Курсовая с практикой на тему Барьеры педагогического общения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ 5
1.1.Специфика педагогического общения 5
1.2.Анализ исследований отечественных педагогов, направленных на изучение способности к преодолению барьеров учебной деятельности 8
1.3. Классификация барьеров профессионально-педагогического общения педагогов 13
2.МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 16
2.1.Опытно-экспериментальное исследование особенностей проявления барьеров профессионально-педагогического общения у педагогов одного из ДОУ г. Череповца. 16
2.2.Предложения по развитию коммуникативной компетентности современных педагогов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
В настоящее время система образования в России претерпевает существенные изменения, одним из которых является гуманизация образования. В связи с этим к педагогам предъявляются высокие требования, заключающиеся в высоком уровне профессиональной подготовки, проявлению активности, как творческой, так и личностной, эффективности межличностного взаимодействия и общения с учениками. Именно о последнем и пойдет речь. Можно с уверенностью сказать, что именно в общении складывается система воспитательных взаимоотношений, помогающих или же, наоборот, препятствующих развитию и становлению личности ребенка, усвоению им знаний, умений, навыков. Многочисленные исследования в данной области позволяют нам убедиться, что зачастую виной неуспеваемости, скрытности, нежелания учиться является не столько сложность материала и трудность в его освоении, сколько проблема взаимодействия со сверстниками, а в особенности – с учителем. Правильно организованный процесс педагогического общения способствует возникновению эффективного и продуктивного контакта между учителем и ребенком, как субъектом педагогического процесса, способствует преодолению коммуникативных и психологических барьеров, всестороннему развитию личности. Именно первостепенная значимость данного процесса обусловила мой интерес к изучению и анализу проблемы педагогического общения.
Актуальность изучения вопросов, касающихся стиля педагогического общения и взаимодействия, связана с тем влиянием, которое он оказывает на становление личности детей, на возникновение конфликтных ситуаций, споров и разногласий между участниками педагогического процесса, сказывающихся на его ведении и усвоении материала. Многих конфликтов вполне можно избежать или сгладить, если знать, какой стиль педагогического общения и поведения наиболее применим в данной ситуации. Можно с уверенностью сказать, что от выбора стиля педагогического общения вообще зависят многие компоненты процесса обучения.
В отечественной психологии общение исследовали Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л.С. Рубинштейн. Они рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Объект исследования: непосредственно процесс общения.
Предмет исследования: стили педагогического общения и взаимодействия
Цель исследования: теоретическое изучение стилей педагогического общения и взаимодействие, их сравнение и анализ
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение педагогического общения
2. Изучить классификацию стилей педагогического общения
3. Дать характеристику стилям педагогического общения и произвести их сравнительный анализ
4. Проанализировать воздействие каждого из стилей на развитие личности ребенка и успехи в его обучении.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Анализ литературы по теме «Педагогическое общение»
2. Наблюдение за учебной деятельностью детей
3. Методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова
Заключение:
В образовательном процессе учитель взаимодействует с учащимися, их родителями и коллегами. На практике случаются ситуации, когда взаимодействие с коллективом школьников затруднено по различным причинам. В таких случаях важно, чтобы учитель проанализировал свои действия для того, чтобы предпринять попытку для искоренения причин неэффективного взаимодействия. Коммуникативные барьеры мешают полноценному процессу обучения.
Следует учитывать, что успех в обучении гарантирован только в условиях доброжелательного взаимодействия. Значение затруднений для учебной деятельности изучали Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан — Калик, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницьша.
В психолого — педагогической литературе выделяют следующие причины неэффективного педагогического взаимодействия:
— педагог не считается с индивидуальными особенностями учащегося, не понимает его и не стремится к этому;
— ученик не понимает учителя и поэтому не принимает его как наставника; — действия учителя не соответствуют причинам и мотивам поведения ученика или сложившейся ситуации; — учитель высокомерен, задевает самолюбие, унижает достоинство учеников;
— ученик сознательно и упорно не принимает требований учителя или, что еще серьезнее, всего коллектива;
— сложность в управлении собственным состоянием;
— неумение перестраиваться при общении в зависимости от педагогических задач;
— механический перенос учителя чужого стиля общения.
Учителю важно в результате рефлексии понять истинную причину, которая влечет недопонимание. Выявив ее, учителю необходимо сделать так, чтобы его педагогическая траектория была гибче, не ущемляла интересы учащихся.
Установлению благоприятного общения на уроках поможет использование следующих коммуникативных приемов: — одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, факту участия в диалоге; — поощрение устных ответов по собственной инициативе; — создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; — позитивная критика; — демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся; — предоставление возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями»; — критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним; — «игровая провокация» (Например, что — то Иванов недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав).
Таким образом, в работе учителя большое место занимают межличностные отношения. Осознанные действия по регулированию взаимодействий с учащимися психологи 58 называют ядром профессионального мастерства. Важно, чтобы педагог умел установить контакт с каждым ребенком, поддержать его или отказать в поддержке, дать ему поручение и требовать исполнения или взять всю ответственность на себя. В этом залог успеха в профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
1.1. Специфика педагогического общения
Педагогическое общение составляет основу профессиональной деятельности педагога. Оно подразумевает общение с определенными педагогическими функциями и должно иметь целью создание благоприятных условий для учебного взаимодействия преподавателя и обучающихся. Оно имеет свои особенности, знание которых способствует продуктивной педагогической работе.
Сформированные в статье основные принципы педагогического общения могут быть использованы преподавателями вуза для совершенствования своей педагогической деятельности. Общение представляет собой неотъемлемый момент в педагогической деятельности, который способствует достижению целей учебно-воспитательного процесса. Оно отличается своей функцией и значимостью от обычного общения между людьми. Характеристики педагогического общения определяются целями и особенностями совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Сегодня обучение и воспитание рассматриваются как взаимообусловленные процессы, цель которых успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств обучающихся и их подготовка к выполнению общественно значимой деятельности.
И основой этого следует считать педагогическое общение, так как педагогический процесс должен строиться на диалоге между педагогом, как носителем общественного опыта и культуры и обучающимися, как их потребителями. Отличительным признаком можно считать его тройную направленность: непосредственно на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет освоения. В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъекты: личностной, социальной и предметной.
Это происходит в силу того, что педагог, работая с одним обучающимся над изучением учебного материала, всегда ориентируется на результат всех обучающихся, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Педагогическое общение органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. Педагогическая деятельность влияет на характер общения, цели и требования.
Преподаватель в своей профессиональной деятельности должен уметь организовать продуктивное общение со студентами, коллегами, создавать благоприятную рабочую атмосферу в учебной группе. Выделяют следующие стили педагогического общения: Авторитарный стиль, который имеет характерную тенденцию на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Преподаватель часто использует приказной тон и делает резкие замечания. Попустительский стиль, главное особенностью которого является самоустранение преподавателя из учебно-воспитательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Важно отметить, что не все обучающиеся удовлетворены подобным стилем общения, несмотря на то, что они не несут никакую ответственность, а занятия напоминают безответственную игру. При демократическом стиле оцениваются факты, а не личность.
При этом главной особенностью считается то, что обучающиеся принимаю активное участие в учебном процессе и его организации. Как результат у обучающихся развивается уверенность в себе, стимулируется самоконтроль. Общение-дистанция подразумевает взаимоотношения педагога и обучающихся при соблюдении определенной дистанции. Но необходимо соблюдать адекватность и целесообразность. Дистанция должна присутствовать в системе подобных взаимоотношений, но она не должна восприниматься как их основа. Дистанция выступает показателем ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Общение – устрашение связано, как правило, с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью, которое сложно выстроить, и начинающий педагог часто может выбирать общение-устрашение как выход. Заигрывание обычно используют молодые педагоги вследствие отсутствия навыков организации продуктивного учебного взаимодействия.
При выборе данного типа общения можно говорить о непонимании педагогом своих педагогических задач, об отсутствии навыков учебного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, о боязни общения с группой обучающихся с одновременным желанием наладить с ними контакт. Таким образом, педагогическое общение представляет собой особый тип общения, характерные признаки которого продиктованы разными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого процесса. Следует учитывать и тот факт, что педагогическое общение происходит через личность педагога. Именно в общении проявляется его отношение к миру, его суждения, его гражданская позиция и т.д., что влияет не только на формирование жизненной позиции, личности обучающихся, но также и на результат овладения ими предметными знаниями.
Преподаватель в процессе педагогического общения осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по организации учебно-воспитательного процесса [1; с. 86]. От выбора стиля общения и руководства зависит эффективность и результативность его профессиональной деятельности, особенности формирования межличностных отношений и межличностного взаимодействия с обучающимися. Стиль общения воплощает социально-этические установки общества, вуза, он отражает личностный и педагогический уровень педагога, его эмоционально-психологические особенности.
Оптимальный стиль общения – это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной творческой деятельностью, которое отражает специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощает в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков профессионально-педагогического общения.
Таким образом, взаимоотношения преподавателя и обучающихся должны складываться постепенно и зависят от многих факторов: традиций вуза, практического опыта педагога и т.д. Педагогу необходимо постоянно совершенствовать не только свои профессиональные знания, но и развивать навыки педагогического общения, как обязательное условие совершенствования работы педагога с обучающимися.