Курсовая с практикой на тему Автор как субъект авторского права. Соавторство
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. ПРАВОВОЙ СТАТУС АВТОРОВ 5
1.1 Общая характеристика субъектов авторского права 5
1.2 Система прав авторов произведения 10
1.3 Способы защиты прав авторов 14
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОАВТОРСТВА. 18
2.1 Соавторство и его виды 18
2.2 Соглашение о соавторстве 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Введение:
Актуальность темы исследования связана с тем, что правовая защита авторских прав относится уже длительное время к числу сложнейших юридических проблем, имеющих научную и практическую значимость. Обращение к данной теме после проведенной реформы гражданского законодательства особенно актуально, поскольку своеобразие в области авторского права постоянно расширяется. Законодатель уже имел дело с реформированием и институциональными преобразованиями законодательства в области авторских прав.
Другой аспект актуальность названной тематики связан с тем, что действующее законодательство должно быть ориентировано на защиту всех без исключения прав автора, общественного интереса. Существующие механизмы правовой охраны и защиты авторских прав уже давно следует привести в соответствие со сложившимися потребностями.
Характеризуя теоретическую основу исследования подчеркнем, что авторское право, ввиду его важности и правовой не проработанности, всегда привлекало внимание правоведов. Первые исследования, посвященные правам автора, можно встретить еще в источниках революционного времени, однако, длительное время авторские права не становились предметом самостоятельного исследования. Внимание к ним обострилось в период распада Советского Союза и перехода России к независимости. Так, значимыми работами по авторскому праву можно считать труды таких ученых, как М.М. Агарков, Б.С. Антимонов, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, Б.Б. Черепахин.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, которые складываются в процессе возникновения, изменения и прекращения правовых отношений по поводу использования и защиты произведений науки, литературы и искусства.
Предмет исследования данной работы — действующее законодательство, определяющее правовой режим объектов и субъектов авторского права, а также правоприменительная практика по вопросам защиты прав авторов произведений.
Цель исследования – правовой анализ статуса субъектов авторского права.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
– изучить сущность субъектов авторского права;
– охарактеризовать гражданско-правовой статус субъектов авторского права;
– исследовать механизм защиты авторских прав в российском законодательстве;
– раскрыть сущность соавторства.
Методологическую основу исследования составили, прежде всего, общенаучные методы познания, такие как диалектический, системно-структурный и метод анализа и синтеза, специальные методы, а именно логико- юридический, сравнительно-правовой, статистический метод.
При разработке данной темы были исследованы в частности такие публикации как: Азарова Е.Г. «Комментарий практики рассмотрения споров по защите авторских прав», Алферов А. Л. «Авторское право в России», Богданова О.В. «Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами», Кузеванов А.И. «Общая характеристика механизма охраны и защиты объектов авторских и смежных прав», Моргунова Е.А. «Авторское право: теория и практика», Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права», Фоков А. П. «Правовые меры охраны интеллектуальной собственности», и др.
Структура исследования определена целью и задачами исследования. Исследование состоит из введения, двух глав разделенных на 5 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Важным компонентом системы гражданского законодательства современных государств выступает относительно самостоятельная подотрасль – авторское право, положениями которого регламентируются отношения по признанию авторства и охране разного рода произведений, а также установлению режима их использования и наделения субъектов авторского права различными правами имущественного и неимущественного характера.
При этом важнейшими признаками, позволяющими сформировать представление о рассматриваемой подотрасли гражданского права, выступают характеристика его субъектов – то есть участников упорядочиваемых общественных отношений, а также объектов – то есть самих общественных отношений, на которые направлено регулятивное воздействие положений авторского права.
Проводя характеристику субъектов авторского права, прежде всего, закономерно следует назвать в качестве такового самого автора произведения, в качестве которого признается:
В качестве автора, как основного субъекта авторского права, признается физическое лицо, посредством творческого труда которого было создано произведение науки, творчества или искусства.
Важным замечанием в рассматриваемой сфере выступает то, что в качестве автора по общему правилу признается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре соответствующего произведения, если не доказано иное.
Следующей категорией субъектов авторского права выступают правопреемники авторов – то есть лица к которым в порядке универсального правопреемства (чаще всего – наследования), либо в силу норм действующего законодательства или соглашения с автором переходят отдельные авторские полномочия.
При этом в качестве правопреемников авторских прав могут выступать:
1. Физические лица, авторские права к которым переходят в результате наследования. Исключение составляют права автора на имя и защиту репутации, которые не входят в состав наследственной массы, однако могут защищаться правопреемниками автора в установленном законом порядке;
2. Юридические лица могут приобретать отдельные авторские права в двух случаях – в результате создания служебного произведения (то есть в порядке выполнения служебных обязанностей). Права на такое произведение принадлежат лицу, нанявшему автора произведения – его работодателю. Вторым наиболее распространенным случаем, при котором юридические лица приобретают авторские права выступает издание юридическим лицом энциклопедий, газет, журналов и иных продолжающихся изданий. В таком случае, за обозначенными юридическими лицами закрепляется право использования такого произведения целиком;
3. Государство также может быть признано в качестве носителя авторских прав, например, в ситуации ликвидации юридического лица-правообладателя авторских прав, когда авторские права входили в состав выморочного имущества, и т.д.
На практике зачастую имеет место ситуация, при которой научное произведение или произведение искусства одновременно создается творческим трудом нескольких лиц. Подобное объединение усилий авторов, в результате которого произведение может составлять единое целое либо состоять из частей получило название соавторства.
Соавторы закономерно признаются в качестве субъектов авторских прав, а объем их правомочий может различаться и в зависимости от совокупности факторов, составляет следующие формы соавторства
• Раздельное соавторство, при котором произведение состоит из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. При такой ситуации, автор части произведения, созданного коллективно, приобретает авторские права на соответствующую часть и может использовать ее отдельно от других, если иное не предусмотрено соглашением;
• Нераздельное соавторство – когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Особенностью правового положения субъектов данного вида соавторства выступает то, что при создании подобного неразрывного произведения ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения другим соавторам.
Еще одной особенностью прав соавторов, как субъектов авторского права, выступает то, что каждый из них может самостоятельно принимать меры к защите своих прав (в том числе в ситуации нераздельного соавторства).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. ПРАВОВОЙ СТАТУС АВТОРОВ
1.1 Общая характеристика субъектов авторского права
Субъекты авторского права — это лица, которым принадлежит либо полный комплекс авторских прав, включая личные неимущественные и исключительное право, либо лишь исключительное право, полученное от автора на основании закона или договора. Специфика правового положения соавторов, авторов служебных, составных, производных произведений будет рассмотрена ниже.
В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений. В их число входят не только создатели произведений, но и такие специальные субъекты, как:
наследники авторов;
лица, приобретшие в рамках авторского договора исключительные права;
работодатели — на произведения, выполненные как служебные;
организации, управляющие рассматриваемыми правами .
В качестве автора, то есть лица, результатом творчества которого является произведение, может выступать только гражданин. Способность выступать субъектами авторского права возникает с рождения, но самостоятельное их осуществление возможно лишь с 14 лет.
Права на произведение возникают у автора с момента, когда оно создано — без необходимости какого-либо оформления, в отличие, например, от объектов патентных прав.
Законом закрепляется презумпция авторства: при отсутствии доказательств обратного лицо, указанное на оригинале либо экземпляре произведения, признается автором.
Подтверждением наличия у него исключительных прав служит лицензионный договор либо договор об отчуждении исключительного права.
Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом. Соавторство может быть:
• нераздельным — коллективное произведение является единым целым, невозможно выделение частей;
• раздельным — составные части могут быть разграничены и использоваться авторами независимо (опера — музыка написана одним субъектом, а либретто — другим) .
В отношении некоторых произведений, обладающих определенной спецификой, действует особый режим авторства.
Так, «…субъектами авторского права являются составители, то есть лица, результат творчества которых представляет собой систематизацию идей, фактов, иных произведений (телефонный справочник, энциклопедия)», указывает Азарова Е.Г. .
В этом случае субъекту принадлежит авторское право на подбор и размещение материалов (составительство), а автор каждого из размещенных произведений может использовать его отдельно (п. 5 ст. 1260 ГК РФ).
Третьи лица не лишаются права использования тех же материалов при создании своих составных произведений.
По общему правилу условием реализации издателем права на использование составного произведения является сохранение за авторами произведений, в него вошедших, их исключительных прав.