Курсовая с практикой на тему Аудит технологических процессов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
-
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аудита технологических процессов 6
1.1. Понятие аудита технологических процессов 6
1.2. Критерии качества технологических процессов 12
1.3. Алгоритм аудита технологических процессов 15
Глава 2. Анализ системы менеджмента качества на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» 23
2.1. Общая характеристика ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» 23
2.2. Описание системы менеджмента качества и обоснование необходимости аудита качества технологических процессов на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» 27
Глава 3. Рекомендации по аудиту качества технологических процессов ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» 32
3.1. Аудит качества технологических процессов на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» 32
3.2. Результаты аудита качества технологических процессов ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» 35
Заключение 41
Библиографический список 44
Введение:
-
Технологический поиск на уровне отдельных субъектов экономической системы является залогом их конкурентоспособности в условиях инновационной экономики. Учитывая это быстрыми темпами развивается относительно новое научное направление – менеджмент технологических процессов (планирование, разработка, оптимизация, управление и контроль технологических продуктов, процессов и услуг с целью создания конкурентного преимущества [2]). Отдельной частью этого научного направления, одним из инструментов, обеспечивающим реализацию вышеприведенных задач, является технологический аудит или аудит технологических процессов.
Вопросом технологического аудита занимались отечественные и зарубежные ученые, как например, Сурин А. В., Молчанова О. П., Зинов В.Г., Суини Ю., Квашнин А., Яновский А., Линдхольм П., Бретт А., Клесова С. и другие.
концептуально технологический аудит можно определить в широком и узком смысле.
В широком смысле технологический аудит является комплексом взаимосвязанных мер, применяемых на разных уровнях экономической системы с целью повышения ее конкурентоспособности (предприятия, отрасли, страны).
В узком смысле технологический аудит является исследовательским инструментом анализа технологии или системы технологий, которая используется с целью оценки текущего состояния и выявления направлений дальнейшего развития объекта исследования.
Кратко содержание технологического аудита можно представить следующим образом
Технологический аудит является исследовательским инструментом, предназначенным для анализа технологий, что предполагает определенный комплекс мер, который реализуется во времени в виде последовательного процесса. В то же время он является функцией управления, поскольку требует принятия решений по планированию, реализации и использованию результатов в деятельности предприятия.
Труды указанных ученых позволяют охватить широкий круг вопросов, касающихся проведения технологического аудита. Однако характеристика подходов к проведению технологического аудита в указанных работах не освещена, несмотря на то, что выбор подхода к проведению аудита является тем теоретико-методологическим шагом, что задает направление и содержание всей последующей работы. Нет также исторического анализа. Отсутствует анализ влияния технологического аудита на создание ценности для потребителя в рамках каждого из подходов, что делает работу с технологией недостаточно эффективной согласно маркетинговых принципов.
Целью работы является определение этапов аудита технологических процессов, систематизация, развитие и краткая характеристика подходов к его проведению и определение места технологического аудита в рамках каждого подхода на основе формирования конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— изучить понятие аудита технологических процессов;
— выявить критерии качества технологических процессов;
— определить алгоритм аудита технологических процессов;
— привести описание системы менеджмента качества на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург»;
— провести обоснование необходимости аудита качества технологических процессов;
— провести аудит качества технологических процессов на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург»;
— разработать рекомендации по результатам аудита качества технологических процессов на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург».
Объект работы ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург»
Предмет работу качество технологических процессов ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург».
Методологической основой выполненного исследования послужил системно-структурный подход, общенаучные методы анализа, сравнения, обобщения, классификации, а также исторический, объектный, предметный, субъектный и срочно-логический подход, что дало возможность уточнить содержание технологического аудита, обозначить этапы развития этого явления и определить подходы к проведению технологического аудита, описав содержание каждого подхода.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и библиографическим списком.
Во введении приведена актуальность темы исследования, раскрыта цель, задачи, объект и предмет исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам аудита технологических процессов, где рассматривается понятие аудита технологических процессов, исследуются критерии качества технологических процессов, а также приводится алгоритм аудита технологических процессов.
Во второй главе проводится анализ системы менеджмента качества на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург», где приводится общая характеристика предприятия, а также описывается система менеджмента качества и обосновывается необходимость аудита качества технологических процессов на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург».
В третьей главе приводятся рекомендации по аудиту качества технологических процессов, здесь проводится аудит качества технологических процессов и описываются результаты аудита качества технологических процессов ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург».
Заключение:
-
Ценность технологии зависит от ценности, которую она несет конечному потребителю и определяется степенью согласованности всех составляющих рыночных отношений. В этих условиях незначительная и недорогая инновация может продаваться за высокую цену, если результат ее работы, проходя через всю цепь производств, приносит ценность конечному потребителю. И наоборот — ресурсоемкая и дорогая инновация может быть не востребована рынком из-за того, что не приносит ценность для конечного потребителя.
В настоящее время все больше производств России оснащаются современным оборудованием. Но в ряде случаев в связи с отсутствием опыта работы с новыми технологиями, или неправильной системой организации технологических процессов, или отсутствием сервиса должного уровня эти производства могут после модернизации работать не так эффективно, как могли бы.
По результатам исследования, проведенного во втором разделе работы, сделан вывод, что предприятие ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» стабильно получает прибыль, однако рост себестоимости в 158% на фоне роста прибыли в 0,4% говорит о необходимости поиска точек роста затрат на производстве. Проведение технологического аудита ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» нужно для формирования технико-экономического обоснования необходимости создания новых или развития имеющихся мощностей для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной продукции.
Аудит качества технологических процессов на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» позволил выявить, что продукция выпускается в соответствии с требованиями:
ГОСТ 9142-2014 «Ящики из гофрированного картона».
ГОСТ Р 52901-2007 «Картон гофрированный для упаковки продукции».
Технологический персонал цеха осуществляет контроль продукции согласно утвержденным технологическим картам и в соответствии с нормативной документацией на каждый вид готовой продукции. В цехе действует система самоконтроля.
В результате аудита качества технологических процессов ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» были выявлены следующие негативные факторы производства картона такие, как высокая доля материальных затрат производства, высокий процент брака и неполное использование потенциала оборудования.
В качестве рекомендаций по результатам аудита качества технологических процессов на ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» была предложена концепция «бережливого производства», которая позволит снизить затраты, уйти с верхней границы рыночного диапазона цен (или с его середины) к нижней, при этом возможно увеличение прибыли при значительном сокращении затрат.
В результате аудита качества технологических процессов ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» были выявлены следующие негативные факторы производства картона:
высокая доля материальных затрат производства;
высокий процент брака;
неполное использование потенциала оборудования.
Концепция «бережливого производства» ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург» позволяет, снизив затраты, уйти с верхней границы рыночного диапазона цен (или с его середины) к нижней, при этом возможно увеличение прибыли при значительном сокращении затрат.
5С предусматривает выполнение и постоянное повторение 5 шагов.
1. Сортировка — отделение необходимых предметов от бесполезных и удаление ненужного.
2. Соблюдение порядка — обеспечение быстрого, удобного и безопасного доступа к нужным предметам за счет рационального их размещения и наглядного обозначения. Лишняя транспортировка. Неполное использование потенциала. Лишние перемещения персонала. Брак и исправления.
4. Стандартизация — закрепление правил и принципов, разработанных на первых трех шагах в визуальном виде, размещение их на рабочих местах.
5. Совершенствование — регулярное соблюдение предыдущих шагов, постоянное улучшение и совершенствование.
Основные эффекты от постоянного применения 5С ООО «Амкор ТП Санкт-Петербург»:
– сокращение потерь на рабочем месте (устранение необходимости поиска инструмента, лишних перемещений, опасных производственных факторов и т. д.);
– создание стандартизированных рабочих мест, определение стандартных операций и стандартного времени на их выполнение, что обеспечивает возможность быстрого и эффективного обучения персонала на стандартизированных рабочих местах;
– повышение производительности труда за счет сокращения времени выполнения и повышения качества основных и вспомогательных операций;
– повышение безопасности на рабочем месте, предотвращение несчастных случаев;
– сокращение простоев оборудования;
– вовлечение персонала в процесс проведения изменений на предприятии, укрепление дисциплины, формирование ответственного отношения людей к выполняемой работе и состоянию рабочего места.
Фрагмент текста работы:
-
Глава 1. Теоретические основы аудита технологических процессов
1.1. Понятие аудита технологических процессов
История развития технологического аудита насчитывает более 20 лет, и сказывается исследовательскими мероприятиями и научными исследованиями, которые выполнялись как на уровне отдельных ученых, так и на уровне научных и бизнес-коллективов.
Анализ литературных источников, экономической сущности технологического аудита, истории его возникновения и развития позволило выделить критерии, по которым сформировать классификацию подходов к проведению технологического аудита (табл. 1).
Таблица 1. Подходы к проведению технологического аудита
Классификационный критерий Подходы
1 по уровню проведения макро -, мезо — и микроуровневый
2 в целях стратегический, операционный
3 По степени связи с другими участниками экономико-технологических отношений точечный, системно-интегрированный
4 по объекту производственный, коммерчески-сбытовой, потребительский, маркетинговый
5 по субъекту внутренний, внешний, комбинированный
6 По характеру информации, подлежащей анализу количественный, качественный, смешанный
7 по способу оценки объективный, субъективный
8 По систематичности проведения систематический, периодический
9 По характеру реакции реактивный, проактивный, интерактивныйРассмотрим приведенное в таблице более подробно.
По уровню проведения. Технологический аудит является одним из основных аналитических средств технологического развития. Технологические изменения, начиная от уровня отдельного предприятия, постепенно, через отраслевые технологии, достигают эффектов на макроуровне — на уровне технологического уклада, который формирует производительные силы национальной экономики. Технологический аудит, таким образом, должен проводиться на трех указанных уровнях экономической системы, базирующихся на определенных технологиях. Следовательно, по уровню проведения можно выделить три подхода к проведению технологического аудита:
1) Макроуровневый: проводится аудит технологического уклада экономической системы отдельного государства или региональной экономической системы с целью выявления фактического технологического уклада и определение направлений изменения государственной технологической и промышленной доктрин. Конкурентоспособность и направление развития страны или региона на уровне определенного технологического уклада является ключом к формированию собственной позиции и взаимоотношений с другими участниками международного рынка.
2) Мезоуровневый: в рамках сложившегося технологического уклада проводится технологический аудит системы технологий отрасли или отраслевых кластеров, других межорганизационных образований с целью определения, в частности, уровня конкурентоспособности отрасли.
Страны, активно развивающихся в технологическом смысле, уже осваивают технологический аудит на мезоуровне [3].
Так, например, в 2000 году Китай проводил исследования технологического сектора, в котором был применен SWOT-анализ технологических мощ-ностей этой страны, а также подчеркивалась необходимость плана действий и процедуры технологического оценивания (Lin Miao, Jun Su, 2000).
В 2003 году в Японии проводилось исследование, целью которого является определение путей применения теоретической составляющей технологического менеджмента в реальном технологическом секторе экономики Японии (Akio Kameoka, Steven W. Collins, Meng Li, Masahiro Hashimoto, 2003), в котором, в частности, отмечается значимость инноваторов продуцентов и технологий.
Важность технологического аудита на мезоуровне обусловливается, в частности, тем, что в рамках одной отрасли предприятия могут работать с использованием элементов разных технологических укладов, что отражается на конкурентоспособности продукции этой отрасли в целом. Например, предприятия текстильной отрасли, одной из самых традиционных, могут работать с использованием ручного труда, применяя нанотехнологии для производства текстиля.
Исходя из приведенного примера, целью технологического аудита в пределах области является определение путей повышения уровня конкурентоспособности отраслевых предприятий за счет использования более конкурентоспособных технологий.
3) на уровне предприятия технологический аудит выполняет функцию анализа отдельных технологий или систем технологий предприятия.
Большинство современных научных работ, посвященных технологическому адиту, рассматривают именно этот уровень.
По цели. Можно выделить стратегический и операционный подходы к проведению технологического аудита. В первом случае аудит рассматривается как инструмент достижения стратегических целей предприятия, связанных с получением новых качественных изменений в усилении конкурентных позиций. Он выступает не просто инструментом выявления технологических проблем предприятия, а, прежде всего, инструментом выявления стратегических направлений совершенствования технологической политики. Нижеприведенные определения наглядно иллюстрируют данное утверждение.
В серии методических материалов, изданных в рамках сотрудничества между Россией и Европейским Союзом (проект EuropeAid), отмечается, что отдельная компания может применить технологический аудит для повышения собственной конкурентоспособности, оценивая сильные и слабые стороны, составляя технологическую стратегию, что должно способствовать развитию компании. «В наиболее общем виде технологический аудит — это способ проверки технологического состояния компании с помощью определенных критериев, дающий возможность выявления ее сильных и слабых сторон, что ведет к формулировке стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности компании» [4].
Для центров коммерциализации технологий задачи по проведению технологического аудита также имеет стратегический характер, оно включает не только процессы передачи технологий, но и общее развитие и реализацию инновационной политики на локальном, региональном, национальном уровне. Поэтому технологический аудит для них является «не только средством обследования фирмы или организации для оценки ее технологических потребностей и возможностей, но и определение ее состояния в сферах менеджмента, маркетинга, научно-исследовательской и финансовой деятельности, всех ее сильных и слабых сторон, чтобы затем, анализируя полученную информацию, сформулировать рекомендации, план деятельности или стратегию развития» [4]. Схожим является определение греческого профессора Келессидиса: технологический аудит представляет собой метод исследования, направленный на оценку технологического потенциала, процедур и потребностей малых и средних предприятий и других организаций. Кроме этого, это метод для определения сильных и слабых сторон компании путем характеристики и общего оценивания ее главного ноу-хау (маркетинга, менеджмента, финансовых и кадровых ресурсов и тому подобное). Это аналитический процесс, ведущий к разработке конкретного плана мероприятий [5]. Следует заметить, что последние два определения трактуют технологический аудит довольно расширенно, включая в него составляющие, обычно подлежащие финансовому, маркетинговому аудиту. Возможно, такое восприятие сформировано динамикой развития технологического менеджмента и технологического аудита в условиях инновационного производства, ростом внимания к формированию технологической стратегии предприятия, которая все больше интегрируется в систему стратегий предприятия.
В противовес, операционный подход к проведению технологического аудита, который доминирует сегодня на предприятиях, проводится для достижения тактических, локальных целей, и является инструментом решения текущих проблем. Например, в серии методических материалов (проект EuropeAid), которая упоминалась выше, отмечается, что в качестве отдельного случая проведения технологического аудита также можно привести ситуацию, когда компания собирается купить технологию для собственных нужд — она может заранее оценить ее преимущества и недостатки, проанализировать ее характеристики, особенности использования во время посещения организации-продавца [4]. Похожим образом, словенские авторы отмечают, что «внутренний технологический аудит является инструментом для определения разрыва между существующей и желаемой технологической ситуацией и предусматривает оценивание возможностей по совершенствованию технологических мощностей организации» [3].
Следовательно, на стратегическом уровне технологический аудит направлен на решение стратегических задач организации по развития, формирования технологической стратегии, которая должна быть согласована с другими стратегиями предприятия. На операционном уровне технологический аудит решает локальные проблемы — построения новой технологической линии, повышение значений отдельных показателей производства, анализ целесообразности закупок нового оборудования.
По степени связи с другими участниками экономико-технологических отношений. По степени связи технологический аудит может иметь (1) точечный характер, когда аудит проводится каждым субъектом экономико-технологических отношений отдельно, и (2) системно-интегрированный подход, когда технологический аудит охватывает всех участников цепочки экономико-технологических отношений от производителя до конечного потребителя, учитывает их взаимное влияние.
Первый и второй подходы к проведению можно в некоторой степени проиллюстрировать с помощью моделей технологического аудита.
Например, модель, разработанная в рамках проекта Европейской Комиссии INNOREGIO и рекомендована к применению в сети IRE (Инновационные регионы Европы) [4], содержащий такие положения, как (1) анализ способов передачи технологии — обучение, технологическое партнерство, техническая помощь и т. п, и (2) анализ источников и каналов инноваций, отношений, которые необходимы для осуществления трансфера, заказчиков, поставщиков, технологических центров, научных организаций. Направления исследования указывают на то, что компания оценивает цепочку отношений, задействованный в реализации технологического проекта от производителя к потребителю, по крайней мере, промышленного потребителя.
Другие же модели, например, IRC RECITAL (Пиза, Италия) [4], могут не анализировать подробно цепочку отношений, исследуя организацию и технологический проект относительно изолированно.
По объекту. По объектам можно выделить (1) производственный подход, когда технологический аудит направлен на анализ системы технологий, формирующих производственный процесс; (2) коммерческо-сбытовой, где объектом аудита является технология как предмет рыночного обмена (продажи); (3) потребительский, в пределах которого оценивается технология, как способ удовлетворения потребностей потребителя; (4)
маркетинговый, что предусматривает проведение согласованного оценивания всей цепочки экономических отношений и места технологической разработки в нем.
Содержание технологического аудита в рамках обозначенных подходов варьируется в зависимости от того, кто из участников цепочки экономических отношений пользуется технологией
Первое звено связано с научной деятельностью, она может быть представлена коллективом разработчиков, отдельным автором, исследовательским центром, научным подразделением предприятия и тому подобное. Второе звено включает в себя цепочку производителей, что последовательно превращают исходный ресурс в товар конечного потребления. Она может иметь несколько этапов преобразования, составляя индустриальный цепь. Технология, которая используется в рамках производственной системы определенного звена цепочки, является основой формирования ядра компетенций компании и создания ценности для потребителя технологической продукции. Ядро компетенций компании является основой для создания конкурентных преимуществ на основе лидерства по затратам или дифференциации. Посредники, как, например, центры коммерциализации технологий, бизнес-инкубаторы, инновационные сети и др. что также создают часть общей ценности, является промежуточным составляющим между звеньями всей цепи от производителя до потребителя. В пределах цепочки взаимосвязанных производств потребитель технологии с помощью продукции, произведенной приобретенной технологии, также создает ценность для своих следующих потребителей — это цепочка создания ценности продолжается до рынка конечных потребителей. Конечные потребители, используя товар, решают свои проблемы и удовлетворяют свои потребности с помощью свойств товара.
Ценность технологии зависит от ценности, которую она несет конечному потребителю и определяется степенью согласованности всех составляющих рыночных отношений. В этих условиях незначительная и недорогая инновация может продаваться за высокую цену, если результат ее работы, проходя через всю цепь производств, приносит ценность конечному потребителю. И наоборот — ресурсоемкая и дорогая инновация может быть не востребована рынком из-за того, что не приносит ценность для конечного потребителя.