История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Библейский контекст романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 6

1.1.Интерпретация романа «Мастер и Маргарита» исследователями разных лет. 6

1.2 Мотив автора романа «Мастер и Маргарита» 11

2. БИБЛЕЙСКИЙ МИР В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 18

2.1. Библейские события в интерпретации М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» 18

2.2. Образы «библейских» персонажей романа 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

  

Введение:

 

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых известных произведений отечественной литературы XX в., вошедшее в золотой фонд мировой классики. Изначально роман был написан до пятнадцатой главы, но был уничтожен самим автором в 1930 году, а в 1932 г. начат заново. Заканчивал произведение Михаил Булгаков, будучи прикованным к постели смертельной болезнью, диктуя последние строки своей жене – Елене Сергеевне. 1939 год – дата окончания написания романа.

«Мастер и Маргарита» – произведение, в котором воплотились размышления М.А. Булгакова о современности, о значимости человека в мире, о власти. Это роман, удивительным образом переплетающий едкую сатиру, тонкий психологический анализ человека и философское осмысление сущего. Автор осмысляет основы общества, существовавшего в нашей стране в тридцатые годы, пытается разобраться в сложной, противоречивой эпохе, ее процессах. В романе поднимаются общемировые, общечеловеческие вопросы.

С момента своей первой публикации роман привлекал пристальное внимание исследователей. Существует множество работ, в которых исследуются разнообразные аспекты «Мастера и Маргариты», в том числе касающиеся его нравственно-философской проблематики, но, несмотря на это, практически все основные вопросы, связанные с романом, остаются дискуссионными. Определение мировоззренческих и этических основ идейной конструкции произведения, его нравственно-философской концепции представляется очень важным, поскольку именно от решения этой проблемы зависит правильное понимание вложенного в него автором смысла.

Важнейшую роль в романе играет авторская интерпретация библейских образов. В «Мастере и Маргарите» библейские сюжеты получают оригинальную философскую трактовку. Тем самым библейские мотивы, переосмысленные Булгаковым, дают представление о мировоззрении писателя, его отношении к вере. К этой теме обращались в своих работах такие исследователи, как Б. М. Гаспаров, М. О. Чудакова, Е. А. Яблоков, С. В. Никольский и другие. Но тем не менее, тема настолько обширна, что предполагает еще достаточно длительное и глубинное исследование. Этим объясняется актуальность данной работы.

Исходя из вышеизложенного, главной целью нашей работы является определение библейского контекста романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Для достижения этой цели необходимо последовательное решение следующих задач:

• исследовать существующую историографию романа с точки зрения анализа основных направлений и подходов в отношении интересующей нас. Это предполагает последовательное рассмотрение основных работ отечественных и зарубежных авторов;

• выявить авторский замысел романа «Мастер и Маргарита»;

• дать характеристику библейским событиям в интерпретации М. А. Булгакова;

• раскрыть образы «библейских» персонажей романа.

Источниковой базой исследования послужил роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», работы исследователей творчество писателя разных лет. Так, В. Лакшин и И. Виноградов, акцентируют внимание на нравственно-философской направленности романа. Также необходимо отметить И.Ф. Бэлзу, Н.П. Утехина, Е.А. Яблокова, Л.А. Левину, А. Кораблева. Проведенные ими исследования семантики основных образов романа, их взаимосвязи, ведущих мотивов и главных направлений нравственно-философского содержания произведения продемонстрировали многообразие и поливариантность возможных подходов изучения романа.

Исследователи Б.М.Гаспаров, Б.В.Соколов, В.Я.Лакшин, А.З.Вулис, И.Ф.Бэлза, Л.Ф.Кисилев, Л.А.Новиков, О.В.Солоухина, Л.Л.Фиалкова, В. А.Чеботарева, М.О.Чудакова, Л.МЯновская рассматривают роман в контексте русской и мировой литературы. Философский генезис произведения изучают П.Р.Абрагам, НЛ.Утехин, А.-К.Райт, И.Л.Галинская, В.И.Немцов. Поэтике булгаковского произведения посвящены статьи и монографии В.В.Агеносова, КФ.Бэлзы, И.И.Виноградова, Н.КГаврюшина, АА.Газизовой, И.Е.Ерыкаловой, М.3олотоносова, А.А.Кораблева, Е.Миллиор, Ю.А.Покровского, Л.Л.Фиалковой.

Объект исследования – роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», предмет исследования – библейский контекст романа «Мастер и Маргарита».

Хронологические границы исследования включают временной промежуток с 1966 года (времени первой публикации романа) по настоящее время.

Методы исследования: метод целостного изучения художественного

произведения в единстве его содержания и формы, метод теоретического и

сравнительно-сопоставительного анализов.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами её написания и включает в себя введение, два раздела, заключение и перечень использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» как и прежде находится в центре внимания как широкой читательской аудитории, так и специалистов-литературоведов, литературной критики. Невзирая на огромное количество работ, посвященных роману, все основные проблемы, связанные с ним, по сей день остаются дискуссионными. Наибольшее количество разночтений вызывают вопросы интерпретации идейного содержания романа, его нравственно-философского смысла. Исследование всех остальных аспектов проблематики «Мастера и Маргариты»: его источников, жанровой принадлежности, истории создания, композиции, образной структуры и т.д. — в конечном счете выходит на задачу определения особенностей мировоззрения автора, отразившегося в его последнем романе.

В историографии романа, как показывает исследование, можно выделить три основных этапа, отличающихся уровнем осмысления его нравственно-философского содержания. Первый включает в себя работы, вышедшие в конце 60-х годов и представляющие собой первоначальную реакцию литературной критики на публикацию романа. Не имея разработанной источниковедческой базы, их авторы пытались охватить широкий круг вопросов, связанных с романом, и в том числе определить его мировоззренческую основу. В период 70-80-х гг. появляется множество различных исследований, посвященных разработке отдельных частных аспектов произведения, в том числе философского и этического характера. С конца 80-х годов появляются признаки наступления нового, третьего этапа в изучении нравственно-философского содержания романа, продолжающегося и в настоящее время. Его характерной особенностью является тенденция к обобщению всего накопленного материала и выработке на этой основе целостной философской концепции произведения.

Роман «Мастер и Маргарита» долго воспринимался читателями как произведение, состоящее из двух неравноценных частей, и даже многие критики и литературоведы не сразу оценили и увидели глубокую взаимосвязь «московских» и «ершалаимских» глав. Булгаков внимательно изучил традиции европейской литературы, использовавшей библейские ассоциации и образы, особенно изображение дьявола.

И Воланд, и Иешуа выступают в романе как воплощения разных сторон Абсолютной Истины, предстающей в качестве высшей инстанции в романном миропорядке и являющей себя в вечных фундаментальных законах бытия, основах мироздания. В образе Иешуа выражен ее нравственный аспект. Воланд олицетворяет собой вечное природное сверхчеловеческое начало, обеспечивающее благодаря выполняемой им функции воздаяния устойчивость в системе мироздания. В образах Мастера, Маргариты, Пилата воплощены основные пути постижения Высшей Истины через творчество, любовь, покаяние (в случае отступления от нее). Содержанием философской концепции романа «Мастер и Маргарита», таким образом, являются способы, направления, пути познания Высшей Истины, продвижения к ней, получающие образное выражение в лице его главных героев, и представляющие собой картину мира в сложном диалектическом взаимодействии ее основных составляющих.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

1.1.Интерпретация романа «Мастер и Маргарита» исследователями разных лет.

Роман «Мастер и Маргарита» не получил положительной оценки официальной советской критики: слишком влиятельно было ее экстремистское крыло, связанное с журналом «На посту». Одной из предпосылок негативного восприятия было непролетарское происхождение писателя. Для вульгарно-социологической критики это было краеугольным камнем, от которого в первую очередь зависел ход обсуждения.

Что же касается литературных критериев, то герои, стиль, композиция показались чужеродными для литературной среды. Напостовская критика носила четко выраженный нормативный характер: писателю предписывался определенный тип героя и зеркальное отображение действительности.. Полемический пафос романа Булгакова направлен против узкого безграмотного толкований произведений искусства, характерного для напостовской критики. Критики Ариман, Лазунский, Лаврович явно имели реальных прототипов. Автор подверг осмеянию методологию этой критики с ее выражениями “воинствующий старообрядец”, “пилатчина” и др. Враждебный стан сразу увидел намек на свои кампании борьбы против “есенинщины” “булгаковщины”. А Булгаков получил ярлык классового врага.

В 60-70-е годы ряд критиков негативно оценил авторскую позицию “Мастера и Маргариты”. Л.Т.Скорино и А.Метченко не оценили гуманистического пафоса романа, приписали ему абстрактный гуманизм и беспросветный пессимизм. Они не услышали булгаковского смеха, игнорировали эту существенную часть художественного мира прозаика. Не уловили философского пафоса романа причем Г.Макаровская и А.Жук , истолковав его лишь как чисто сатирическое произведение.

В истории литературы это феноменальный случай. «Борьба против автора сменилась борьбой за него, и поразительно быстро пришло признание» Среди работ, посвященных роману в первую очередь, необходимо отметить следующие: Б.В.Соколов “Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” (1991); А.В.Вулис “Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” (1991); Б.С.Мягков “Булгаковская Москва” (1993); В.И.Немцев “Михаил Булгаков: становление романиста” (1991); В.В.Новиков “Михаил Булгаков — художник” (1986); Б.М.Гаспаров “Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, “Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова” (1994); В.В.Химич “Странный реализм М. Булгакова” (1995); В.Я.Лакшин “Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (1968) и др.

Во всех этих работах рассматриваются образы персонажей романа Булгакова. Особенно пристальное внимание им уделяется в работе Б.В.Соколова, А.В. Вулиса, В.И.Немцева, В.В.Новикова, В.Я.Лакшина. Книга Б.С. Мягкова посвящена прототипам героев, а Б.М.Гаспаров проанализировал мотивную структура романа, что естественно, связано с основными образами произведения. Трактовка образов, событий романа порой настолько различна, что создается впечатление, будто речь идет о разных произведениях.

Исследователи отмечают новаторский характер произведения, необычную композицию романа, глубину философской мысли, неоднозначность в трактовке образов, мифологизм, психологизм, сложность проблематики и поэтики.

Жанрово-стилевое обновление М.А.Булгакова заключается в обобщении эстетического опыта форм художественной условности, синтезе разных стилевых и жанровых возможностей романтической и реалистической прозы, едва намеченных в формах новеллы и повести и обретенных в жанровых явлениях такого масштаба, как «Мертвые души» Н.В .Гоголя, «Современная идиллия» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Бесы» Ф.М.Достоевского, «Петербург» А.Белого.

Взаимосвязь романа «Мастер и Маргарита» с традициями русской литературы отмечается Й.И. Виноградовым, B.И .Немцовым, Б.В. Соколовым, М.О.Ч удаковой. Б.М. Гаспаров, В.М. Акимов, В. Я. Лакшин, А.З.Вулис, И.Ф.Бэлза, Я.С.Лурье, Л.Л.Фиалкова рассматривают роман в контексте русской и мировой литературы, а также классической философии конца XIX — начала XX века.

А.З.Вулис выявляет связи «Мастера и Маргариты» с готическим и плутовским романом, а также с «Человеческой комедией» О. Бальзака, прослеживает влияние Э. Т. А .Гофмана на создание романа.

Б.В.Соколов в «Булгаковской энциклопедии» (1996) отмечает, что в романе «Мастер и Маргарита» отразились идеи Владимира Соловьева, Николая Бердяева, Сергея Булгакова и Павла Флоренского. Образ Маргариты как символ вечной любви — человеческой, телесной и внеземной, духовной — иллюстрирует философское положение В.Соловьева о любви как первооснове бытия. В романе нашли свое отражение взгляды П.Флоренского, С.Н.Булгакова и В.Соловьева на проблему добра и зла.

C.Н.Булгаков стремится объяснить зло из небытия. Возникнув, зло становится многообразно, оно существует уже как космическое начало — зло в природе, и как антропологическое — злая воля в человеке. Но во всех своих видах зло имеет, одну сущность: отторжение от всеединства.

Тема испытания человека дьяволом в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию. Генетические связи демонических образов романа «Мастер и Маргарита» освещены в работах А.З. Вулиса, А.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы