Курсовая с практикой на тему Банкротство физических лиц.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Становление института банкротства физического лица 5
1.1 Институт банкротства как неотъемлемая часть рыночной экономики 5
1.2 История развития законодательства о банкротстве 9
1.3 Зарубежный опыт банкротства физических лиц 12
Глава 2 Применение института банкротства физических лиц в Российской Федерации 17
2.1 Банкротство физических лиц: понятие и признаки 17
2.2 Порядок и процедуры банкротства физического лица 23
Заключение 28
Библиографический список 30
Введение:
Введение
Актуальность темы исследования. Ускоренное развитие рынка кредитных услуг в Российской Федерации в современных обстоятельствах создало ситуацию, когда определенное количество экономически активных граждан оказались неспособными выполнить свои финансовые обязательства перед кредитными учреждениями, поскольку не рассчитали свои финансовые возможности и в недостаточной степени разобрались в договорных кредитных конструкциях.
В течение нескольких последних лет рост объема просроченной задолженности по кредитам и другим обязательствам приобрело катастрофический характер, что неудивительно в условиях отсутствия в большинстве заемщиков возможностей надлежащего выполнения своих денежных обязательств в иностранной валюте перед кредиторами в связи с неустанной девальвацией рубля. Состояние выполнения обязательств в национальной валюте также испытывает значительного негативного воздействия в связи со снижением фактического прожиточного минимума в стране.
Такая ситуация выглядит вполне логичной на фоне значительного количества финансовых займов со стороны иностранных государств и международных структур, исключительно благодаря которым в течение нескольких последних лет Российская Федерация удается удерживать основные финансовые показатели от полного краха. В этих условиях важной задачей современной юридической науки является формирование механизма регулирования общественных отношений в области банкротства физических лиц.
Степень теоретической разработки темы. Проблемы несостоятельности (банкротства) физических лиц долгие годы вызывает интерес у многих ученых. Ученые посвящали свои работы комплексному исследованию процессуальных вопросов процедуры банкротства физических лиц. Можно отметить работы: Н.В. Родиной, В.Ф. Попондопуло, А.С. Перфилова, М.В. Телюкиной, А.Н. Ткачева, В.С. Белых, И.П. Проскурина, Е.А. Васильева, Н.А. Тура.
Объектом исследования являются отношения, складывающие в процессе банкротства физических лиц в Российской Федерации, предметом исследования выступают нормативно-правовые нормы, регулирующие процедуру банкротства физических лиц в РФ.
Цель курсовой работы – охарактеризовать порядок банкротства физических лиц в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить институт банкротства как неотъемлемую часть рыночной экономики;
рассмотреть историю развития законодательства банкротства физического лица;
рассмотреть зарубежный опыт банкротства физических лиц;
описать понятие и признаки банкротства физического лица;
охарактеризовать порядок и процедуры банкротства российских граждан.
Научную основу составили труды российских ученых в области банкротства.
Правовой основой исследования явились нормативные правовые акты: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Основные методы, используемые в работе: анализ, синтез, сравнительный метод.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические основы института банкротства, исторические предпосылки его развития, зарубежный опыт. Во второй главе описана процедура банкротства физических лиц.
Заключение:
Правовой институт банкротства в современных условиях является одним из важных средств обеспечения безопасности экономических интересов, субъектов хозяйствования. Следовательно, очевидна необходимость создания и развития механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью.
Банкротство — признанная хозяйственным судом неспособность должника погасить денежные требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. То есть банкрот — это лицо, которое не имеет возможности рассчитаться со всеми кредиторами в связи с отсутствием или недостаточностью имущества и средств.
Банкротство физического лица — это возможность списать долги, если человек оказался не в состоянии их обслуживать. Списать можно, преимущественно, кредитные задолженности — перед банками, МФО, по долговым распискам. В этот перечень входят задолженности за коммунальные услуги и, например, штрафы за нарушения правил дорожного движения.
Банкротство еще часто называют признанием несостоятельности физического лица.
Признаки банкротства:
— задолженность от 300 000 рублей;
— имущества для расчета с кредиторами недостаточно;
— дохода не хватает на оплату кредитов и обеспечение семьи одновременно;
— просрочки по кредитам уже начались или вы понимаете, что скоро вы начнете их допускать.
С сентября 2020 года вариантов признания несостоятельности стало 2: внесудебная и судебная процедура банкротства.
Гражданин РФ обязан начать процесс банкротства, согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», когда общая сумма задолженности составляет более 500 тысяч рублей и существует просрочка по обязательствам в течение 3 месяцев.
Если задолженность менее 500 тысяч рублей, но при этом гражданин не в состоянии ее погасить и является неплатежеспособным, тогда он сам может решить, подавать заявление или нет.
К сожалению, со сложностями и ограничениями заемщик столкнется не только в процессе, но и после банкротства физического лица. Последствия оформления этого статуса в дальнейшем:
в течение 5 лет гражданин обязан уведомлять о своем банкротстве при обращении за новым кредитом или займом, при покупке товаров в рассрочку;
в течение 3 лет гражданин не вправе занимать управленческие должности в организациях, а значит, могут возникнуть проблемы, если он уже занимает пост руководителя и если у него числятся сотрудники в подчинении;
ограничение на банкротство в последующие 5 лет.
В результате банкротства долг гражданина перестает расти — прекращается начисление процентов, пеней и штрафов — и по окончании процедуры он списывается.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Становление института банкротства физического лица
1.1 Институт банкротства как неотъемлемая часть рыночной экономики
Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство — это признанная судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов через применение ликвидационной процедуры; неплатежеспособность — неспособность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежного обязательства перед кредиторами, в том числе по заработной плате . А также выполнить обязательства по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного языкового государственного социального страхования, налогов и сборов (обязательных платежей) через восстановление платежеспособности.
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство характеризуется следующем: недостаточность активов в ликвидной форме, неспособность субъекта предпринимательской деятельности удовлетворить в установленный для этого срок требования со стороны кредиторов и выполнить обязательства перед бюджетом.
В Российской Федерации критерием несостоятельности является невозможность удовлетворения требований кредиторов в течение трех месяцев на сумму не менее трехсот минимальных размеров заработной платы. Действующий сегодня Закон предусматривает выполнение триединой задачи. Во-первых, прекращение непродуктивного использования производственных мощностей. Во-вторых, предотвращение имущества неплатежеспособных предприятий. В-третьих, удовлетворение требований
Содержание:
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………… 3
1.Теоретические аспекты
несостоятельности(банкротства)физических лиц……. 5
1.1.История института
несостоятельности(банкротства)………………………………. 5
1.2. Понятие несостоятельности(банкротсва)
физических лиц………………………. 8
1.3. Финансовый управляющий как субъект процедуры
несостоятельности(банкротства) физических лиц…………………………………………………………………………………….. 13
2. Проблемы правоприменения норм о банкротстве
физических лиц…………… 18
2.1. Проблемы рассмотрения дел о банкротстве в
судах……………………………… 18
2.2. Проблема оспаривания сделок в ходе процедуры
банкротсва физического лица……………………………………………………………………………………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………………………………………… 29
Список
литературы……………………………………………………………………………….. 30
Введение:
Введение
В
современной отечественной правовой науке не раз авторы работ размышляли о
процессах формирования института банкротства, при этом правовой институт редко
рассматривался как, непосредственно, сам институт, скорее его отождествляли с
институтом законодательства, что нельзя назвать корректным представлением.
Однако существует полярное мнение – восприятие института несостоятельности как
систему экономических отношений, касающихся только финансового положения
должника без учета системы правовых норм.
При
сопоставлении вышеизложенных позиций авторов на сущность института банкротства
можно выявить то, что институт несостоятельности и система законодательства о
несостоятельности не являются синонимами, так как первому термину присуща своя
система иерархий, которая не совпадает с системой иерархий второго термина.
Говоря
о иерархии института несостоятельности (банкротства), можно выделить нормы
права, институты и субинституты. Также с течением времени формируются принципы
и механизмы, связанные с экономико-правовыми отношениями о несостоятельности
должника. Экономисты зачастую рассматривают банкротство сквозь призму
экономических показателей, не имея возможности исследовать практику,
всесторонне оценить динамику и последствия процедур банкротства. Юристы при
этом игнорируют экономические показатели, работая только с закреплённой в
законодательстве системой правовых норм, из чего вытекает проблема объяснения
механизмов банкротства на практике. Все эти обстоятельства и определяют
актуальность выбранной темы.
Цель
работы – рассмотреть правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по
законодательству РФ.
Для
достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Исследование развития
положений о банкротстве в законодательстве России;
2. Анализ понятия
несостоятельности и банкротства физического лица
3. Выявление проблем
законодательного регулирования и правоприменительной практики несостоятельности
физических лиц.
Объект
исследования – общественные отношения в сфере несостоятельности(банкротства)
физических. Предмет исследования – нормативные акты, регулирующие
несостоятельность(банкротство) физических лиц.
Методологической основой работы являются категории диалектики, а
также основные концептуальные положения современной доктрины
уголовно-процессуального права.
Теоретическую основу работы составили научные труды по теории и
права, гражданскому праву, гражданскому процессуальному праву.
В процессе работы автор опирался на Конституцию РФ[1], действующее
гражданско-правовое, гражданско-процессуальное, решения Конституционного Суда
РФ, постановления Пленумов Верховного Суда, РФ, относящиеся к рассматриваемым
вопросам. Использовалось ранее действовавшее отечественное законодательство.
Работа состоит из введения, двух глав, двух параграфов, заключения
и списка литературы [1]Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
//Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237
Заключение:
Переход
России к рыночным отношениям породил институт несостоятельности (банкротства).
Экономическая стабильность – один из важнейших факторов, определяющий успешную
экономическую деятельность. Финансово устойчивое предприятие обладает более
широкими возможностями для получения кредита, привлечения инвестиций, в выборе
поставщиков и потребителей, а также в подборе квалифицированных сотрудников.
Предприятие, обладающее высокой финансовой устойчивостью независим от
внезапного изменения рыночной ситуации и менее подвержен банкротству.
В
настоящее время достаточно дискуссионным является вопрос о целесообразности
подписанного Государственной Думой 29декабря 2014г. Федерального закона о
внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и
вступившего в законную силу с 01 октября 2015г., предусматривающий признание
банкротом гражданина. Признаки несостоятельности гражданина: неспособность
удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей; неисполнение соответствующих
обязательств в течение 3 месяцев с момента, когда они должны быть исполнены.
Гражданин, обладающий вышеперечисленными признаками, обязан обратиться в суд с
заявлением о признании его банкротом.
Помимо
этого, трудности в реализации положений Федерального закона «О
несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства физического лица
заключаются в необходимости финансирования, в том числе затрат, касающихся
выплате конкурсному кредитору, мерам, которые необходимо будет принимать по
осуществлению отдельных процедур банкротства физического лица.
Таким
образом, законодательные нормы о банкротстве требуют доработки, которые бы
сделали данную процедуру более прозрачной, понятной и доступной как физическим,
так и юридическим лицам.
Фрагмент текста работы:
1.Теоретические аспекты
несостоятельности(банкротства)физических лиц 1.1.История
института несостоятельности(банкротства) В
Первом своде законов Ярослава Мудрого – «Русской Правды», отмечаются правила,
касающиеся персональной ответственности должника, понятия продажи в долговое
рабство и процедуры реструктуризации долгов в случае, если должник не виновен в
сложившейся с ним ситуации (например, если невозможность погасить долги
возникла вследствие стихийного бедствия)[1]. Кроме
того, в «Русской Правде» были заложены начала очередности удовлетворения
претензий кредиторов. О банкротстве граждан можно встретить в судебном своде
Псковской республики, именуемом «Псковская судная грамота», созданном в 1467
году, Судебник 1497 года и 1550 года, а также Соборное уложение, выпущенное в
1649 году. Так, в вексельном уставе 1729 года в первый раз произошло
формулирование понятие несостоятельности: «Когда приниматель векселя по слуху в
народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем от
биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется
потребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет – то
протестовать»[2].
Очевидно, в указанном
документе впервые в истории России определены четкие признаки банкротства, а
именно нарушение сроков внесения платежей, отсутствие у должника достаточного
количества имущества и выявление попыток скрыться от кредиторов. Обнищание населения
и увеличение числа банкротов, а также многообразие конкретных обстоятельств
несостоятельности должников сформировали предпосылки выпуска целостного
документа с наименованием «Банкротский устав». Указанный документ был принят 15
декабря 1740 года. Далее был утвержден «Устав о банкротах», 19 декабря 1800 [1]Гудович С. С.
История развития процессуального законодательства в сфере несостоятельности
(банкротства) // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч.
конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017). СПб. : Свое издательство, 2017. С. 67. [2]Пирогова Е. С.,
Курбатов А. Я. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник
для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт., 2017. С. 224
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О БАНКРОТСТВЕ ГРАЖДАН 5
§1. Понятие и сущность банкротства граждан. 5
§2. Процедуры, применяемы е в делах о банкротстве граждан 12
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 17
§1. Права и обязанности гражданина – должника 17
§2. Отграничение механизмов банкротства индивидуальных предпринимателей от потребительского банкротства 20
§3. Роль финансового управляющего в делах о банкротстве 23
§4. Судебный орган как непосредственный участник правоотношений несостоятельности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Актуальность исследования правового режима банкротства граждан связана с тем, что в наши дни ввиду сложной экономической ситуации, характерной для настоящего времени, неоспоримым является тот факт, что большая часть граждан Российской Федерации связаны кредитными обязательствами. О банкротстве гражданина можно говорить, когда рассматриваемое лицо не в состоянии платить по счетам. В виду современной нестабильности, в такой ситуации может оказаться каждый, причём растущие задолженности воздействуют негативно как на должника, так и на кредитора. По этой причине процесс признания гражданина несостоятельным строго регламентируется законодательством РФ. Как признать банкротство физического лица, а какой суд необходимо обращаться, возможно ли урегулировать данный вопрос без внедрения судопроизводства – вот далеко не полный перечень вопросов, которые подтверждают актуальность анализируемой темы исследования.
В 2015 году в законодательство о банкротстве внесены изменения и введена возможность признания банкротом физических лиц – граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Впервые такая возможность введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (прозванном в народе «Законом о банкротстве физлиц»). Данный закон регламентирует порядок проведения процедур по реабилитации, который будет применяться в отношении граждан (физических лиц), имеющих долги, но не имеющих их погасить.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с процессом признания гражданина несостоятельным (банкротом).
Предметом исследования является правовое обеспечение механизма судебного разбирательства по делам о несостоятельности (банкротстве) физического лица.
Цель исследования заключается в том, чтобы через анализ правовых норм действующего законодательства Российской Федерации, научных исследований в сфере исследуемых правоотношений, выявить проблемы, связанные с правообеспечением процедуры банкротства физического лица.
Обозначенная цель предопределила основные задачи данного исследования.
1. Обозначить понятие и общие принципы правового регулирования банкротства граждан.
2. Выявить и исследовать основания банкротства физических лиц.
3. Проанализировать особенности процедуры и последствия процедуры банкротства граждан.
При написании данной работы было проанализировано гражданское законодательство, регулирующее институт банкротства в РФ, материалы научной и учебной литературы, а также комментарии к основным нормативно-правовым актам, регулирующим различные процедуры банкротства в РФ.
Указанные объект и предмет работы, а также ее цель и задачи определили структуру работы, которая включает в себя введение, две главы и заключение. При этом первая глава работы посвящена изучению сущности института банкротства граждан. В этой части работы проводится исследование понятия и признаки банкротства, а также освещаются основные черты современного российского законодательства о несостоятельности граждан. Далее во второй главе работы раскрывается статус основных субъектов процедур банкротства граждан.
Заключение:
Разработав и введя в действие новые нормы о банкротстве физических лиц. законодатель создал механизм разрешения проблем неоплатности долговых обязательств граждан в судебном порядке. Российская правовая система получила концептуально новый правовой институт, существенно отличающийся от модели коммерческого банкротства. В настоящее время банкротство граждан — это не вопрос морали и прощения долга, а экономически обоснованная, детально проработанная процедура, которая имеет важное социальное значение и обеспечивает поступательное развитие отношений рыночной экономики.
Долгое время должники и кредиторы не имели возможности прийти к соглашению относительно порядка и условий погашения задолженности, ввиду отсутствия законодательного регулирования подобного рода конфликтов. Например, для банков единственной возможностью взыскания долгов с неплатежеспособного заемщика было исполнительное производство, которое при отсутствии информации и длительности рассмотрения требований в суде фактически лишало других кредиторов шанса на удовлетворение требований. Поэтому кредиторы были вынуждены нести дополнительные расходы на отслеживание финансового состояния должника или даже прибегать к использованию нелегальных способов взыскания долга.
Сегодня законодателем предусмотрены и подробно регламентированы три процедуры, применяемые в делах о потребительском банкротстве: реструктуризация задолженности, реализация имущества и мировое соглашение. По общему правилу по результатам проверки обоснован пости требований заявителя вводится процедура реструктуризации задолженности физического лица. В случае несоответствия гражданина требованиям для утверждения плана реструктуризации, либо в случае его неисполнения суд выносит решение о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества должника. При этом мировое соглашение может быть заключено сторонами на любом этапе судебного разбирательства.
Через механизм освобождения гражданина от обязательств введена возможность прошения ранее приобретенных задолженностей, то есть фактически создан новый институт социально-экономической реабилитации граждан- должников. Законодателем определены критерии добросовестности поведения должника, а также введен комплекс санкций для граждан, в действиях которых были выявлены элементы неправомерных действий. Подробно регламентирован правовой статус одного из ключевых лиц, участвующих в делах о банкротстве — финансового управляющего.
Однако, несмотря на множество положительных аспектов, опыт судебной практики говорит о том, что ряд острых вопросов остается не урегулированным, что подчас приводит несостоятельных граждан к банкротству с ликвидацией практически всего их имущества. Необходимо понимать, что на момент введения института в октябре 2015 года законодатель был движим в том числе опасениями относительно объема обращений граждан. Именно прогнозы о многомиллионном потоке заявлений и переполненных судах стали одной из причин принятия закона в достаточно консервативной редакции, призванной на первом этапе реализации новых норм ограничивать число потенциальных заявителей. В результате чего процедура банкротства оказалась практически недоступной для граждан-должников, попавших в затруднительное финансовое положение и не имеющих средств даже для покрытия судебных издержек
Фрагмент текста работы:
Главная цель института банкротства — обеспечить соразмерное и пропорциональное удовлетворение требований кредиторов к неплатежеспособному лицу. Данная цель пронизывает весь институт несостоятельности и является неизменной независимо от того, кто является должником. Более того, социальная значимость механизма несостоятельности заключается в защите конституционных прав гражданина на достойную жизнь и охрану достоинства личности. Особенности субъектного состава при банкротстве граждан диктуют появление целей, связанных со статусом личности, с обеспечением права на достойную жизнь человека и защиту его основных свобод .
Правовая природа потребительского банкротства определяется стратегией социально-реабилитационной направленности, стимулированием трудовой активности граждан, концепцией «новою старта», наличием целей освобождения добросовестных граждан от долговых обязательств, которые они по объективным причинам нс могут погасить.
Также отдельные цели имеют и процедуры несостоятельности физических лиц. В частности, целями реструктуризации долгов гражданина как реабилитационной процедуры являются восстановление его платежеспособности и погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. И если цель восстановления платежеспособности является общей для банкротства во всех сферах, то вторая присуща только институту банкротства гражданина.
Специальное регулирование несостоятельности физических лиц помимо обеспечения пропорционального удовлетворения требований кредиторов также преследует дополнительные цели. В первую очередь — это предоставление должнику возможности исполнять обязательств перед кредиторами постепенно, согласно утвержденному плану, восстановление его платежеспособности, а в случае отсутствия возможности исполнения обязательств — получить освобождение от долгов и начать жизнь «с чистого листа».
Достижение данных целей осуществляется за счет обеспечения добросовестного сотрудничества должника с кредиторами, судом и арбитражным управляющим, а также сокращения расходов на административные процедуры.
Процедура банкротства физического лица начинается е подачи заявления в суд по месту жительства должника. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом в соответствии с н.1 ет. 213.3. Закона о банкротстве обладает сам гражданин, конкурсный кредитор, в том числе кредитор по требованиям о взыскании алиментов и уполномоченный орган. Для каждого из этих субъектов ФЗ устанавливает особые требования для инициирования конкурсного производства.
Стоит отметить, что именно кредиторы составляют большую часть заявителей в делах о банкротстве физических лиц (в разных регионах страны этот показатель колеблется в диапазоне 70-90%) .
В отличие от аналогичной процедуры в отношении юридического лица по общему правилу при обращении с заявлением о признании гражданина несостоятельным не предусмотрено обязательное предварительное опубликование заявителем уведомления о намерении подать такое заявление. При этом учитываются требования, которые возникли как до вступления закона в силу 1 октября 2015 года, так и после этой даты.
Федеральный закон предусматривает две разновидности реализации гражданином норм о банкротстве: обязательную и добровольную. В связи с этим законодателем определены различные условия обращения в суд гражданина- должника в зависимости от того, исполняет ли он обязанность по такому обращению или реализует право на него.