Курсовая с практикой на тему Августинизм и томизм как наиболее влиятельные концепции средневековой философии религии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА
2.1. Формирование взглядов Аврелия Августина
2.2. Философские взгляды и труды Аврелия Августина
ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО – ВЕРШИНА СРЕДНЕВЕКОВОЙ
СХОЛАСТИКИ
3.1. Теология и философия Фомы Аквинского
3.2. Историческое значение учения Фомы Аквинского
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
На каждом этапе истории
человечества присутствовали свои особенности в развитии науки, культуры,
общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это непременно накладывало
свой отпечаток и на развитие философской мысли, а также и на то, какие проблемы
в области философии выдвигались на первый план.
Эпоха Средних веков
представляет собой длительный отрезок истории Европы, начавшийся с распада
Римской империи в V веке и продолжившийся до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).
Несомненно, источниками формирования средневековой философии были древнегреческая философия — прежде всего, в
ее платоновской и аристотелевской традициях, а также — Священное писание,
которое и обусловило религиозную христианскую основу философии этого времени.
Идеалистическая
ориентация большинства философских систем средневековья основывалась на
ключевых догматах христианства, среди которых наибольшее значение имели такие,
как догмат о личностной форме бога-творца, а также догмат о творении богом мира
"из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата,
поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой
религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции
теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Актуальность
Необходимо отметить, что
исследование философского наследия Августина Блаженного епископа Гиппонского,
является все более значимым и востребованным в современных реалиях, когда
человечество сталкивается с кризисом в духовной сфере и общественном дискурсе.
По сути, личность современного человека оказывается расколотой и
дезориентированной в связи с утратой устойчивых нравственных ориентиров и
моральных ценностей, а также глобального преобладания массовой культуры. На
сегодняшний день мы можем говорить о необходимости оптимизации системы
общественных отношений, которые формируют единое измерение человеческой
личности.
Философия Фомы Аквинского
и ее влияние на мировую философию – в первую очередь, на философию
католического мира — трудно переоценить.
В современном мире, который находится в кризисе философско-нравственных
ориентиров, именно неотомизм – ввиду своей глубокой укорененности в культуре, а
также вниманию к нравственности – может стать существенным моральным и духовным
ориентиром для ищущих людей.
Объект исследования
Основные постулаты
средневековой философии.
Предмет исследования
Учение Августина Аврелия
и Фомы Аквинского
Цель
Цель настоящего
исследования заключается в том, чтобы проанализировать отличительные черты и
особенности ведущих представителей философии патристики и схоластики – Аврелия
Августина и Фомы Аквинского.
Задачи
Поставленная цель
подразумевает выполнение следующих задач:
1.
Проанализировать основные этапы развития
средневековой философии;
2.
Обозначить отличительные особенности
патристики и схоластики;
3.
Рассмотреть особенности философских
воззрений Аврелия Августина;
4.
Проанализировать особенности учения Фомы
Аквинского;
5.
Установить историческое значение учения
Фомы Аквинского.
Степень изученности темы
В первую очередь, рассмотрим
использованные в тексте настоящего исследования источники.
Августин «Христианская
наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия». Данный
трактат Августина посвящен рассмотрению сути Священного Писания и принципов его
трактовки. Августин рассматривает способы понимания и изложения Писания,
анализирует иносказательность и двусмысленность Писания.
Августин «Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского». Данный текст в
определенной степени является автобиографичным. Августин рассказывает о своем
философско-религиозном пути, говорит о своих мотивах и побуждениях. Важное
место в «Исповеди» занимание объяснение Августином роли христианской веры в его
жизни. Также философ рассуждает о категориях времени и пространства.
Августин «О граде
Божием». Этот трактат считается вершиной философской деятельности Августина. Он
излагает противопоставление земной жизни и жизни небесной, формулирует принципы
жизни человека и отличие Града земного от Града небесного. Также важной темой
трактата является противодействие распространению ересей.
Жак Маритен «Знание и
мудрость». Данная работа является одной из основных работ неотомиста Маритена.
В ней он ставит вопросы о новом прочтении томизма с учетом изменений в мире.
Важным аспектом учения Маритена является гуманизм развития человеческой
цивилизации, а также христианизация жизни.
Фома Аквинский
«Комментарий к «Метафизике» Аристотеля». Данная работа представляет собой
важность, поскольку учение Фомы Аквинского в
полной мере основывается на философской системе Аристотеля.
Фома Аквинский «Комментарий к трактату Боэция "О Троице"». В
данном трактате комментарий является только отправной точкой к началу
собственного изложения. Трактат посвящен пониманию природы знания и познания.
Речь идет и о познании божественного, и о разделении наук, и о проблеме
вероисповедания.
Фома Аквинский «О
вечности мира». В данном трактате рассматривается вопрос божественного творения
мира, роли и месте бога в мире.
Фома Аквинский «Сумма против язычников». Основная цель данного
трактата – защита христианской веры от язычников и ересей, а также объяснение
отличительных особенностей христианства, его основных догматов.
Заключение:
Мы установили, что
отличительная особенность средневековой философии заключается в том факте, что
основным смыслом философии рассматриваемого периода является формирование
нового мышления, основанного на духовных и религиозных принципах. Религиозность
и духовность средневековой философии являются ключевым аспектом средневековой
философии, отражая мировоззрение человека той эпохи. Средневековая схоластика считается основой
религиозной философии, а наиболее известный схоласт Фома Аквинский и его учение
томизма были приняты Римской католической церковью как основа вероучения.
Мы рассмотрели в рамках
нашего исследования отличительные особенности патристического учения Августина
Аврелия. Необходимо подчеркнуть, что он трактует личность в контексте Библии,
следовательно, человек является творением бога, но при этом каждый отдельный
человек находится на своем уровне духовного сознания. И только та личность,
которая обладает высоким уровнем развития, может считаться духовной, поскольку
она обладает системой определенных духовных ценностей. Мы также установили,
что, по Августину, система нравственных ориентиров логически соотносится с
системой морального зла, и одно невозможно без другого: Августин сформировал
систему ценностей, к которым человеку надлежит стремиться, и систему пороков,
которых ему следует избегать. Краеугольным камнем философии Августина является
идея внутреннего человека. Мы также можем заявить о том, что точка зрения
философа на место личности в обществе неразрывно связана с его трактовкой места
семьи в жизни и обществе в целом. С точки зрения Августина, брак представляет
собой сотворенное Богом благо, но оно было испорчено грехопадением первых
людей. Более того, Августин рассматривает семью как один из типов человеческого
общества, видит в семье частицу государства и церкви. Мы должны подчеркнуть,
что идеи Августина Блаженного демонстрируют, что путь нравственного роста
отдельно человека и человеческого общества в целом зиждется на внутренних
резервах конкретной личности. По Августину, человек должен иметь веру и
следовать ее постулатам, соблюдать законы нравственности и морали.
Мы также установил, что
Фома Аквинский и его учение представляет собой основу средневековой схоластики.
Его теологическое познание является интеллектуальным познанием по своей
природе, поскольку оно значительно отличается от рационального познания,
полностью подчиненного рассудку. Мы определили, что гносеология Фомы Аквинского
указывает на корреляцию между познавательными способностями мышления, его
проявлениями, единством науки и единством всего сущего. Необходимо подчеркнуть,
что единство познания может быть сохранено через сохранение единства одной и
той же формы, которая находится и в вещи, и в разуме. Мы также можем сделать
вывод о том, что Фома Аквинский в своей теодицее – так же как и Августин —
снимает с бога ответственность за зло и возлагает эту тяжелую ношу на плечи
несовершенного человека. Но важно отметить при этом, что в человеке, по мнению
Фомы, интеллект преобладает над волей, и он благороднее воли. Кроме того, человек
хочет обрести блаженство, а оно состоит не в акте воли, а в торжестве разума,
устремленного к высшему благу. Так как человеку не дано знать всю полноту
божественного блага и совершенства, то он, всякий раз выбирая, может ошибиться,
но в этом и проявляется его свобода. Кроме того, практический разум, ведая
этическими проблемами, на опыте распознает добро и зло. Все, что соответствует
разуму, — добро, что противоречит ему — зло.
Как мы видим, в основе трактовки Фомы
Аквинского понятия закона лежит иерархичность. В то время как человеческий
закон относится исключительно к регулированию человеческого общества,
божественный закон призван направить жизнь человека таким образом, что он
сможет исполнить главную цель своей жизни. Мы также установили, что духовным по
мнению Фомы Аквинского можно назвать только того человека, который сам живет на
основании принципов, прописанных законом – и продолжил бы так жить, даже если
закона бы не было. Говоря о проблеме переосмысления томизма в ходе развития
философии и в новые эпохи, мы должны отметить, что неотомистские философы
полагают, что проблемы современного человечества в значительной степени
спровоцированы его удаленностью от бога. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что
они признают, что в нынешней ситуации невозможно возвращение к тем отношениям
Бог-человек, которые были характерны для общества средневековья. По сути, речь
идет о том, что неотомизм, не отказываясь от базисных принципов философии Фомы
Аквинского, синтезировал в себе многое из концепций философов постсредневекового
времени. Мы также можем сказать, что присущая христианству вера в спасение
человека способна помочь неотомизму избежать ощущения безнадежности, присущего
многим мыслителям иных философских направлений. Мы установили, что по своей
сути неотомизм представляет собой философию, которая способна раздвинуть горизонты жизни и значительно расширить цели
жизни человека. Особое внимание к нравственным константам, открытость,
нацеленность на диалог, способность гибко подстраиваться под происходящие в обществе
изменения, осознание человека одной из наивысших ценностей являются основными
характеристиками неотомизма на современном этапе его развития.
Подводя
итог проведенному исследованию, необходимо еще раз подчеркнуть важность возврата к философии Средних веков и ее
осмыслению на современном этапе развития. Во-первых, эта философия была в
значительной степени основана на идеях античности – что является основой
европейской цивилизации и культуры. Вторым столпом, на котором построена
философия Средневековья, является христианская культура и вера, без которых
также невозможно представить себе развитие европейской цивилизации. Таким
образом, сама философия Средневековья является важным предметом изучения в
современном мире, если мы хотим понять особенности и специфику развития
цивилизации и культуры современного человека.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА
Средневековая философия –
в отличие философии античного времени – характеризуется убежденностью в
открытости истины в откровении Священного писания. Сама по себе идея откровения
была выработана отцами церкви и сформулирована окончательно в форме догматов. В
отличие от философии Древней Греции, согласно убеждениям средневековых
философов, человек рождается в истине, и ему предстоит ее постичь – даже не для
самого себя, но для истины как феномена, поскольку такой истиной является бог.
Средневековая философия была убеждена в том, что бог сотворил мир не ради
человек, а ради слова — второй Божественной ипостаси, воплощением которой на
земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы[1].
Следовательно, мирская
часть жизни неизбежно является частью высшей реальности, и человеческий разум
также встраивается в эту систему. Все это свидетельствует о врожденности человека
в истину. Средневековая философия сформировала идею причащенного разума, а
функция философии состоит в том, чтобы обозначить правильные пути реализации
такого причастия. Эта идея была выражена формулой «философия – служанка
богословия». В то же время, средневековый разум был ориентирован на мистицизм,
стремился выявить сущность слова, которое сотворило мир. Средневековая мистика
отличалась рациональной организацией, поскольку логос может быть представлен
только на логических основаниях. Таким образом, средневековая философия стоит
на следующих принципах: теоцентризм, провиденциализм, креационизм,
традиционализм[2].
Обращенность к традициям
невозможна без опоры на авторитеты. Это объясняет идейную, идеологическую
нетерпимость к ересям. Поскольку истина считалась заданной, основные методы
философствования включали в себя герменевтический и дидактический подходы,
которые были тесно связаны с логико-грамматическим и
лингвистически-семантическим анализом слова.
Ввиду того, что Слово
было в основе акта творения и, соответственно, оставалось общим для всего
сотворенного, то именно оно обозначило формулирование проблемы существования
такого общего. Речь идет о так называемой проблеме универсалий (от лат.
universalia — всеобщее). Средневековая философия сформулировала три основных
философских течения для разрешения проблемы универсалий: концептуализм
(существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование
общего вне и до вещи), номинализм (существование общего после и вне вещи).
Для своего времени
средневековая философия считалась хранителем античных философских традиций, а
реализм рассматривался как единственно правильный подход к познанию сути бытия.
Следует отметить, что появление номинализма стало свидетельством распада
системы средневекового мышления, в то время концептуализм служил сочетанием
умеренных реализма и номинализма[3].Стремление разрешить
проблему универсалий открыло возможности обнаружения процедур сопричастности
земного и высшего мира. В контексте теологической картины мира Средневековья
логика, которая являлась одновременно и инструментом философии, и самой
философией, манифестировала особенные методы созерцания Бога, которые позволяли
построить между Ним и человеком межсубъектные отношения.
В Средние века Слово
представляло собой наивысшую реальность именно в силу его одновременного
существования в двух модусах. Следовательно, мир мыслился существующим
постольку поскольку было словесно заявлено, что он существует[4]. Ввиду того, что любая
вещь была сотворена богом, она наделялась субъектностью и личностностью. Эти
идеи субъектности и личностности в рамках средневековой философии находились в
неразрывной связи с самим смыслом воплощенного Слова, что не имело аналогов ни
в одном из ранее существовавших философских течений. Следует отметить, что
христианстве вочеловечение бога означает жертву, которая принимается Христом,
что подразумевает внутренние богочеловеческие отношения, котоыре толкуются
теологией в рамках учения о Троице. По сути, воплощение Слова подразумевает, что
логос таким образом освобождается от своего спиритуалистического характера.
Креационизм, который
лежит в основании христианского мировоззрения, предполагает, что
всеобще-необходимое знание принадлежит только богу. Таким образом, наблюдается
отход от античной традиции. На первый план выходит этика, основная цель которой
заключается в стремлении сформулировать идеи, направленные на спасение. Такая
этика основывается на идеях самосознания, поступка, совести как нравственного
отношения к поступку, интенции осознанности поступка, личной ответственности.
Следовательно, достижение спасения реализуется через самопознание как
богопознание[5].
При таком самопознании мысленно расставляются основания мышления и основания
веры, а исповедь представляет собой не только процедуру причащения Богу, но
также и философствование. Ярким примером такой исповеди служит «Исповедь»
Аврелия Августина, в которой наиболее четко явлена личная, вопросительная
позиция философии по вопросу несомненности веры.
Ввиду самого акта
творения человека «по образу и подобию» бога, а также благодаря дарованной
человеку способности причащения Богу через разум человек воспринимается как
личность, деятельность которой обусловлена свободой воли. Данный вопрос тесно
связан с проблемой Высшего блага. Таким благом является Бог. При этом зло
толкуется как нехватка блага. Смысл свободы воли в средневековой философии
связан не с подчинением некоторой четкой необходимости, а с обусловленностью
поступков совестью и свободой выбора человека[6]. Эту идею разделяли Боэций,
Абеляр, Бернард Клервоский, Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский и прочие
философы.
Богооткровенность истины
в рамках Священного писания подразумевала необходимость его комментирования. В
данном случае речь идет о речевой встрече смыслов Божественного откровения и
человеческого постижения. В таком речевом диалоге, который реализован в форме
диспута, и была сформулирована возможность создания такой диалектики, понятия
которой одновременно могли бы направляться на сакральное и мирское[7], тем самым образуя новый
специфический способ познания.
Следует отметить, что при
этом философствование в полной мере реализуется в момент чтения и осмысления
авторитетного текста, то есть оно всегда есть в настоящем, где вечное
прикасается к временному. Речь идет не о бесконечном совершенствовании в
умозрении, а о моментальном реагировании на мысль.
[1] Долгих
А.Ю., Раннее христианство
и средневековая философия [Текст] : монография / А. Ю. Долгих ;
Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования
"Вятский гос. гуманитарный ун-т". — Киров : Изд-во Вятского гос.
гуманитарного ун-та, 2012,
с.89
[2] Соколов
В.В. Средневековая философия /
В. В. Соколов. — 2. изд., испр. и доп. — М. : УРСС, 2001, с. 141
[3] Вульф, М.,
Средневековая философия и цивилизация [Текст] / Морис де Вульф ;
[пер. с англ. О. Д. Сидоровой]. — Москва : Центрполиграф, 2014, с. 104-105
[4] Долгих А.Ю., Раннее христианство
и средневековая философия [Текст] : монография / А. Ю. Долгих ;
Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования
"Вятский гос. гуманитарный ун-т". — Киров : Изд-во Вятского гос.
гуманитарного ун-та, 2012, с. 118
[5] Вульф, М., Средневековая философия и цивилизация
[Текст] / Морис де Вульф ; [пер. с англ. О. Д. Сидоровой]. — Москва :
Центрполиграф, 2014, с. 170
[6] Майоров
Г.Г., Формирование средневековой философии [Текст]
: Латин. патристика. — Москва : Мысль, 1979, с. 176
[7] Долгих А.Ю., Раннее христианство
и средневековая философия [Текст] : монография / А. Ю. Долгих ;
Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования
"Вятский гос. гуманитарный ун-т". — Киров : Изд-во Вятского гос.
гуманитарного ун-та, 2012, с.95