История искусств и дизайна Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Архитектура барокко Санкт-Петербурга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1. Барокко в мировой архитектуре 5
1.2. Русское барокко 9
Глава 2. Анализ основных архитектурных ансамблей Санкт –Петербурга 17
2.1. Летний дворец Петра I 17
2.2.Петропавловский собор 21
2.3. Меншиковский дворец 25
2.4. Церковь Симеона и Анны 26
2.5. Сампсониевский собор 27
2.6. Зимний дворец 28
2.7. Большой Екатерининский дворец 29
2.8.Смольный собор 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34

 

  

Введение:

 

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях.
В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина:
1) от итальянского “baruecco” — жемчужина неправильной формы;
2) “baroco” — одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
3) от итальянского “barocco” — грубый, неуклюжий, фальшивый.
Цель – охарактеризовать архитектуру барокко Санкт-Петербурга.
Задачи данной работы следующие:
Рассмотреть роль барокко в мировой архитектуре.
Изучить специфические черты русского барокко.
Раскрыть сущность пятиглавых храмов в архитектуре русского барокко.
Предмет – стиль барокко в архитектуре.
Объект – архитектура эпохи барокко Санкт-Петербурга.
В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
В 50е годы XIX в. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.
В 80е годы XIX в. происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.
В 20е годы XX в. происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв — XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:
1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;
2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;
3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;
4. Динамика, импульсивность;
5. Декоративность, живописность, излишество элементов…
В тоже время, барокко подготовило новую эпоху — эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля…)
Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко — залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание — вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.
С монастырями России связано много в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви — там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали. Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни, и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей и потребностей верующих, но «духовно — историческими центрами», они составляли как бы камни в основании здания русского государства.
Архитектурный стиль барокко начал формироваться в России в конце XVII века и достиг своего апогея на русской почве именно в имперской столице. Первыми представителями этого течения в нашем городе стали выдающиеся зодчие Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон и Джованни Мария Фонтана, которых Пётр специально «выписывал» из-за границы.
Основные черты барокко — это симметрия уравновешенность, использование ярких цветов при покраске фасадов, праздничность и даже выставленная напоказ роскошь.
Если при Петре и Анне Иоанновне русское барокко было довольно скромным, то веселая императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, сполна воплотила в архитектуре любовь к удовольствиям и развлечениям. Ее главным архитектором был Франческо Бартоломео Растрелли, который тяготел к исполинским масштабам, пышности внутреннего убранства и обильному использованию позолоты. В интерьерах елизаветинского правления использовались фантастические мотивы, обилие вычурных лепных и резных украшений, массивных зеркал и предметов, выполненных из хрусталя.
Петровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Барокко в мировой архитектуре
Художественный стиль барокко зародился в конце 16 века в Италии. Историю названия связывают с португальскими моряками, которые словом barocco обозначали бракованные жемчужины неправильной формы. Итальянцы охотно переняли термин, объединив им вычурные и странные проявления нового культурного течения [5,с.54].
Возникновение барокко связывают с угасанием эпохи Ренессанса: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на борьбе разума и чувств. Отныне в центре их внимания – силы стихий, экспрессия, мистицизм.
В течение 17-18 веков барокко в архитектуре, искусстве и музыке широко распространилось по Европе и Америке, пришло в Россию. Расцвет стиля совпал с укреплением абсолютных монархий, освоением колоний, усилением католицизма. Логично, что и в градостроительстве он проявился масштабностью и монументальностью [8,с.112].
Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при возведении городских дворцов, резиденций, монастырей. Архитектурные решения придворных зодчих подчинены одной идее: удивлять и восхищать.
Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.
В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы [5,с.54].
Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе.
Части ордера (база, антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм [12,с.90].
К основным чертам барокко относят также чрезмерное украшательство, дававшее немало поводов для обвинений в безвкусице.
Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами. Стремление к гигантизму проявляется в тяжеловесной мебели, огромных шкафах, лестницах. Если говорить о барокко кратко, то это стиль излишеств. За счет чередования освещенных и затененных зон, настраиваемого бокового освещения мастера создавали оптические эффекты расширения пространства. Золотистые, голубые, розовые цвета задавали торжественную атмосферу.
Наше описание стиля барокко было бы неполным без акцента на союз построек с прилегающей территорией: городской площадью, парком, садом. Это была прогрессивная тенденция, здания стали восприниматься единым целым с ландшафтом: отныне фонтаны, скульптурные композиции, разбитые дорожки и газоны – полноправная часть дворцовых ансамблей [5,с.54].
Барочные фасады активно оформляют колоннами, объемным крупным рельефом, фронтонами лучкового типа.
Богато отделанные наличники обязательно оснащены замковым камнем. Окна выполняются в виде овалов, полусфер, прямоугольных проемов. Вместо колонн для поддержки балочных перекрытий, балюстрад и сводов крыши устанавливают статуи кариатид и атлантов.
Монументальные скульптурные композиции – один из характерных элементов стиля.
Поза и выражение лица мифологических и библейских фигур передают эмоциональное напряжение, драматизм сюжета, что отвечает концепции сложного устройства мира и человеческих страстей.
Традиционные барочные орнаменты включают арабески, гирлянды, раковины, картуши, цветочные вазы, рога изобилия, музыкальные инструменты.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы