Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Барьеры в общении молодых людей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 5

1.1. Понятие «общение», его виды 5

1.2. Понятие и виды барьеров общения 10

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 21

2.1. Методики, этапы проведения и результаты исследования. 21

2.2. Рекомендации по преодолению барьеров в общении 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46


  

Введение:

 


Актуальность изучения проблем коммуникации заключается в том, что ее исследование открывает возможность более глубокого анализа пси-хологических закономерностей и механизмов регуляции поведения чело-века, формирования его внутреннего мира, показа социальных условий психологии и образа жизни индивида. В отечественной психологии ком-муникация определяется Б. Г. Ананьевым, М. М. Бахтиным, В. М. Бехтере-вым, А. Н.Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, В. Н. Мясищевым и Л. С. Рубин-штейном. Они считают, что общение является важным условием психоло-гического развития человека, его социализации и персонализации, форми-рования личности. Психоанализ общения раскрывает механизм его осу-ществления. Общение представляется как важнейшая социальная потреб-ность, не выполняемая, при которой формирование личности замедляется, а иногда и останавливается. Ученые давно занимаются проблемой комму-никационных барьеров. Эта тема в основном связана с такими исследова-телями как: Э. Берном, А. А. Бодалевым, Л. П. Буевой, А. С. Золотняко-вой, М. С. Каганом, Б. Д. Парыгиным, З.Фрейд и другие связанные с ним имена.

Причиной психологического расстройства могут быть социокуль-турные различия между партнерами по общению. Это могут быть соци-альные, политические, религиозные или профессиональные различия, ко-торые приводят к различным интерпретациям тех или иных понятий, ис-пользуемых в процессе общения. Препятствием может служить и восприя-тие партнера по общению как человека определенной профессии, опреде-ленной национальности, пола и возраста.

Например, авторитет коммуниканта в глазах реципиента важен для возникновения препятствий. Чем выше мощность, тем меньше препятствий для предполагаемого усвоения информации.

Само нежелание прислушиваться к мнению человека часто связано с его низким авторитетом. Психологические барьеры в общении возникают неосознанно и субъективно, часто не ощущаются самим человеком, но сра-зу же воспринимаются окружающими. Человек больше не чувствует себя неверным своему поведению и уверен, что общается нормально. Если об-наруживаются несоответствия, комплекс начинает развиваться.

Цель исследования: изучить особенности барьеров в общении моло-дых людей

Объект исследования: барьеры в общении молодых людей

Предмет исследования: особенности барьеров в общении молодых людей.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятия «общение» и «барьеры общения»

2. Эмпирически выявить барьеры общения молодых людей и их от-личие от барьеров в общении старших людей.

Гипотеза исследования: для молодых характерны психологические барьеры и они отличаются от барьеров старших людей.

Методы теоретического исследования: анализ, синтез, классифика-ция.

Методы эмпирического исследования:

— общие методы: метод исследования документов и опрос;

— методы сбора данных: Оценка уровня общительности (тест Ряхов-ского), методика «Выход из трудных жизненных ситуаций.

Методики выявляющие барьеры в общении: тест: Ваша коммуника-тивная установка

— методы обработки данных: STATISTIC, коэффициент Манна-Уитни.

Эмпирическая база (это — где именно бы проводила исследование, например, наш вуз) и выборка исследования составила 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса (17-19 лет, 10 девушек и 5 мо-лодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологические барьеры в общении возникают неосознанно и субъ-ективно, часто не ощущаются самим человеком, но сразу же воспринима-ются окружающими. Человек больше не чувствует себя неверным своему поведению и уверен, что общается нормально. Если обнаруживаются несоответствия, комплекс начинает развиваться.

Исходя из полученных результатов по всем трём методикам, прове-дёнными с испытуемыми, можно подвести итог: «молодое поколение» от-личается более выраженной негативной коммуникативной установкой и сложнее выходит из сложившейся ситуации, а «старшее поколение» не имеет выраженную негативную коммуникативную установку и с лёгкостью справляется с трудными обстоятельствами.

С помощью критерия U Манна-Уитни мы проверили коэффициент значимости различий.

В результате можно сделать вывод о том, что различия выраженно-сти показателей в группах статистически значимы.

Возможно, это обуславливается богатым жизненным опытом и большей мудростью «старших». Скорее всего, именно эта особенность ле-жит в основе проблемы «отцов и детей».

Психологи советуют делать то, что подсказывают вам ваши чувства в конфликтной ситуации. Если вы чувствуете себя расстроенным, обижен-ным, разочарованным или чувствуете, что вас несправедливо осудили, го-ворите немедленно.

Гораздо лучше выражать свои чувства напрямую, чем нести их са-мому и бросать кому попало. При этом не стоит стучать кулаками по сто-лу или хватать обидчика за грудь, достаточно сказать: «мне это не нравит-ся», что облегчит ваш гнев.

Для того чтобы преодолеть «препятствие», необходимо точно оце-нить ситуацию, четко определить причину возникновения «препятствия» и действовать по плану плана. При этом необходимо учитывать основные принципы: принцип сотрудничества и взаимопонимания, учет личностно-психологических особенностей партнеров по общению.

Решение проблемы коммуникативных «барьеров» означает много-гранный характер исследования, учитывающий многообразие «барьеров» и широту их проявлений. Все эти требования были успешно решены в со-ответствии с индивидуальным подходом.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАРЬЕРОВ В ОБ-ЩЕНИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

1.1. Понятие «общение», его виды

«Коммуникация» — основная категория социально-психологической теории. Существует множество способов раскрыть сущность понятия «коммуникация».

Общение — это форма деятельности людей как равноправных партне-ров, ведущая к возникновению духовного контакта. Психологический кон-такт характеризуется общением как двусторонней деятельностью, взаимо-связью между людьми.

Б. Д. Парыгин указывает, что этот процесс может быть одновремен-но и процессом взаимодействия людей, и информационным процессом, и отношением людей друг к другу, и процессом их взаимодействия.

А. А. Бодалев предполагает, что общение рассматривается как «вза-имодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации с целью формирования отно-шений между людьми».

Общение как интерактивный процесс гораздо шире: общение внутри групп — это межгрупповое, межкомандное, коллективное. Только в процес-се взаимодействия с человеком, группой или коллективом может быть реа-лизована потребность индивида в общении. Через общение человек учится поведению [11].

Коммуникация — процесс взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов (индивидов, групп), характеризующийся обменом деятельно-стью, информацией, опытом, умениями, навыками и результатами дея-тельности, являющийся одним из необходимых и универсальных условий формирования и развития общества и личности.

Но из всех объяснений общения можно выделить основные объясне-ния:

1. общение — это самостоятельная деятельность человека

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы