Курсовая с практикой на тему Барьеры межличностной коммуникации и пути их преодоления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Основные
подходы в изучении общения. 6
2
Коммуникационные барьеры – основные аспекты.. 11
2.1 Понятие
коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения 11
2.2
Классификация коммуникационных барьеров. 13
2.2.1 Барьер
общения «авторитет». 13
2.2.2 Барьер
общения «избегание». 14
2.2.3 Барьер
общения «непонимание». 16
3
Возможности совершенствования эффективной коммуникации. 21
3.1 Методы
преодоления барьеров коммуникации. 21
3.2 Правила
и принципы построения эффективной коммуникации. 29
Заключение. 31
Литература 33
Введение:
Коммуникация выполняет
особую функцию в психическом развитии человека. Так, материальная коммуникация
дает возможность индивиду получать необходимые предметы духовной и материальной
культуры, которые выступают в качестве условия личностного развития.
Когнитивная коммуникация
является непосредственно фактором интеллектуального развития индивида.
Кондиционная коммуникация формулирует установки, необходимые для нормального
функционирования других видов коммуникации, а также создает состояние
готовности к научению. Этим кондиционная коммуникация косвенно способствует
личностному и интеллектуальному развитию индивида.
Мотивационная
коммуникация является источником энергии и дополнительной мотивации для
индивида, своего рода «подзарядкой». Индивид увеличивает собственный
психоэнергетический потенциал в процессе коммуникации, тем самым развивая себя
самого.
Прямой развивающий эффект
имеет для человека деятельностная коммуникация, так как совершенствует и
обогащает его собственную деятельность.
В процессе межличностных
коммуникаций зачастую возникают особые коммуникативные барьеры. Связи с
уязвимыми местами в каких-либо каналах коммуникации или, к примеру, с
погрешностями кодирования и декодирования, они не имеют, а обладают
исключительно психологическим или социальным характером. Возникать такие
барьеры могут по причине того, что нет понимания ситуации коммуникации, что
вызвано не просто тем, что партнеры общаются на разных языках, а различиями
более глубокими, существующими между участниками коммуникативного процесса. К
примеру, это могут быть профессиональные, религиозные, политические, социальные
различия, которые не просто создают разное понимание и интерпретацию одних и тех же понятий,
используемых в процессе общения, но и, в целом, совершенно разное мироощущение,
миропонимание и мировоззрение. Подобного рода барьеры межличностной
коммуникации образованы объективными социальными предпосылками, принадлежностью
партнеров по общению к разным социальным слоям, и при проявлении этих барьеров
особенно четко выступает интегрированность коммуникации в обширную систему
общественных отношений.
В данном случае
коммуникация демонстрирует то свое свойство, что она лишь одна из сторон
общения. И то, что процесс коммуникации происходит через наличие барьеров в
этой коммуникации – естественно. Даже военные противники ведут переговоры. Но
весь процесс коммуникации в значительной степени усложняется самим наличием
коммуникативных барьеров.
Мы живем в
быстроизменяющемся мире, где продуктивное межличностное общение играет огромную
роль. Знание барьеров коммуникации и умение их преодолевать может в
значительной степени облегчить общение в учебном, рабочем коллективе, в семье и
любом межличностном общении. Поэтому одной из актуальных проблем современной
психологии является проблема эффективной межличностной коммуникации и имеющиеся
в ней барьеры.
В связи с актуальностью
описанной мной проблемы, была выбрана тема курсовой работы. Цель работы –
осуществить анализ барьеров в межличностном общении, а также рассмотреть пути
преодоление этих барьеров. Мной были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть проблему коммуникации в
психологии;
б) рассмотреть основные подходы и к проблеме
барьеров в межличностном общении;
в) проанализировать основные виды барьеров в
межличностном общении и выделить пути их преодоления.
В качестве объекта моего исследования выступает коммуникативная
сторона общения. К качестве предмета исследования я рассматриваю барьеры
межличностного общения. В качестве методов проводимого исследования можно
выделить: анализ литературы по взятой проблематике, анализ и обобщение
полученных знаний.
Заключение:
Коммуникация
в психологическом знании рассматривается как сложный многогранный процесс
установления и развития взаимодействия между людьми. Потребность совместной
деятельности порождает общение. Общение
имеет в своем составе как минимум три различных процесса: интеракцию
(обмен действиями), коммуникацию (обмен информацией) и социальную перцепцию
(восприятие и понимание партнера по общению).
К
ней обращались такие известные исследователи феномена общения как В.А.
Петровский, А.В. Петровский, В.И. Мясищев, А.А. Мелик-Пашаев, М.Н. Мелибруда,
Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, И.Б. Котова, В.А. Калиненко, А.Б. Добрович, А.А.
Бодалев, Б.Г. Ананьев и многие другие.
Одной
из важнейших характеристик межличностной коммуникации является присутствие в
коммуникации специфических барьеров, что неизбежно возникают в процессе
взаимодействия индивидов. Феномен барьеров в коммуникации был предметом
изучения таких известных ученых в областях социологии и психологии, как Б.Д.
Парыгин, В.Ф. Галыгин, Г.М. Андреева и другие.
Исследователи
феномена коммуникативных барьеров отмечали, что барьеры в общении возникают в
силу определенных причин – индивидуально-психологических, культурных и прочих.
Социальная психология выделяет такое коммуникативные барьеры, как замещающее
искажение, информационно-дефицитный, семантические, эмоциональные и ряд других.
Каждый из этих барьеров общения несет в себе свою специфику, свое определенное
влияние на общество и свое развитие. Успешности межличностного общения во
многом зависит от понимания барьеров, которые так или иначе возникают в
процессе коммуникации, умение их различать и знание способ преодоления данных
барьеров. [16, с.
39]
Для
преодоления барьеров в общении существует множество способов. Выбор способа
преодоления зависит от понимания своего партнера по общению, от правильного
определения его типа и структуры направленности его личности. Сбор этих знаний
о партнере дает понимание сущности возникшего барьера, его причины и помогает
найти дальнейшие пути разрешения проблемы.
В
психологической науке существует ряд методов по преодолению барьеров в
межличностном общении: различные приемы преодоления стилистического барьера,
семантического барьера, использование феномена авторитета, методы привлечения и
поддержания внимания, а также всевозможные виды ответных активных реакций в
коммуникации, что обеспечивают рефлексивное слушание.
Мы
все, люди, являемся уникальными личностями, с каждым из нас необходимо искать
пути решения возникающих проблем, подход в этом вопросе должен быть
индивидуальным. От правильно подобранного стиля общения и методов преодоления
барьеров в общении зависит успешность межличностной коммуникации.
Фрагмент текста работы:
1 Основные подходы в изучении общения
Индивид входит в контакт
с другим индивидом, обменивается информацией с целью дальнейшего построения
совместной деятельности, сотрудничества, что предполагает собой общение как
взаимодействие.
Всем высшим живым
существам свойственно общение. Однако на уровне человека оно приобретает
особые, совершенные свойства, становится осознанным и непосредственно связано с
речью. В жизни человека нет даже самого кратковременного периода, когда бы он
находился вне коммуникации, вне взаимодействия с другими людьми.
Общение по целям делиться
на социальное и биологическое. Последнее есть общение, необходимое для
развития, сохранения и поддержания организма. То есть оно связано с
удовлетворением наших биологических потребностей. В свою очередь, социальное
общение в качестве цели преследует укрепление и расширение межличностных
контактов, установление и развитие межличностных отношений, роста индивида как
личности.
Массовое общение – это
множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также
коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Межличностное тесно
связано непосредственно с тесным контактом людей в парах или труппах, имеющих
постоянный состав участников. Таким образом, межличностное подразумевает
психологическую близость участников общения, наличие понимания, сопереживания,
опыта совместной деятельности. В связи с тем, что социальная психология есть
составная часть комплекса психологических наук, то она имеет в своей основе
принципы и категории, содержащиеся в общей психологии. Для
социально-психологической теории «общение» является базовой категорией. К
обоснованию этого тезиса существует множество подходов.