первоначальными функциями библиотек были: образовательные и пропагандистские. Крестьянам и простым рабочим крупные публичные библиотеки были недоступны, поэтому народные библиотеки со временем усовершенствовались, накапливались их функции. Кроме перечисленных, добавились мемориальные и досуговые.
С усовершенствованием технологий и повышением образования населения, современные сельские библиотеки идут в ногу со временем. Конечно, они еще далеки до национальных и библиотек крупных городов и учебных заведений, но все же их функции и задачи не ограничиваются процессом «книгу принял – книгу выдал». Это уже настоящие информационные центры сельской общины, которые готовы предоставить информацию, помочь оформить документ, предоставить консультацию или связать с нужным специалистом. Библиотеки являются связующим звеном между населением и властью. Тем более такие действия сельских библиотек очень важны в условиях оторванности села от города, порой невозможности добраться до необходимой инстанции.
Кроме того, современные сельские библиотеки – это центы досуга и совместного времяпрепровождения сельской общины, клубы по интересам.
Специфика сельской местности такова, что библиотекарь знает каждого ее жителя, его нужды и проблемы. Он может оказать помощь людям с ограниченными возможностями, старикам, молодым семьям.
При наличии новых информационных технологий в библиотеке, она может стать центром преодоления компьютерной неграмотности. Когда каждый желающий может научиться пользоваться Интернет-технологиями, в том числе и соцсетями, иметь возможность связи с дальними родственниками.
Такие библиотеки становятся третьим местом для пребывания жителей села после работы и дома. Здесь происходят обмены мнениями, мастер-классы, совместные проведения праздников – сближение общественности.
Современная сельская библиотека отвечает всем требованиям информационного общества. Благодаря своей доступности способствует устранению информационного неравенства: фонды и перечень услуг открыты для населения любого возраста и образования.
Таким образом, мы проследили путь сельской библиотеки от простой школьной, созданной для преодоления безграмотности, до современной – функциями информационного центра и социального института в селе

 

Фрагмент текста работы:

 

Анализ любой сферы деятельности не может быть объективным без изучения исторического прошлого. Так и изучение процессов, происходящих в сфере современной библиотечной деятельности тесно связано с историческим прошлым зарождения и развития общедоступных народных библиотек, библиотечного обслуживания сельского населения, привлечения общественности и органов управления.
Несмотря на то, что библиотеки стали появляться еще с древних времен при монастырях, университетах, в частных коллекциях, позже, как самостоятельные в крупных городах, долгое время не было ни народных, ни тем более сельских библиотек.
Переломным моментом стал 1856 год. С поражением России в Крымской компании, в стране наступил всеобщий кризис, как во внешней политике, так и внутри страны. Появилась острая необходимость проведения реформ политического, экономического и социального устройства страны. В связи с процессами развития промышленности сельского хозяйства стал наблюдаться рост рынка рабочей силы. Появилась новая проблема – отсутствие необходимого количества грамотных, квалифицированных кадров.
На то время в стране наблюдалась тотальная неграмотность взрослого населения, которую необходимо было преодолевать. Выходом из положения стало открытие воскресных школ, которых, однако было недостаточно. Кроме того, в них преподавались азы, а для закрепления материала, самосовершенствования и развития необходимы были еще и другие формы обучения и досуга. Подходящей формой для таких целей могло стать чтение, однако для простого населения оно было недоступным. Публичные или частные библиотеки имелись только в крупных городах и были платными. Прогрессивно настроенная интеллигенция пришла к выводу о необходимости создания общественных учреждений, которые могли бы стать доступными простому населению. Было принято решение о создании народных библиотек, которые могли бы бесплатно или умеренную плату предоставлять услуги лицам низших сословий.
Их организация происходила по нескольким направлениям. Прежде всего, открытием библиотек обеспокоились частные лица или группы лиц. Кроме открытия, они брали на себя и финансирование заведений. Кроме того, с 1861 г. правительство обратилось к духовенству обратить внимание на народное образование и развитие. Духовенство откликнулось на призыв открытием сети церковных и церковно-приходских школ. Открывались библиотеки и по инициативе самого местного населения путем сбора средств и подписок литературы. Для пореформенной России Факт появления народных библиотек в пореформенной России стал прогрессивным шагом на пути преобразования социальной сферы. Именно библиотеки стали занимать одно из ведущих мест в ряду образовательных учреждений страны.
Следующий этап развития сельских библиотек начался с учреждением в 1864 г. земств – органов местного самоуправления. Они становились учредителями народных библиотек и занимались их содержанием, организацией народных чтений, устройством повторительных классов и воскресных классов для взрослых, изданием книг и периодических органов печати для широких масс, а также организацией книжной торговли.
Хотя эти заведения открывались в основном при школах, взрослое население могло получить книгу через учащихся или непосредственно от учителей. Это были народно-школьные или пришкольные библиотеки. Причинами создания именно в таком формате был большой процент неграмотных среди взрослого населения и более оптимальное содержание. В данном случае не требовалось специального помещения и отдельного работника. Учитель выполнял обязанности библиотекаря, что не затрудняло подбора кадров и позволяло экономить и без того скудные средства, поскольку работа в библиотеке была неоплачиваемая.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы