Введение:
Становление
экономического контроля в России и его составляющий элемент – аудит – в
настоящее время является одним из важнейших элементов развития рыночной
экономики.
В современных рыночных отношениях проблема
соблюдения платежной дисциплины является практически значимой. Увеличение сумм
дебиторской задолженности также нельзя охарактеризовать позитивно. Наличие непогашенной
дебиторской задолженности свидетельствует об отвлечении части текущих активов
на кредитовании потребителей готовой продукции (работ, услуг) и прочих дебиторов,
фактически происходит иммобилизация этой части оборотных средств из производственного
процесса.
Актуальность данной темы заключается
в том, что рациональная организация контроля за состоянием расчетов
способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению
обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве,
повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению
дебиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, т.е.
улучшению финансового состояния предприятия.
Целью аудита является выражение
мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и
соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской
Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью
понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности,
которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать
правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и
имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах
обоснованные решения.
Задачей
состояния расчетов является исследование договорной и расчетной дисциплины,
соблюдения платежной дисциплины, состояния дебиторской задолженности
организации, экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и
точности отражения в учете расчетных и кредитных операций.
Курсовая работа выполнена
на материалах ЗАО «Роста», занимающее одно из ведущих мест на рынке
фармацевтических услуг в Российской Федерации.
Целью данной работы
является обобщение теоретических знаний и методической литературы, выявление
недостатков ведения учета и расчетов с покупателями и другими дебиторами, а
также разработка рекомендаций по улучшению ведения учета расчетных операций с
контрагентами и движению документов на данном участке учета на примере ЗАО
«Роста».
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— осуществить сбор данных и провести
анализ собранной информации;
— проработать нормативно-правовую базу
по расчетам организации с различными контрагентами рынка;
— изучить документальное оформление
расчетных хозяйственных операций;
— изучить особенности проведения
аудиторской проверки расчетов покупателями и заказчиками и прочими дебиторами;
— оценить достоверность данных первичных
документов, полноту и точность отражения в учете расчетных операций;
— оценить систему внутреннего контроля,
рассчитать аудиторские риски на аудируемом предприятии;
— рассчитать уровень существенности и
определить вид аудиторской выборки;
— разработать план и программу аудита
расчетных операций в ЗАО «Роста»;
— в соответствии с планом провести
аудит дебиторской задолженности в организации;
— разработать рекомендации по
устранению недостатков и рационализации ведения учета и расчетов в исследуемой
организации.
Объект
исследования – расчеты с дебиторами ЗАО «РОСТА».
Предмет
исследования – методы проведения аудиторской проверки дебиторской задолженности
коммерческого предприятия.
Поставленные цели и задачи определили
структуру выпускной квалификационной работы и логику изложения основных
вопросов.
В первой главе
раскрывается экономическая сущность расчета с разными дебиторами в т.ч. с
покупателями и заказчиками, даются определения и понятия задолженности,
раскрывается деятельность исследуемого
экономического субъекта.
Во второй главе
оценивается система внутреннего контроля и аудиторский риск, производится
расчет единого уровня существенности, определяется вид аудиторской выборки,
осуществляется составление аудиторской проверки.
В третьей главе
содержится практическая часть, приводиться описание процедур, а также даны
рекомендации по устранению выявленных в ходе проведения аудита проблем в учете
расчетов с контрагентами.
Для достижения
поставленной цели были изучены различные
источники: специальная, учебная, нормативно-правовая, справочную литературу по
аудиту и учету. Содержание основных вопросов, поставленных в данной работе,
отражены в таких изданиях, как монографические издания Алборова Р.А., Баканова
М.И., Барышникова Н.П., а также закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, федеральный
закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ, ПБУ, Учетная политика ЗАО «Роста».
Для решения задач
выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследований,
как абстрактно-логический,
монографический и экономико-статистический, графический методы исследования, моделирование,
сравнение, анализ, синтез, интервьюирование, опрос, тестирование, наблюдение,
просмотр и сравнение документов в исследуемой организации.
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
Заключение:
Состояние дебиторской
задолженности оказывает существенное влияние на финансовое состояние
предприятия. Управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в
периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств
становится особенно невыгодной.
В ЗАО «Роста» были
исследованы расчеты с дебиторами за период
с 01.01.19 г по 31.12.2019г. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы
получить разумную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части
расчетов с дебиторами не содержит существенных искажений.
Аудит проводился на
выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования
доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской отчетности
информации о дебиторской задолженности.
Для определения состояния внутреннего контроля в
ЗАО «Роста» был использован устный опрос работников проверяемого предприятия,
выборочная проверка документов, проверка соблюдения установленных правил. При
использовании процедуры просмотра документов (при большом их количестве) для
значительной экономии времени с сил были применены выборочные статистические
методы. Также аудитором была рассмотрена следующая составляющая системы
внутреннего контроля – контрольная среда.
В ходе проверки аудитором
было установлено, что предприятие имеет следующие средства контроля: наличие
специальных помещений для хранения, исключающих несанкционированный доступ;
наличие материально-ответственных лиц; проведение плановых и внеплановых
ревизий; наличие финансового плана; наличие разрешительных подписей руководства
в документах на оплату; принятие мер по взысканию просроченной задолженности;
оформление приказом списания задолженности. Оценка надежности средств контроля
проводилась с помощью наблюдения, опроса и осмотра.
По результатам изучения
вопросов аудитор пришел к выводу, что организация не содержит существенных
отклонений от нормативных требований, и согласно рекомендации федерального
стандарта дает оценку – высокая надежность, а значит контрольный риск будет
низким. При оценке внутреннего риска изучению были подвергнуты внешние факторы
и факторы, характеризующие бизнес клиента, при этом аудитором были применены
такие аудиторские процедуры как опрос, просмотр документов, а также аудитор
использовал свое профессиональное суждение. ЗАО «Роста» осуществляет оптовую
продажу лекарственных средств, которые всегда востребованы на рынке, поэтому
отрасль предприятия аудитор решил целесообразным отнести к традиционной с
здоровым, стабильным состоянием. Законодательные и нормативные акты, связанные
с бизнесом клиента, не изменялись в течении ряда лет. Вид деятельности
предприятия – торговля, посреднические услуги. Масштаб бизнеса – крупный. При
оценке внутреннего риска аудитор дает оценку – низкий.
При оценке риска необнаружения
в ЗАО «Роста» аудитор обратил внимание на то, что предприятие является для него
новым клиентом, сам аудитор имеет средние опыт и квалификацию, планируемый
объем проверяемой документации – средний с умеренным применением аналитических
процедур по существу, но результаты осмотра показали что налоговые проверки за
предыдущие периоды производятся регулярно.
В результате проведения
оценки внутреннего, контрольного риска и риска необнаружения, аудитор пришел к
выводу, что аудиторский риск низкий.
В качестве базовых
показателей для определения уровня существенности были выбраны следующие
показатели: прибыль; выручка; валюта баланса; собственный капитал и общие затраты.
Для проведения аудита по существу аудитор решил
целесообразным применить репрезентативную выборку с комбинированным отбором,
использовать устный опрос работников проверяемого предприятия, осуществить
запросы контрагентов, проверить соблюдение установленных правил. При
использовании процедуры просмотра документов (при большом их количестве) для
значительной экономии времени с сил были применены выборочные статистические
методы.
Предприятию следует
рассмотреть следующие рекомендации:
1). Внести
изменения в графики документооборота и усилить контроль за достоверностью
сведений графика документооборота.
2). Внести
во внутренний распорядительный документ положение о составлении актов об
уничтожении на документы с истекшим сроком хранения или не подлежащие хранению.
3). Проверить
и дополнить должностные инструкции записью
об ответственности за несоблюдение правил оформления документации.
Ознакомить сотрудников с этим положением. Усилить контроль за соблюдением
правил оформления документации на тех участках, где отсутствовала соответствующая
запись в должностной инструкции.
Используя свое профессиональное
суждение аудитор пришел к выводу, что, наличие непогашенной дебиторской
задолженности свидетельствует об отвлечении части текущих активов на
кредитовании потребителей готовой продукции (работ, услуг) и прочих дебиторов. Поэтому
предприятию также необходимо организовать работу в разрезе управленческого
учета и определить причины с задержкой выплат, переоценить условия договоров с
покупателями и заказчиками, прекратить сотрудничество с неплатежеспособными
контрагентами.
Фрагмент текста работы:
Правильная
организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости
средств организации, укрепления в ней договорной и расчетной дисциплины и
улучшение ее финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная)
организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают
негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке
подвергаются все расчетные операции экономического субъекта различными приемами
и методами контроля.
Задачей
аудита состояния расчетов является исследование договорной и расчетной дисциплины,
соблюдения платежной дисциплины, состояния дебиторской задолженности
организации, экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и
точности отражения в учете расчетных и кредитных операций [6, с. 21].
При
товарообменных операциях моментом погашения дебиторской задолженности является
выполнение покупателем обязательств по отгрузке товаров. В соответствии с ПБУ
9/99 «Доходы организации» величина поступления по договорам, предусматривающим
исполнение обязательств не денежными средствами, принимается к учету по
стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией
по этим договорам. Стоимость ценностей устанавливается исходя из цены, по
которой организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности установить обычную стоимость ценностей, полученных по
договору мены, величина поступлений определяется рыночной стоимостью товаров,
переданных или подлежащих передаче. База для исчисления НДС при товарообменных
операциях определяется исходя из цены сделки в соответствии с положениями НК РФ
[1].
Одной
из самых распространенных форм не денежных расчетов с покупателями является
уступка прав требования – цессия. В данном случае при переходе прав кредитора к
другому лицу не требуется согласие должника (дебитора), если иное не
предусмотрено законом или договором. Обычно такую задолженность приобретают
организации, которые являются должниками дебитора. Это позволяет им получить
скидку от номинала долга с последующим получением полной суммы.
Соглашения
об отступном используют по сделкам купли-продажи, когда покупатель не может
погасить задолженность за товары денежными средствами, и вынужден передать продавцу свое имущество
(готовую продукцию, работы, услуги). Размер отступного может быть больше или
меньше первоначального обязательства или равняться ему. В учете операции по
договору об отступном отражаются аналогично операциям по договору мены.
Дебиторская
задолженность, подлежащая списанию, выявляется по результатам инвентаризации
обязательств. Выявленные результаты отражаются в Акте инвентаризации расчетов с
покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17).
К акту прилагают письменное обоснование, составленное в произвольной форме. На
основании этих документов руководитель издает приказ о списании долга [7, с. 72].
В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 №34н, списание
задолженности возможно в следующих случаях:
— во-первых, если она признана
нереальной к взысканию. Например, предприятие должник ликвидировано. В этом
случае у кредитора должен быть документ, свидетельствующий о том, что в
государственный реестр внесена соответствующая запись;
— во-вторых, если истек срок исковой
давности, т.е. период, в течение которого можно предъявить иск должнику, не
исполнившему обязательство. Срок исковой давности в соответствии с ГК РФ
отсчитывается с момента окончания срока исполнения обязательства и составляет
три года. Срок исковой давности может быть прерван, и после окончания перерыва
его отсчитывают заново. Перерыв возможет, если должник признал долг, т.е.
частично погасил задолженность или уплатил проценты за просрочку платежа, подписал
акт сверки взаимных расчетов, написал заявление о зачете взаимных требований и
т.п., и если , кредитор обратился с иском в суд. Однако если суд рассматривать
иск не стал, то срок исковой давности не прерывается.
Иной порядок имеет
списание дебиторской задолженности в том случае, если в соответствии с учетной
политикой создается резерв по сомнительным долгам. В современных условиях не
всегда удается взыскать дебиторскую задолженность. В результате образуется
сумма долгов, возможность погашения которой вызывает сомнение, т.е.
сомнительная задолженность.
Сомнительный долг
представляет собой не исполнение в срок обязательств по оплате, в отношении
которых отсутствуют предусмотренные законом или договором средства, обеспечивающие
для кредитора возможность удовлетворения его требования или предотвращения должником
обязательств. Кроме того, кредитор при списании долга должен быть уверен в том,
что его погашение не произойдет в течение следующих 12 месяцев.
Инвентаризация расчетов с
дебиторами заключается во взаимной сверке расчетов с предприятиями, организациями
или физическими лицами. По данным аналитического учета определяется сумма долга
по каждому дебитору и сверяется с данными учета по договорам поставки товаров
или выполнения работ и оказания услуг. Взаимная сверка расчетов оформляется актом,
содержащим результаты инвентаризации дебиторской задолженности [15, с. 446-448].
Дебиторская задолженность
возникает вследствие выдачи авансов подотчетным лицам на командировочные или
хозяйственные нужды. Для погашения полученного аванса по истечении
установленного срока подотчетные лица представляют в бухгалтерию предприятия
авансовый отчет (унифицированная форма № АО-1 утверждена постановлением
Госкомстата России от 01.08.01 №55) с приложением оправдательных документов,
подтверждающих факт и целевое использование денежных средств. На основании
авансового отчета, бухгалтерия погашает аванс (списывает с работника числящиеся
за ним подотчетные суммы), а в случае необходимости выплачивает работнику
разницу между фактически потраченными суммами и суммой аванса (перерасход).
Выданные, но не израсходованные суммы подлежат возврату.
Наиболее часть
встречающимися операциями по расчетам организаций со своими сотрудниками
являются расчеты по выдаче им займов и расчеты по возмещению ущерба,
причиненного ими организации.
Для оформления выдачи
займа в соответствии с правилами, установленными ГК РФ, с работниками должен
быть заключен договор займа. В договоре определяется сумма займа, срок, на
который он выдается, а также порядок возврата денег. Отражение ущерба в первую
очередь зависит от того. Как оформлены отношения между организацией и
работником: с работником заключен трудовой договор – ущерб возмещается в
соответствии с ТК РФ; работник не является штатным сотрудником и работает по
договору гражданско-правового характера – ущерб возмещается в соответствии с ГК
РФ.
Нередко у сторон. Которые
участвуют в сделке, возникают претензии
друг к другу. Объектами претензий могут быть поставка некачественного
товара, несвоевременная поставка товара и т.п. Если в договоре предусмотрено,
что возникающие споры решаются в досудебном порядке, то предъявление претензий
обязательно. Претензия должна быть составлена в письменной форме в двух экземплярах,
факт передачи претензии должен быть документально подтвержден. Пострадавшая
сторона должна указать в претензии, какие условия сделки нарушила другая
сторона, и предъявить к ней соответствующие требования [20, с. 204].
При проверке расчетных
операций аудитор должен учитывать особенности отдельных организаций,
использующих рабочие (упрощенные) планы счетов и упрощенные формы
бухгалтерского учета, — например, предприятий малого бизнеса, фермерских
хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и др.
По каждой из
перечисленных групп расчетов (до проведения документальной проверки)
целесообразно сначала выявить их наличие, соответствие данных бухгалтерского
учета и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и
характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного
погашения задолженности и укрепления расчетно-платежной дисциплины определяются
посредством проведения фактического и документального контроля.
Проверку состояния
расчетов рекомендуется начинать (по мере необходимости) с инвентаризации
расчетов или с анализа материалов инвентаризации, если они имеются к моменту
проведения проверки. В процессе такой проверки необходимо установить: нет ли
пропуска сроков исковой давности по расчетам с дебиторами, реальность, причины
и виновность лиц в пропуске сроков исковой давности; тождество расчета с
банками, подразделениями организации, вышестоящими органами, с бюджетом,
внебюджетными фондами; правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм
задолженности по недостачам и хищениям и меры, принятые к взысканию этой
задолженности; правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а
также числящихся на балансе сумм других задолженностей; достоверность
предъявленных к дебиторам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обязательствами,
предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судебном порядке [4, с.
181].
Аналитические
исследования материалов инвентаризации расчетов даст аудитору возможность
сосредоточить внимание на более тщательной проверке тех расчетных операций, где
выявлены: отсутствие внутреннего контроля; расхождения; неувязки; сомнительность
законности или реальности операций.