Курсовая с практикой на тему Арт-терапия театральной студии как метод раскрытия и самоидентификации личности подростка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения возможностей использования арт — терапии при работе c подростками 5
1.1 Социализация личности подростка 5
1.2. Арт-терапевтические методы в работе с подростками 9
2. Экспериментальное изучение возможностей использования самовыражения личности подростка 17
2.1. Особенности организации и методы исследования 17
2.2. Описание системы занятий с использованием арт-терапии 25
Заключение 32
Список литературы: 35
Введение:
Арт – терапия в области искусства, является одним из средств социализации детей, благодаря которому ребенку предоставляется возможность максимального раскрытия и развития потенциальных способностей. Именно дополнительное образование предлагает разнообразные пути выхода из сложных жизненных, предоставляющее возможность самостоятельного выбора (иногда подбора сопровождающими взрослыми) той или иной направленности и формы деятельности, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортно.
В качестве приоритетных задач применения арт-терапии при этом могут выступать коррекция девиантного поведения и эмоциональных расстройств у детей и подростков, профилактика поведенческих и эмоциональных нарушений, аддикций и нарушений школьной адаптации, содействие более гармоничному, всестороннему развитию личности учащихся, тесно связанное с задачами психопрофилактики, а также профилактики экстремизма и насилия в обществе, достижение более высокого уровня их психосоциальной адаптации, и т. д.
Арт-терапия сама по себе не призвана решать воспитательно-образовательные задачи, но может содействовать их решению путем устранения либо смягчения психологических личностных отклонений у учащихся, а также нейтрализации и коррекции некоторых патогенных внутрисемейных влияний на личность учащихся.
Выдвижение вышеперечисленных задач в качестве приоритетных отличает арт-терапию как систему лечебно-коррекционных и профилактических воздействий от художественной педагогики, с одной стороны, и различных инновационных образовательных технологий, использующих творческое самовыражение учащихся в качестве средства повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса, с другой стороны. Несмотря на то, что форма и даже содержание творческой деятельности во время арт-терапевтических занятий и в процессе обучения нередко характеризуются значительным сходством, условия и направленность арт-терапевтического и образовательного процессов все же различны. Они по-разному влияют на психологические структуры учащихся и обусловливают разную психическую динамику.
Объект исследования: процесс влияния арт – терапии на самоидентификацию личности подростка в условиях культурно – досуговой деятельности.
Предмет исследования: арт –терапия как инструмент социализации в рамках деятельности театральной школы.
Цель исследования: выявить специфику реальных технологий арт –терапии в процессах самоидентификации и социализации личности подростка для разработки социального проекта «театр вне событий»
Задачи:
1. Изучить теоретические возможностей использования арт — терапии при работе c подростками
2. Рассмотреть арт – терапию в рамках деятельности театральной студии как эффективный инструмент социализации подростка.
3. Выявить особенности процесса самоидентификации личности подростка в результате занятий в детской театральной школы г.Краснодара.
4. Разработать систему занятий с использованием арт-терапии способствующей социализации подростка.
База исследования: Детская театральная школа г. Краснодар.
Заключение:
Принципиально важной и приоритетной задачей общества является укрепление психологического, физиологического, духовного здоровья, обеспечение полноценного образования и гармоничного развития личности. В связи с этим, постоянно возрастающая потребность в психотерапии побуждает к открытию и рассмотрению новых, более совершенных и, на практике доказывающих свою эффективность, методов. Это обуславливает актуальность и практическую значимость исследования. Целью данной работы выявить специфику реальных технологий арт –терапии в процессах самоидентификации и социализации личности подростка для разработки социального проекта «театр вне событий».
На сегодняшний день тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное по отношению к взрослым поведение, в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. На данный момент существует множество видов психотерапии и, среди этого многообразия, можно выделить те из них, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор. Терапия творчеством — известный в мире психотерапевтический прием. Способностью к творчеству человек отличается и от животного, и от самого совершенного робота. Терапия творческим самовыражением отвечает духу сегодняшней общественной жизни [4].
Терапия искусством или «арт-терапия» — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов, создает условия психологической ориентации в меняющейся реальности. Арт – терапия может быть представлена по средствам искусства художественного, музыкального, театрального и пр. В театральное искусство изначально заложен психотерапевтический элемент, инициируемый творчеством, креативностью и свободой самовыражения. Задолго до возникновения психологической науки было замечено, что театральное действие обладает способностью захватывать человеческие души, изменять психическую реальность.
В процессе действия пробуждаются подсознательные импульсы, реакции, фантазия. Зритель сопереживает персонажу, отождествляет себя с ним, создается иллюзия переноса — ситуация проживается во внутреннем плане и происходит мобилизация ресурсов для дальнейшей реальной жизни. Такой взгляд на театральное действие соответствует психоаналитическому подходу [5]. Н. Евреинов впервые связывает психоанализ с театром, функцией которого является жестокость, посредством художественного образа воздействующая на зрителя, и игрой актера, посредством которой тайные подавленные желания зрителя выявляются и сублимируются. Определив новое понятие «театротерапия» формулой «Театр лечит актера, театр лечит и публику», Н. Евреинов справедливо утверждает, что «театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться» [3].
В психодраме синтезируются драматические средства и достижения современной психологии [1]. Следует отметить, что при этом, не требуется умение профессиональной игры на сцене, а само действие, организованное на подобие театрального, является терапевтическим. Театр – это отражение нашей жизни. Подобно тому, как театральный режиссёр создает спектакль, каждый из нас является режиссёром театра своей жизни. Театральное искусство для человека может стать настоящим спасением от страха перед окружающим миром — а ведь именно страх, как считают многие психологи, лежит в основе агрессии и насилия. Театральные постановки с участием детей, метод психодрамы, где обучения сценическим движениям и пластики призваны помочь детям раскрыть себя, становиться увереннее в себе, учиться общаться, примерять и перенимать положительные качества своих героев, формируя основы будущей личности. Роль способна менять разрушительные установки, учить новым конструктивным способам взаимодействия с окружающим миром.
Нами была выделена группа детей 12 – 13 лет, в количестве 22 человек. В начале работы с детьми, с целью выявления эмоциональной сферы ребёнка, были проведены такие проективные методики. Анализ проективных методик у детей представляет собой один из важнейших приемов диагностики отклонений в их развитии и поведении.
Далее, было разработан социального проекта «Театр вне событий». В целом благодаря данному арт-проекту «Театр вне событий» у подростков обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения, улучшение отношение со сверстниками, появляется приподнятость настроения и повышается самооценка.
На основе проведенного эмпирического исследования, можно заключить, что благодаря методам арт-терапии ребенок легче адаптируется в новых для него условиях и быстрее принимает сложившуюся ситуацию; арттерапии позволяет ребенку наладить контакт со всеми, кто его окружает, он раскрывает в себе новые таланты и приобретает мотивацию к обучению. Таким образом, использование арт-терапевтических методов в социальных организациях необходимо. Применяя арт-терапевтические методы, можно лучше понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как этот метод не имеет ограничений, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сблизиться с окружающими; служит способом освобождения от сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности; стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы самоизменения. Все это позволяет говорить о перспективности арт-терапевтических методов в социальной работе с детьми.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты изучения возможностей использования арт — терапии при работе c подростками
1.1 Социализация личности подростка
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит их представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам [4].
Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся по своему характеру [13].
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.
Понятие «самоактуализация» в узком смысле означает практические аспекты сознательной целенаправленной деятельности человека в мире действительности, направленной на практическое осуществление своих жизненных планов. Родственное понятие «самореализация» означает формирование человеком концепции своего будущего, подготовку им жизненных планов, разработку стратегии и тактики их осуществления.
В отечественной психологии понимание самоактуализации вытекает из идей личностного саморазвития и динамической концепции личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, Д.А.Леонтьев и др.). В зарубежной психологии самоактуализация рассматривается в русле экзистенциальных, гуманистических, феноменологических концепций личности, представляя собой, по сути, основу гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт)