Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Безопасная образовательная среда как условие психологического благополучия старшеклассников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования безопасной образовательной среды как условия психологического благополучия старшеклассников 5
1.1. Подходы к изучению безопасной образовательной среды школы 5
1.2. Современные представления о психологическом благополучии личности 14
1.3. Особенности, критерии и факторы психологического благополучия личности старшеклассника 17
1.4. Обзор исследований психологического благополучия старшеклассников в образовательной среде 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование безопасной образовательной среды как условия психологического благополучия старшеклассников 29
2.1. Организация и методики эмпирического исследования 29
2.2. Результаты исследования и их анализ 31
2.3. Разработка рекомендаций по повышению психологического благополучия старшеклассников на основе организации безопасной образовательной среды 38
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 55

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях развития общества психологическое сопровождение ребенка является важной задачей нашей страны. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, помощи в раскрытии его одаренности, формировании целостной гармонической личности. Эта цель ставит перед педагогами и психологами сложные задачи, требующие структурного, системного и последовательного решения.
Субъективное благополучие личности является не только индикатором его психической устойчивости, переходных состояний адаптации-дезадаптации и ресурсов стрессоустойчивости, но и имеет принципиальное значение для совершенствования процессов общей и учебной социализации человека. Это явление требует проведение прикладных исследований, а также решения других задач.
Необходимость изучения психологических факторов субъективного благополучия учеников обусловлена большим количеством социально-психологических проблем, сопутствующих процессу социализации подростков, которые вызывают повышение их тревожности и агрессивности.
Исследованию субъективных оценок качества жизни человека, обозначаются терминами «субъективное благополучие», «психологическое благополучия», «счастье», посвящено немало трудов ученых (Н. Бредберн, М. Аргайл, Е. Динер, М. Селигман, А. Кларк, Д. Канеман, Н. Шварц и др.).
Несмотря на это, существует значительная теоретико-методологическая неоднозначность в понимании содержания и разграничения этих понятий. В то же время делается акцент на их роли в реализации жизненных ценностей (И. Джидарьян), удовлетворении базовых потребностей личности, эффективной самореализации, налаживании межличностных отношений и наполнении жизни положительными эмоциями (Ж. Верна, Т. Данильченко), в утверждении субъектности (А. Брушлинский, К. Абульханова-Славская), активной творческой позиции человека (Т. Титаренко, В. Франкл, М. Чиксентмихайи), направленности действий по реализации и актуализации своих потенций (В. Татенко), жизненных ценностей (С. Карпенко).
Итак, субъективное благополучия раскрывает актуальные аспекты отношения человека к собственной жизни, содержащие в себе потенциал для раскрытия себя, продолжения развития личности.
Описаны различные факторы, влияющие на формирование субъективного благополучия (Ю. Дубовик, Л. Козьмина, А. Панина, А. Ширяева, П. Фесенко и др.). Однако остаются невыясненными роли некоторых важных психологических факторов, обеспечивающих субъективное благополучие подростков в условиях обучения.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования «Безопасная образовательная среда как условие психологического благополучия старшеклассников».
Объект исследования: безопасная образовательная среда.
Предмет исследования: взаимосвязь безопасности образовательной среды и психологического благополучия старшеклассников.
Цель исследования: выявить факторы безопасной образовательной среды, обеспечивающие психологическое благополучие старшеклассников в различных сферах жизнедеятельности, и разработать рекомендации по повышению психологического благополучия.
Гипотеза исследования: безопасная образовательная среда способствует повышению удовлетворенности собой и психологического благополучия старшеклассников в различных сферах жизнедеятельности – эмоциональной, экзистенционально-деятельностной, социально-нормативной и др.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа современных подходов к изучению психологической безопасности образовательной среды выделить уровни психологической безопасности, ее компоненты и признаки.
. Рассмотреть современные представления о психологическом и субъективном благополучии, определить их компоненты, признаки и виды, а также выявить особенности психологического благополучия у старшеклассников.
3. Сделать обзор исследований взаимосвязи безопасной образовательной среды и психологического благополучия старшеклассников в психологии.
4. Разработать программу эмпирического исследования безопасной образовательной среды как условия психологического благополучия старшеклассников, провести исследование, обработать и проанализировать полученные данные.
5. Разработать рекомендации по организации безопасной образовательной среды для психологического благополучия старшеклассников
Организация и методики исследования:
Методы исследования (наблюдение, беседа, психодиагностическое тестирование): Кожухарь Г. С., Коврова В. В. Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (кмло в ос)», Рифф К. «Шкала психологического благополучия», Соколова М.В. «Шкала субъективного благополучия».
Эмпирическая база исследования: учащиеся 10 классов ГБОУ Школы № 654 имени А.Д. Фридмана.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе обозначены основные подходы к пониманию субъективного благополучия, проанализированы личностно-психологические и социально-психологического фактора субъективного благополучия, предложена теоретическая модель субъективного благополучия учащихся.
Итак, в результате теоретического анализа предложено рассматривать субъективное благополучие, опираясь на теорию К. Рифф, как сложный интегральный феномен, который предполагает наличие системы личностных ценностей и представлений о мире, наличие эмоциональных и поведенческих стереотипов, различных коммуникативных навыков, личностных качеств, целей в жизни, общего уровня интеллекта, что проявляется в удовлетворенности жизнью. Таким образом, субъективное благополучие подростков выражается через личностно-психологическое и социально-психологическое направления, имеющие синергетическую связь и состоящие из взаимодействующих психологических факторов субъективного благополучия, содержание которых позволяет нам говорить о полной удовлетворенности жизнью.
Поэтому психологическими факторами субъективного благополучия подростков к условиям пребывания в общеобразовательной школе личностно-психологическом направлении выбираем внутренне личностную сферу подростка — уровень тревожности личности, самореализации, субъективного понимания счастья (самопознания) в мотивационной сфере — самоактуализацию, автономность. В социально-психологическом направлении выбираем факторы по социально-поведенческой сфере — личностную адаптацию, общую эмоциональную направленность.
Понимание субъективного благополучия (счастья) подростков как процесса проявления и развития и становления индивидуальности в образовательной среде школы важное, на наш взгляд, по следующим причинам:
— во-первых, позволяет расширить и углубить теоретические и прикладные исследования по данной проблематике;
— во-вторых, помогает системно исследовать социально-психологические детерминанты адаптации одаренных подростков к обучению в школе;
— в-третьих, позволяет разработать и апробировать программу социально-психологического сопровождения одаренных подростков к условиям школьного обучения.
Широкая демократизация общественных процессов в корне изменила ценностные критериальные подходы к системе образования. Меняются и функции учителя, деятельность которого ориентируется на создание условий для саморазвития субъектов учения, формирования и развития потребностей и способностей субъектов учебного процесса. Это требует от педагога высокого уровня квалификации и не только по своей специализации, но и учитывая высочайшего уровня развития его педагогического мастерства.
Всем нам понятно, что судьба России зависит от судьбы ее образования — сферы общественной практики, наименее защищенной от воздействия бездуховности, социальных и экономических катаклизмов, кризиса культуры. Цель образования — воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, который отражает в себе исторический ум, культуру человечества и чувствует свою ответственность перед будущим. В центре образования — Человек в постоянном развития, его духовное становление, гармония его отношений с собой и другими людьми, с миром.
Основной проблемой современности является проблема педагогически целесообразной и неконфликтной адаптации личности молодого человека к быстрым общественным изменениям, его подготовка к самостоятельной жизни в обществе.
Таким образом, образование на государственном уровне создает условия развития-саморазвития, воспитания-самовоспитания, обучения-самообучения всех и каждого. Итак, система образования создается для человека, функционирует и развивается в его интересах, служит полноценному развития личности и в идеале ее назначение — счастье человека. Развитие мировой философской и педагогической мысли в последнее время направлен на плюрализм подходов к анализу развития человечества.
Мы считаем, плодотворным является анализ системы современного воспитания с точки зрения антропологического подхода в решении педагогических проблем образования (изучение человека-ученика, Человека учителя).
Одной из главных условий сохранения психического здоровья школьников является соблюдение научно обоснованных психогигиенических норм организации обучения школьников с учетом индивидуальных норм нагрузки, способность выдерживать учебные нагрузки, не только сохраняя состояние полного душевного, телесного и социального благосостояния, но и увеличивая при этом качество собственного психического здоровья, а также принципов гуманизации образования. Эти принципы предусматривают применение личностно ориентированных технологий обучения, отношение к ученикам как к равноправным партнерам в совместной деятельности, выявление уважения и любви к ним, создания благоприятных условий для активности учащихся. Итак, главным условием сохранения психического здоровья школьников есть такая организация учебно-воспитательной среды, которая способствует развитию личности школьника.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования безопасной образовательной среды как условия психологического благополучия старшеклассников
1.1. Подходы к изучению безопасной образовательной среды школы
В положительной психологии традиционно выделяются два основных подхода к пониманию психологического благополучия: гедонистический и эвдемонический, причем основным представителем первого считают Е. Динера, который, следуя определенной степени Н. Бредберна, под субъективным благополучием, по сути, понимает комплексное переживание человека, что его жизнь складывается хорошо [14] (у Н. Бредберна это означало достижение баланса между положительными и отрицательными эмоциями, которые сопровождают жизненные события) [16].
Субъективное благополучие Е. Динером определяется как «широкая категория феноменов, состоящие в эмоциональной реакции людей, их удовлетворенности отдельными сферами жизни, а также в их суждениях о качестве жизни в целом» [13]. При этом удовлетворенность жизнью (как рефлексивное суждение человека, что его жизнь идет хорошо) считается когнитивной, а баланс положительных и отрицательных эмоций, которые человек переживает в течение определенного отрезка времени (что он на самом деле чувствует) — эмоциональной (аффективной) стороной субъективного благополучия и двумя различными способами комплексной оценки жизни человека.
Субъективное благополучие человека, по Динеру, означает, что его жизнь является желательной, приятной и хорошей [16]. Именно осмысленно оценивая свою жизнь и опыт, связанные с условиями жизни социума, социальными отношениями, своей возможностью «работать в здоровый образ», человек испытывает определенный уровень субъективного благополучия [13], которое имеет три характерные признака: субъективность (так объективные факторы, которые могут влиять на него, не являются «необходимой частью его»), позитивность (это не только отсутствие негативных переживаний, а именно наличие положительных) и глобальность оценки всех аспектов жизни человека (это комплексное суждение) [16]. Причем субъективное благополучие можно рассматривать как результат, к которому люди стремятся, и как функциональный процесс, который помогает людям в достижении других целей.
Кроме того, согласно Е. Динера, понятие «счастье», важным аспектом чего является переживания положительных эмоций, и «субъективного благополучия» в значительной степени синонимичны, поскольку большинство людей считают достижение счастья конечной целью, к которой они стремятся [16].
Близкое к этому пониманию мнение высказывает М. Аргайл, считая, что счастье (или благополучия) — это единственный фактор человеческого опыта, который часто определяют как ощущение радости, состоящий из трех относительно независимых факторов: удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствии негативных переживаний [1, с.42].
По мнению же Ш. Стайл, счастье и удовлетворенность жизнью – показатели самореализации и общего благополучия. Однако настоящего процветания мы сможем достичь, только если будут удовлетворены все наши основные психологические необходимости. Тогда как субъективное благополучие (subjective well-being) — это то, насколько человек счастлив с ее (субъективной) точки зрения, то, как она оценивает свою жизнь. Оно означает, что человеку нравится ее жизни, она считает, что живет хорошо, и предполагает сочетание удовлетворенности жизнью и положительных эмоций, больше завися от «того, как мы строим свою жизнь» [8]. Стайл не подвержена отождествлять эти понятия, и мы полностью согласны с его мнением, что психологическое благополучие свидетельствует, что человек «полноценно функционирует психологически, даже если в данный момент она не чувствует себя счастливой» [8].

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы