Русское искусство первой половины 19 века Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Аристократический портрет первой половины 19 века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности аристократического портрета России в начале XIX века 9
1.1. Понятие «аристократический портрет» 9
1.2. Портреты русской аристократии начала XIX века…………………. 11
Глава 2. Влияние английской школы портретной живописи на развитие русского аристократического портрета………………………………………..14
2.1.Проявление интереса России к портретному искусству Англии 14
2.2.Сентиментализм и романтизм как общие стили в портретном искусстве Англии и России 20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных информационных источников ……………………..28

  

Введение:

 

Актуальность темы. Изучение русского аристократического портрета начала XIX века является актуальной задачей в связи с тем, что именно в это время русский портрет достиг величайшего расцвета. Золотым веком по праву называют и русскую живопись.
Расцвет русской живописи и, в частности, портретной живописи определила Академия художеств Санкт-Петербурга. Здание Академии художеств по сей день является украшением одной из Санкт-Петербургских набережных. Покой здания стерегут два сфинкса, привезённые из Египта. В нём помещается Петербургская академия художеств, которая теперь называется Институтом живописи, скульптуры и архитектуры. Она по праву считается колыбелью русского изобразительного искусства, снискавшего заслуженную славу во всём мире.
Академия художеств в Санкт-Петербурге была основана фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, Иваном Ивановичем Шуваловым (1727-1797). Он был видным российским государственным деятелем и меценатом XVIII века. Будучи знатным и состоятельным человеком И.И.Шувалов использовал своё высокое положение и богатство на пользу России. Встав у истоков Московского университета, который носит имя М.В.Ломоносова, он выступил с инициативой создания учебного заведения, призванного готовить мастеров в основных видах изобразительного искусства.
Петербургская академия художеств первоначально размещалась в его особняке на Садовой улице. Началом ее работы стал 1758 год, что почти на десять лет раньше, чем это было сделано в Англии. Финансировал Академию из личных средств сам И.И.Шувалов, поскольку средств было выделено недостаточно. Столь заинтересован Иван Иванович был в ее работе. Кроме того, за свои деньги он выписал из-за границы лучших педагогов и подарил академии принадлежавшую ему коллекцию картин и книг, которые были необходимы студентам, ставшие затем музеем и библиотекой академии.
Работа Академии художеств и строительство ее нового здания связано с человеком, который оставил заметный след в истории отечественной культуры. Это выдающийся русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772), который отдал академии много времени и сил. Совместно с проф. Ж. Б. М. Валленом-Деламотом они разработали проект здания, в которое переселилась академия. Он же стал директором, затем профессором и ректором. Здание академии уникально. Оно и по сей день является украшением одной из Санкт-Петербургских набережных, а его покой стерегут два сфинкса, привезённые из Египта [27].
Петербургская академия художеств с момента её создания играла важнейшую роль в развитии российской культуры. Работа по подготовке специалистов художественного ремесла была поставлена в ней серьёзно, о чем свидетельствует факт, что в XVIII веке обучение продолжалось в течение пятнадцати лет. Лучшие выпускники посылались за казённый счёт на стажировку за границу, преимущественно в Италию и Францию.
В Академии художеств учились и женщины. В Екатерининскую эпоху Первой женщиной-академиком Петербургской академии художеств стала ученица французского скульптора Этьена Фальконе – Мари-Анна Колло. Она участвовала в проекте по созданию знаменитого «Медного всадника». Ею была выполнена голова царя, ставшая одним из лучших скульптурных портретов Петра Великого. Екатерина П, восхищённая её работой, повелела назначить Мари-Анне Колло пожизненную пенсию.
Высокое и почётное звание заслужила в России конца XVIII века замечательная художница, приехавшая из революционной Франции, где ее могли преследовать за близость к Марии-Антуанетте. Это Э. Виже-Лебрен, известная как одна из лучших портретистов своего времени. Звание академика Петербургской академии художеств, присуждалось лишь выпускникам. Виже-Лебрен получила громкий титул почётного вольного общника, которого удостаивались в то время выдающиеся художники, получившие образование за рубежом [1].
В академии изучались живопись, графика, ваяние и архитектура. Студенты, ранее обучавшиеся единой группой, делились на классы в соответствии с будущей специализацией – живописью, гравированием, скульптурой или зодчеством. В каждом из этих трёх высших разделов учились по три года. Обучение в академии продолжалось девять лет, а вместе с шестью годами, проведёнными в Воспитательном училище, все обучение составляло пятнадцать лет.
В середине XIX века закрыли Воспитательное училище. И тогда срок обучения значительно сократился. Академия художеств в Санкт-Петербурге по образцу подобных ей европейских учебных заведений выпускала из своих стен не только профессионально подготовленных специалистов в различных областях искусства, но и широко образованных людей, получивших отличное образование. Многие из них стали гордостью российского искусства, а их работы стали известны всему миру.
В ХIX столетии Петербургская академия художеств академию возглавил представитель известного в России рода меценат, граф А. С.Строганов Он осуществил ряд реформ, в результате которых были созданы реставрационный и медальерный классы, а также на определённых условиях допущены к обучению крепостные. Так были созданы предпосылки создания национальной художественной школы, что имело огромное значение для развития культуры и искусства России, развитию одаренных людей [27].
Цели и задачи работы. Целью работы являлось рассмотреть и проанализировать особенности аристократического портрета России в начале XIX века.
Задачи работы состояли в следующем:
1.Выявить, можно ли применить к русской истории портрета термин можно ли применить к русской истории портрета термин аристократического портрета начала XIX века.
2. Проанализировать нормы английского портрета.
3. Ответить на вопрос: применимы ли эти нормы к русскому портрету.
После Отечественной войны 1812 года в России начался мощный патриотический подъем. Его результатом стал расцвет литературы и других видов художественного творчества, который получил название «Золотой век русского искусства». Русская портретная живопись начала XIX века интересна тем, что искусство живописи России именно в это время достигло небывалых высот. Благодаря мастерству художников-портретистов нам известно, как выглядели в жизни замечательные люди начала XIX века: полководцы, ученые, меценаты, русские женщины – аристократки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Несмотря на то, что степень знакомства России с культурой европейских стран в XVI-XVII веках была существенно большей, чем это принято считать, петровские реформы остаются переломным этапом в истории отношения России к западной культуре. С петровского времени начинается активное освоение понятий европейской культуры Нового времени, «ускоренное» обучение, в ходе которого России пришлось примерно за полвека освоить достижения нескольких столетий истории Запада.
Поворот в поведении и политике молодого царя Петра Алексеевича может быть обозначен его участием в «Великом посольстве» 1697–1698 года. Культурные связи России с европейскими странами становятся в XVIII веке значительно более активными. Больше иностранцев приезжает в Россию, и существенно больше русских студентов едет за границу на обучение. Однако не все страны сразу приобретают равное значение. Связи с Великобританией в первой половине XIX века носят в большей мере научный (преподаватели, академики, ученые), технико-практический (врачи, оружейники, строители) и коммерческий характер (купцы. промышленники). Художников, архитекторов и литераторов среди британцев, живущих в России в начале XVIII века, практически нет. Они были нужны у себя дома, имели много заказов у себя на родине.
В XVIII веке происходит рождение английской художественной школы. Это имеет большое значение как появление нового на европейском континенте, в котором в течение большей части столетия преобладала вычурная французская мода, но и работали умелые итальянские мастера.
Здесь можно заметить определенную параллель в развитии культуры и искусства России и Англии. Так обе страны отстают от процесса смены европейских стилей. Но именно это и позволяет им сохранить национальное своеобразие. Для России этот разрыв существенно шире, тем большее расстояние приходится ей преодолеть на протяжении XVIII века. И Россия это расстояние преодолевает. Уже к началу XIX века портретная живопись отражала естественность изображаемых людей, выразительность эмоций, поз, жестов. Время романтизма стало пиком увлечения Англией в России. Дальнейшие культурные контакты не менее многочисленны, но хуже изучены.
Большая часть художников России, выезжая за границу, посещали Италию и Францию. В Англии художники появлялись не часто. Но известно, что И.Айвазовский и В.Перов Англию посетили. Павел Федотов не был в Англии, но его искусство тесно связано с творчеством Уильяма Хогарта, у которого он учился, перенимая его мастерство комической сцены, внимательно всматриваясь в его работы. Для российского искусства это были новаторские работы. Направление работ этих замечательных художников нельзя отделить от романтической и сентиментальной живописи, что в них особенно привлекательно.
Но время делало свое дело, и английские мастера живописи серьезно заявили о себе всему миру. Изучение опыта лондонской Национальной портретной галереи побудило П.М.Третьякова собрать в Третьяковке коллекцию портретов великих деятелей русской культуры, что и было сделано. Над этим проектом трудились выходцы из Академии художеств и Московского училища живописи ваяния и зодчества. В 2016 году в рамках совместного проекта галереи-ровесницы на время обменялись своими сокровищами. В Лондон были отправлены портреты, выполненные великими русскими мастерами, а в Москву прибыло 49 экспонатов выставки «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи, Лондон» [26]. Появление на выставке прижизненного портрета Уильяма Шекспира, интерес к которому в России огромен, – большая удача для московского зрителя. Это самый первый и один из наиболее ценных экспонатов лондонской галереи, и он практически никогда не покидал ее стен.
Творчество замечательных русских художников начала XIX века испытало влияние лучших образцов английских мастеров живописи. Влияние их самих распространялось не только на коллег, но и на общество того времени, побуждающее к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствует справедливость, добро и понимание. Сотрудничество, которое обогащает обе его стороны, залог прогресса в мире. Оно дает Веру в то, что мир на Земле возможен и должен быть.
Целью нашей работы являлся анализ особенностей и видов аристократического портрета России в начале XIX века.
В качестве задач работы являлись: Выявление того, можно ли применить к русской истории портрета термин аристократического портрета начала XIX века и анализ нормы английского портрета и его соответствия отечественному портрету.
В нашей работе были рассмотрены вопросы, связанные с деятельностью академии художеств и анализ творчества выдающихся портретистов – выпускников академии, работы которых являются достижением русской школы живописного портрета. Было отмечено, что в искусствоведческой литературе отсутствует термин «Аристократический портрет», но выставка, организованная историческим музеем, имеющая соответствующее название, может закрепить этот термин, который будет использоваться в анализе портретной живописи.
Анализ выдающихся работ отечественной портретной живописи начала ХIX века и особенностей английского портрета показал, что нормы, установленные для портретной живописи Англии, вполне соответствуют и нормам отечественной портретной живописи.
Таким образом, цели и задачи нашей работы были достигнуты.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности аристократического портрета
России в начале XIX века

1.1. Понятие «аристократический портрет»

Аристократический портрет – это интересное направление искусства русской живописи. Фотографии еще не было, а богатые и знатные люди хотели запечатлеть портреты своих близких, сохранить память о них. Художники-мастера запечатлели не только аристократов по происхождению, но и аристократов духа – выдающихся ученых, писателей, поэтов, художников.
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Существует несколько видов портрета, например, исторический, портрет-картина, портрет – тип личности, парадный, семейный и т.д.
Среди описанных искусствоведами портретных жанров есть и костюмированный, аллегорический и т.д., но жанра «аристократический портрет» нет. Однако, значимая часть коллекции Государственного исторического музея стала называться «Аристократический портрет» и под таким названием с 27 февраля в Историческом музее открылась выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» [26]. И с этого времени название «Аристократический портрет», по-видимому, и войдет в историю живописи. И с этим уже нельзя не считаться.
Богатство собрания Исторического музея позволяет окунуться в прошлое, в «историю в лицах» и в магию замечательных художественных образов русских аристократов. Галерея из 120 живописных портретов, представленных на выставке, была сформирована из родовых портретных галерей князей Куракиных, Голицыных, Барятинских, Шаховских, Долгоруковых, Нарышкиных, Глебовых‐Стрешневых и других представителей дворянского сословия. Среди авторов произведений: выдающиеся отечественные мастера: Ф. С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин и др.
На выставке представлены уникальные портреты, например портрет графа С.П. Зубова работы Дж.Больдини, а также копии высокого качества с несохранившихся портретов четы графов Салтыковых по оригиналу Л.Э. Виже‐Лебрен, портрет графа К.Г. Разумовского по оригиналу П. Ротари.
На выставке можно увидеть серию портретов семьи князей Шаховских‐Голынских художника Ф. А. Тулова. На выставке представлен портрет графа А. П. Бестужева‐Рюмина. Это единственная известная работа портретиста И. Родионова, что будет особенно интересно, поскольку экспозиция еще и сопровождается видеорядом с этапами реставрации этого редкого портрета русской школы живописи. Музейная коллекция содержит еще и фотографии усадебных интерьеров и изысканными скульптурными портретами, соответствующих времен.
Так, что если в лексиконе искусствоведов до сих пор отсутствовало понятии «Аристократический портрет» в качестве предмета эстетического исследования, то с выставки портретной галереи Исторического музея это понятие может найти свое место в искусствоведческих работах. Тем более, что всем понятно, о ком идет речь. Многие аристократические семьи, семьи высшей знати Российской империи, часто заказывали художникам портреты своих близких, семейные портреты, которые традиционно украшали классические интерьеры их богатых дворцов. Аристократия в России вызывает интерес не только соотечественников, но и зарубежных исследователей. Аристократы совершали подвиги, честно служили Отечеству, отличались благородством поступков и добродетельностью в оказании помощи бедным и сиротам. Существует понятие «аристократ духа». И такие люди в России были. Недаром один из европейских писателей написал о русских аристократах такие слова: «Он был блестящ и образован, как русский князь».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы