История отечественной литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Беспочвенность мечтаний и практическая деятельность в романе И. Гончарова «Обыкновенная история»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения творчества
И.А. Гончарова и его романа «Обыкновенная история». 5

1.1. Творческий путь И.А. Гончарова. 5

1.2. Роман «Обыкновенная история»: тема и проблематика
произведения. 7

Глава 2. Тема «беспочвенности мечтаний» и
практическая деятельность в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история». 16

2.1. Особенности раскрытия темы  «беспочвенности мечтаний» и практическая
деятельность в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история». 16

2.2. Раскрытие темы «беспочвенности мечтаний» через образы
героев. 20

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Внимательное прочтение «Обыкновенной истории» позволяет заметить
подробности, которые выводят на иной уровень восприятия текста.

 Сама идея скрупулезного анализа
романа Гончарова в поисках некоего потаенного смысла может показаться надуманной,
однако она полностью соответствует интенции автора. В статье «Лучше поздно, чем
никогда» Гончаров указывал на существование скрытых «ключей», незамеченных, как
кажется, даже самым чутким читателем. Из слов автора, очевидно, что
существенная информация не лежит на поверхности — не разъясняется и не
преподносится «на блюдечке», ее надо искать и расшифровывать. Обдумывание
авторских подсказок, прежде всего, уточняет характеры героев, при этом
традиционная схема «чувствительный племянник, холодный дядя» начинает
«рассыпаться».

Художественная разработка конфликта человека с обществом обогащается
темой познания самого себя. Возможным источником противостояния признается
внутренний мир героя, при этом внешние противоречия получают принципиальную
возможность разрешения на пути самоанализа и работы над ошибками.

О. де Бальзак записал по окончании второй части романа «Утраченные
иллюзии», когда тема в процессе творчества раскрылась перед писателем во
множестве различных характеров и ситуаций. Бальзак сумел сформулировать суть
своего века, своего поколения. Утраченные иллюзии как переход от романтики к
действительной жизни – это типичная ситуация романов французского писателя.
Безусловно, эта тема затронута и у других авторов, в том числе у его
современников. Например, у Г. Флобера чётко прослеживается тема в романах
«Воспитание чувств» и «Госпожа Бовари».

То, что есть в европейской литературе, не может отсутствовать в русской.
Мы выяснили, что эта тема была совершенно естественной для литературы реализма
XIX века. На фоне бальзаковской прозы явственно проявляются особенности сюжета
романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Тема, вынесенная в заглавие французским писателем, напрямую высказывается
в финале истории. «Иллюзии утрачены», — произносит герой. Нам захотелось
выяснить, как раскрывается тема краха иллюзий и мечты в этом классическом
русском романе. Несмотря на широкую освещённость романа в критике и
исследовательской литературе, данная тема изучена не полностью. Поскольку слова
О. де Бальзака, цитируемые выше, можно отнести не только к эпохе XIX века, но и
к нашему времени, мы считает работу актуальной.

Цель исследования – анализ темы беспочвенности мечтаний и практической  деятельности в романе И. Гончарова
«Обыкновенная история».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Подобрать литературу по теме исследования.

Рассмотреть особенности изучения темы литературоведами.

Проанализировать сюжетные и композиционные особенности романа.

Сделать выводы по исследуемому материалу.

Объектом исследования является роман И.А. Гончарова «Обыкновенная
история», предметом рассмотрения – тема «беспочвенности мечтаний» и
практическая деятельность в романе.

В ходе исследования были применены методы: теоретический, биографический,
метод литературоведческого анализа текста.

Практическая ценность нашего исследования заключается в том, что
содержание данной работы может быть использовано в практике преподавания уроков
литературы на данную тематику.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

И.А. Гончаров является одним из выдающихся писателей-реалистов XIX века.
В его романах нашли отражение изменения и сдвиги, которые происходили в России
того времени. «Обыкновенная история», первый роман писателя, показала, что
Гончаров был чутким к интересам своего времени автором. Узнаваемость сюжета
«Обыкновенной истории» подчёркивал сам Гончаров. В письме 1848 года А.
Краевскому он так объясняет смысл названия: «Обыкновенная история – значит
история – так по большей части случающаяся, как написано». Обыкновенная жизнь в
романе предстаёт как закономерная смена этапов взросления личности, её
развития, обусловленного опытом взаимоотношений с людьми и опытом чувств.

Мы проанализировали роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и
выяснили, как писатель раскрывает в нём тему «беспочвенности мечтаний». На
изменения героя Александра Адуева влияют несколько факторов:

1) Столкновение провинциального юноши, наполненного романтическими
надеждами, с чиновничьим бюрократическим Петербургом;

2) Влияние речей прагматичного дяди Петра Ивановича Адуева;

3) Неудачная первая любовь, в которой романтизму, или точнее, романтике,
не нашлось места;

4) Несовпадение полученных из книг французских романтиков представлений
героя о дружбе с реальными;

5) Неудавшиеся публикации собственных произведений.

Так, герой проходит все фазы «утраты иллюзий». То, что Адуев изменяется,
таким образом на протяжении романа, не означает, что Гончаров показал этот путь
как единственно верный, но убедил читателя в том, что многие молодые люди, идут
именно по такому пути, оттого эта история и названа «обыкновенной». Прошло
много времени с написания романа, но по сей день он остаётся актуальным. Именно
поэтому он и был выбран нами для анализа.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты изучения творчества И.А. Гончарова и его романа
«Обыкновенная история»

1.1. Творческий путь И.А.
Гончарова Иван Александрович Гончаров (1812-1891) является одним из самых значительных
представителей русской литературы XIX века. Его имя стоит в ряду с мастерами,
создавшими русские классические романы: И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским, Л.
Н. Толстым. За свою жизнь И.А. Гончаров опубликовал немногое: три романа,
путевые очерки «Фрегат «Паллада», несколько рассказов, статей и воспоминания.
Несмотря на это, писатель внёс значительный вклад в русскую литературу.
Выходившие романы привлекали внимание читателей, вызывали интерес, возбуждали
споры и обсуждения. Это происходило потому, что в своих произведениях Гончаров
указывал на важнейшие проблемы и явления современности. Именно поэтому он
достиг столь высокой оценки в статьях выдающихся критиков той эпохи. «Белинский
называл его талант «сильным, замечательным», указывал на «необыкновенное
мастерство» Гончарова в обрисовке характеров, на его «чистый, правильный,
легкий, свободный, льющийся» язык. Добролюбов видел в романах Гончарова
отражение русской жизни, отчеканенное «с беспощадной строгостью и
правильностью… новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно
и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины»[1]. [1] Лоскутникова М.Б.
Архитектонический строй романа «Обрыв»: сквозные и локальные мотивы //
Материалы VI Международной научной конференции, посвящённой 205-летию со дня
рождения И.А. Гончарова. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2017. С.
113-121.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы