Курсовая с практикой на тему Базаров — лицо трагическое?
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Новый герой в русской литературе. 5
1.1 Появление нового типа общественного деятеля в
истории России. 5
1.2 Трагическое одиночество Базарова. 9
2. Средства изображения Базарова. 12
2.1 Композиционно-сюжетная структура. 12
2.1.1 Фабульная основа романа. 12
2.1.2 Испытание любовью.. 15
2.1.3 Гибель Базарова и ее смысл для
сюжета…………………………………………….19
2.2 Литературные приемы описания Базарова. 21
2.2.1 Диалог 21
2.2.2 Лексические средства. 22
2.2.3 Пейзаж.. 25
Заключение. 26
Библиография. 28
Введение:
Актуальность выбранной
темы
объясняется интересом к роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»,
свидетельством которого являются и многочисленные издания, и присутствие его в
школьной программе, и новые театральные постановки, а также работы
исследователей, спорящих о трактовке образа Базарова. Роман «Отцы и дети»
относится к лучшим произведениям русской литературы. Эта книга посвящена не
только сложностям между родителями и детьми, но и двум типам русской
интеллигенции XIX века: благородным и очень
консервативным представителям старшего поколения и революционно настроенным представителям
нового поколения, которые больше не готовы жить так, как их родители.
Иван
Сергеевич Тургенев сам осознавал спорную, полемическую природу своего романа
«Отцы и дети». Но сама реальность России XIX века была полна противоречий, что
И.С. Тургенев и изображает в своем романе «Отцы и дети». Тургенев уловил дух
своего времени, с которым соглашался не каждый читатель или критик. Роман
вызвал противоречивые и горячие отклики, вплоть до того, что Тургенев
опубликовал свою статью, чтобы прояснить ситуацию со своим романом и его
героями. Тургенев считал, что отрицательные отзывы были вызваны характером его
главного героя, Базарова, который был совершенно новым для русской литературы
типом. Базаров – это нигилист, демократ, почти революционер. Читатели и критики
ожидали, что автор либо оправдает своего героя, либо осудит его, но Тургенев
вместо этого просто изобразил своего нигилиста как можно более реалистично и
объективно.
Евгений Базаров – это один из самых многозначных
героев русской литературы. Базарова можно назвать человеком-загадкой. Однако
образ Базарова чаще всего рассматривают с учетом его принадлежности к
нигилизму. За пределами внимания остается драматичность судьбы Базарова, по
этой причине выбранную тему работы можно назвать актуальной.
Объект исследования: роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Предмет исследования: образ Базарова в романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети».
Цель исследования: ответить на вопрос о том, можно ли считать
Базарова трагическим героем.
Указанная
цель определила задачи работы:
1) рассмотреть появление нового типа общественного
деятеля в истории России;
2) выявить характер одиночества Базарова;
3) выявить композиционно-сюжетную структуру романа
«Отцы и дети» в аспекте раскрытия образа Базарова;
4) рассмотреть литературные приемы, с помощью которых
описывается Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и
дети».
Практическая значимость работы состоит в возможности
использовать ее результаты при преподавании творчества И.С.Тургенева в курсе
истории русской литературы, а также в курсе литературоведения, в спецкурсах
близкой тематики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключении и библиографии.
Заключение:
И.С.
Тургенев – один из величайших русских писателей, автор, пожалуй, лучшего романа
о непонимании между родителями и детьми. В романе «Отцы и дети» описаны два
поколения. С одной стороны, благородные и консервативные «отцы», которые без
особых проблем проводят свою старость в загородных поместьях. С другой стороны,
прогрессивные «сыновья», которые переживают несовершенство социального
устройства общества. Образ одного из «сыновей», Евгения Базарова, стал
открытием писателя. Тургенев одним из первых почувствовал, что лицо русского
дворянства стремительно меняется, появляются новые люди с особыми идеями. Базаров
стал новым типом в русской литературе, но это еще и новый тип общественного
деятеля: он отвергает все общепринятые представления о ценностях, социальной
иерархии, православии и почти всех аспектах жизни дворян XIX
века. Это раздражает представителей старшего поколения, которые в
романе обвиняют Базарова в отсутствии принципов.
Образ Базарова вызвал противоречивые отклики.
Постепенно среди критиков появились те, кто обратил внимание на одиночество
Базарова. Это не просто «нигилист», это человек, переживающий глубокий
внутренний кризис. Базаров хочет отказаться от всех привычных ценностей, но не
может определить, чем заменить их.
Во второй главе работы был проанализирован роман
«Отцы и дети». Можно сделать вывод, что И.С. Тургенев отвел своему герою особое
место в сюжете романа. Базаров присутствует в романе с начала и до конца, он
вступает в отношения практически со всеми персонажами, это единственный герой,
которого можно увидеть со всех сторон, в различных ситуациях. Это позволяет
Тургеневу создать сложный и неоднозначный образ, а также показать
ограниченность Базарова. Он показан как персонаж, оторванный от культуры (в
лице Павла Петровича), от народа и вообще от уклада русской жизни. Эта идея писатели
наглядно проявляется в постоянных странствиях Базарова.
Базаров, как и многие герои
русской литературы, не проходит испытания любовью. Можно сказать, что в
отношениях с женщинами Базаров проявляет худшие качества своего характера. Если
в целом Базаров отличается широтой взглядов и демократичностью, то в отношениях
с женщинами он проявляет себя как ограниченный и циничный человек, отвергающий
свою способность к чувствам. Базаров проходит испытание смертью: он держится с
достоинством. Но сама смерть Базарова показывает, что его идеи гибельны, как
для него самого, так и для всего общества. Большую роль в числе
средств описания Базарова играет диалог. Базаров – единственный персонаж в
романе, который успевает переговорить со всеми прочими героями. Именно в
диалогах раскрываются взгляды Базарова и его мировоззрение. Диалоги становятся
способом показать внутренний мир Базарова, так как он откровенный человек и
проговаривает многие из своих мыслей. Этот внутренний мир наполнен презрением
ко многим людям, ненавистью к ним. Ничего удивительного, что окружающие, в свою
очередь, тоже недолюбливают Базарова с его нетерпимостью.
Тургенев зачастую прямо описывает
своего персонажа, используя лексические средства. Несмотря на то, что писатель
симпатизировал Базарову, он реалистично подходит к его изображению и описанию.
Базаров – умный и честный, но излишне самолюбивый человек, его гордость мешает
ему принять свое место в жизни. Он отталкивает от себя все, что помогает
человеку жить – природу, красоту, религию, любовь, искусство и т.д.
Базаров одинок, его мало
кто понимает. Назвать его «трагическим героем» можно потому, что это
незаурядная личность. Но его идеи несут разрушение. Базаров борется с культурой,
с традиционным укладом жизни, с романтичностью и т.п. Это мировоззрение
постепенно заводит его в тупик, из которого писатель не видит другого выхода,
кроме гибели героя.
Фрагмент текста работы:
1. Новый герой в русской литературе
1.1 Появление нового типа общественного деятеля в истории
России
Роман
«Отцы и дети» – самая известная книга Тургенева, но к 1860-м годам он уже
приобрел репутацию ведущего писателя своего времени. Его произведения, такие
как «Записки охотника» (1852), «Ася» (1857) и другие, уже были очень популярны,
читались всеми и получили признание критиков. Но «Отцы и дети» (1862) поставили
имя Тургенева в один ряд с величайшими русскими писателями.
Свою
писательскую задачу Тургенев полагал в угадывании «мгновений перелома»,
мгновений, в которых «прошлое умирает и зарождается нечто новое». Писатель
признавался: «…я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно
изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называл "самый
образ и давление времени", и ту быстро изменяющуюся физиономию русских
людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих
наблюдений» [18, с. 11].
Одним из литературных нововведений Тургенева стало
появление нового типа персонажа: нигилиста, человека, отвергающего всякие
установленные правила [9, с. 22]. В романе
"Отцы и дети" Тургенев изображает героя, являющегося носителем
революционного сознания, – Евгения Базарова, вся деятельность которого
направлена на разрушение существующего порядка вещей [18,
с. 4].
Базаров
обычно определяется как «нигилист». Именно так он и сам себя определяет. Но
образ Базарова глубже, Тургенев увидел в русском обществе не просто человека
определенных, пусть и непривычных, убеждений. Базаров – новый тип человека. Он
вызвал множество критики.
Сам
Тургенев в ответ на критику Базарова писал: «Если читатель не полюбил Базарова
со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, то
повторяю, в этом моя вина, значит, я не достиг своей цели. Базаров – это мое
любимое детище, разве может этот умница, этот герой, быть карикатурой? Разве Вы
не замечаете, что это самая симпатичная из всех моих фигур? Он честен, правдив
и демократ до кончиков ногтей» [9, с. 27].
В
статье «По поводу "Отцов и детей"» (1869) писатель признается, что у
образа Базарова есть прототип: «В основание главной фигуры, Базарова, легла
одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом
замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, еще бродившее начало,
которое потом получило название нигилизма» [12, с. 86].
Сегодня
нигилизм (от лат. nihil — ничто) определяется как мировоззренческая позиция,
ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые
ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры.
Мартин
Хайдеггер (1889-1976), немецкий философ, исследуя творчество Ницше, приходит к
выводу, что нигилизм есть процесс: процесс обесценения, ценностного оскудения
высших ценностей [17, с. 18].
Нигилизм
становится социальным явлением, когда он получает заметное распространение в
обществе. В этом случае он становится предметом исследования социологов,
осмысления философской наукой. Социология дает ответ на вопрос о распространенности
явления, его разновидностях, тенденциях развития. Философия ищет его причины,
подводит под явление научную базу.
Нигилист Базаров вызвал
шквал критики среди читателей. Раньше в русской литературе никогда не
появлялся такой человек, как Базаров: он отвергал все общепринятые
представления о политике, семейных ценностях, социальной иерархии, православии
и почти всех аспектах жизни.
Чтобы защитить свой тезис о
том, что Базаров не может быть представителем нового поколения, М.А. Антонович
на первый план выдвинул его отрицательные черты. Антонович склоняется к мнению,
что Тургенев ненавидит своего героя, изображает своего героя самыми
неприглядными красками, превращая живое лицо в карикатуру. Даже нигилизм
Базарова изображен поверхностно. Базаров является нигилистом, однако он и сам
не осознает, что и почему отрицает [1, с. 56].
Читатель,
например, так и не может понять, отрицает или не отрицает Базаров науку? На
этот вопрос нет точного ответа, так как и здесь слова героя расходятся с делом.
В романе речь идет о том, что Базаров увлечен наукой, но нет подробностей,
какой именно, кроме того, какова в этом польза для человечества. То есть, с
виду его взгляды привлекательны, но на самом деле они абсолютно пусты.
Для
современных исследователей романа особенно значимой оказывается проблема
поэтики тургеневского романа. Интерес к ней в целом можно рассматривать как
особую тенденцию: проблема типичности изображения героя, соотношения
литературного образа и социально-исторических реалий, которые стоят за ним,
постепенно отходила на второй план, оставаясь предметом общей характеристики
романа. Проблему эту исследователи рассматривают сегодня как уже решенную, и
таким образом центр внимания переходит на проблемы художественных
закономерностей построения тургеневского произведения.
Прежде
всего, здесь возникает вопрос реализма Тургенева-художника, причем речь в
данном случае идет не об особенностях типизации, но скорее о значении
индивидуального начала в тургеневском образе. Это прежде всего специфика
изображения природы. Она тем более важна для Тургенева, что пейзажи в романе
имеют значение и для характеристики социально-исторического «фона» действия
(картины заурядного, небогатого края призваны подчеркнуть мысль писателя о
проблемной ситуации в России накануне отмены крепостного права); и для
выражения оценки взглядов Базарова, который не считает природу самостоятельной
эстетической и онтологической ценностью.