Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Аудиальные средства изображения мужского и женского голоса (на материале романа И. Гончарова «Обрыв»).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЧЬ ГЕРОЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Роман И. Гончарова «Обрыв» как культурный феномен 6
1.2. Речь героя как средство изображения индивидуальной картины мира 7
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 14
2.1. Женские и мужские образы романа и их интерпретация (на примере диалогической речи, внутренней речи и собственно-прямой речи литературного героя) 14
2.2. Молчание как коммуникативный жест 18
2.3. Диалоги как форма общения в романе 23
2.4. Особенности речи женских и мужских персонажей и авторская модальность в романе И. Гончарова «Обрыв» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

  

Введение:

 

«Обрыв» – роман писателя И.А. Гончарова, который был написан в 1869 году. «Обрыв» — это заключительная часть «трилогии». Интересным представляется то, что в представленном романе автор критикует идеологические принципы революционного нигилизма. Первая публикация «Обрыва» состоялась в журнале «Вестник Европы» в 1869 году. А уже позднее, в 1870 году, вышло первое отдельное издание.
Название романа является очень символичным. Практически каждый герой произведения особым образом находит свой обрыв, с которого он срывается. В романе «Обрыв» Гончаров в том числе критикует идеи революционного нигилизма, при этом актуально отражая социальные темы своего времени, а именно: отношения между богатыми и бедными, противоречия политического характера. И все это переплетено, соответственно, с судьбами других людей.
Гончаров чрезвычайно лояльно описывал образы героев. Поэтому авторская позиция выражалась на уровне символов, но при этом достаточно точно и понятно. Эта позиция прослеживается в описании героев, в ситуациях речевого взаимодействия.
Не так важно, какой вид речи использован автором в каждом конкретном случае. Основным является то, что любая речь имеет такие характерологические свойства, по которым представляется возможным непосредственно узнать о человеке, который ее произносит. Речь – это одна из характеристик героев литературного текста.
Возможно определить речевую манеру человека, в частности, его владение языком (языковая игра), личностные особенности, можно выстроить языковую картину мира персонажа. Важно то, насколько полно мы можем составить его речевой портрет, представляя речь как предмет исследования.
Вопрос о создании речевого портрета героя достаточно прочно закрепился в литературоведении и языкознании, более того, это стало отдельным направлением изучения личности с позиции языка. При этом интерес к исследованию портретов речи человека особенно проявляется в ХХ веке.
Тогда к этому вопросу обращаются многие языковеды, такие как С.В. Леорда, М.В. Панов, Г.Г. Матвеева и многие другие. И, как и многие языковые направления, изучение речевого портрета начиналось с фонетического принципа описания речи.
В итоге, основными критериями составления речевого портрета личности стали все же синтаксис и лексика, а само понятие речевого портрета постоянно расширяется.
Речь героя в настоящее время – это аудиальное средство изображения образов. Мы полагаем, что исследование данной темы дает нам возможность соединить изучение литературного текста с аудиальными средствами и образами героев.
Актуальность работы заключается в том, что прием составления речевых портретов литературных героев недостаточно исследован в настоящее время, хотя, по нашему мнению, он является в настоящее время перспективным.
Объект данной работы: роман «Обрыв» И. Гончарова.
Предмет исследования: речь героев романа «Обрыв» И. Гончарова.
Цель исследования: определить особенности речи мужских и женских образов в романе «Обрыв» И. Гончарова.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
— изучить роман И. Гончарова «Обрыв» как культурный феномен;
— рассмотреть речь героя как средство изображения индивидуальной картины мира;
— изучить женские и мужские образы романа и их интерпретацию;
— представить молчание как коммуникативный жест;
— определить диалоги как форму общения в романе;
— выявить особенности речи женских и мужских персонажей и авторскую модальность в романе И. Гончарова «Обрыв».
Методы исследования:
— теоретические – анализ, синтез, обобщение;
— практические – дискурс-анализ.
Степень исследованности темы. Проблематика данного исследования поднималась в работах следующих авторов: Е.Н. Байбулатовой, Ю.Ю. Воронцовой, Л.С. Выготского, Л.Я. Гинсбурга, Т.Н. Колокольцевой, В.В. Красных, В.Г. Локтионовой, Н.Н. Меньковой, О.М. Скибиной, И.В. Трещалиной, В.А. Юзифовича и других исследователей.
Структура исследования. В данном исследовании присутствует введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиография.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании были решены следующие задачи:
— изучен роман И. Гончарова «Обрыв» как культурный феномен;
— рассмотрена речь героя как средство изображения индивидуальной картины мира;
— изучены женские и мужские образы романа и их интерпретацию;
— представлено молчание как коммуникативный жест;
— определены диалоги как форму общения в романе;
— выявлена речь женского и мужского персонажей и авторская модальность в романе И. Гончарова «Обрыв».
Речь героя в современном научном дискурсе рассматривается как основное средство демонстрации характерологических особенностей в образах героев. В частности, обращается внимание на то, что речь позволяет определить и внешнее пространство, и внутреннюю составляющую характеров героев, их особенности и характер. Соответственно, аудиовизуальные средства изображения – это основа передачи образов героев литературного произведения.
В произведении Гончарова женские и мужские образы переданы достаточно точно и понятно, о чем можно судить по диалогам, монологам и внутренней речи. Женские и мужские образы в романе Гончарова «Обрыв» — это иллюстрация в том числе и авторского мировоззрения, то есть авторской мысли, которую должен понять читатель.
Также мы выявили, что молчание в произведении Гончарова «Обрыв» является коммуникативно нагруженным. Гончаров в романе раскрывал посредством речи мысли героев, показывал причины молчания. В романе очень много диалогов, и они передают динамику произведения.
Эволюция диалога при этом совершенно точно отражает эволюцию жанра, сюжета, конфликта в творчестве писателя. Авторская модальность выражена в речи мужских и женских образов.
Таким образом, задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РЕЧЬ ГЕРОЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Роман И. Гончарова «Обрыв» как культурный феномен

Интересно обратить внимание на то, что в романе И. Гончаров не просто проводит глубокий анализ характеров людей и их мировоззренческих позиций, он активно ищет тот идеальный образ, который отражает красоту человеческой души. Данная красота демонстрирует любовь в разных ее проявлениях.
Именно с этим можно связать то, что все главные герои проверяются именно любовью. Красной нитью романа является оценка того, какой именно должна быть любовь. Так, следует обратить внимание на то, что Райскому как главному герою отведено одно из ключевых мест в романе, на основании чего он оценивает других героев «Обрыва».
Важно обратить внимание на то, что в своем романе Гончаров сконцентрировал свое внимание непосредственно на пробуждении сознания героев.
Кроме того, важным аспектом данного романа является то, что намечено три центральных типа пробуждения сознания. Это было воплощено в трех образах: бабушка, Райский, Вера. Можно назвать данных персонажей структурообразующими. У них действительно очень важная роль, их образы передают сущность человеческих отношений. Обратим внимание еще и на то, что в романе Гончаров преследовал следующие задачи: он хотел изобразить сложность отношений героев, а также особенности проявления натуры художника в искусстве и жизни.
Райский представляется как человек эстетического мировоззрения, на основании чего следует сказать о том, что цель его жизни заключается в поиске и передаче красоты мира. Являясь натурой целостной, Райский проводит самоанализ в течение романа, причем автор позиционирует и собственную модальность в отношениях с героями.
Любопытно, что Марк Волохов, к примеру, считает Райского неудачником. В свою очередь, Гончаров любит Райского и достаточно сильно сочувствует ему, предпринимая попытки к его спасению, проводя его через нравственные испытания. Однако все попытки исправить его являются тщетными, и, соответственно, Райского изменить возможным не представлялось. Достаточно часто при раскрытии характеров автор описывает детство героя. По мнению автора, каждая судьба имеет свою предысторию, идущую из детства.
В целом, акцентируем внимание на том, что Райский позиционируется и как «актер», и как «гордец», и как «эгоист». У автора сформировано достаточно отчетливое мировоззрение, которое воплощается как в общем замысле, так в образах героев, через монологическую, диалогическую и внутреннюю речь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы