Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Беседа как метод обучения и условия ее рационального применения в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 2

Глава 1.Теоретические аспекты
изучения беседы как метода обучения и условия ее рационального применения в
начальных классах. 5

1.1 Значение беседы для
умственного и речевого развития детей. 5

1.2 Цель, процесс и результат применения метода беседы в
изучении личности учащегося. 8

Глава 2. Использование
метода беседы в процессе формирования познавательной активности учащихся
начальных классов. 19

2.1 Констатирующий этап. 19

2.2
Формирующий этап. 25

Заключение. 33

Список литературы.. 35

  

Введение:

 

 

 

Учителя знают, что недостаточно
быть опытным в предметной области, которую они преподают. Они также должны
иметь понимание педагогики, или как ученики учатся, особенно в различных
условиях обучения, которые мы видим сегодня. Ключевой силой является
способность использовать учебные стратегии, которые вовлекают учеников в
академический дискурс. Чтобы оценить, что думают ученики, мы должны заставить
их говорить. Эта стратегия играет важную роль в развитии академической лексики
для всех учеников.

Таким образом, существует призыв к
профессиональному развитию, который направляет учителей, а в свою очередь
учеников, в пересмотре их роли в развитии знаний. Предоставление учителям
профессионального обучения с использованием учебных бесед и вопросов более
высокого порядка является важным элементом в закладке основы для
содержательного обучения.

Ценные мысли относительно
использования методов активизации познавательной деятельности учащихся находим
в прогрессивных педагогов прошлого: Я. Коменского, Ж. Руссо, К. Гельвеция, И.
Песталоцци, А. Дістервега и др. [4]. Значительный вклад в обоснование вопросам
активизации сделал К.Ушинский и его последователи. Богатый опыт был накоплен в
отечественной педагогике 20-х годов XX века. Конкретные пути реализации
принципа активности были разработаны в 30-х гг. ХХ ст. П. Блонским, А.
Залужным, П. Зинченко, А. Леонтьевым.

Новая волна теоретических и
методических исследований по вопросам активизации деятельности школьников
началась с конца 50-х годов. Плодотворными в этом плане были 60-е и 70-е годы
ХХ века [42].

В трудах педагогов, психологов и
методистов нашли глубокое обоснование проблемы сущности активности личности,
психологических механизмов активности, вопросы активизации путем
совершенствования методов, форм обучения; организации самостоятельной работы
как средства активизации и др. Однако недостаточно в научных трудах освещены
вопросы формирования активности младших школьников в разных видах
учебно-познавательной деятельности. Анализ педагогического опыта начальной
школы свидетельствует о том, что проблема использования эвристической беседы
как метода развития познавательной активности еще не стала для подавляющего
большинства учителей предметом специального формирования. Наяву незначительное
количество специальных заданий и упражнений в учебниках, направленная на
формирование и отсутствие методических разработок по рассматриваемой проблеме;
малая осведомленность учителей с психолого-педагогическими аспектами проблемы.

Поскольку „познавательная
активность личности способствует повышению качества любой сфере деятельности”
[47, 5], на ее формирование влияют различные объективные и субъективные
факторы. Эти воздействия эффективны, если они интегрируются из объективной в
субъективную сферу. Поэтому необходимым является целостный подход как к
изучению феномена беседы как метода обучения и условия ее рационального
применения в начальных классах, что и определяет актуальность исследования
проблемы.

Объект исследования –беседа как
метод формирования познавательной активности младших школьников.

Предмет исследования – Беседа как
метод обучения и условия ее рационального применения в начальных классах.

Цель исследования – разработать и
экспериментально проверить методику использования беседы на уроках в начальных
классах.

Гипотеза исследования:
формирование познавательной активности учащихся начальных классов будет
достаточно эффективным, если в учебном процессе предусмотреть реализацию
основных требований к использованию беседы:

 использование интересных
познавательных материалов с учетом потребностей и интересов младших школьников;

 использование системы
познавательных задач и упражнений с использованием проблемно-поисковых методов
обучения;

 обеспечение
эмоционально-положительного фона обучения.

Согласно цели и предмета
исследования были определены теоретические и прикладные задачи, которые
решались на различных его этапах:

1. Проанализировать
психолого-педагогическую, учебно-методическую литературу и педагогический опыт
по исследуемой проблеме.

2. Описать сущность, виды и
основные признаки метода беседы.

3. Разработать методику
формирования у младших школьников познавательной активности средствами беседы.

5. Экспериментально проверить
эффективность разработанной методики в учебно-воспитательном процессе.

В процессе исследования
использовались следующие методы: 1) теоретические: анализ и обобщение
психолого-педагогической и методической литературы, метод теоретического
анализа и синтеза; 2) эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ уроков,
анкетирование учителей начальных классов, изучение ученических работ,
педагогический эксперимент.

Теоретическое значение
исследования заключается в выделении дидактических условий, обеспечивающих
успешное формирование познавательной активности в младшем школьном возрасте
средствами беседы.

Практическое значение исследования
заключается в разработке методики формирования познавательной активности
учащихся начальных классов средствами эвристической беседы. Разработана система
заданий и упражнений для формирования познавательной активности учащихся может
использоваться учителями начальных классов в практической деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Беседа — это «сложный
способ организации познавательной деятельности учащихся. Особенность этого
метода обучения заключается в том, что информация воспроизводится или
воспринимается школьниками частями, в форме вопрос — ответ». Если «вне поля
зрения детей остается хоть одна часть содержания, знания становятся
фрагментарными, теряется их сущность, у детей пропадает интерес и желание
работать».

Для изучения учащихся
часто используют беседу, которая может дать ценный материал для познания
ребенка. Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности (наличие
четкого плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика и
т.д.) и от искренности даваемых ответов.

Важную роль играет беседа
с учащимися, в процессе которой раскрываются условия их жизни, влияние на них
взрослых, художественной литературы и пр. Такой материал позволяет выяснить
особенности формирования личности учащихся: их характера, темперамента,
интересов и способностей. Объективность сообщенных в беседе данных во многом
зависит от такта учителя, его умения выяснить интересующие обстоятельства не
столько в форме прямых вопросов, сколько косвенным путем.

Например, для выявления
нравственных чувств, учащихся можно провести беседу о героях совместно
просмотренного фильма или прочитанной книги.

В системе методов
психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов
деятельности, или, точнее, изучение психических особенностей на основании продуктов
деятельности.

Познанию психических
особенностей ребенка помогает и биографический метод-собирание, и анализ данных
на жизненном пути личности. Зная основные вехи жизни ребенка, можно понять, в
результате каких обстоятельств сформировались те или иные черты личности.

Полученные результаты
эксперимента подтвердили гипотезу, что использование предложенной системы
работы на основе использования эвристической беседы положительно повлияли на
формирование познавательного интереса младших школьников.

Таким образом, мы
получили результаты, которые подтвердили эффективность разработанного
эксперимента. Поскольку основным критерием эффективности проведенного
исследования были показатели сформированности познавательных интересов
учеников, то оказалось, что использование разработанного нами подхода к
использованию эвристической беседы положительно влияет на сформированность
познавательных интересов у учащихся экспериментального класса.

Так, у учащихся
экспериментального класса преобладает стремление поделиться полученными
знаниями со своими товарищами, самостоятельно искать дополнительную информацию
и знакомить с ней товарищей. Также познавательный интерес у них часто связан с
выяснением причинно-следственных связей, объясняющих суть объекта познания. У
учащихся контрольного класса познавательные интересы связаны преимущественно с
внешними признаками объекта познания, имеют ситуативный характер и исчезают
сразу, как только перестает действовать раздражитель.

Среди учащихся
экспериментального класса по сравнению с началом исследования, показатели
сформированности познавательных интересов выросли всего на 12%. По сравнению с
контрольным классом, эти показатели выросли на 9%, что доказывает эффективность
предложенного подхода к использованию методов в структуре личностно
ориентированного урока. Полученные данные экспериментального исследования
позволяют утверждать, что в процессе применения разработанного нами подхода к
использованию методов обучения в структуре урока произошли прогрессивные
изменения уровня сформированности познавательного интереса младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.Теоретические аспекты изучения беседы как метода
обучения и условия ее рационального применения в начальных классах

1.1 Значение беседы для умственного и речевого развития
детей

 

Диалог — разговор, беседа — представляет из себя основную форму
речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Беседа —
сформированный разговор педагога со всей группой детей, предназначенный одному
какому-либо вопросу.

Диалог завязывается предпочтительно в свободном речевом общении и
является базой для непринужденного формирования произносительных,
грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения
навыков связной речи.

В процессе беседы формируется и умение беседовать, т. е. развивается
умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответственными
синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область
действительности.

Необходимо помнить, что характерная черта мышления детей такова, что
они легко запамятывают тему беседы, отвлекаются по всякому поводу. И чем младше
ребенок, тем он легче отвлекается: легче запамятывает, о чем только что
говорил, и перебегает на другую тему. Занятие-беседа призвано формировать у
детей дарование логично мыслить, до конца фаловать начатую тему [3,c.90].

Заканчиваться беседа может тоже загадкой, стихами, показом и
объяснениями воспитателя соответственной картины, но чаще она заканчивается
логическим выводом воспитателя о том, что, же следует в порядочном плане
усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из
беседы. Обязательность участия детей в беседе. Организовать беседу следует так,
чтобы в ней брали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу
воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то такой ребенок не
принимает участие в «разговаривании», и его участие в беседе — только
видимость. Поэтому беседу нужно проводить с ограниченным числом детей — 4—8
человек.

В беседе педагог:

1) устанавливает и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и
знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время созерцаний под
руководством педагога и в многообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей верное отношение к окружающему;

3) приучает детей целенаправленно и в порядке преемственности мыслить,
не отвлекаясь от темы беседы;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы